О журнале
Рекомендации
Есть ли альтернатива интернету?
М. В. Якушев
_____________________
Михаил Якушев
Аннотация
ICANN – это организация, в функцию которой входит распределение адресного пространство интернета и контроль за соблюдением участниками этого процесса стандартов и процедур, установленных Рабочей группой по инжинирингу интернета, Советом по архитектуре интернета и другими техническими организациями, разрабатывающими соответствующие стандарты. Как всякая многоуровневая глобальная сеть, интернет развивается по своим законам, опирающимся на физические и математические принципы. Утверждается, что интернет-технологии – это магистральный путь развития коммуникаций, в котором найден баланс сложности и удобства.
Ключевые слова: ICANN, интернет-технологии, доменные имена, адресное пространство, информационная культура, информационная безопасность.
Т. ЕРШОВА: Сегодня мы беседуем с Михаилом Якушевым, членом редакционного совета нашего журнала и одним из основателей Института развития информационного общества, который недавно назначен вице-президентом ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) по России, СНГ и Восточной Европе. ICANN – это некоммерческая организация, созданная в 1998 г. для урегулирования вопросов, связанных с доменными именами, IP-адресами, и другими аспектами функционирования интернета. Расскажите, пожалуйста, когда произошло Ваше назначение и были ли когда-нибудь в руководстве ICANN представители России.
М. ЯКУШЕВ: О моем назначении было объявлено месяц назад во время встречи ICANN в Сингапуре, но фактически оно состояло чуть раньше. До настоящего момента в руководящих органах ICANN ни одного представителя нашей страны, к сожалению, не было.
Т. ЕРШОВА: В чем заключается основная функция ICANN и претерпевала ли она какие-либо изменения?
М. ЯКУШЕВ: Первоначально задуманная функция ICANN, она исполняется и сейчас, – это распределение адресного пространства интернета и контроль за соблюдением всеми, кто участвует в этом процессе, стандартов и процедур, установленных Рабочей группой по инжинирингу интернета, Советом по архитектуре интернета и другим техническими организациям, разрабатывающими соответствующие стандарты. Поясню, о чем идет речь. Интернет, как известно, – многослойное, многоуровневое образование, это объединение сетей, но не просто сетей, а сетей разноуровневых. На самом нижнем уровне – физическая инфраструктура, каналы связи, инфраструктура доступа к сетям. Дальше располагается адресное пространство, так называемые IP-адреса, над ними есть надстройка в виде доменных имен, система DNS и, наконец, на самых верхних этажах иерархии интернета как сети находятся обычные приложения, почтовые сервисы, поисковые системы, социальные сети, веб-сайты. ICANN отвечает за два промежуточных уровня: за адресное пространство IP и за систему доменных имен, за домены верхнего уровня, такие, например, как .ru, .рф. На протяжении 15–16 лет организация достаточно успешно выполняет эти функции.
В то же время 11 марта 2014 г. правительство США заявило о готовности отказаться от контрольных координирующих функций, которые до сих пор исполняло Министерство торговли США. Речь идет об изменениях так называемого зонного файла, того файла, который по корневым серверам пересылается по регулярным основаниям, чтобы можно было маршрутизировать интернет-запросы во все мире в правильном направлении. И ни одно изменение, например, смена администратора либо появление нового доменного имени, не проходит без одобрения американского правительства в лице Министерства торговли. Именно это и позволяло до сих пор говорить о некоем «контроле» американского правительства за интернетом, хотя, как видим, фактически это уже контроль не за работой инфраструктуры, а за изменениями, которые вносятся в информацию о, скажем так, операторах отдельных элементов ключевой инфраструктуры. В течение полутора лет нам предстоит обсудить оптимальный механизм такого контроля. Возможно, при этом будут модифицированы и функции ICANN как организации. Все зависит от того, какие предложения будут сделаны, позволят ли они достичь общемирового консенсуса.
Хотел бы обратить внимание, что в настоящее время в бразильском Сан-Паулу проходит так называемый NetMundial – саммит, созванный по инициативе президента Бразилии Дилмы Русеф для обсуждения вопросов совершенствования системы управления интернетом.
Т. ЕРШОВА: Хотелось бы вернуться к отказу американской стороны от управляющего воздействия на интернет. В чем тут дело? Можно ли сказать, что на это решение повлияло расширение многосторонней международной экспертной деятельности по управлению использования сети в рамках ежегодного Форума по управлению использованием инетернета (Internet Governance Forum)?
М. ЯКУШЕВ: Думаю, Вы абсолютно правы, речь идет о достаточно высокой степени зрелости модели заинтересованных сторон (multistockholder model). За 15 лет активной деятельности корпорации ICANN стало понятно, что она способна организовать процесс согласования требований всех заинтересованных сторон наиболее оптимальным образом, без контроля какой-либо одной страны. Видимо, американское правительство почувствовало, что такая международная организация, как ICANN способна самостоятельно выполнять эти функции, а дополнительным фактором послужила непрекращающаяся критика в отношении того, что контрольную функцию осуществляет правительство одной страны.
Т. ЕРШОВА: Возвращаясь к NetMundial, хотелось бы услышать, какова цель этой встречи, кто ее основные участники, те самые заинтересованные стороны, о которых Вы говорили.
М. ЯКУШЕВ: Позволю себе высказать мнение, которое может понравиться не всем. Заключается оно вот в чем: изначальная идея встречи в Сан-Паулу была своего рода эмоциональной реакцией на так называемые «разоблачения Эдварда Сноудена», который представил доказательства того, что телефонные переговоры даже представителей тех стран, которые традиционно считались союзниками США, прослушивались американскими спецслужбами. Президент Бразилии эмоционально почувствовала себя обиженной, и было принято решение созвать конференцию с целью обсудить вопросы контроля за коммуникационным пространством.
Что касается ICANN, ее деятельности по регламентированию адресного и доменного пространства (системы DNS), то в отношении нее никаких претензий не прозвучало. Пока никто не доказал, что деятельность американских спецслужб по контролю за политическими деятелями и другими пользователями телекоммуникационных сетей как-то связана с инфраструктурой и архитектурой интернета. Были перехвачены телефонные переговоры, почтовая переписка, но это не касается распределения доменных имен. На конференции речь идет о подходах различных заинтересованных сторон к управлению интернетом. Упоминается о разоблачениях Сноудена, но прямой связи между тем, о чем говорил Сноуден, и тем, что сейчас обсуждается в Бразилии, конечно, нет.
Участниками форума в Сан-Паулу являются представители большинства государств мира, международные организации, основные игроки интернет-бизнеса. Российскую делегацию возглавляет министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, в нее также входят члены различных организаций, представляющих гражданское общество. От Международного союза электросвязи в этом мероприятии участвует его генеральный секретарь доктор Хамадун Туре.
Т. ЕРШОВА: Вокруг чего ведутся основные дискуссии? Я по своему опыту знаю, что многосторонние обсуждения проходят очень непросто.
М. ЯКУШЕВ: Да, есть непонимание, в частности того, как работает инфраструктура интернета. Критика направлена на США, на ту политику, которую они проводят в различных регионах мира, хотя технически, на уровне серверов и стандартов, правительство США представлено здесь минимально, если вообще представлено. Исторически интернет действительно возник в рамках военно-промышленного комплекса США, но с тех пор прошло много лет, теперь интернет не принадлежит никому. В каждой стране он регулируется по-своему, однако стандарты его функционирования строятся на принципах трансграничности. Как всякая многоуровневая глобальная сеть, интернет развивается по своим законам, опирающимся на физические и математические принципы. Недопонимание этого, к сожалению, приводит к подозрениям, вплоть до «теории заговора».
Т. ЕРШОВА: Вы не представитель власти, но, думаю, осведомлены о позиции России по вопросам управления интернетом. В чем она заключается?
М. ЯКУШЕВ: С сожалением приходится констатировать, что в настоящий момент единый подход к вопросу управления интернетом в России отсутствует. И это очень печально. В других странах, где, как и в России, интернет играет важную роль в экономической и социальной жизни, между государством и бизнес-сообществом ведется достаточно активный диалог. В нашей же стране такой диалог отсутствует. В результате все решения принимаются без учета мнения специалистов и бизнеса. Есть позиция отдельных чиновников, но нет консолидированной позиции, которая отражала бы интересы всех заинтересованных сторон, в том числе многомиллионной аудитории пользователей российского интернета и связанного с ним многомиллиардного бизнеса.
Т. ЕРШОВА: Поехали ли в Сан-Паулу представители российского бизнеса?
М. ЯКУШЕВ: Нет, наши бизнес-структуры на встрече не представлены. Российский бизнес озабочен внутренними проблемами, в том числе законодательного характера.
Т. ЕРШОВА: Общеизвестно, что интернет интерналионализируется. В связи с этим идут дискуссии относительно национальных доменных имен, в частности кириллических и иных. Кто-то считает, что они не нужны, кто-то, напротив, настаивает на их введении, в общем, вокруг этого ведутся бурные споры. Каково Ваше мнение по этому вопросу? Целесообразно ли было принятие доменных имен типа .рф? Какова здесь позиция ICANN?
М. ЯКУШЕВ: Тут проблема не только в национальных разноязычных доменных именах, но и в их общем числе. До конца прошлого года существовало порядка 250 доменных имен, в основном страновых. Сейчас в мире уже 500 доменных имен, из них 250 страновых. К концу 2016 г. предположительно их будет около 2000.
Тут нельзя ограничиваться только вопросами разноязычных имен. Куда более серьезную проблему, в том числе для управления, представляет само по себе резкое расширение числа доменных имен, которое коренным образом изменит наше представление о доменном пространстве. К 2020 г. количество доменов может исчисляться уже многими тысячами или десятками тысяч, имея в виду домены первого уровня, и это повлечет за собой огромные культурные, экономические, социальные последствия, особенно если учесть, что значительная часть новых доменов будет основана не на латинской графике. Что касается конкретно кириллицы, то здесь стоит вопрос о единообразном корректном отображении информации на различных языках во всех реестрах интернета. До сих пор не решена проблема эффективной работы почтовых сервисов: пока еще невозможно послать сообщение по адресу, состоящему только из знаков кириллицы. Есть проблемы с так называемой вариативностью, потому что в ряде языков можно по-разному представить одни и те же слова. Для русского языка это не актуально, в отличие от украинского и белорусского. Кроме того, проблему может составлять клавиатура, на которой отсутствуют знаки кириллицы, и т.д. Перечисленные проблемы носят как технический, так и отчасти правовой характер. Что касается правомерности использования тех или иных названий в доменных именах первого или второго уровня, они решаемы, более того, запуск домена .рф, доменов на арабском и китайском языках позволяет более успешно проходить этапы запуска новым заявителям.
Т. ЕРШОВА: Насколько я знаю, Вы активный участник Форума по управлению интернетом. Хотелось бы затронуть проблему информационной культуры в широком смысле, в том числе культуры в сфере информационной грамотности, защиты от вирусов и спама, использования ресурсов Сети. Какое место эти вопросы занимают сейчас в глобальной политике управления интернетом?
М. ЯКУШЕВ: Я бы ответил следующим образом. Поскольку каждая из перечисленных проблем напрямую не связана с администрированием промежуточных уровней инфраструктуры интернета, мы, имея их в виду, специально ими не занимаемся. Наша задача – решение тех вопросов, которые относятся к мандату организации. А вот на встречах объединений, ассоциаций, которые собираются на региональных национальных и всемирных форумах по управлению интернетом, эти проблемы обсуждаются всесторонне. Однако складывается такое ощущение, что интерес к ним потихоньку снижается. На мой взгляд, дело здесь в неспособности на институциональном уровне принять какое-то решение и воплотить его в жизнь. Есть конкретные предложения, но нет возможности объявить их общеобязательными и реализовать на глобальном уровне.
Т. ЕРШОВА: У меня есть вопрос к вам не как к эксперту, не как к представителю ICANN, а просто как к пользователю и к отцу юного пользователя. У вас сын-подросток, который, наверное, активно пользуется интернетом. Сейчас в России продолжаются дискуссии о необходимости защиты детей и подростков от «вредного» влияния интернета. 14 марта нынешнего года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания по обеспечению информационной безопасности. Какова Ваша личная политика в этой области?
М. ЯКУШЕВ: Я согласен с тем, что для защиты нужно принимать меры – технологические, законодательные, организационные, в том числе и в виде запретов. Безопасность жилища ведь предполагает не только хорошую работу полиции – самое главное, чтобы крепкой была входная дверь, дверной замок. Важен родительский контроль за тем, что происходит на компьютере, с которого обеспечивается выход ребенка в интернет, важно установить систему ограничений, важно взаимопонимание между родителями и ребенком. Это азы. Что касается законодательных норм, регулирующих фильтрацию контента со стороны государства, как доказано российскими техническими экспертами, они не столь эффективны. Не существует возможности обеспечить безопасность всего интернета в силу его архитектурных особенностей, но можно обезопасить вашу микросеть, ваши абонентские устройства. Самое главное – это образование, разъяснение, воспитание, начиная с детского сада, чтобы меньше говорили об устаревших языках программирования, а больше – о защите домашних компьютеров, о наиболее полезных программных средствах. Иначе, как показывает практика, находятся злоумышленники, которые способны с помощью технических средств обойти все ограничения.
Т. ЕРШОВА: Интернет, без преувеличения, изменил современный мир. Как Вы думаете, возможна ли ему альтернатива? Возможно ли появление другой технологии, сопоставимой с интернетом по силе и глубине воздействия на общество?
М. ЯКУШЕВ: Как показывает опыт последних 15–20 лет, любые коммуникационные технологии рано или поздно поглощались интернетом. На заре интернета было много разных сетей, которые относились к категории информационных, коммуникационных, выделенных. Они выполняли те функции, которые сейчас реализуются благодаря интернету, и все они исчезли, были интегрированы в интернет, получили доменные имена. Последней такой сетью была французская сеть «Minitel», основанная на телефонных аппаратах (терминалах), но и она не выдержала конкуренции с интернет-технологиями и стала частью всемирной Сети.
Так что теперь можно уверенно говорить, что интернет-технологии – это магистральный путь развития коммуникаций. В этом плане ничего нового не произойдет. Ведь мы пользуемся радиочастотным спектром, не ожидая, что будет сделано какое-либо физическое открытие. Найден баланс сложности и удобства – действующий набор интернет-протоколов. И я не могу предсказать иное изобретение, которое работало бы на каких-либо иных физических принципах и по своим коммуникативным свойствам могло бы сравниться с интернетом. Все, что будет происходить в области связи, культуры, массовых коммуникаций, будет происходить по известным нам интернет-протоколам.
Т. ЕРШОВА: Благодарю Вас за исключительно интересное, информативное интервью. Позвольте пожелать Вам успехов на новом поприще, в сфере управления интернетом в рамках мандата ICANN.
М. ЯКУШЕВ: Спасибо, я всегда чувствую поддержку ИРИО, журнала, коллег, лично Вашу. Хотелось бы, чтобы институт оставался не только активным участником процесса развития информационного общества, но и управления интернетом.
___________________________________
Михаил Якушев
Вице-президент ICANN по России, СНГ и Восточной Европе, член редакционного совета журнала «Информационное общество», член Совета директоров Института развития информационного общества.
© Информационное общество, 2014 вып. 2, с. 4-9.