О журнале
Рекомендации
Информационные издержки в информационно-сетевой экономике:новые тенденции
Коблова Ю.А.
_________________________
Коблова Ю.А.
Статья рекомендована Т.В. Ершовой 28.01.2014 г.
Аннотация
В статье исследуется специфика формирования информационных издержек в условиях информационно-сетевой экономики. Выявлены две противоположные тенденции: снижение издержек доступа к информации и увеличение издержек выбора значимой информации. Доказано, что минимизация информационных издержек посредством их распределения через сеть приводит к формированию информационных каскадов и появлению сетевого типа рациональности.
Ключевые слова: информация, информационные издержки, информационно-сетевая экономика, информационный каскад, сетевая рациональность.
Информация и информационные издержки стали предметом исследования экономической науки только в ХХ в., что связано с информатизацией экономических систем и становлением информационной экономики. Классическая экономическая теория постулировала полноту информации. Считалось, что каждый экономический агент обладает полной информацией о ситуации на рынке и принимает рациональные решения. Ученые неоинституционального направления подходят к информации с позиции трансакционных издержек: наличие информации выступает необходимым условием осуществления трансакций, а издержки на ее приобретение и производство относятся к трансакционным.
Современная информационно-сетевая экономика многократно актуализирует проблему информационных издержек. Широкое развитие информационно-коммуникационных технологий создает принципиально новые мотивации и возможности для активизации информационных механизмов развития социально-экономических систем. Очевидно, что в этих условиях роль, масштабы и структура информационных издержек трансформируются и приобретают новое значение. Целью настоящей статьи является выявление особенностей формирования и динамики информационных издержек в рамках информационно-сетевой экономики.
Само возникновение и классификация информационных издержек обусловлены их поведенческими и организационными предпосылками. Поведенческие предпосылки характеризуют человеческую натуру, которой присуща ограниченность познавательных способностей. Она выражается в неадекватности представлений и недостаточной осведомленности участников о хозяйственном процессе, предполагаемых выгодах и убытках. Это означает, что в реальной экономической жизни индивиды не могут принимать решения исходя из предпосылки «полной (неограниченной) рациональности», которая чаще всего лежит в основании неоклассического анализа хозяйственной деятельности. Разрешить такое противоречие предлагается посредством модифицированных форм рациональности, в частности, понятия ограниченной рациональности. Ограниченная рациональность предполагает, что экономические агенты стремятся рационально принимать решения или рационально объяснять свои поступки, хотя на деле им это удается не в полной мере.
Закономерным следствием невозможности достижения полной рациональности является возникновение проблемы «информационной недостаточности» как одного из существенных ограничителей в производственной деятельности. Соответственно, требуются солидные затраты от каждого участника хозяйственной деятельности по снижению риска неопределенности, чем и обусловлено появление информационных издержек.
Информационные издержки можно разделить на три категории [1]:
• издержки на просмотр, обусловленные изучением различных рынков и определением спектра возможностей;
• издержки на восприятие, связанные с определением релевантных характеристик товаров, включенных в выбранное множество, а также условий обмена;
• издержки на оценку, позволяющие оценить, какова степень присутствия искомых атрибутов и насколько аутентичны рыночные сигналы в отношении качества товаров.
На величину информационных издержек влияет длительность информационного поиска, степень поисковых усилий, надежность источника информации и свойства информации.
Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют распространять информацию среди многих людей почти одновременно, создавая лавинообразный эффект ее движения. В результате интенсивной интеграции всевозможной информации о разнородных по назначению, расположению и собственникам объектов – людей, машин, технических систем, природных объектов – в информационном пространстве формируется конвергентная информационная гиперсеть [2].
Данный процесс вполне можно охарактеризовать как период первоначального накопления информации, который, в отличие от первоначального накопления капитала, не имеет четких временных и географических границ. Применяя промышленную метафору, мы сейчас заняты массовым производством знаний и информации, как раньше массово производили, например, автомобили. Именно в рамках информационно-сетевой экономики у агентов появляются невиданно широкие возможности отбора информации из множества альтернативных вариантов, и это стало источником экономических преимуществ.
Однако есть и обратная сторона этого процесса – переизбыток информации. По словам А. Гора, большие объемы неиспользуемой информации превращаются в своего рода загрязнение окружающей среды: «Библиотека Конгресса США, например, получает более десяти тысяч периодических изданий в год только из Индии!… Отслеживание этих данных становится столь же важной, сколь и трудной задачей» [3].
С одной стороны, став полноправными пользователями интернета, экономические агенты получили доступ к огромному числу информационных ресурсов, измеряемых сотнями миллионов документов. Поиск необходимой информации в информационно-сетевой экономике осуществляют поисковые системы. Они извлекают гипертекстовые ссылки, в автоматическом режиме индексируют информацию и выстраивают базы данных. В результате технологии поиска информации и возможность ее мгновенной и безвозмездной передачи через сеть делают ее широко доступной и приводят к практически полному сокращению издержек на поиск и передачу информации.
С другой стороны, рост объемов доступной для экономических агентов информации не обеспечивает ее достоверность, точность и полноту. Поэтому возникает необходимость выбора необходимой информации из огромного массива данных, а также анализа, обобщения, обработки и представления информации в соответствии с целями ее использования, что также требует затрат времени и других ресурсов.
Таким образом, в информационно-сетевой экономике одновременно прослеживаются две противоположные тенденции: снижение издержек доступа к информации и увеличение издержек отбора информации. При этом мы усматриваем обратную зависимость между ними: чем ниже издержки доступа к информации, тем выше издержки отбора.
Ситуация, когда получение дополнительной информации связано с определенными издержками, породило феномен рационального неведения (незнания, невежества). Его суть состоит в том, что издержки на получение некоторого знания оправданы лишь в той мере, в какой они позволяют ощутимо лучше решать поставленную задачу, то есть процесс получения знаний продолжается до тех пор, пока предельные издержки их приращения не сравняются с предельной отдачей от их использования [4, с. 26].
Если в традиционной рыночной экономике можно в определенных пределах «оставаться в неведении», то в информационной экономике, учитывая роль знаний и информации, неведение чревато потерей конкурентных преимуществ, рыночной позиции, доли доходов и другими негативными последствиями. Поэтому возникает потребность в информации, позволяющей уйти от избытка информации. Другими словами, у экономических агентов возникает потребность в значимой информации, которая снимает проблему выбора и связанных с ним затрат. Значимая информация может быть определена как информация, представляющая собой результат поиска, отбора, анализа, обработки, модификации доступной информации на основе особых профессиональных знаний и опыта. Этот процесс предполагает личный вклад и участие познающего субъекта. Имеющиеся знания преобразуются посредством интеллектуального труда в новые знания, с которыми ранее субъект не имел дела. Между теми знаниями, которые он прежде использовал, и теми, которые получил, можно установить лишь слабую опосредованную связь [5, с. 52].
Источниками значимой информации в условиях информационно-сетевой экономики и общества выступают блоги, профессиональные сообщества, социальные сети, свободные энциклопедии (например, Википедия), видеохостинги (YouTube) и иные ресурсы. Они представляют собой механизмы агрегации и редактуры рассеянного в мире знания, благодаря которым перерабатываются чудовищные объемы информации. Ю.В. Наседкина характеризует интернет как энциклопедию нового типа, основанную на гипертексте, дающую доступ к огромным массивам аккумулированных знаний в Сети [6, с. 18].
Стремление агентов получать значимую информацию и одновременно минимизировать информационные издержки приводит к формированию информационных каскадов. В общем виде понятие «каскад» обозначает множество идущих друг за другом объектов, схожих по общим признакам. Впервые понятие информационного каскада было предложено С. Бикчандани, Д. Хиршлайфером и И. Уэлшем в 1992 г. [7, p. 992–995]. Информационный каскад возникает, когда люди, принимающие решения последовательно, один за другим, игнорируют собственную информацию, опираясь на информацию, извлеченную из выбора других. В условиях риска и неопределенности агент теряет уверенность в своих оценках и стремится поступать «как все», игнорируя получаемую лично им информацию. Так возникают массовые революционные и религиозные движения, процессы в сфере экономики и финансов, в бизнесе, политике и повседневной деятельности. Среди множества исторических примеров – «лихорадка дощатых дорог» в СШA, распространение феминизма, студенческие волнения 60-х годов ХХ века, переход на новые технологии во многих отраслях.
Трудности при осуществлении выбора связаны, как уже отмечалось, с ограниченностью индивидуального знания. Большая часть человеческих знаний носит неявный характер, воплощаясь в разнообразных практических навыках, умениях и привычках. Отдельный человек бесконечно зависим от чужих знаний. По сравнению с общим массивом информации его индивидуальные познания ничтожно малы, очень часто их недостаточно для принятия решения. Осознавая ограниченность собственных знаний, человек пытается использовать по мере возможностей знания и опыт других людей и , как правило, больше доверяет им, чем собственным аргументам и свидетельствам. Ему важно понять, идут ли люди по улице под зонтами, вкладывают ли они деньги в определенные акции, какова нынешняя мода на одежду, на музыку, на лекарства и методы лечения и т.д. [8, с. 1072].
Возможны два типа информационных каскадов – неверный (incorrect) каскад и верный (correct) каскад.
Информационные каскады легко моделируются в искусственных условиях, что позволяет анализировать факторы их возникновения и выявлять закономерности формирования и распространения. В результате экспериментов были получены следующие выводы [9, с. 24]:
- во-первых, информация, извлеченная из поведения других агентов, способствует принятию гарантированно более обоснованного решения, так как ни один человек не обладает всей полнотой информации, необходимой для принятия решений;
- во-вторых, экспериментально показано, что копирование агентами выбора предшествующих агентов в последовательности принятия решений в 98% случаев является верным решением и приносит доход;
- в-третьих, доказано, что формирующиеся каскады способствуют аккумулированию информации в последовательности принятия решений, то есть каждый следующий агент обладает большей информацией, чем предыдущий, что позволяет сделать лучший выбор;
- в-четвертых, предпосылками формирования информационных каскадов могут являться ситуации, когда агенты предполагают, что их предшественники в последовательности принятия решений обладают более точной и достоверной информацией; дополнительная информация, которая может уточнить собственный сигнал агентов, подразумевает высокие затраты.
В условиях информационно-сетевой экономики благодаря информационным технологиям, связывающих «всех со всеми», подражательное поведение многократно усиливается: своими решениями агент транслирует информацию множеству других агентов, что побуждает их следовать его примеру. При этом целью подражательного поведения является достижение одинакового уровня информированности, желание упростить процесс принятия решения, снизить информационные издержки. Однако, как показала практика и результаты экспериментов, такой механизм принятия решений может иметь негативные последствия. Ориентируясь на решения друг друга, группа лиц перестает обращать внимание на информацию, поступающую извне, и полностью замыкается на решениях, принимаемых внутри группы, даже если такие решения не способствуют максимизации полезности.
Практика формирования информационных каскадов свидетельствует о появлении нового, сетевого, типа рациональности, понимаемого с точки зрения сети взаимосвязанных агентов, что обусловлено развитием прямых телекоммуникационных связей между участниками совместной деятельности. То, что является рациональным в том или ином сетевом сообществе, автоматически становится рациональным для каждого присоединяющегося к нему агента. Таким образом, сетевая рациональность – это частный случай ограниченной рациональности, когда происходит следование совокупности правил и норм, принятых в рамках определенного сетевого образования.
На основании вышеизложенного представим схематично механизм и факторы снижения информационных издержек в информационно-сетевой экономике (рис.).
Рис. Механизм и факторы снижения информационных издержек
в информационно-сетевой экономике
Таким образом, информационные издержки представляют собой затраты экономических агентов на снижение риска неопределенности их деятельности. Такие издержки неизбежно присутствуют в рыночной экономике, однако в условиях информационно-сетевой экономики роль, масштабы и структура информационных издержек трансформируются и приобретают новое значение. Развитие информационно-коммуникационных технологий запустило процесс интенсивной интеграции информации и формирования конвергентной информационной гиперсети, что ознаменовало собой период первоначального накопления информации. Результатом этого процесса явились две противоположные тенденции в динамике информационных издержек: снижение издержек доступа к информации и увеличение издержек отбора значимой информации. Стремление агентов получить значимую информацию и минимизировать издержки ее отбора посредством их распределения через сеть приводят к формированию информационных каскадов и появлению сетевого типа рациональности – неотъемлемых атрибутов новой информационно-сетевой экономики.
Литература
1. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Нооэкономика: определенная экономика в неопределенном будущем // Экономические стратегии. 2011. №11. С. 24–31.
3. Гор А. Земля на чаше весов: В поисках новой общей цели // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.
4. Тамбовцев В.Л. Теории институциональных изменений: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Совцова Ю.А. Институт интеллектуальной собственности в рыночных условиях. Дисс. … канд. экон. наук. Саратов, 2003.
6. Наседкина Ю.В. Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры. Дис. … канд. культурологии. Спб., 2005.
7. Bikhchandani, S., Hirshleifer D., Welch I. A Theory of Fads, Fashion, Custom, and Cultural Change as Informational Cascades // Journal of Political Economy. 1992. 100 (5).
8. Горвиц Г.Г. Принятие индивидуальных решений: массовые движения, координация действий и подражательное поведение. Доклады пятой международной конференции «Параллельные вычисления и задачи управления». PACO’ 2010. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2010.
9. Коновалов А., Паклина Т. Информационные каскады с участием экспертов: теория и эксперимент // Научные доклады Института экономики Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 2010.
__________________
КОБЛОВА Юлия Александровна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики Саратовского государственного социально-экономического университета
© Информационное общество, 2014 вып. 1, с. 17-23.