О журнале
Рекомендации
Человеческий капитал как фактор развития информационного общества в странах СНГ
Шапошник С.Б.
______________________
Шапошник С.Б.
Аннотация
В статье анализируется состояние человеческого потенциала в странах СНГ с точки зрения развития информационного общества. Анализ проводится с учетом рекомендаций, сформулированных в Плане действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, с использованием показателей, определяемых Всемирным экономическим форумом [1], а также экспертных оценок, полученных в ходе обследования развития информационно-коммуникационных технологий в государствах – участниках Содружества Независимых Государств [2]. Отмечается, что общими проблемами для стран СНГ являются недостаточное внимание к наращиванию человеческого потенциала как фактора развития информационного общества и сокращения цифрового неравенства.
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, информационное общество, Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, человеческий капитал, знания и навыки в сфере ИКТ, информационное неравенство, электронное образование.
В рамках основных направлений действий, ориентированных на построение открытого информационного общества и достижение согласованных ВВУИО на международном уровне целей развития, под наращиванием человеческого потенциала понимается деятельность по повышению грамотности в сфере ИКТ и формированию навыков, необходимых для использования в полной мере преимуществ информационного общества. При этом в Плане действий ВВУИО отмечается, что этими навыками должен обладать каждый [3].
Уровень знаний и навыков населения в сфере ИКТ, наличие квалифицированных ИКТ-специалистов составляют важный фактор развития и распространения этих технологий в обществе. Для анализа этого фактора социально-экономического развития в научной литературе используется понятие «человеческий капитал». Согласно классическому определению, «человеческий капитал» – это совокупность знаний, навыков и способностей, которыми обладает и пользуется человек в процессе труда и которые влияют на его экономическую продуктивность. В условиях развития информационного общества трактовка этого понятия расширяется, все возрастающая роль в человеческом капитале отводится компетенциям в сфере ИКТ.
Как показывают исследования Института развития информационного общества, уровень развития человеческого капитала является одним из главных факторов, влияющих на масштабы и эффективность использования ИКТ [4, 5]. Общее улучшение состояния человеческого капитала, повышение грамотности, вовлечение все большего количества людей в образовательные процессы, развитие навыков и компетенций населения в сфере ИКТ составляют, по большому счету, фундамент развития информационного общества и содержательного использования ИКТ в различных сферах деятельности стран СНГ.
В Плане действий ВВУИО были определены следующие приоритеты данного направления действий по развитию информационного общества:
• разработка программ ликвидации неграмотности при помощи ИКТ и содействие их внедрению;
• содействие всем, включая государственных служащих, в овладении навыками электронной грамотности; особое внимание должно уделяться находящимся в неблагоприятном положении и уязвимым группам населения;
• обеспечение, с учетом необходимости ликвидации неграмотности среди взрослых, овладения молодежью знаниями и навыками применения ИКТ, в том числе способностью творчески и новаторски анализировать и обрабатывать информацию, делиться своим опытом и в полной мере участвовать в информационном обществе;
• разработка и реализация программ по созданию критической массы квалифицированных и опытных профессионалов и экспертов в области ИКТ;
• разработка специальных программ профессиональной подготовки по применению ИКТ для архивных, библиотечных и музейных работников, ученых, преподавателей и других информационных работников;
• развитие потенциала, прежде всего руководителей и эксплуатационного персонала, с целью эффективного применения ИКТ на всех направлениях образовательной деятельности [3].
В итоговых документах ВВУИО+10 было подтверждено, что наряду с инвестициями в инфраструктуру и услуги ИКТ, с передачей технологий и ноу-хау, развитие человеческого капитала является важным инструментом решения проблемы сокращения цифрового неравенства. Отмечалась необходимость обеспечения всем членам общества возможности приобретать навыки и знания, необходимые для использования в полной мере преимуществ информационного общества и преодоления цифрового разрыва. Ввиду этого всем странам необходимо приложить усилия для развития человеческого потенциала, цифровой грамотности и компетентности [6].
В настоящее время и на период после 2015 г. приоритетными задачами, связанными с развитием человеческого потенциала, закрепленными в Концепции ВВУИО+10 на период после 2015 г., являются:
• обеспечение доступа к информации и знаниям и экономической доступности ИКТ для всех граждан, а также развитие навыков использования ИКТ с учетом особых потребностей людей с ограниченными возможностями;
• разработка и реализация стратегий и программ развития информационной и медийной грамотности пользователей на протяжении всей жизни с целью формирований навыков поиска, отбора и оценки онлайновой информации;
• разработка приложений для формирования компетенций в области ИКТ, отвечающих конкретным потребностям общества и пользователей, включая учителей, воспитателей и учащихся;
• поощрение в повышении образовательного уровня на протяжении всей жизни всех членов общества с помощью дистанционного обучения и использования открытых образовательных ресурсов [7].
Умение пользоваться цифровыми устройствами и информационными технологиями стало неотъемлемой частью грамотности в современном мире. После широкого распространения интернета, мобильных устройств и прочих технологий, которые теперь можно встретить повсеместно, традиционный взгляд на грамотность как способность читать и писать расширился; теперь грамотность также предполагает умение пользоваться цифровыми устройствами и информационными технологиями.
Стратегии и программы развития человеческого потенциала в СНГ
В Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 г. в качестве основных задач по наращиванию потенциала в этой области были определены повышение качества образования и подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ. Особое значение придается развитию электронного и дистанционного обучения как важнейшей составляющей общего образовательного пространства СНГ. В Плане действий ВВУИО эта деятельность относится к направлению С7.3 «Электронное обучение», которое, однако, тесно связано с наращиванием человеческого потенциала.
С учетом того, что в настоящее время эффективность использования ИКТ в странах СНГ сдерживается в том числе нехваткой квалифицированных кадров, в проекте Стратегии сотрудничества на период до 2025 г. подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ остается одной из основных задач.
Оценка уровня развития человеческого потенциала в странах СНГ
Интегральная оценка человеческого капитала как составляющая композитных индексов развития информационного общества. В основных международных индексах развития информационного общества и электронного правительства в качестве одной из составляющих (подындексов) используется интегральная оценка человеческого капитала как предпосылки развития информационного общества. В условиях отсутствия в большинстве стран показателей, характеризующих собственно навыки и знания в сфере ИКТ, для построения подындексов развития человеческого капитала используются показатели, собираемые ЮНЕСКО и характеризующие уровень грамотности взрослого населения, вовлеченность в образование и его продолжительность (в индексе сетевой готовности Всемирного экономического форума дополнительно используются экспертные оценки системы образования).
Наиболее полно показатели ЮНЕСКО представлены в индексе развития электронного правительства ООН, который строится на основе трех подындексов: индекса телекоммуникаций, индекса онлайновых услуг и индекса человеческого капитала. Для интегральной оценки развития человеческого капитала в последних выпусках Индекса ООН (2014 и 2016 гг.) используются четыре показателя: грамотность взрослого населения, вовлеченность молодежи в образование (в % от населения соответствующего возраста), ожидаемая продолжительность обучения и среднее количество лет, потраченных на обучение. Значение индекса человеческого капитала, как оно представлено в выпусках доклада ОНН 2003–2016 гг., и места стран СНГ в мире (выпуск 2016 г.) представлены в таблице 1.
Таблица 1. Индекс человеческого капитала как компонент Индекса развития электронного правительства ООН
В СНГ лидерами по развитию человеческого капитала являются Республика Беларусь (24 место в индексе 2016 г. из 193 стран мира), Казахстан (31 место), Украина (33) и Россия (37). Среди отстающих – Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Отметим, что Россия утратила лидерские позиции среди стран СНГ по уровню развития человеческого капитала, которые она занимала в начале 2000-х годов.
В индексе сетевой готовности Всемирного экономического форума и индексе развития ИКТ, который ежегодно публикует Международный союз электросвязи, для характеристики человеческого капитала используются показатели грамотности взрослого населения и вовлеченности в образование. Чтобы более детально оценить ситуацию в странах СНГ по этим показателям, проведем сравнительную оценку уровня развития системы образования в них, используя индекс образования (Education Index), который применяется для расчета глобального индекса человеческого развития потенциала и строится на основе указанных показателей. При расчете индекса образования индекс грамотности взрослого населения и индекс вовлеченности в начальное, среднее и высшее образование сводятся в единый индекс, при этом первому придается вес в две трети, а второму – в одну треть. Расчеты проводятся Программой развития ООН и ежегодно публикуются в Отчетах о развитии человеческого потенциала [8].
Показатели охвата системой образования являются одним из методов определения доступа к образованию. Если показатели охвата системой образования на уровне средней школы во всех странах СНГ превышают общемировой уровень и существенно не различаются между собой, то по показателям охвата системой высшего образования между странами имеется значительный разрыв. В Беларуси этот показатель составляет 93%, на Украине – 79%, в России – 76%, в то время как в Туркменистане всего 8%, в Узбекистане – 9%, в Азербайджане – 20%, в Таджикистане – 23%, что ниже общемирового уровня (33%).
Рис. 1. Индекс образования (Education Index) программы развития ООН
Источник: [8, 2014]
Из рисунка видно, что лидерами среди стран СНГ по развитию системы образования являются Беларусь (21-е место в списке из 166 стран), Украина (30-е место), Россия (36-е место). Замыкают список Кыргызстан, Молдова, Узбекистан и Туркменистан.
Высокий уровень развития человеческого капитала в Республике Беларусь определяется наследием советской системы образования, сфокусированной на подготовку в первую очередь инженерных кадров, а также наличием в стране крупнейшего в Восточной Европе ИТ-кластера – Парка высоких технологий. Поэтому система высшего и профессионального образования страны в значительной степени ориентирована на получение естественно-научного и технического образования для обслуживания наукоемких производств, в том числе в области ИКТ. Сегодня около 30% выпускников белорусских школ ежегодно выбирают при поступлении в вузы технические специальности.
Интегральный индекс уровня наращивания человеческого потенциала в странах СНГ. В рамках проекта по оценке выполнения Плана действий ВВУИО [1] c учетом детализации действий по развитию человеческого потенциал, а также доступных международных индикаторов для анализа ситуации в этой предметной области использовался следующий набор показателей:
• качество системы образования (экспертный опрос ВЭФ);
• качество математического и естественно-научного образования (экспертный опрос ВЭФ);
• масштабы обучения персонала (экспертный опрос ВЭФ);
• грамотность взрослого населения (ЮНЕСКО);
• вовлеченность населения в образование (ЮНЕСКО);
• ожидаемое время обучения (ЮНЕСКО);
• среднее время обучения (ЮНЕСКО);
• наличие мероприятий, нацеленных на повышение компьютерной грамотности населения, особенно находящихся в неблагоприятном положении и уязвимых групп (экспертная оценка в рамках проекта);
• наличие мероприятий по подготовке государственных служащих и работников социальной сферы (учителей, врачей, работников культуры) к использованию ИКТ (экспертная оценка в рамках проекта);
• наличие и проработанность мероприятий, нацеленных на подготовку ИКТ-специалистов (экспертная оценка в рамках проекта).
Интегральный индекс развития человеческого потенциала в странах СНГ, рассчитанный на основе указанных показателей, представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Интегральный показатель уровня развития человеческого потенциала в странах СНГ
Источник: Расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных МСЭ, ВЭФ/INSEAD и Всемирного банка, а также экспертных опросов и оценок.
В государствах – участниках СНГ приняты и реализуются национальные программы, направленные на формирование основ информационного общества и его дальнейшее развитие. В каждой из них предусматривается создание соответствующих условий на основе развития человеческого капитала.
Анализ полученных данных показал, что лидерами в регионе СНГ являются Казахстан и Россия. Во многом успехи этих стран связаны с наличием выстроенной системы мер по повышению компьютерной грамотности и уровня использования ИКТ всеми группами населения при хорошем качестве системы образования в стране. Например, в 2012 г. в Казахстане компания «Национальные информационные технологии» запустила практически бесплатные семинары по компьютерной грамотности и электронному правительству. Занятия стали доступными всем гражданам по всей стране и проводятся в современных компьютерных классах с учетом уровня знаний. Инициатива позволила уже в первый год повысить уровень компьютерной грамотности населения до 51,7%.
В России большое внимание уделяется цифровой грамотности государственных служащих – утверждены квалификационные требования для различных категорий служащих в части знаний и навыков в сфере ИКТ, которые используются при приеме на работу, аттестации и повышении квалификации. Неслучайно Россия является лидером среди стран СНГ по подготовке государственных служащих к использованию ИКТ с максимальным значением показателя по данному направлению деятельности.
Следующая группа стран включает Азербайджан, Беларусь, Узбекистан и Молдову с интегральными показателями выше среднего значения по СНГ – 4,189. Достаточно высокое значение интегрального показателя у Азербайджана объясняется признанием подготовки высококвалифицированных кадров в области ИКТ в качестве приоритетного направления и реализацией целого комплекса мер в этой области. В рамках «Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007–2015 годах» уже обучено 1024 студента, в настоящее время 853 человека продолжают обучение в 200 передовых университетах мира. Поддержка подготовки специалистов по ИКТ осуществляется также посредством функционирующего при Министерстве связи и высоких технологий Азербайджанской Республики Фонда развития человеческих ресурсов. С целью формирования кадрового потенциала, обладающего высокой компетентностью в сфере информационных технологий, распоряжением Президента Азербайджана в 2012 г. был создан Университет информационных технологий, где в настоящее время обучается второе поколение студентов.
В свою очередь Республика Беларусь, являющаяся лидером среди стран СНГ и имеющая максимальное значение показателя качества системы образования, отстает от Казахстана, России и Азербайджана по интегральному показателю уровня наращивания потенциала в силу отсутствия мероприятий, направленных на повышение компьютерной грамотности и уровня использования ИКТ работниками социальной сферы и государственного управления. При этом невысокий уровень владения ИКТ государственными служащими является одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие информационного общества в стране.
В Узбекистане с 2012 г. функционирует система аттестации сотрудников госорганов на соответствие требованиям по минимальному уровню компьютерной грамотности. В 2013 г. в стране была принята государственная программа ускорения внедрения компьютерных технологий в учебный процесс. В каждом городе одна из общеобразовательных школ стала площадкой для проведения тренингов для учителей других школ. В 2015 г. внедрен социальный проект «Компьютерная грамотность и пользование интернетом», предполагающий повышение компьютерной грамотности пожилых пользователей.
Замыкают список стран СНГ по интегральному показателю уровня наращивания потенциала Украина, Кыргызстан, Армения, Таджикистан и Туркменистан. В этих странах отсутствуют активное планирование и последовательная реализация мероприятий, направленных на развитие потенциала по направлениям Плана действий ВВУИО. Вместе с тем есть примеры отдельных успешных проектов в этой области.
Так, Таджикистан стал первой персоязычной страной, которая перевела модули Академии ИКТ «Основы ИКТ для лидеров государственного управления» на национальный язык. В разработке модулей участвовали специалисты в области ИКТ и эксперты в области электронного правительства из 21 страны мира. Данные модули уже используют в 20 странах АТР, в том числе в Монголии, Кыргызстане и Узбекистане.
В целях модернизации технологической образовательной системы и подготовки высококвалифицированных ИТ-специалистов в 2013 г. Инкубатором предприятий Армении (Enterprise Incubator Foundation) совместно с Правительством Республики Армения, USAID и Государственным инженерным университетом Армении был запущен проект Армянских национальных лабораторий инженерии.
⃰ ⃰ ⃰
В качестве советского наследия странам СНГ достался высокий уровень развития человеческого капитала и достаточно качественная система образования. За прошедшие после распада СССР 25 лет не всем из них удалось сохранить и тем более прирастить это наследие: только несколько стран сохранили относительно высокие показатели грамотности населения и вовлеченности молодежи в образование.
В настоящее время в ряде государств – участников СНГ принимаются и реализуются национальные программы развития информационного общества, рассчитанные на период до 2020 г. Проведенный анализ показал, что в этих программах, как и в программных документах СНГ, развитию человеческого капитала уделяется недостаточное внимание. В связи с этим представляется целесообразным в национальных документах и в проекте Стратегии сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. дополнить перечень основных направлений деятельностью по наращиванию человеческого потенциала.
ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи, Всемирный банк и другие организации уделяют особое внимание наращиванию человеческого потенциала и повышению грамотности в сфере ИКТ среди государственных служащих [9]. В большинстве стран СНГ уже определены государственные требования к квалификации работников органов государственного управления и государственной власти по использованию ИКТ, выстроены системы повышения квалификации и сертификации. Однако на Украине, в Беларуси, Армении, Молдове этим мероприятиям еще не уделяется должного внимания, требуется корректировка документов стратегического планирования в соответствии с передовым опытом таких стран, как Россия и Казахстан.
Работа выполнена в рамках проекта «Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах — участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества». Астана, 2015-2016.
Литература
1. Global Information Technology Reports / World Economic Forum and INSEAD. URL: http://www.weforum.org/reports (дата обращения 01.10.2015).
2. Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах – участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. – Астана, 2016. URL: http://www.zerde.gov.kz/upload/iblock/9d6/bookrussian.pdf
3. План действий ВВУИО. Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/5-R. 2003.
4. Шапошник С.Б. Роль человеческого капитала в электронном развитии регионов России // Наука. Инновации. Образование. Отв. ред. Е.В. Семенов. М.: Парад, 2006. С. 368–377.
5. Цапенко И.П., Шапошник С.Б. Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве // Информационное общество. 2006. № 2–3. С. 12–27.
6. WSIS+10 Vision for WSIS Beyond 2015. URL: http://www.itu.int/wsis/review/inc/docs/final/wsis10.vision.r1.docx.
7. Implementing WSIS Outcomes: А Ten-Year Review / United Nations Conference on Trade AND Development World Summit on the Information Society. Geneva, 2015.
8. Human Development Reports / UNDP. URL: http://hdr.undp.org/en.
9. Programmes of policy and regulatory harmonization and capacity-building for countries in the African, Caribbean and Pacific regions, 2008–2012. URL: http://www.itu.int/en/ ITU-D/Projects/ITU-EC-ACP/Pages/default.aspx.
_______________________
ШАПОШНИК Сергей Борисович
старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, руководитель дирекции мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества
© Информационное общество, 2016 вып. 4-5, с. 72-80.