О журнале
Рекомендации
Массмедиа и межэтнические взаимодействия
Решетинская М. С.
_________________________
Решетинская М.С.
Статья рекомендована И.Ю. Алексеевой 15.06.2015 г.
Аннотация
Средства массовой информации не только информируют о событиях, но и играют существенную роль в формировании представлений о социальной реальности. Одной из наиболее наглядных сфер влияния СМИ является взаимодействие между местным населением и приезжающими в Россию мигрантами. По оценкам принимающего общества и самих мигрантов, медиавоздействие играет существенную роль в возникновении межнациональной розни.
Ключевые слова: массмедиа, СМИ, этническая информация, трудовые мигранты, межэтнические конфликты.
Информационное общество и медиазависимость. Информационное общество, сменившее в середине ХХ века индустриальное, характеризуется ростом значимости информации, которая превратилась в ведущий предмет потребления и ключевой фактор производства.
Согласно Э. Тоффлеру [1], развитие науки и техники происходило рывками или «волнами». Промышленная революция сменила сельскохозяйственную цивилизацию на индустриальную. Произошедший в дальнейшем расцвет электроники и компьютерных технологий спровоцировал «информационной взрыв», в том числе развитие СМИ. Новые формы и способы коммуникации, доступные подавляющему большинству людей, способствуют все более широкому распространению информации. Средства массовой информации, являясь частью средств массовой коммуникации, играют значительную роль в формировании и функционировании информационного общества.
Как считает У. Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же, как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и способов ее эксплуатации» [2]. Согласно модели медиазависимости, предложенной М. Л. Де Флюэром и С. Болл-Рокешо, предметом подобной зависимости являются отношения между массмедиа (информационной системой) и обществом (социальной системой). К основным факторам, определяющим интенсивность медиавоздействия и уровень зависимости населения от СМИ принято относить, во-первых, уровень социальной стабильности в обществе, во-вторых, степень значимости массмедиа как источника информации. Немаловажную роль в формировании медиазависимости играют индивидуальные качества человека [3].
Одним из наиболее ярких примеров проявления медиазависимости является потребление новостей в периоды кризисов. Так, в критических ситуациях люди чаще обращаются к СМИ не только как к источнику информации, но и как к средству обеспечения психологического комфорта.
Cобственные представления об окружающей действительности каждый человек формирует не только в соответствии с эмпирическим опытом, но и с сообщениями, распространяемыми в СМИ. Более того, люди считают, что информационное пространство автоматически отображает социальную реальность, тогда как фактически СМИ не могут быть объективными уже на этапе поиска и отбора фактов и формирования так называемой повестки дня. Массовая информация лишь частично отражает реальность, зачастую преподнося потребителю лишь усеченное и искусственно сформированное журналистами и ньюсмейкерами видение мира.
Этническая информация в СМИ. Взаимодействие местных жителей и иноэтничных мигрантов является одной из острых и актуальных проблем современного российского общества. Согласно данным управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области (УФМС по НСО), число прибывающих в регион мигрантов стабильно растет, ежегодно увеличиваясь на десятки тысяч человек. Так, по официальным данным число мигрантов в Новосибирской области выросло с 168 723 человек в 2010 г. до 257 275 человек в 2012 г. Помимо этого, по оценкам УФМС, в регионе незаконно находятся более 8 000 иностранных граждан. Таким образом, каждый десятый житель Новосибирской области – выходец из стран СНГ и ближнего зарубежья [4], а значит, на территории региона живут люди с разными культурными и мировоззренческими установками.
По данным исследования, проведенного Центром изучения национальных конфликтов в 2014 г., Новосибирская область относится к регионам со средней степенью межэтнической напряженности, угроза массовых столкновений с применением насилия здесь низка. Однако даже одиночные насильственные действия могут иметь серьезный резонанс и провоцировать массовые ненасильственные выступления, хотя активной эксплуатации национальной темы в СМИ не наблюдается. Общий прогноз авторов исследования – ситуация неустойчива, регион уже покинул зону стабильности, но еще не перешел в зону риска [5].
Освещение в СМИ вопросов межэтнического взаимодействия нередко ведется не только с позиций толерантности (что способствует налаживанию взаимоотношений между членами принимающего общества и иноэтничными мигрантами), но и в противопоставлении «свой–чужой», что имеет своим следствием конфликты и рост ксенофобии.
Для обозначения информации о различных видах взаимодействия мигрантов и местных жителей В.К. Малькова предлагает использовать термин «этническая информация». К этнической информации исследователь относит публикации о разных народах и странах, о национальных обычаях и ценностях и др. Определить наличие этнической информации помогают этнические маркеры, а именно: этнонимы или слова, указывающие на национальную принадлежность; упоминание национально-административных регионов, стран и их столиц; отсылка к общеизвестным национальным символам и ценностям и т.п. [6].
Рассмотрим механизм воздействия медиа на массовую аудиторию. Влияние СМИ обеспечивается посредством следующих приемов:
- подбор определенных фактов, которые являются лишь частью социальной реальности;
- использование экспрессивной лексики;
- создание и регулярное употребление устойчивых выражений, идиом, клише (чеченские боевики, исламская угроза и т.д.);
- акцентирование внимания на отдельных характеристиках людей и наций (глупость американцев, лень русских, жадность евреев и т.д.), что приводит к формированию этнических стереотипов;
- конструирование и многократное воспроизведение идей и представлений, лозунгов и идеологем – элементов какой-либо идеологии (Россия для русских; без привлечения иностранной рабочей силы стране не обойтись; мигранты пользуются социальными благами, ущемляя в правах местных жителей, и т.п.);
- использование изобразительных средств, дополнительно воздействующих на эмоции людей (фотографии, карикатуры и рисунки, видеоряд).
С помощью перечисленных средств СМИ транслируют аудитории различную этническую информацию. Регулярность и интенсивность воздействия способствуют тому, что информация перестает осмысляться критически и воспринимается в качестве общеизвестных истин. Происходит выстраивание и многократное воспроизводство этнических конструктов, которые в итоге закрепляются в массовом сознании.
Мнение мигрантов и местных жителей о роли СМИ. В 2013 г. был проведен опрос приехавших в Новосибирскую область мигрантов, в 2014 г. – опрос местных жителей. Одна из задач нашего исследования – изучение мнений о роли СМИ, анализ того, как аудитория оценивает появляющуюся в них этническую информацию. Наряду с вопросами о взаимодействии приезжих и местных жителей, об условиях жизни, следовании религиозным предписаниям, о возникающих конфликтах в анкетах присутствовал блок вопросов, связанных с оценкой вовлеченности репондентов в информационное пространство, в том числе о степени доверия к средствам массовой информации и информационных предпочтениях. Кроме того, анкетируемым предлагалось оценить степень влияния СМИ на отношения между мигрантами и местными жителями, а также поделиться своим впечатлением о качестве и тематике новостных программ и информационных сообщений на телевидении, в газетах и интернете. Часть вопросов была сформулирована одинаково и для членов принимающего общества, и для иноэтничных мигрантов, но имелись и различия.
Социально-демографические характеристики опрошенных. В 2013 г. в рамках исследования был проведен анкетный опрос 363 мигрантов из Средней Азии. Общее число официально зафиксированных мест опроса (предприятий, заводов, комбинатов и других учреждений) – 14. Наибольшее число респондентов приехало из Таджикистана (34%), Узбекистана и Киргизии (по 26%). Мужчин было значительно больше, чем женщин (67%). Большинство людей, принявших участие в анкетировании, имели среднее образование (40% опрошенных), высшее образование получили 20%. Возрастной диапазон опрошенных – от 15 до 66 лет. Основная часть респондентов – в возрасте от 20 до 40 лет.
В 2014 г. опрашивались представители местного населения (601 человек) – взрослые жители г. Новосибирска. Возрастной диапазон опрошенных – от 17 до 78 лет, основная масса – от 20 до 49 лет (67%). Среди респондентов мужчин было 37%, женщин – 63%. Более половины опрошенных (52%) имели высшее образование. Доля семейных – 66%, имеющих детей – 53%.
Предпочтительные виды СМИ. Как выяснилось, основным источником информации и для мигрантов, и для местных жителей является телевидение (табл. 1). Неожиданным оказалось, что, по сравнению с приезжими, местные жители чаще отдают предпочтение именно телевидению, редко читают газеты и журналы. Мигранты же, помимо просмотра телепередач, активно читают местную прессу.
Интернету как новостному ресурсу уделяется большое внимание в обеих группах, но приезжие в силу понятных причин пользуются им несколько реже. По данным операторов связи, работающих в Новосибирской области [7], в регионе транслируются 93 эфирных и кабельных телеканала, среди них нет ни одного канала из стран Средней Азии. Таким образом, можно предположить, что и мигранты, и местные жители смотрят телепрограммы, ориентированные на жителей России.
Таблица 1. Частота обращения аудитории к различным видам СМИ, %
Степень доверия к СМИ. Опрос мигрантов позволяет говорить об их высоком уровне доверия к средствам массовой информации. Так, около трети из них отметили, что полностью доверяют информации в СМИ. Еще 32,7% указали, что масс-медиа правдивы в большинстве случаев. Примерно 13% приезжих выразили недоверие СМИ.
Местных жителей мы попросили отметить по отдельности, в какой мере они доверяют каждому из четырех видов СМИ – телевидению, радио, прессе и интернет-ресурсам. Оказалось, что степень доверия респондентов к каждому из них примерно одинакова. Исключение составила пресса, уровень недоверия к которой у местных жителей был значительно выше, чем к другим СМИ – более 60% (табл. 2).
Таблица 2. Степень доверия представителей принимающего общества к СМИ, %
Влияние СМИ на массовую аудиторию. Как жители Новосибирска и области, так и приехавшие в регион мигранты отметили, что в средствах массовой информации часто затрагивается проблема их взаимодействия. Только 3% местных жителей и 5% приезжих считают, что проблемы межэтнического взаимодействия крайне редко освещаются в СМИ.
Оценивая степень влияния информации в масс-медиа, 42% мигрантов придерживаются мнения, что она никак не влияет на отношение местного населения к приезжим, 28 % заметили, что СМИ лишь отражают позицию местного населения и показывают, что думает о них большинство. Только 24 % опрошенных трудовых мигрантов предположили, что СМИ негативно влияют на отношения местных жителей и приезжих и служат причиной межнациональных конфликтов.
Анализ роли СМИ в возникновении и эскалации межэтнических конфликтов показал, что значительная часть местных жителей (40%) полагает, что телевидение является основным видом масс-медиа, влияющим на появление и эскалацию межнациональных конфликтов. Следующим по значимости источником искусственного раздувания межнациональной розни респонденты назвали интернет (36%). Меньше всего, по мнению опрошенных, на отношения коренных жителей с приезжими влияет радио.
И приезжие, и жители Новосибирска и области высказали пожелание, чтобы в СМИ чаще появлялась информация о национальных традициях и культуре мигрантов (табл. 3). Многие местные жители хотели бы получать больше сведений о криминальных происшествиях с участием мигрантов, а приезжие заинтересованы в распространении информации, касающейся миграционного законодательства.
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Какие темы должны затрагиваться в СМИ в первую очередь», %
* * *
Очевидно, что средства массовой информации могут способствовать как улучшению взаимоотношений в обществе, так и усилению конфликтов и противоречий между разными социальными и национальными группами. Это в полной мере относится к распространяемой СМИ этнической информации, описывающей взаимоотношения между членами принимающего общества и приезжающими в Россию иноэтничными мигрантами. И местные жители, и мигранты признают, что подобная информация в масс-медиа встречается достаточно часто. Причем даже члены принимающего общества отмечают, что телевидение – основной источник информации для обеих групп опрошенных, уровень доверия которому довольно высок, – зачастую влияет на рост ксенофобии и искусственно раздувает конфликты с приезжими. Значительную роль в этом, по мнению местных жителей, играет и информация, распространяемая в интернете.
Проведенные опросы показали, что радио – и как источник получения информации, и как СМИ – перестало быть значимым ресурсом, уступив место интернету. Печатные средства массовой информации также утрачивают роль основного источника информации, в отличие от электронных масс-медиа, и пользуются значительно меньшим доверием.
Литература
1. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. М.: АСТ, 2010.
2. Martin W. I. The Information Society. London, 1988. P. 14–15.
3. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. С. 19–20.
4. Солодова Г.С., Палопеженцева М.С. Культурное сопротивление или культурная интеграция? // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2013. Т. 11, вып. 4. С. 74–79.
5. Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России. Осень 2013 – весна 2014 года / URL: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/novosibirskaya-oblast.html
6. Малькова В.К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М.: Информполиграф, 2004.
7. URL: http://2090000.ru/people/services/item/7
Решетинская Маргарита Сергеевна
© Информационное общество, 2015 вып. 4, с. 62-67.