О журнале
Рекомендации
Этнофор на документальном экране: информационная база данных российских киноархивов
Дашибалова И.Н.
__________________
Дашибалова И.Н.
Аннотация
Статья посвящена проблеме обеспечения доступности для научного сообщества обширной источниковой базы кинодокументов по Бурятии, Иркутской области и Забайкальскому краю как историческим зонам проживания бурят. Создание электронного каталога киноисточников, репрезентирующих бурят, позволяет расширить методический арсенал визуальных средств, в том числе за счет картографического представления информации средствами ГИС, обучающих материалов и электронных энциклопедий. Специализированный онлайновый информационный ресурс и разрабатываемые программные продукты востребованы при создании других баз технотронных документов по схожей тематике.
Ключевые слова: этнофор, базы данных, кинодокументы, буряты, электронный каталог.
В советский период был создан большой пласт киноисточников, посвященных разным этническим группам, в том числе бурятам [1, 2]. В то же время в современной отечественной антропологии кинодокументы, разрозненно хранящиеся в российских киноархивах, используются явно недостаточно. Сейчас, когда широкое распространение получили цифровые кинокаталоги, есть возможность сформировать единую базу подобных технотронных источников, обеспечив доступ к ним не только специалистов-антропологов, но и всех заинтересованных лиц.
В ходе количественного и качественного анализа визуальных материалов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Госфильмофонда России (ГФФ) и Иркутского облкинофонда по контенту «буряты» возникла идея создать специализированный онлайновый информационный ресурс. В исследованиях [3, 4] апробирована технология разработки информационных ресурсов в виде веб-порталов и мультимедийных архивов с целью изучения народов Центральной и Юго-Восточной Азии. Данная методика позволяет аккумулировать в единую обширную источниковую базу аннотированные электронные каталоги, посвященные визуальной репрезентации Бурятии. В настоящее время для этой базы данных разрабатываются разнообразные режимы поиска и извлечения информации о киноисточниках – как по техническим параметрам, так и по содержательным. На основе подробной атрибуции кинодокументов можно использовать картографический способ организации контента.
Реализуемый проект нацелен на обеспечение доступности для научного сообщества обширной источниковой базы технотронных визуальных материалов по Бурятии, Иркутской области и Забайкальскому краю, которые исторически являются зонами компактного проживания бурят. Актуальность создания базы данных кинодокументальных источников по контенту "буряты" объясняется, во-первых, возможностью расширить географический охват территории за счет архивных материалов из сопредельных стран – Монголии и Китая, где имеются несколько бурятских анклавов, созданных мигрантами в первой трети XX в.; во-вторых, развитием системы метаописания кинодокументов, позволяющей внедрять более совершенные поисковые механизмы; в-третьих, расширением методического арсенала визуальных средств, в том числе за счет картографического представления информации средствами ГИС, обучающих материалов, электронных энциклопедий.
Киноархивы в изучении этничности
Базы данных кинодокументальных источников создаются в России и за рубежом. Существенной особенностью электронных каталогов визуальных материалов в России являются различия в их реализации в соответствии с критериями поиска, что затрудняет их широкое использование в исследовательских целях. Современное состояние кинодокументов (киножурналы, кинолетописи, спецвыпуски, документальные фильмы и т.п.) советского периода свидетельствует об их неполном атрибутированном описании. Изучение этнофора (индивидуальный носитель этнической культуры и психологии) и бурятской этничности с помощью документального экрана предполагает разные режимы обращения к архивным данным. Прежде всего это работа с каталогами.
Рассмотрим особенности поиска киноисточников в трех ведущих киноархивах по контенту «буряты». Крупнейшим российским хранилищем визуальных памятников является Российский государственный архив фотокинодокументов (г. Красногорск). В настоящее время каталог включает 48000 документов, его заполнение продолжается на основе программного обеспечения, разработанного в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Электронный каталог РГФКФД позволяет сделать запрос по номеру учетного документа, по названию документа, ключевым словам, авторству источника и другим параметрам. В целях визуального анализа была выделена тематическая выборка кинодокументов по ключевым словам: буряты, бурят-монголы, Бурятия, Бурят-Монголия, Бурятская АССР, Читинская область, Иркутская область, Агинский Бурятский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, буддисты, шаманизм, Улан-Удэ, Забайкалье, Прибайкалье, Верхнеудинск. В ходе поиска было насчитано, с учетом аннотаций к кинодокументам, 94 единицы хранения с незначительной долей погрешности. Специфика политико-экономического районирования СССР предопределяла географию съемки киносюжетов, в нашем случае – отражение в кинохронике территориальных зон компактного проживания бурят. Безусловно, федеральный компьютеризированный научно-справочный аппарат, представленный на сайте РГАКФД, играет важную роль в сохранении советских и российских фотокинодокументов. Вместе с тем возникает потребность в создании единой региональной базы источников «Буряты в советской кинохронике».
Следующим киноархивом федерального уровня является Госфильмофонд России (г. Домодедово). Хранилище имеет богатейшую коллекцию фильмов, насчитывающую более 70000 документов. В этом фонде содержатся не только документальные, но и отечественные художественные фильмы. В соответствии с нашими задачами запрос документальных фильмов и кинохроники производился по тем же ключевым словам на сайте http://www.net-film.ru. Поиск кинодокументов позволяет не только выявить их количество, но и просмотреть найденные видеоматериалы. Отбор фрагментов и выбор тайм-кода необходимого киноматериала решает важную проблему удаленного заказа киноисточников. В результате каталожной обработки было выявлено 46 кинодокументов по ключевому слову «буряты».
Кинофондом регионального значения, располагающим значительным количеством кинодокументов по истории Бурятии, является ОГАУК «Иркутский областной кинофонд» (Восточно-Сибирская студия кинохроники). Большая часть этих материалов не имеет дубликатов в федеральных кинохранилищах. В настоящее время в базу данных занесено 2799 кинодокументов за период с 1939 по 2003 г. Следует отметить, что сайт кинодокументов Восточно-Сибирской студии кинохроники (ВССКХ) отличается неудобной навигацией, затрудняющей поиск конкретных источников. Основным недостатком кинодокументов фонда является отсутствие учетных номеров. Подкаталог фильмов не имеет аннотированного описания. Присутствует только название фильма, по которому, не видя ни фрагмента, ни фильма целиком, невозможно судить о его содержании. Результаты поиска киножурналов «Восточная Сибирь» не дают нумерации киносюжетов, снятых в Бурятии, поэтому подсчет приходится производить вручную. Кроме того, в выборку кинодокументов о бурятах необходимо включать Иркутскую и Читинскую области как традиционные территории проживания бурят. Автор работал в киноархиве ВССКХ и осуществлял сплошной просмотр кинодокументов, в результате было найдено 1288 сюжетов киножурнала «Восточная Сибирь» и 51 кинофильм, отражающих историю Бурятии. На наш взгляд, сайт filmoteka.kino-irk.ru требует информационной-технологической модификации, в частности детализации параметров запроса электронного каталога (номер документа, тайм-код, авторы, название киносюжета, год производства, цветность и т.д.) и создания диалоговых окон.
Количественный и качественный анализ киноархивов Красногорска и Иркутска позволяет заключить, что именно эти собрания представляют наиболее полную коллекцию киноисточников, отражающих историю и быт бурят. В совокупности по трем основным кинохранилищам было насчитано 1479 кинодокументов. Очевидна необходимость создания единого подробного электронного каталога с кинофрагментами.
Программные продукты в создании информационных ресурсов по теме «Буряты в советской кинохронике»
Ядром электронного ресурса послужит создаваемая база данных на основе трех указанных российских фондов. Дополнительными и пополняемыми ресурсами могут служить любительские фильмы, телепередачи, частные видеодокументы, кинодокументы государственных коллекций музеев. В базе данных будет также размещаться информация о создателях кинопроизведений, при возможности идентификации – о героях киносюжетов, местах съемок и т.д.
При выполнении проекта предполагается использовать свободно распространяемое программное обеспечение и средства разработки, не требующие лицензионных отчислений. Основными инструментальными средствами станут следующие свободно распространяемые технологии программного обеспечения и программные продукты: HTML5, JavaScript для разработки клиентской части, MySQL – для серверной части программного продукта. Выполнение этапов проекта включает создание структуры электронной базы данных, разработку приложения для ее backend-использования, позволяющего агрегировать, структурировать, описывать киноматериалы. На основе киноописи предполагается разработать специализированный сайт проекта, расположенный на поддомене портала Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (http://imbtarchive.ru), автором и администратором которого является руководитель центра О.С. Ринчинов.
Приведем пример оформления аннотированного описания киноколлекции «Буряты в кинодокументах советского и постсоветского периодов» на основе данных архива РГАКФД и оболочки каталога ЦВРК ИМБТ СО РАН.
|
|
|
Оператор (ы): В. Беляев |
|
|
|
|
|
На данный момент есть как минимум 12 атрибуций для одного типового документа, но уже очевидно, что для презентации источников требуется галерея фрагментов фильмов в виде стоп-кадров либо защищенное видеоизображение. Фильтрация параметров описанных кинодокументов позволяет находить по конкретным ключевым словам и другим атрибуциям заданный источник и составлять списки кинодокументов по темам, например, «медицина в Бурятии». С точки зрения описания характеристик этнофоров становится возможным спроектировать выборку киноисточников по следующим темам:
- портреты выдающихся деятелей искусства, литературы, образования, представителей власти, исторических персоналий ХХ–ХХI вв., городских и сельских жителей как выразителей этнической культуры;
- этносоциальное равенство/неравенство в бурятском обществе;
- этногендерная репрезентация визуальных образов бурят;
- этносоциальная стратификация бурятского общества на киноэкране;
- взаимодействие власти и общества, гражданские институты бурятского общества;
- система образования и науки как проявление духовной культуры этноса;
- религиозная ситуация в Бурятии;
- проблема территориальной целостности как условие формирования и существования бурятского этноса.
Безусловно, изучение бурятской этничности не ограничивается предложенным спектром визуализации ее носителей. Обширная источниковая база данных позволяет формировать обращения пользователей в связи с поисковыми запросами.
В каких случаях актуальны подобные базы данных? В настоящее время активное внимание к архивным источникам проявляют городские и сельские жители Бурятии, интересующиеся историей семьи, рода, села, района, города. В связи с юбилейными датами, проведением выставок и презентаций сотрудниками государственных музеев, библиотек, творческих объединений создаются различные медиапродукты. Реконструкция архивных фильмов и кинохроники также популярна в настоящее время при подготовке телевизионных передачах и документальных фильмов. Таким образом, аудитория организуемой базы данных может быть достаточна широкой.
Бывает важно дополнить сведения о содержании фильмов описанием географического местоположения съемок, фактами, касающимися исторических персоналий. Поэтому следующим программным продуктом, широко внедряемым в том числе в гуманитарных исследованиях, являются геоинформационные системы.
На основе сплошного просмотра советской кинохроники по контенту «буряты» было определено 33 административных района, в которых производилась киносъемка в период с 1939 по 2003 г. Отражение политических и культурных событий, происходивших в Бурятии, имело достаточно широкий пространственный охват. Внимание кинематографистов не обошло как крупные населенные пункты (г. Улан-Удэ), так и отдаленные сельские поселения. Количественные данные по типу населенного пункта охватывают 100 единиц. Исходя из аннотированного описания кинодокументов, возможна подготовка слоя для картографирования по объектам внутри населенных пунктов. В частности, в Улан-Удэ как крупном административном центре Бурятии выделяются известные культурные учреждения, промышленные предприятия, организации, попавшие в киноисточники: Государственный театр оперы и балета им. Г. Цыдынжапова, Локомотиво-вагоноремонтный завод, педагогический институт и т.п. Кроме того, имеется описание снятых в кинохронике географических объектов: оз. Байкал, р. Баргузин, хребта Хамар-Дабан, р. Ангара, Ильмовой пади, Тункинской долины, р. Витим, горы Алханай и др. Все эти данные позволяют интегрировать и визуализировать в ГИС киноисторию бурят. Для подготовки информационного сервиса «Буряты в кинохронике» можно использовать карты GoogleMaps, Яndex.Карты. Геоинформационные системы, созданные на картографической основе, требуют атрибутированного описания в виде примечаний, информационных таблиц. Отечественный опыт сравнительно-исторических исследований позволяет моделировать подобные системы в региональной практике [5, 6]. Например, отмеченное на ГИС с. Боргой Джидинского района Республики Бурятия предполагает наличие автоматической привязки электронного каталога, в котором указано, когда и какой сюжет кинохроники был здесь снят. Данная модель позволяет увидеть не только информационное пространство киноисточников, но и временной ряд, иначе говоря, в какие периоды советской истории какие города и села зафиксированы на документальном экране. Сформированный ресурс ГИС будет выполнять справочную и иллюстративную функцию, обеспечит четкий визуальный поиск и отражение этносоциальных процессов бурятского общества на киноэкране по критерию «населенный пункт».
Наконец, систематизации и графическому представлению кинодокументов способствует применение статистических пакетов. Автором использовался лицензионный отечественный продукт ДА-система 4.0. Математическое обеспечение указанной программы для анализа данных апробировано в практике социологических исследований. При обработке кинодокументов в ДА-системе возникла задача создания словаря переменных. Поскольку был осуществлен сплошной просмотр кинодокументов и подготовлена предварительная обработка кинодокументов в архиве, ввод данных основывался на атрибуциях киноисточника. Данная программная разработка позволила ввести и обработать сюжеты киножурнала «Восточная Сибирь» по 27 критериям. Названия переменных позволяют дать полное описание кинодокумента с его техническими параметрами: название, год производства кинодокумента, тип кинодокумента, номер выпуска, номер сюжета, оператор, режиссер-монтажер, звук, цвет, отрасль хозяйства, географическое место съемки, административный район, тема сюжета, тип населенного пункта, название населенного пункта, организация (учреждение), персоналии, профессии, национальности в сюжете, наличие этнических атрибутов (одежда), наличие этнических атрибутов (жилище), наличие этнических атрибутов (обряд), период, наличие перевода титров на бурятский язык, тайм-код. Сервис обработки переменных позволяет не только сжать и сортировать документы по содержанию, вывести одномерное и парное распределение данных, но и подготовить табличное оформление, презентации, графики.
Таким образом, исследование бурятской этничности как конструкта в визуальных репрезентациях открывает перспективу исторических и антропологических исследований. Система регулярной трансляции этнофоров на документальном экране в XX–XXI вв. выполняет, помимо агитационной и просветительской функции, функцию осмысления представителями этноса (в нашем случае бурятами) трансформационных процессов в обществе.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ № 12-01-00236 «Приоткрытая приватность»: бурятская семья и быт в фотокинодокументах ХХ – начала XXI вв.».
ЛИТЕРАТУРА
1. Дашибалова И.Н., Базаров А.А. Кинофиксация бурят: советский репертуар в диахронии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 2 (73). С. 180–192.
2. Дашибалова И.Н., Базаров А.А. Кинодокументальная хроника как источник изучения бурятской этничности // Власть. 2013. № 6. С. 102–105.
3. Ванчикова Ц. П., Жабон Ю.Ж., Ринчинов О.С., Елепов Б.С., Шабанов А.В. Коллекция медицинских текстов тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН // Библиосфера. 2011. № 3. С. 72–76.
4. Ринчинов О.С., Базаров А.А. Анализ археографических данных для пространственно-временной реконструкции историко-культурного феномена // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2008. № 1. С. 100–101.
5. Рыгалова М.В. Зарубежный опыт применения ГИС в исторических исследованиях: основные направления // Известия Алтайского государственного университета. 2014. Вып. № 4 (84). Т.1. С. 199–203.
6. Владимиров В.Н. От исторического картографирования к исторической геоинформатике // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. М., Барнаул, 2005.
__________________________________________
ДАШИБАЛОВА Ирина Николаевна
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук
© Информационное общество, 2016, вып. 2, с. 32-38.