Статистическое исследование ключевых индикаторов развития информационного общества в России
Клочкова Е.Н.

Статистическое исследование ключевых индикаторов развития информационного общества в России

______________________

Клочкова Е.Н.



Аннотация

Одной из стратегических государственных целей является вхождение России в число 10 ведущих стран по уровню развития информационного общества. В статье рассматриваются ключевые индикаторы развития информационного общества в Российской Федерации за период 2010–2014 гг. Цель исследования – определение основных тенденций в этой области с использованием статистических оценок состояния и динамики инфраструктуры информационно-телекоммуникационной отрасли, секторов информационной индустрии, использования информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ) в экономике и домашних хозяйствах, во взаимодействии государства с гражданами и организациями. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, а также индикаторы, установленные в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» и Международным союзом электросвязи. Сформулированные выводы могут служить основой совершенствования государственной политики в области ИКТ.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-телекоммуникационные технологии, индекс развития информационных технологий.

Сфера информационно-телекоммуникационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. В России этому способствуют как естественные преимущества, так и объективно существующие сложности, обусловленные географическим положением и огромной протяженностью нашей страны, схемой расселения населения, диспропорциями в социально-экономическом развитии регионов.

Сегодня нет альтернатив развитию информационного общества: расширение использования информационно-коммуникационных технологий является условием перехода к новому экономическому укладу, фактором роста качества жизни граждан и производительности труда в экономике, инструментом защиты национальных интересов России. Государственная политика в сфере ИКТ реализуется на основе государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».

В соответствии с данными Международного союза электросвязи (далее – МСЭ), за период 2010–2014 гг. Российская Федерация достигла значимых результатов в области развития информационного общества. Индекс развития информационных технологий, ежегодно рассчитываемый МСЭ, в 2014 г. вырос по сравнению с 2010 г. в 1,5 раза. По данным МСЭ, в 2010 г. Россия находилась на 48 месте в международном рейтинге по этому показателю со значением индекса 4,5, в 2011 и 2012 гг. индекс составил уже 5,4 и 6,0 соответственно. В 2013 г. его значение увеличилось на 0,2 пункта и составило 6,2, а в 2014 г. – 6,7, и Россия заняла 42-е место в мировом рейтинге.

Вместе с тем нельзя не отметить некоторое ухудшение позиции России за последние два года. По итогам 2013 г. наша страна опустилась на одну позицию вниз и заняла 40-е место, а в 2014 г. – 42-е. Однако анализ динамики отдельных составляющих индекса (субиндесов) показывает устойчивую тенденцию к росту за период 2010–2014 гг. (рис.1). Так, по показателю доступа к ИКТ значение индекса увеличилось с 5,59 до 7,25, а по показателю использования – с 1,45 до 4,97, навыков использования – с 8,6 до 9,0 (рис. 1). На наш взгляд, следует ожидать дальнейшего роста индекса развития информационных технологий в Российской Федерации, что будет обусловлено как развитием соответствующей инфраструктуры, так и обеспечением доступа к ней граждан и организаций.

Рис. 1. Значения индекса развития информационных технологий и составляющих его субиндексов для России, 2010–2014 гг.

За последние годы Россия значительно продвинулась в рейтинге готовности к сетевому обществу, ежегодно издаваемому Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD. Если в 2011 г. она занимала в нем только 77-е место, то в 2012 г. – 56-е из 142, в 2013 г. – 54-е место, в 2014 г. – 50-е место из 148, а по уровню развития инфраструктуры и цифрового контента – 43-е, по доступности сетевых сервисов – 14-е.

Благодаря реализации мероприятий государственной программы по созданию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества существенно выросли значения показателей, характеризующих доступ к информационным технологиям. Как видно на рисунке 2, по итогам 2014 г. Россия обгоняет страны БРИКС, США, Канаду, Австралию, Японию, Корею, Великобританию, Францию, Германию по количеству абонентов мобильной связи в расчете на 100 жителей.

Рис. 2. Число абонентов мобильной связи на 100 жителей в России, странах БРИКС и Таможенного союза, а также в отдельных странах ОЭСР в 2014 г.

По данным мониторинга развития информационного общества, в 2014 г. 67,0% российских домохозяйств имели доступ к сети интернет с домашнего компьютера, что более чем на 1/3 превышает уровень 2010 г. (20,7%). При этом 64,1% домашних хозяйств имели широкополосный доступ к сети, что на 13,5% больше, чем в предыдущем году. По данным Международного союза электросвязи, доступ к интернету имели 67,2% российских домохозяйств (больше, чем по данным Росстата), что соответствует уровню развитых стран. Для сравнения: доступом к интернету располагают 77,3% домохозяйств в США, 82,6% домохозяйств в Канаде, 81,7% домохозяйств во Франции, 87,7% домохозяйств в Германии и 86,2% домохозяйств в Японии. В России прослеживается положительная динамика роста числа домохозяйств, имеющих доступ к интернету с домашнего компьютера. В 2014 г. по сравнению с 2010 г. их доля увеличилась с 30% до 67,2% от общего числа домохозяйств. За период 2010–2014 гг. рост доли домохозяйств, в которых есть компьютер, составил 1,7 раза (с 40% до 69,7%). В этом отношении Россия уверенно опережает все страны БРИКС и страны Таможенного союза (рис. 3).

Рис. 3. Доля домохозяйств, в которых есть компьютер, и домохозяйств, имеющих доступ к интернету, % (по данным МСЭ)

За последние пять лет оценка России по субиндексу использования информационно-телекоммуникационных технологий выросла более чем в 3 раза. Так по доле населения, использующего интернет, наша страна опережает не только страны Таможенного союза и БРИКС, но также Италию (рис. 4). Доля пользователей интернета за последние пять лет увеличилась почти вдвое (с 32% до 61,4%, данные МСЭ), по итогам мониторинга развития информационного общества доля активных интернет-пользователей в Российской Федерации в 2014 г. составила 64,9% (это больше, чем по данным МСЭ), что в 1,3 раза превышает уровень 2012 г.

Рис. 4. Доля населения, использующего интернет, в России, странах Таможенного союза, БРИКС и отдельных странах ОЭСР

Рис. 5. Количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к интернету в России, странах Таможенного союза, БРИКС и отдельных странах ОЭСР

По данным МСЭ, за период 2010–2014 гг. количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к интернету на 100 жителей России выросло в 100 (!) раз. По этому показателю Российская Федерация опережает Канаду и Германию (рис. 5). Как свидетельствуют данные мониторинга развития информационного общества, число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети интернет на 100 человек населения в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось на 35,3% и составило 16,5 абонента. Положительная тенденция наблюдается и в отношении числа абонентов мобильного широкополосного доступа (рис. 6). В период 2011–2013 гг. показатель вырос почти в 1,5 раза и составил 70,9% (в 2011 г. – 47,8%, в 2012 г. – 63,6%).

Рис. 6. Динамика числа абонентов широкополосного доступа к сети интернет,

на 100 человек населения

Доля организаций, использующих широкополосный доступ к интернету в 2013 г. составила 79,4%, что на 22,7% больше, чем в 2010 г. (ежегодный прирост – около 12%). При этом удельный вес организаций, использующих доступ к интернету со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в 2013 г. увеличился в 2,3 раза – с 22,1% в 2010 г. до 50,2% в 2013 г.

По данным мониторинга развития информационного общества, заметно повысился уровень цифровизации местной телефонной сети в городской и сельской местности. Если в 2010 г. этот показатель составил в городской местности 83%, то в 2013 г. – 89,7% (темп роста – 108%). Более интенсивный рост отмечен в сельской местности – с 63,9% до 72,5% (темп роста – 113,5%), однако доля телефонизированных населенных пунктов в сельской местности сократилась на 1,2%.

Значительный прогресс отмечается в качестве почтовых услуг. По данным мониторинга, в 2013 г. объем услуг почтовой связи в расчете на одного жителя составил 875 руб., что на 1/3 больше, чем в 2010 г. Ежегодный прирост объема оказанных услуг за рассматриваемый период составил 9,3%. За последние два года значительно сократились сроки пересылки письменной корреспонденции как в пределах населенного пункта (с 7 до 2 дней), так и между любыми населенными пунктами Российской Федерации (с 40 до 20 дней).

Что касается развития информационной среды, существенный рост отмечается по показателю, характеризующему уровень сохранности фондовых материалов. В 2014 г. доля оригиналов фондовых материалов, переведенных в цифровой формат, составила 25,1% (в 2013 г. – 22,9%, в 2012 г. – 19,6%). По данным мониторинга, число музейных предметов, внесенных в электронный каталог за период 2010–2013 гг., увеличилось более чем в 1,5 раза, их доля в 2013 г. достигла 8,8% в общем объеме музейного фонда (в 2011 г. – 6,1%). Доля библиотек, предоставляющих доступ через интернет к своим полнотекстовым электронным ресурсам, в 2013 г. составила 5,2% в общем числе библиотек (в 2011 г. – 2,5%).

Доля организаций, использующих интернет для размещения заказов на товары (работы, услуги), за период 2010–2013 гг. увеличилась на 8,4% и составила 43,4% (ежегодный прирост – 7,4%).

По данным федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий, в 2014 г. доля людей, использующего интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения составила 17,8% (в 2012 г. – 15,2%).

В рамках мероприятий по обеспечению безопасности общества были достигнуты следующие основные результаты.

В 2014 г. только 2,2% граждан России не пользовались интернетом по соображениям безопасности, что свидетельствует о высоком доверии граждан к надежности сети. Доля организаций, применявших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям в 2013 г. увеличилась по сравнению с 2010 г. на 16% и составила 86,7% от числа обследованных организаций, из них использовали в качестве защиты электронную цифровую подпись 77,2% (в 2010 г. – 66,8%), средства шифрования – 39,9 % (в 2010 г. – 35,3%). Доля органов государственной власти и местного самоуправления, где использовалась электронная цифровая подпись, в 2013 г. составила 86,9%, что на 16,6% больше, чем в 2010 г. (ежегодный прирост – 5,3%).

Существенно повысилась результативность контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора. В 2013 г. количество обращений физических лиц достигло 9709, факты нарушений подтвердились в 2 381 случае (24,5% от общего числа обращений; в 2012 г. – 5 368, в 1425 случаях подтвердились факты нарушений, что составило 26,56%). В период с 2011 по 2013 г. наблюдается рост числа обращений граждан в среднем на 73,8%, рост подтвердившихся фактов нарушений составил 166,7%. При этом доля жалоб, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения, за рассматриваемый период в среднем ежегодно снижалась на 4,1%. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. показатель уменьшился на 2,0%. В 2014 г. граждане подали свыше 139 тыс. обращений с жалобами на контент в интернете, представляющий опасность для жизни и здоровья детей, из них 41,7 тыс. записей были признаны опасными и удалены из сети. Тогда же Роскомнадзором и его территориальными органами было рассмотрено 1993 обращения граждан о разъяснении отдельных положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также 15309 жалоб на действия операторов, осуществляющих, по их мнению, незаконную обработку персональных данных. По итогам 2014 г. доля нарушений, выразившихся в невыполнении ранее выданных предписаний, сократилась до 6,8% от общего числа выявленных нарушений.

Существенный прогресс достигнут в сфере развития механизмов электронного правительства и перехода к оказанию государственных
и муниципальных услуг в электронном виде. По итогам оценки, проведенной ООН в 2014 г., Россия заняла 27 место по индексу готовности к электронному правительству (в 2010 г. – 59 место), опередив некоторые развитые страны (например, Швейцарию, занявшую 30 место) и большинство стран Восточной Европы, Объединенные Арабские Эмираты, а также страны БРИКС и Таможенного союза. Вместе с тем доля органов государственной и муниципальной власти, использующих системы электронного документооборота, в 2013 г. достигла 74,6%. Значение показателя «Доля электронного документооборота между органами государственной власти» не превысила 49,2% в общем объеме межведомственного документооборота. Доля органов власти, имеющих доступ к интернету со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций в 2013 г. составила 50,3%, что в 2,2 раза превышает уровень 2010 г. (в 2011 г. – 24,4%, в 2012 г. – 45,7%).

Значимые результаты достигнуты в сфере образования и здравоохранения. По итогам 2013 г. на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений приходилось 12 персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в то время как в 2010 г. – всего 7. Доля учреждений здравоохранения, использовавших интернет, в 2014 г. составила 96,5% (в 2010 г. – 93%).

За рассматриваемый период Минкомсвязи России была проведена огромная работа по популяризации использования государственных услуг в электронном виде. В соответствии с опросом ИРИО, в 2012 г. у населения еще не была сформирована потребность в использовании государственных услуг в электронном виде (показатель составил всего 10%). А в 2014 г. значение индикатора «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» составило 35,3% (в 2013 г. – 31,7%). По данным Росстата, в 2013 г. доля обращений граждан за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемых федеральными органами власти, достигла уже 47,7%, органами исполнительной власти субъектов РФ – только 15,9%.

К концу 2011 г. на портале госуслуг числилось 34 319 услуг, в том числе 945 федеральных, 11 739 региональных, 21 608 муниципальных и 27 прочих. В электронном виде предоставлялись 511 услуг, из которых 371 – региональные и 140 – федеральные. Число заказанных региональных услуг в 2014 г. увеличилось на 112% по сравнению с уровнем 2013 г. (до 339 тыс. ед.), муниципальных услуг – в 7,4 раз (до 394 тыс. ед.). Если в 2011 г. число авторизованных пользователей портала чуть превышало 1 млн. человек, то в 2014 г. в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) было зарегистрировано 13 млн. россиян, в том числе 6 млн. чел. зарегистрировались в 2014 г. Это результат как мероприятий в рамках государственной программы в сфере развития инфраструктуры электронного правительства, так и повышения качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий, в частности, координации ведомственной информатизации.

В области развития телерадиовещания были получены следующие значимые результаты. К 2013 г. достигнут 100%-ный доступ населения Российской Федерации к обязательным теле- радиоканалам. Доля населения страны, имеющая возможность приема эфирных цифровых телеканалов, существенно возросла: с 31% в 2011 г. до 85,3% в 2014 г. (в 2013 г. – 76,7%, в 2012 г. – 52,2%). За период 2012–2014 гг. более чем в 2 раза увеличилась площадь территории субъектов РФ, охваченных наземным цифровым вещанием обязательных теле- радиоканалов (с охватом не менее 50% населения субъекта РФ). Количество субъектов Федерации, в которых начато цифровое эфирное вещание обязательных теле- радиоканалов, увеличилось с 62 в 2012 г. до 82 в 2014 г. При этом число субъектов, имеющих доступ к цифровому теле- радиовещанию с охватом не менее 50% населения, выросло с 52 до 80; к цифровому теле- радиовещанию с охватом не менее 95% – с 8 до 40. Доля населения, охваченного цифровым эфирным теле- радиооповещением о чрезвычайных ситуациях, увеличилась на 33,1% по сравнению с 2012 г. и составила в 2014 г. 85,3%.

Доля детских, юношеских и образовательных программ достигла 17,1% в общем объеме вещания общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. За период 2012–2014 гг. количество введенных в эксплуатацию объектов сети цифрового вещания 1-го мультиплекса увеличилось почти в 4 раза. В 2014 г. было введено в эксплуатацию 1623 объектов сетей цифрового вещания 2-ого мультиплекса. Количество объектов вещания 1-го мультиплекса, включая объекты опытных зон, по которым начато строительство, увеличилось на 18,6% по сравнению с 2013 г. Аудитория телеканала Russia Today TV в 2014 г. охватывала уже 700 млн. человек по всему миру.

Отрасль информационно-коммуникационных технологий вносит значительный вклад в экономическое развитие страны. По сравнению с 2010 г. в 2013 г. удельный вес затрат на информационные и коммуникационные технологии в общем объеме отгруженной продукции увеличился в 1,6 раза; объем инвестиций в основной капитал на оборудование для информационно-коммуникационных технологий – в 1,7 раза. Удельный вес занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения составляет 2,1%. Количество высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «связь» увеличилось с 358,2 тыс. ед. в 2012 г. до 361,5 тыс. ед. в 2014 г. (прирост около 10%). По данным мониторинга развития информационного общества, в 2013 г. наблюдалось снижение дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральному показателю информационного развития. Если в 2011 г. он составил 3,6, то в 2014 г. – 2,3 (в 2013 г. – 2,6, в 2012 г. – 2,9).

Таким образом, проведенный анализ в целом свидетельствует о положительной динамике показателей развития информационного общества в Российской Федерации. Успехи в реализации мер правового регулирования, предусмотренных государственной программой, позволили России существенно продвинуться в большинстве международных рейтингов, оценивающих готовность к информационному обществу и уровень его развития. По отдельным показателям развития ИКТ Россия входит в число ведущих стран мира.

Литература

1. Государственная программа «Информационное общество (2011–202)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313.

2. Измерение информационного общества: отчет 2014 г. // Международный союза электросвязи [Электронный ресурс]

URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/wtid.aspx

3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]

URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/

4. Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества: факторы и достижения реализации // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6. С.135–139.

5. Klochkova E.N., Ledneva O.V. Statistical analysis of regional IDI index in the Сommonwealth of Independent States (CIS) // Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific-practical conference. Part 3. / Ed. Uvaysov S.U. – M.: HSE, 2014. P. 490–498.

___________________________________________

КЛОЧКОВА Елена Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и бизнес-статистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова


&copy Информационное общество, 2015 вып. 6, с. 59-68.