Исполнение решений ВВУИО в Содружестве Независимых Государств: результаты экспертного анализа
T.В. Ершова

Исполнение решений ВВУИО в Содружестве Независимых Государств: результаты экспертного анализа


Выпуск этого номера журнала приурочен к юбилею: в конце 2016 года исполнится четверть века Содружеству Независимых государств – международному договору, призванному регулировать добровольные отношения сотрудничества между государствами, некогда входившими в состав СССР.

Государства - участники СНГ активно участвуют в процессах формирования информационного общества как на национальном, так и на глобальном уровне. Большинство из них внесли свой вклад в подготовку и проведение инициированной ООН Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), которая прошла в два этапа с декабря 2003 по ноябрь 2005 г. в Женеве и Тунисе и существенно повлияла на процессы развития информационного общества во всем мире.

После принятия ключевых документов ВВУИО – Декларации принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», Плана действий ВВУИО, Тунисского обязательства и Тунисской программы для информационного общества – в странах Содружества началась интенсивная работа по подготовке стратегических и программных документов, направленных на широкомасштабное использование ИКТ для социально-экономического развития. Благодаря этому в регионе реализуется целенаправленная политика по развитию информационного общества, что привело к значительному росту доступности ИКТ в последние годы. Особенно это касается беспроводных сетей, которые в настоящее время охватывают почти все сообщества, а также мобильной связи, число абонентов которой превышает количество населения. В регионе создана достаточно развитая информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура, достигнуты значительные успехи в компьютеризации домохозяйств и доступности интернета. Благодаря компьютерам, беспроводным сетям и мобильным устройствам становятся все более и более многочисленными и доступными услуги, которые можно получить онлайн, в том числе государственные услуги в электронной форме.

Успешному решению задач развития информационного общества на национальном уровне способствует эффективное межгосударственное сотрудничество, реализация решений и соглашений, принятых в рамках СНГ. Принятие Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 года, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 28 сентября 2012 года, послужило важным фактором развития кооперации в области использования ИКТ. Совместная работа в рамках реализации Стратегии и Плана действий позволяет обмениваться успешным опытом, вырабатывать согласованные подходы к формированию ИКТ-инфраструктуры, внедрению современных приложений ИКТ, развитию рынка в сфере ИКТ и обеспечению информационной безопасности, а также гармонизировать нормативное правовое и нормативно-техническое регулирование в сфере развития информационного общества.

2015-й год стал годом подведения итогов и планирования дальнейшей работы по развитию информационного общества на глобальном уровне и в регионе СНГ – на этот год приходится завершение сроков действий и Женевского плана действий и Плана действий СНГ. Кроме того, были подготовлены проекты Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2025 года. В этой связи стало актуальным проведение анализа ситуации в государствах – участниках СНГ в области развития информационного общества и выработка соответствующих рекомендаций как по доработке новых Стратегии и Плана, так и по конкретным действиям заинтересованных сторон.

Выполнение этой задачи было поручено Национальному инфокоммуникационному холдингу «Зерде» (Республика Казахстан), который 21 ноября 2014 года решением Совета глав правительств СНГ получил статус базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств, осуществляющей методическое и организационно-техническое обеспечение работ в области информационно-коммуникационных технологий. Работа осуществлялась с привлечением целого ряда экспертов из стран СНГ с мая 2015 по январь 2016 года в рамках исполнения государственного задания Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Анализ проводился с точки зрения исполнения решений ВВУИО и документов, принятых в Содружестве, по семи основным направлениям женевского Плана действий Всего таких направлений одиннадцать. Направления «С8. Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент», «C9. Средства массовой информации», «С10. Этические аспекты информационного общества» и «C11. Международное и региональное сотрудничество» в ходе данной работы не анализировались в силу отсутствия или недостатка необходимых данных на международном и национальном уровнях.:

С1 Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития

С2 Информационная и коммуникационная инфраструктура

C3 Доступ к информации и знаниям

C4 Создание потенциала

C5 Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ

C6 Благоприятная среда

C7 Приложения на базе ИКТ:

С7.1 Электронное правительство

С7.2 Электронный бизнес

С7.3 Электронное обучение

С7.4 Электронное здравоохранение

С7.5 Электронная занятость

С7.6 Электронная охрана окружающей среды

С7.7 Электронное сельское хозяйство

С7.8 Электронная научная деятельность

Анализ основывался на использовании широкого спектра исследовательских и аналитических методов. Кабинетные исследования, в фокусе которых находились документы стратегического планирования и нормативные правовые акты стран СНГ в сфере ИКТ, сочетались с полевыми исследованиями – в каждой из стран СНГ с выездом на место были проведены экспертные опросы, а также интервью с представителями органов власти, гражданского общества, бизнеса и научно-образовательного сообщества.

При анализе ситуации с развитием информационного общества использованы результаты проведенных исследований, а также показатели и композитные индексы развития информационного общества, которые собираются и рассчитываются международными организациями и национальными статистическими агентствами. В качестве источников значений показателей для анализа развития информационного общества в странах СНГ использовались публикации и базы данных Международного союза электросвязи, Всемирного экономического форума, Департамента Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам, Всемирного банка.

По итогам проведенной работы был подготовлен аналитический материал, который содержательно был разделен на два основных блока:

· сравнительный анализ данных о развитии информационного общества в странах СНГ по приоритетным направлениям Плана действий ВВУИО и

· характеристика ситуации с развитием информационного общества в каждой из стран СНГ.

Второй блок был оформлен в качестве аналитического доклада «Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах - участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества» (Астана, 2016, URL: http://www.zerde.gov.kz/upload/iblock/9d6/bookrussian.pdf), который был представлен мировому сообществу 5 мая 2016 года в Женеве на очередном Форуме ВВУИО в ходе тематического семинара «Развитие информационного общества в странах СНГ», организованного холдингом «Зерде».

Материалы первого блока по согласованию с «Зерде» публикуются в настоящем выпуске нашего журнала. Из них видно, что информационное общество в странах СНГ развивается достаточно динамично. В последние годы в ряде стран Содружества можно было наблюдать быстрый рост показателей ИКТ и их мест в международных рейтингах: начиная с 2011-2012 гг. некоторые страны на тридцать, а то и на сорок позиций улучшили свое положение. При этом процессы проникновения и использования ИКТ в странах СНГ отличаются неравномерностью в различных регионах и социальных слоях населения. Развитие информационного общества привело к появлению нового вида пространственной и социальной поляризации – информационного неравенства, которое является сегодня новым фактором разобщенности стран СНГ и их регионов, а также маргинализации отдельных групп населения. Эти различия в регионе СНГ более выражены, чем в ЕС, – например, по числу абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения между странами СНГ наблюдается разрыв в более, чем 700 раз (28,84 в Беларуси и 0,04 в Туркменистане).

Необходимо отметить, что в странах СНГ отсутствует единственный абсолютный лидер развития информационного общества – по разным направлениям и показателям использования ИКТ лидируют разные страны. Общей проблемой для стран СНГ являются плохие или недостаточно высокие показатели в среднем по региону по следующим направлениям, где вряд ли можно говорить о лидерстве для каких бы то ни было стран:

· С5 «Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ» (среднее значение интегрального показателя 3,109 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 4,82);

· С6 «Благоприятная среда», включая защиту прав собственности, независимость судебной системы, конкурентность местных рынков и т.п. (среднее 3,335 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 3,943);

· в целом С7 «Использование ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни» (среднее 3,68 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 5,184).

Впрочем, средние значения всех остальных показателей по региону также оставляют желать лучшего: самые высокие из них (4,473 по доступу к информации и знаниям и 4,189 по развитию человеческого потенциала) пока весьма далеки от мирового максимума (7) и от максимума по региону СНГ (5,083).

Если посмотреть на отдельные направления использования ИКТ, то здесь разрыв между ними с точки зрения максимальных и средних значений по региону еще более выражен. Так, например, этот контраст очень существен в области электронной окружающей среды и электронного сельского хозяйства и заметен в области электронной занятости, электронного здравоохранения и электронной научной деятельности. Критически низкие значения интегральных показателей региона СНГ отмечаются по электронному государственному управлению: среднее значение составляет 2,427, а максимальное всего 3,467 из 7 возможных. Именно по этим направлениям в проекте Стратегии 2025 и Плане действий по ее реализации необходимо предусмотреть меры по преодолению информационного неравенства между государствами - участниками СНГ.

Анализ в явном виде показал необходимость разработки в СНГ современной системы мониторинга развития информационного общества, включая разработку модельного статистического инструментария, который позволит не только гармонизировать статистическую практику стран СНГ с международными стандартами, но и задаст стандарты СНГ для измерения тех направлений развития информационного общества, которые отсутствуют или недостаточно представлены в наработках международных организаций – электронная культура, электронное здравоохранение и др., связанные, в том числе, с достижением Целей устойчивого развития, одобренных в июле 2015 г. специально созданной открытой рабочей группой Генеральной Ассамблеи ООН.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

ТАТЬЯНА ЕРШОВА


&copy Информационное общество, 2016 вып. 4-5, с. 4-7.