Информационная система поддержки принятия решений для выпускников бакалавриата
Unknown Author

Информационная система поддержки принятия решений для выпускников бакалавриата

_______________________

Мокина Е.Е., Марухина О.В., Фисоченко О.Н., Берестнева Е.В.



Аннотация

Рассмотрена проблема оценки компетентностей выпускников бакалавриата с целью дальнейшего обучения в магистратуре и выбора специализации. Предложена компетентностная модель и состав информационной системы поддержки принятия решений, помогающая сделать такой выбор.

Ключевые слова: компетенции, информационные системы, системы поддержки принятия решений.

Российская образовательная система – огромная структура, обладающая как преимуществами, та и недостатками. Традиции этой системы складывались десятилетиями, что говорит о ее инертности, которая с трудом преодолевается в ходе внедрения двухуровневой системы образования, аналогичной европейской.

Действующие в настоящее время в России социальные и юридические нормы, как правило, не позволяют лицам, имеющим диплом бакалавра, получить достойную работу в государственных структурах или бизнесе. Поэтому студенты, получившие диплом бакалавра, стремятся продолжить обучение в магистратуре. Общий срок обучения в магистратуре с учетом бакалавриата сейчас составляет шесть лет, в то время как подготовки специалистов – пять лет.

Дисциплины общего характера изучаются на занятиях, где присутствуют магистранты всех кафедр, ответственных за подготовку по тому или иному направлению. Содержание учебных курсов при двухгодичном обучении (5–6 курсы) обеспечивает высокий теоретический уровень знаний магистрантов, однако, поскольку профильные предметы изучаются только в третьем семестре, снижается уровень подготовки по узкоспециализированным направлениям.

В период перехода на двухуровневую систему подготовки в Томском политехническом университете бакалавры имели возможность выбирать направленность обучения на второй ступени. Студент мог пойти в магистратуру и заниматься научной деятельностью или расширить специальные навыки и стать инженером-специалистом. В настоящее время инженерная подготовка отменена, и в нынешнем году наша кафедра в последний раз выпускает инженеров по специальности «прикладная информатика». В настоящее время в группы магистров входят студенты, которые захотели продолжить подготовку не потому, что они хотят заниматься наукой, а потому, что диплом бакалавра не позволяет претендовать на достойное место работы.

Для успешной работы на производстве, на «технических» кафедрах после окончания магистратуры, для обучения в аспирантуре требуются инженерный опыт и знания. Само по себе наличие диплома магистра не гарантирует получения хорошо оплачиваемой работы. Поэтому необходима параллельная инженерная подготовка магистрантов, включающая выполнение дипломных проектов, желательно в сотрудничестве с предприятиями. При этом элементы научных исследований должны оставаться неотъемлемой частью выпускной работы.

Учитывая наличие указанных проблем и мнение вузовской общественности, были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Так, в соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350; 2011. № 14, ст. 1935), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 9, ст. 1110), утверждены изменения, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки с присвоением квалификации (степени) «магистр»: наряду с квалификацией (степенью) «магистр» присваивается специальное звание «магистр-инженер».

Магистр-инженер – это специалист с творческим подходом к работе, он должен быть именно магистром и обучаться не менее шести лет, а может быть, и дольше. Ему совсем не обязательно становиться ученым-исследователем: лишь 10% магистров продолжают научную карьеру. Магистерские программы должны быть ориентированы в том числе и на нужды работодателей.

Так же как и при профориентации школьника перед поступлением в вуз, бакалавр стоит перед выбором, который не всегда носит явный характер. Чаще всего студент принимает решение о дальнейшей карьере, уже обучаясь в магистратуре. Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача не только дать знания, но и правильно сориентировать студента, исходя из его личностных качеств, интересов, целей, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированного подхода, который утвердился в последнее время в сфере образования. Большой вклад в развитие данного подхода внесли И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. [1–3].

При решении задачи профориентации выпускников бакалавриата, поступающих в магистратуру, были использованы основные принципы личностного подхода, который предполагает помощь в раскрытии возможностей студента, в самоопределении, самореализации и самоутверждении. Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали индивидуальным особенностям учащихся. Личностно-деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 1980-х годов, разрабатывался преимущественно как субъектно-ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью студента при решении им учебных задач разной сложности и проблематики. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в работах известных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, в которых личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и во взаимодействии с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится обучающийся – его ценности, потребности, интересы, его неповторимый психологический склад, то есть студент как личность [1]. Можно считать, что движущие силы [4], мотивирующие обучающегося (рис.1), уровень его знаний и умений являются основой для определения образовательной и исследовательской цели, формирования и (или) корректировки процесса обучения.

Рис. 1. «Движущие силы» обучающегося

В соответствии с [4] под моделью магистра-инженера или магистра-исследователя будем понимать модель, отражающую структуру качеств:

{S} = S1S2S3Sn,

где Si – подсистема качеств; n – количество видов компетентности; – знак обобщенного произведения (теоретико-множественного или логического соответствия).

С другой стороны, данную модель можно представить в виде иерархической функциональной структуры (рис. 2), состоящей из подсистем, компонентов и измеряемых элементов. В зависимости от направленности образовательной траектории (научная или инженерная сфера) необходимо уделить внимание соответствующим позициям.

Рис.2. Компетентностная модель магистра

На основе анализа аналогичных работ [5–8] в качестве методов измерения отдельных характеристик (элементов) были выбраны тестовые технологии и методы экспертного оценивания. Данные для анализа достижений в научной и образовательной сферах могут быть получены из единой информационной среды университета (ЕИС), а для оценки личностных ориентаций и социально-психологических качеств – с многофункционального портала Multi Test [9]. На рисунке 3 представлена информационная среда, в которой формируются заключения о предпочтительных направлениях обучения для лиц, поступающих в магистратуру.

Рис.3. Информационная среда оценки компетенций магистрантов

Для формирования итоговых заключений используются результаты оценки сформированности у претендентов необходимых компетенций. Данная информация может быть полезна широкому кругу заинтересованных лиц, в том числе:

• выпускнику бакалавриата – для определения направления развития профессиональных знаний и умений;

• преподавателю, научному руководителю – для выявления одаренных, склонных к исследовательской деятельности магистрантов.

Внедрение данной системы в образовательный процесс в Томском политехническом университете позволит осуществлять мониторинг формирования у магистрантов-исследователей и магистрантов-инженеров необходимых знаний и навыков.

Статья подготовлена в рамках проекта №1957 госзадания «НАУКА» Министерства образования и науки РФ.

Литература

1. Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11.

2. Компетентностный подход к формированию содержания образования / Под ред. И.М. Осмоловской. М.: ИТИП РАО, 2007.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

4. Кириллова О.Г., Шевченко Д.С. Движущие силы мотивации трудовой деятельности // Общество: Политика, Экономика, Право. 2013. № 1. С. 56–58.

5. Берестнева О.Г. , Кочегуров В.А. Оценка компетентности студентов. Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.

6. Берестнева О.Г. К вопросу о методах оценки компетентности студентов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 9–3. C. 98–105.

7. Берестнева О.Г., Марухина О.В., Шаропин К.А. Экспертная система оценки компетентности выпускников технического университета// Искусственный интеллект. 2004. № 4. С. 264–268.

8. Берестнева О.Г., Шевелев Г.Е., Фисоченко О.Н. Алгоритмы принятия решений о компетентности студентов и молодых специалистов//Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.

9. Берестнева О.Г., Моисеенко А.В., Жаркова О.С. Информационный ресурс multitest для оценки компетентности студентов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2013. С. 168–169.

________________________________________________

МОКИНА Елена Евгеньевна

Старший преподаватель кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета

МАРУХИНА Ольга Владимировна

Кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета

ФИСОЧЕНКО Оксана Николаевна

Старший преподаватель кафедры информационных систем Юргинского технологического института Национального исследовательского Томского политехнического университета

БЕРЕСТНЕВА Елена Викторовна

Студентка кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета


&copy Информационное общество, 2014 вып. 3, с. 20-24.