О журнале
Рекомендации
Новые средства массовой информации: проблемы теоретического осмысления
Балуев Д.Г., Каминченко Д.И.
_______________________
Балуев Д.Г., Каминченко Д.И.
Статья рекомендована И.Ю. Алексеевой 05.02.2014 г.
Аннотация
В статье рассматриваются особенности новых средств массовой информации, проблема их дефиниции. Анализируются характеристики новых СМИ как социального института и как инструмента представления реальности. Предпринимается попытка сформулировать собственное определение новых СМИ, которое соответствовало бы их специфике.
Ключевые слова: новые средства массовой информации, социальный институт, сеть интернет, интерактивность.
В настоящее время мы являемся свидетелями наступления новой эры в развитии СМИ – эры так называемых новых масс-медиа. Главное изменение, которое привносят новые СМИ и социальные медиа в политическую практику, состоит в том, то через них случайные социальные действия формализуются, приобретают большее значение. Неформальное общение становится доступным широкой аудитории и может иметь серьезные и долгосрочные последствия. Новые СМИ в значительной мере изменили природу частного и публичного общения.
В последние годы дискуссии о роли социальных медиа, в частности и новых СМИ, в целом сосредотачивались вокруг таких предметов, как революции на Ближнем Востоке и погромы в западных странах. Арабская весна и Лондонские погромы 2011 г. являются противоречивыми, но убедительными примерами того, как социальные медиа и новые СМИ воздействуют на социальную сферу, причем нет сомнения, что их влияние на глобальную безопасность будет только увеличиваться. Социальные медиа обычно рассматривают в качестве источника угроз общественной и национальной безопасности. Однако есть примеры их использования для противодействия угрозам. Например, в ходе лондонских погромов полиция сканировала видеопотоки камер наружного наблюдения и вычленяла фото погромщиков. Затем они размещались на Flickr, и люди могли сообщать, если они узнавали лицо погромщика[1].
До последнего времени дискуссии, касающиеся общественной роли новых СМИ, носили фрагментарный характер. Отсутствовали фундаментальные научные работы, связывающие прикладной анализ роли новых СМИ в конкретных политических событиях и фундаментальное осмысление их значения в современном обществе. Пока еще редки и научные работы [2], посвященные выработке общепринятого определения новых СМИ.
Настоящая статья призвана в какой-то мере восполнить существующие пробелы. Ее цель – рассмотрение новых СМИ как феномена современного общества и формулирование нескольких отличных друг от друга их определений, которые должны иметь эвристическую ценность и быть пригодными для разностороннего изучения данного феномена. С этой целью необходимо вычленить особенности изучаемых медиа и их отличия от традиционных СМИ.
Представляется целесообразным выделить следующие основные особенности новых СМИ.
1. Участие в работе с информацией (причем не только в создании контента, но и метаданных, влияющих на его распространение) принимают миллионы пользователей интернета, а не только (и даже не столько!) профессиональные журналисты. Учитывая рост аудитории всемирной сети, вполне предсказуемым выглядит и увеличение числа «создателей» контента новых СМИ. А значит, влияние этих масс-медиа на общественные процессы должно возрастать по мере освоения ими все новых сфер социальной жизни.
Развитие платформ социальных медиа, совпавшее с широким распространением технологий Web 2.0 [3], и заметная роль пользователей в создании медийного контента на основе двусторонней коммуникации делают новые СМИ более демократичными, чем СМИ традиционные. Между 2000 и 2006 годами большинство теоретиков СМИ провозглашали победу пользователя над централизованными медиасистемами прошлого. Дальнейшее развитие событий показало, что подобные заявления несколько преждевременны. Новые СМИ остаются централизованными системами, не только способствующими коммуникации пользователей, но и во многом определяющими эту коммуникацию, как на уровне поисковых алгоритмов, так и посредством создания наиболее востребованного информационного наполнения. В изначально ориентированном на пользователя сервисе YouTube, например, большая часть наиболее востребованного контента – профессионально созданный контент, а не любительский.
2. Содержание, которое создается усилиями миллионов простых пользователей, имеет определенную специфику. Например, подобный текст, скорее всего, не будет столь стилистически выверенным, как если бы его создавал профессиональный журналист. Пользователь-непрофессионал активно применяет обыденный язык, и создаваемая им информация воспринимается несколько иначе, чем информационные сообщения и ленты новостей традиционных медиа. Вместе с тем многие пользователи, создающие и генерирующие контент (например, блогеры), взаимодействуют с различными информационными агентствами и целенаправленно готовят для них тексты.
3. Принимая во внимание принцип создания контента в новых медиа, необходимо отметить характерную для них высокую динамичность и оперативность работы с информацией. Например, пользователь, ставший очевидцем тех или иных событий, имея в наличии мобильный телефон со встроенной видеокамерой, может снять ролик и выложить его на общедоступном видеохостинге. Таким образом, «новые» СМИ зачастую являются источником полевых данных, важность и актуальность которых в ряде случаев невозможно переоценить.
4. Новые СМИ предоставляют пользователю возможность ознакомиться с различными точками зрения, мнениями и фактами по интересующему его вопросу (например, в форме гипертекста). Следуя ссылкам или тегам, можно глубже понять то или иное событие. Когда это входит в привычку, формируется более терпимое отношение к происходящему. Так осуществляется воздействие на мировоззрение человека.
5. Новые медиа предоставляют отсутствовавшие прежде площадки и инструменты для самовыражения человека, в том числе относительно политической реальности. Информация, содержащая элементы самовыражения пользователей, способна влиять на умонастроения в обществе.
6. Интернет обеспечивает высокую степень интерактивности, благодаря которой создается контент. Часто в работе с той или иной информацией или текстом принимают участие несколько человек. Кроме того, иногда интересен не столько материал сам по себе, сколько размещенные комментарии к нему, то есть информационное наполнение той или иной темы представляет собой совокупность авторского материала или текста и набор комментариев.
7. Еще одна особенность – коннективность изучаемых медиа, выраженная в их способности объединять людей. Это может подразумевать их активное взаимодействие, а может и не подразумевать. Так, иногда виртуальные сообщества, созданные в системах поддержки социальных сетей, долгое время не стимулируют активность их участников. Однако потенциально пользователи имеют возможность организовать посредством подобной виртуальной группы или сообщества какое-либо мероприятие.
8. Использование различных платформ социальных медиа неодинаково в разных регионах мира. Например, хотя фейсбук охватывает более полумиллиарда пользователей по всему миру, в отдельных странах гораздо более популярны некоторые платформы социальных медиа наподобие «Одноклассников».
Важной особенностью новых СМИ является их «платформоориентированность». Так же, как традиционные СМИ опирались на определенную инфраструктуру – типографии, радио- и телестанции, кабельные сети, радио- и телеприемники – новые СМИ предполагают наличие определенных аппаратно-программных платформ. Причем эти платформы в гораздо большей степени, чем в случае традиционных СМИ, влияют на модель производства и потребления контента. Аппаратная часть весьма неоднородна, и во многом именно она определяет то, как пользователи генерируют контент (чего не было в случае традиционных СМИ).
Стационарные компьютеры и ноутбуки обычно используются для создания большого объема контента, соответственно в тех частях света, где большее распространение получил именно этот тип устройств, пользователи скорее будут вовлечены в создание такого контента. В развивающихся странах подобные устройства менее распространены, что связанно с их более высокой, чем мобильных устройств ценой. Поэтому новые СМИ, нацеленные на развивающиеся страны, в первую очередь будут предлагать функционал, доступный с помощью мобильных телефонов.
В достаточно богатых странах молодые люди во все большей степени используют игровые консоли с подключением к интернету, подобные X-Box, PlayStation и Nintendo Wii для доступа к платформам социальных медиа. То же относится и к смарт-телевизорам, которые получают все большее распространение. Основным способом связи с социальными медиа и новыми СМИ становятся в силу их портативности планшетные устройства. Планшетная революция не ограничивается рамками западного мира. Сравнительно дешевые и надежные устройства, вроде Ubi-Slate и Aakash Tablet (производимые в Индии и продающиеся по цене 35–60 долл. США), дают возможность небогатым людям в сельских районах участвовать в жизни мира социальных медиа и создавать контент для новых СМИ. Именно поэтому сведения, передаваемые с помощью этих устройств, в ближайшие годы будут играть все большую роль в анализе политических и социальных проблем различных частей мира.
В странах третьего мира молодое поколение в настоящее время вырастает, используя смартфоны для решения самых различных задач, в том числе для доступа к социальным медиа. Это позволяет им быть мобильными, активными, готовыми высказать свое мнение благодаря использованию телефона. Кроме того, телефоны наиболее удобны для быстрого распространения фотодокументов.
Отмеченные особенности новых СМИ позволяют глубже понять сущность исследуемого явления. Сформулировать однозначное и исчерпывающее определение весьма непросто, поэтому можно дать несколько имеющих право на существование формулировок, в которых следует сохранить акцент на субъектах работы с контентом.
Новые СМИ – это комплексное обозначение, с одной стороны, специализированных организаций, в которых работают как профессиональные журналисты, так и непрофессионалы (например, блоггеры), с другой стороны, обычных пользователей интернета, которые занимаются сбором, обработкой и передачей данных, созданием контента и метаданных, способствующих их усвоению другими пользователями. Среди плюсов приведенного определения следует отметить обозначенную в нем роль пользователей в создании контента, среди минусов – отсутствие расшифровки понятия «специализированные организации».
В соответствии с другой дефиницией новые медиа – комплексное понятие, фиксирующее важнейшее изменение в принципах работы с массовой информацией, –активная роль обычных пользователей интернета, непрофессионалов. Преимущество данной формулировки состоит в том, что в ней подчеркивается важнейшее изменение в принципах работы с массовой информацией; ее слабое место – игнорирование роли других акторов, участвующих в создании контента новых медиа.
Новые СМИ можно определить и как формально неинституционализированную систему, которая включает взаимодействующих субъектов, использующих специальные программно-аппаратные платформы и занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации, а также обычных пользователей интернета, выполняющих схожую работу с контентом, абсолютное большинство которых не являются профессиональными журналистами. Сильная сторона данного определения – акцент на роль простых пользователей и указание на то, что новые медиа представляют собой систему взаимодействующих элементов; его недостаток – отсутствие перечня свойств тех субъектов, которые могут входить в систему новых медиа.
Таким образом, в сформулированных дефинициях новые медиа рассматриваются прежде всего с точки зрения того, кто участвует в работе с контентом. Как уже было сказано, приведенные дефиниции имеют как свои плюсы, так и минусы.
Возьмем известное определения понятия «средства массовой информации»: «СМИ, или масс-медиа, представляют собой относительно новый социальный институт, функция которого заключается в производстве и распространении знаний в самом широком смысле слова» [4, c.19]. Какие черты отличают новые масс-медиа как социальный институт? По мнению Е.И. Полтавской, «социальный институт – это исторически устойчивая и воспроизводящаяся форма отношений в обществе, организующая применение (обмен) произведенной общезначимой ценности и функционирующая с помощью цикла социологических алгоритмов» [5]. И.А. Шмерлина отмечает: «Онтологически под социальным институтом можно понимать четыре типа реальности: нормы права, установки обыденного сознания, повседневные статусно-ролевые практики и организации»[6].
В представленных определениях социального института активно фигурируют такие факторы, как организация и регуляция деятельности и взаимодействия людей, применение произведенных ценностей, обыденное сознание, повседневные статусно-ролевые практики, социальные связи и т.д. Если внимательно присмотреться к выделенным в данной работе особенностям новых СМИ, можно с уверенностью утверждать, что в той или иной мере их характеризуют все перечисленные факторы.
Так, интерактивные свойства новых СМИ позволяют людям активно взаимодействовать друг с другом. Причем обычная пересылка информации друг другу (например, личные сообщения в популярных системах поддержки социальных сетей) может означать простой обмен мнениями по той или иной проблеме, а может способствовать взаимной мобилизации, своего социального окружения для проведения каких-либо общественных мероприятий. «Коннективность» позволяет пользователям новых медиа поддерживать связь с другими людьми (например, благодаря спискам друзей или группам в системах поддержки социальных сетей).
Новые СМИ влияют на формирование определенных ценностей в институциональном смысле. Например, широкий доступ к многообразным данным, подчас противоположным мнениям, гипертекст (как определенная форма предоставления информации, которая позволяет пользователю, следуя соответствующим ссылкам, углублять свою информированность по той или иной интересующей его проблеме) способствуют формированию более критичного отношения к информации, к чужому мнению, становлению самостоятельного, критичного мировоззрения в целом.
Интерактивность и коннективность способствуют становлению ценности коллективного действия. Активное проникновение современных информационно-коммуникационных технологий (на которых основывается работа новых СМИ) в различные сферы жизни общества, без сомнения, воздействует на обыденное сознание и повседневные статусно-ролевые практики.
Таким образом «новые» СМИ – это сетевой (т.е. функционирующий по принципу сети) социальный институт, направленный, помимо производства и распространения информации, на регуляцию взаимодействия, а также установление и поддержание социальных связей между людьми, на выработку определенных ценностей в пользовательской среде. Следует добавить, что сформулированное определение подчеркивает сетевой характер данного социального института (именно сетевая структура составляет основу новых медиа), охват пользовательской аудитории. К плюсам подобного определения следует отнести подход к новым медиа как к социальному институту с важным набором функций (не только сбор, обработка и распространение информации, но и социальное взаимодействие). К минусам – ее способность ввести в некоторое заблуждение относительно различения понятий новых и социальных медиа. Иными словами, эта дефиниция стирает границы между новыми и социальными медиа, что в условиях конвергенции СМИ отнюдь не кажется неожиданностью.
Предложенные в настоящей статье определения и отмеченные особенности новых средств массовой информации могут использоваться для изучения данного феномена с позиций институционализма и субъектности. Следует также проанализировать соотношение информации (и заключенного в ней знания о мире) и реальности, в первую очередь, социальной реальности, поскольку новые СМИ – это сетевой социальный институт. В соответствующем определении должно постулироваться, что новые СМИ – это особый инструмент отражения и представления социальной реальности непосредственно изнутри общества.
Таким образом, сформулированные в работе определения способствуют разностороннему пониманию такого важного феномена современного общества, как новые СМИ. Именно такая цель и ставилась. В заключение, отталкиваясь от приведенных определений и особенностей новых СМИ, следует, на наш взгляд, привести обобщающую дефиницию, которая в определенной степени учитывала бы все вышеизложенное. Итак, новые СМИ – это прежде всего средства массовой информации, которые обладают следующими устойчивыми признаками:
- функционирование в системе интернет;
- функционирование не только в социальной среде, но и на определенных программно-аппаратных платформах;
- функционирование главным образом на основе технологий Веб 2.0;
- участие пользователей в создании контента (так называемый генерируемый пользователем контент);
- отличный от традиционных СМИ коннективный (от англ. connective – связующий, соединительный) принцип распространения информации.
Литература
1. Couts A. London Riots: Police Ust Flickr to Help Catch Looter // Digital Trends. 2011. URL: http://www.digitaltrends.com/international/london-riots-police-use-flickr-to-help-catch-looters/ (Accessed 14 August 2012).
2. Baluev D. Political role of social media as a field of research // Educational Technology & Society. 2013. Vol. 16. No. 2. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/html/10.htm (Accessed 14 August 2012).
3. Каминченко Д.И. Понимание «новых» СМИ: от технологий Веб 2.0 к политическому значению // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 4. С. 127–135.
4. Черных А. Мир современных медиа. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007.
5. Полтавская Е.И. О понятии «социальный институт» // Социологический журнал. 2009. № 3. С. 68–72.
6. Шмерлина И.А. Понятие «социальный институт»: анализ исследовательских подходов // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 53–69.
________________________________________
БАЛУЕВ Дмитрий Геннадьевич
Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной политологии факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
КАМИНЧЕНКО Дмитрий Игоревич
Магистр политологии, аспирант факультета международных отношений НГУ им. Н.И. Лобачевского
© Информационное общество, 2014 вып. 1, с. 31-39.