Развитие электронной занятости в странах СНГ
Ризманова Л.М.

Развитие электронной занятости в странах СНГ

_________________

Ризманова Л.М.



Статья рекомендована А.Д. Ивановым 19.08.2016.

Аннотация

В статье анализируется развитие электронной занятости в странах СНГ и использование ИКТ в сфере труда и занятости населения. Представлен сравнительный анализ состояния данной сферы в странах Содружества с учетом выполнения решений ВВУИО, а также примеры внедрения информационных систем, обеспечивающих дистанционное содействие гражданам в трудоустройстве. Автор формулирует выводы и рекомендации, касающиеся электронной занятости в государствах – участниках СНГ и реализации регионального и международного сотрудничества в этой области.

Ключевые слова: электронная занятость, государства – участники СНГ, План действий ВВУИО, самозанятость, телеработа, банк вакансий, рынок труда, информационный портал по трудоустройству.

Развитие электронной занятости на глобальном уровне и в регионе СНГ

Под электронной занятостью понимается использование ИКТ в сфере труда и занятости населения. В последние годы информационно-коммуникационные технологии все более интенсивно внедряются в производство и используются в сфере услуг. Ускоренными темпами осуществляется автоматизация и информатизация рабочих мест. Использование ИКТ позволяет не только автоматизировать производственные и бизнес-процессы, но и коренным образом изменить трудовую деятельность человека. В связи с этим электронной занятости придается особая значимость на всех уровнях – глобальном, региональном и национальном, что подтверждается включением соответствующих положений и мероприятий в стратегические документы, вырабатываемые на этих уровнях.

В Женевской декларации [1] признается, что использование ИКТ открывает новые перспективы в отношении традиционных рабочих мест, самозанятости и освоения новых профессий. В ней также отмечается, что применение ИКТ должно быть направлено на создание преимуществ во всех сферах человеческой жизни, включая сферу занятости, на создание рабочих мест, ликвидацию нищеты и достижение иных целей в области развития. В Плане действий ВВУИО [2] указывается на необходимость:

· поощрять на национальном уровне создание для работников и работодателей, применяющих электронные формы труда, образцов наилучшей практики на основе принципов справедливости и равноправия женщин и мужчин, соблюдая при этом все соответствующие международные нормы;

· популяризировать новые способы организации работы и коммерческой деятельности с целью повышения производительности труда, содействия экономическому росту и росту благосостоянию путем инвестиций в ИКТ и людские ресурсы;

· поощрять применение телеработы, позволяющей гражданам, прежде всего в развивающихся странах, наименее развитых и малых странах жить в своем обществе, работая при этом в любом месте, а также расширять трудоустройство женщин и лиц с ограниченными возможностями. Популяризируя телеработу, особое внимание следует уделять стратегиям, способствующим созданию рабочих мест и сохранению квалифицированной рабочей силы;

· способствовать внедрению специально ориентированных на девушек программ в научно-технической области с целью увеличения числа женщин, работающих в сфере ИКТ.

В 2005 г. мировое сообщество еще раз подтвердило свои намерения в Тунисском обязательстве [3], где отмечалось, что экономический рост и повышение производительности труда, усиливающие влияние оптимального вложения инвестиций в сферу ИКТ, могут привести к расширению торговли и к созданию более широких и более выгодных возможностей занятости. Кроме того, было подчеркнуто, что политика в области развития предприятий и рынка труда играет основополагающую роль в применении ИКТ, а поскольку в большинстве стран на долю малых, средних и микропредприятий приходится большая часть рабочих мест, правительствам и частному сектору было предложено повысить их потенциал.

В принятой по итогам второго этапа ВВУИО Тунисской программе для информационного общества [4] подтверждено обязательство использовать ИКТ с целью совершенствования гибких способов организации труда, включая дистанционную работу, чтобы повысить производительность и обеспечить занятость.

В разработанной на мероприятии высокого уровня ВВУИО+10 концепции ВВУИО на период после 2015 г. [5] одним из приоритетных направлений, которые следует принимать во внимание ввиду их значения для устойчивого развития и успешного построения открытого для всех информационного общества, признана электронная занятость. В разделе, посвященном данному направлению, подчеркивается, что ИКТ и далее будут оставаться одной из основных движущих сил обеспечения платформы для инновационных возможностей занятости, в особенности для молодежи, женщин, лиц с ограниченными возможностями и коренных народов. Отмечается актуальность дальнейшего развития порталов электронной занятости, обеспечивающих возможности/информацию для связи работодателей с потенциальными кандидатами. Также указывается на необходимость:

· создания онлайновых служб подбора кадров для государственных и частных организаций и выработки правил защиты работников в киберсреде;

· поощрения продвижения программ телеработы для удаленной работы, активизации совместной работы путем использования внутренней и внешней сети, разработки нормативов и стандартов телеработы, чтобы обеспечить легитимность условий труда, в том числе с точки зрения стабильности занятости, профессиональной подготовки и удовлетворительных условий труда;

· проведения профессиональной подготовки в области ИКТ-технологий, с тем чтобы наращивать необходимые для получения работы навыки и обеспечивать дополнительный потенциал развития основанной на ИКТ экономики в будущем.

В Обзоре ЮНКТАД по выполнению решений ВВУИО за десятилетний период [6], отмечается, что построение информационного общества привело к изменениям в экономике, включая взаимоотношения работодателей и работников. Обращается внимание на необходимость применения лучших практик для работников и работодателей, более полное использование потенциала телеработы и желательность увеличения занятости женщин в науке и технологиях.

На региональном уровне, в Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества [7] и Плане действий по ее реализации [8] вопросы электронной занятости не отражены. В то же время на пространстве СНГ остаются актуальными проблемы цифрового неравенства между странами и внутри стран, неравномерного доступа к ИКТ и информации, что препятствует реализации преимуществ внедрения ИКТ в сфере труда и занятости. В последние годы особую остроту приобрела проблема трудовой миграции в странах Содружества, одним из инструментов решения которой может стать использование приложений ИКТ.

Существующие проблемы нашли отражение в проекте Стратегии государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. [9]. Особо подчеркивается, что:

· формирование общего рынка труда и регулирование миграции рабочей силы между странами Содружества является важнейшим фактором их экономического подъема и на взаимовыгодной основе будет способствовать гармонизации интеграционных процессов;

· реализация государственной политики в сфере обеспечения занятости и социальной защиты сегодня невозможна без всестороннего применения информационных технологий.

Основными направлениями сотрудничества в области электронной занятости, определенными в Стратегии, названы:

· сближение законодательства в области занятости населения и трудовой миграции;

· подготовка предложений по разработке механизмов реализации программ занятости и создания новых рабочих мест;

· создание системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест;

· обмен опытом по созданию информационных систем и формированию информационных ресурсов по рынку труда;

· развитие порталов электронной занятости, обеспечивающих возможности/информацию для связи работодателей с потенциальными кандидатами;

· предоставление электронных услуг государственного социального страхования, занятости и социальной защиты населения;

· организация информационного обмена по вопросам занятости и трудовой мобильности молодежи, женщин, лиц с ограниченными возможностями, включая вопросы нормативного правового регулирования, формы и методы работы с данными категориями граждан;

· продвижение программ телеработы для удаленной работы, а также разработка нормативов и стандартов телеработы для придания законного характера условиям удаленного труда.

В проекте Плана действий по реализации Стратегии до 2025 г. [10] предусмотрен обмен информацией и опытом по вопросам электронной занятости, а также реализация совместных проектов по внедрению конкретных приложений ИКТ, включая электронную занятость.

В соответствии с решениями ВВУИО в большинстве стран СНГ разработаны и реализуются национальные стратегии и программы развития информационного общества. Однако почти во всех странах, за исключением Беларуси, в этих основополагающих документах отсутствуют положения, касающиеся электронной занятости.

В Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г. [11] в области электронной занятости и социальной защиты населения предусматривалось:

· создание удаленных рабочих мест (телеработа);

· создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями;

· создание электронных служб занятости и систем обучения и переподготовки лиц, временно не работающих;

· осуществление дистанционного мониторинга состояния пожилых людей и людей с ограниченными возможностями;

· увеличение числа электронных услуг, предоставляемых гражданам системой социальной защиты населения.

В рамках реализации стратегии выполнялась Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг. (утверждена Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 28.03. 2011 г. № 384, в редакции Постановления Совета министров Республики Беларусь от 06.01.2012 г. № 20) [12], которая включала в себя подпрограмму «Электронная занятость и социальная защита населения». В феврале 2015 г. Правительством страны была принята Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 г. [13], которая предусматривала поддержание в актуальном состоянии информационной системы государственной службы занятости населения. Эта система позволяет гражданам дистанционно получать содействие в трудоустройстве, используя для этого сведения Общереспубликанского банка вакансий. В 2013 г. этим банком вакансий воспользовались более 570 тыс. уникальных посетителей, за январь–ноябрь 2014 г. – 1048 тыс.

В Азербайджане, Армении, Молдове, России и Узбекистане были приняты законы о занятости, в которых также предусмотрено создание, развитие и поддержка информационно-аналитических систем трудоустройства, банков вакансий, информационных порталов в сфере труда и социальной защиты населения, предоставление государственными органами, регулирующими данную сферу, услуг в электронной форме.

В декабре 2012 г. Президентом Азербайджанской Республики была утверждена Концепция развития «Азербайджан 2020 – взгляд в будущее» [14], в которой предусматривалось создание национальной информационной системы в области труда и занятости, а также налаживание системы мониторинга и анализа ситуации на рынке труда. В 2014 г. Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджана объявило о начале тестирования электронной информационной системы занятости (https://e-mlspp.gov.az/). Данная система действует только на азербайджанском языке. Система позволяет учитывать каждого работника, хранить в памяти трудовые контракты и собирать статистику по заработной плате. Благодаря интеграции с порталом «Электронное правительство» система упрощает зарегистрированным гражданам доступ к госуслугам.

В соответствии с законом «О занятости», принятым в 2013 г., Министерство труда и социальных вопросов Республики Армения должно вести официальный электронный сайт и формировать информационную базу в целях обеспечения сбора информации о рынке труда и обмена ею, периодически публиковать в средствах массовой информации и на официальном электронном сайте в режиме онлайн информацию о вновь создаваемых и вакантных местах, состоянии рынка труда, ходе выполнения ежегодной программы (затраченных финансовых средствах и результатах).

В Республике Казахстан согласно Государственной программе «Информационный Казахстан – 2020» количество занятых дистанционно на 100 работающих в 2017 г. должно составить 7 человек, в 2020 г. – 20 человек. В 2012 г. были внесены поправки в трудовое законодательство в части законодательного закрепления дистанционной формы занятости.

В Республике Молдова действует официальный портал трудоустройства, который реализует технологии электронной занятости (http://www.cariere.gov.md). На веб-сайте Национального агентства занятости населения размещены база данных по рынку труда и информация о действующем законодательстве в области занятости населения (http://www.anofm.md/). В стране функционирует информационная система для эффективного управления республиканскими базами данных безработных и хозяйствующих субъектов, которая содержит всю необходимую информацию по существующим вакансиям. В 2014 г. было продолжено внедрение информационной подсистемы «Учет трудовой миграции» и создание базы данных трудящихся-мигрантов, благодаря которой можно будет осуществлять статистический учет лиц, возвратившихся из-за рубежа, которые зарегистрировались в территориальных агентствах занятости, и предоставлять им услуги трудоустройства.

В Российской Федерации Федеральной службой по труду и занятости внедрена информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» (https://trudvsem.ru) – федеральный портал, содержащий информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

В рамках реализации Стратегии повышения уровня благосостояния народа Таджикистана на 2013–2015 годы постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.01.2014 г. №19 была утверждена государственная программа содействия занятости населения Республики Таджикистан на 2014–2015 годы. Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Таджикистан в сфере занятости населения является совершенствование существующей информационно-электронной системы и постепенное создание единой информационно-электронной сети в государственных органах, отвечающих за решение проблемы занятости населения. В настоящее время в Таджикистане действует Национальная база данных вакансий (http://www.kor.tj) Агентства труда и занятости населения Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан, которая предоставляет актуальную информацию как для соискателей, так и для работодателей. Однако для обеспечения более эффективной работы этой базы данных целесообразна ее доработка в части размещения резюме соискателей, чтобы работодатели имели возможность привлекать кандидатов самостоятельно.

Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан реализован портал для соискателей работы и работодателей (http://www.ish.mehnat.uz). На сайте Министерства труда и социальной защиты населения перечислен ряд интерактивных и информационных услуг, которые должны предоставляться посредством портала (30 и 10 соответственно), однако все интерактивные услуги в настоящее время находятся в стадии разработки и пока недоступны.

На Украине наиболее показательным примером использования ИКТ в обеспечении занятости являются информационно-консультационные центры (ИКЦ), способные конкурировать с современным коучингом. Целью Министерства социальной политики Украины было создать под одной крышей площадку для предоставления различных услуг людям в поиске работы и призвания. В ИКЦ стоят профориентационные терминалы (такие же – в 318 школах Киева) с информацией о выборе профессии, учебных заведениях страны, с психологическими тестами.

В Кыргызстане и Туркменистане информация о развитии электронной занятости отсутствует в национальных и отраслевых программах, нормативных правовых актах и других источниках.

Сравнительный анализ состояния развития электронной занятости в странах СНГ

Оценить уровень развития электронной занятости можно на основе показателей, входящих в структуру Индекса сетевой готовности [15], в котором представлены данные о развитии ИКТ в 143 странах мира.

Одним из показателей, позволяющим оценить уровень развития электронной занятости, является показатель воздействия ИКТ на новые организационные модели (например, виртуальные команды, удаленная работа, телеработа). Этот показатель основан на опросах общественного мнения. На рисунке 1 показаны значения показателя для стран СНГ, а также средние значения по региону и миру.


Рис. 1. Воздействие ИКТ на новые организационные модели, включая телеработу

Источник: [15, 2015]

Самое высокое значение показателя зарегистрировано в Азербайджане (4,8). Значения, превышающие среднее по региону СНГ (3,3), имеют семь стран – Армения (4,6), Казахстан (4,2), Россия (4), Таджикистан (3,9), Украина (3,7), Молдова (3,6) и Кыргызстан (3,4), причем в трех странах – Азербайджане, Армении и Казахстане – значение показателя превысило среднемировой уровень (4,1). Не достигают среднего значения по СНГ Беларусь (2), Туркменистан (1) и Узбекистан (1).

Оценить, какое значение придается в стране электронной занятости, позволяет показатель наличия и проработанности в государственных программах развития информационного общества мероприятий по распространению телеработы и других форм организации труда с использованием ИКТ.


Рис. 2. Наличие в стратегиях и программах системы мероприятий по содействию телеработе и другим формам организации труда с использованием ИКТ

Источник: Расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных экспертных опросов

Как видим, значения показателя, превышающего среднее значение по региону, достигли шесть стран СНГ: Казахстан (5), Азербайджан (3), Кыргызстан (3), Молдова (3), Россия (3) и Украина (3). При этом у пяти стран из шести значение показателя близко к среднему. Ниже среднего значение показателя у пяти стран – Армении (2), Беларуси (2), Таджикистана (1), Туркменистана (1) и Узбекистана (1). Можно сделать вывод, что в большинстве стран СНГ мероприятия, содействующие телеработе и другим передовым формам организации труда, представлены в национальных стратегиях не очень широко, и этот вопрос недостаточно проработан.

Международное сотрудничество в сфере электронной занятости в период после 2015 г. очевидно будет осуществляться в соответствии с мероприятиями, включенными в проект Стратегии государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. [9] и в План действий по ее реализации [10], после утверждения эти документов Советом глав правительств СНГ.

Несмотря на то, что Стратегия государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества [7] и План действий [8] на период до 2015 г. разрабатывались с учетом решений ВВУИО, в них не были предусмотрены положения и мероприятия, касающиеся электронной занятости. Соответствующие вопросы обсуждались на заседаниях органов, координирующих тематику построения информационного общества в рамках СНГ, но конкретные проекты по данному направлению не реализовывались.

Основными направлениями сотрудничества стран Содружества в ближайшие годы будут: сближение законодательства в области занятости населения и трудовой миграции, обмен опытом по созданию информационных систем и формированию информационных ресурсов по рынку труда, организация информационного обмена по вопросам занятости и трудовой мобильности молодежи, женщин, лиц с ограниченными возможностями, включая нормативно правовое регулирование, формы и методы работы с данными категориями граждан, а также продвижение программ телеработы.

Выводы и рекомендации

В целом странах СНГ реализуются мероприятия, направленные на повышение электронной занятости, но не везде данному вопросу уделяется достаточное внимание. Очевидно, что нужно наладить тесное взаимодействие стран по данному направлению в рамках Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества.

В первую очередь необходимо:

· обеспечить создание и поддержку информационных порталов органов государственной власти в сфере труда и занятости (пример: «Online Recruitment System», созданная по инициативе Национального совета по информационным технология Пакистана и обслуживающая Федеральную комиссию по государственной службе);

· оценить ситуацию в отношении использования ИКТ в сфере труда и занятости;

· разработать на основе проведенной оценки и включить в национальные или отраслевые стратегии и программы мероприятия, способствующие расширению применения приложений ИКТ для организации новых форм труда и занятости, либо переработать существующие мероприятия с учетом происходящих изменений и мировых тенденций (пример: Мексика, где положение о необходимости поощрения населения к использованию ИКТ подкрепляется усилиями Министерства труда и социального обеспечения и Национальной службы занятости по разработке соответствующих мероприятий).

В рамках национальных стратегий и программ развития информационного общества следует обеспечить:

· предоставление государственных электронных услуг в сфере занятости населения (пример: система «e-Employment Collaboration», разработанная Министерством труда и занятости Султаната Оман);

· создание и совершенствование веб-порталов вакансий, предоставляющих круглосуточный доступ к информации как для соискателей, так и для работодателей (пример: проект «Central Employment System», разработанный Центральным агентством информационных технологий Кувейта);

· повышение компетентности работодателей и соискателей в сфере использования ИКТ (пример: платформа «Tamooha» в Объединенных Арабских Эмиратах, открывающая возможности трудоустройства для женщин);

· популяризацию новых способов организации работы и коммерческой деятельности, например телеработы, позволяющей работать удаленно, а также расширяющей возможности трудоустройства для женщин, лиц с ограниченными возможностями, жителей удаленных и труднодоступных районов, сельских жителей (примеры: колумбийский проект «Teletrabajo», индийский проект «Swawlamban», инициатива «Telework» в Саудовской Аравии).

В рамках регионального и международного сотрудничества важно выработать механизмы реализации конкретных проектов с участием нескольких стран. В частности, рекомендуется реализация проекта по созданию системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест, что соответствует положениям Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. [9] и п. 5.2 проекта Плана действий по ее реализации [10]. В целях совершенствования упомянутого проекта Плана действий важно более детально проработать мероприятия в сфере электронной занятости.

Рекомендуется рассматривать вопросы развития электронной занятости на заседаниях Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ и Координационного совета по информатизации государств – участников СНГ при РСС. Было бы полезно создать рабочую группу или комиссию в рамках одного из указанных органов или их совместную рабочую группу по вопросам развития электронной занятости.

Работа выполнена в рамках проекта «Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах — участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества». Астана, 2015-2016.

Литература

1. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» (п. 31 и п. 51). URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu–s/md/03/wsis/doc/S03–WSIS–DOC-0004!!MSW–R.doc (дата обращения 09.10.2015).

2. План действий (принят на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 12.12.2003 г., п.19). URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0005!!MSW-R.doc (дата обращения 09.10.2015).

3. Тунисское обязательство (п. 12). URL: http://www.itu.int/net/wsis/docs2/tunis/off/7-ru.pdf (дата обращения 20.10.2015 г.).

4. Тунисская программа для информационного общества (п. 90(t)). URL: http://www.itu.int/net/wsis/docs2/tunis/off/6rev1-ru.pdf (дата обращения 20.10.2015).

5. Заявление ВВУИО+10 о выполнении решений ВВУИО. Разработанная ВВУИО+10 концепция ВВУИО на период после 2015 года (раздел B, п. 16). Женева, 2014.

6. Implementing WSIS Outcomes: А Ten-Year Review / United Nations Conference on Trade AND Development World Summit on the Information Society (20, 107–108 p.). Geneva, 2015.

7. Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012).

8. План действий по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 года (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012).

9. Стратегия сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года (проект, п. 4.4).

10. План действий по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года (проект, раздел 5, п. 5.2).

11. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 г. № 1174). URL: http://e-gov.by/programma-elektronnaya-belarus/strategiya-razvitiya-informacionnogo-obshhestva-v-respublike-belarus-na-period-do-2015-goda (дата обращения 06.11.2015).

12. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 384, в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 20). URL: http://www.mpt.gov.by/File/Natpr/Natpr.pdf (дата обращения 06.11.2015).

13. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год (утверждена Постановлением Совета министров Республики Беларусь). URL: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Programma-zanjatosti-na-2015-god.pdf (дата обращения 06.11.2015).

14. Концепция развития «Азербайджан 2020 – взгляд в будущее» (утверждена Указом Президента Азербайджанской Республики от 29.12.2012 г.). URL: http://ru.president.az/articles/7022 (дата обращения 06.11.2015).

15. Global Information Technology Reports / World Economic Forum and INSEAD. URL: http://www.weforum.org/reports (дата обращения: 01.10.2015).

16. Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах – участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Астана, 2016. URL: http://www.zerde.gov.kz/upload/iblock/9d6/bookrussian.pdf

_________________________________________

РИЗМАНОВА Луиза Мусульмановна

Руководитель департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Института развития информационного общества


&copy Информационное общество, 2016 вып. 4-5, с. 49-59.