О журнале
Рекомендации
Теоретические аспекты моделирования социальных сетей
Свинцовский А.А.
_____________________
Свинцовский А.А.
Статья рекомендована Т.В. Ершовой 19.11.2013 г.
Аннотация
В статье понятие «социальная сеть» рассматривается с точки зрения социальной теории, отмечается, что сетевой анализ является эффективным методом исследования политических процессов в сфере международных отношений. Неформальные взаимосвязи индивидов посредством социальных сетей способствуют более эффективному обмену информацией. Учитывая распространение социальных сетей, их воздействие на социальную обстановку в отдельных странах и мире в целом, изучение этого феномена приобретает все большую актуальность не только в теоретическом, но практическом плане.
Ключевые слова: социальные сети, сетевой анализ, политический процесс, международные отношения.
В современном мире большое распространение получили объединения людей на основе использования современных компьютерных и коммуникационных технологий. Технические и программные средства позволяют людям общаться между собой, поддерживать контакты и обмениваться информацией независимо от разделяющего их расстояния, социального статуса, иных барьеров. Сложившиеся виртуальные сообщества, или социальные сети, являясь качественно новым феноменом, оказывают значительное влияние на социальную жизнь в глобальном масштабе.
В социологии, других науках, изучающих взаимодействие людей, социальная сеть трактуется как «объедение социальных позиций – социальных акторов и их связей – это основополагающее, общепринятое определение данного понятия. Социальная сеть (математически – социальный граф) состоит из группы узлов, которыми являются социальные акторы (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимодействий) по поводу обмена ресурсами. Таким образом, в рамках социальной сети социальные акторы группируются на основе сходства занимаемых позиций, связей и по типу ресурсов, циркулирующих между данными позициями» [1].
Термин «социальная сеть» в научный оборот был введен Джеймсом Барнзом в 1954 г. в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе» и впоследствии закрепился в научной литературе. Платформа, созданная Дж. Барнзом, послужила опорой для последующего социологического анализа социальных сетей, для которых характерна сложная структура социальных связей и их конфигураций. В этом принципиальное отличие нового подхода от прежнего, который предполагал жесткие социальные связи. Вместе с тем еще до выхода в свет работы Барнза многие социологи отмечали важность изучения социальных общностей и их внутренних связей, подобных современным социальным сетям. Основой сетевого анализа служат работы социологов Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, социальных психологов Д. Морено, Т. Ньюкомба, А. Бейвласа, социальных антропологов Дж. Барнза, Э. Ботта, К. Митчелла, А. Радклифф-Брауна.
Анализ социальных сетей явился новым методом, который пришел на смену функциональному и структурному анализу и позволил объяснить специфику отношений между участниками таких сетей. Наблюдения за формами поведения акторов потребовало отхода от традиционного нормативно-ценностного анализа. Большое значение стало придаваться исследованиям такой характеристики, как роли в сети, которые рассматриваются не только в применении к их носителям-индивидам, но и к структуре отношений между ними. Первичные роли могут аккумулироваться в комплексы ролей.
В изучении социальных сетей в настоящее время используется развитый инструментарий и достаточно полно разработанная методология, ряд количественных и качественных показателей, таких как степень централизации, степень кластеризации, связности, и другие. Выделяется несколько основных характеристик социальных сетей:
• дискретность (узлы должны быть отделены друг от друга, чтобы между ними могли устанавливаться связи);
• подобие (ключевые характеристики узлов сети должны быть тождественны друг другу, чтобы иметь предпосылки для образования связей);
• близость (узлы должны иметь локальное измерение, находиться в едином пространственно-временном цикле);
• взаимность (взаимодействие узлов должно носить симметричный характер, чтобы между элементами сети мог происходить обмен ресурсами).
В аналитических целях социальная сеть рассматривается на простейшем примере – так называемой элементарной сети, то есть совокупности трех узлов. Очевидно, что разные модели коммуникации внутри сети по-разному влияют на выполнение задач членами сети. Ведущую роль в отношениях между ее элементами играет «централь», занимающая центральную позицию, что позволяет осуществлять сетевое взаимодействие более качественно.
Важным понятием сетевого анализа является позиционирование. Оно характеризует отношения и расположение элементов сети в пространстве. Позиционирование не исчерпывается исключительно пространственными характеристиками, большое значение имеют отношения между участниками сети. Удельный вес актора определяется количеством доступных ему взаимоотношений с той или иной позиции.
Существенные характеристики сети – плотность и кластеризация. На этом направлении исследователи сталкиваются с парадоксальным явлением – проявлением силы «слабых связей» (знакомства), которые выступают как противоположность высокой степени социального взаимодействия. Знакомства и дружба образуют социальную сеть с низкой плотностью, в которой социальная вовлеченность находится на низком уровне. Характерно, что слабые связи из-за своей низкой плотности облегчают процесс передачи информации и в определенных случаях бывают весьма эффективными для участников сетей.
Один из самых известных примеров действия слабых связей относится к 1970-м годам. Американский социолог Марк Грановеттер показал, что для многих социальных задач, например, таких как поиск работы, слабые связи оказываются намного эффективнее, чем сильные. Этот феномен он назвал «силой слабых связей». Для эффективности и устойчивости социальной сети важны некоторые функциональные роли ее участников, например информационные брокеры, эксперты и другие [2].
Социальные сети подразделяются на формальные и неформальные, вертикальные и горизонтальные. Неформальные социальные сети строятся на неформальных связях, в формальных социальных сетях четко определены роли, права и обязанности каждого участника.
В социальных сетях, построенных по вертикальному признаку, вершину образует «команда», которая состоит из лидеров и их ближайших помощников. Команда формирует стратегию группы, нормативные и символические коды, а также тактику взаимодействия, конфронтации или сотрудничества с внешними социальными сетями. Объединяющим и определяющим границы таких сетей остается принцип «кто не с нами, тот – против нас».
Социальные сети построенные по горизонтальному принципу, в отличие от вертикальных с их четкими ролевыми разграничениями полномочий и ответственности, являются сообществом социальных агентов примерно одного социального статуса и, соответственно, влияния.
Моделирование социальных сетей, с одной стороны, дает понимание процесса их формирования и функционирования, с другой – позволяет прогнозировать распространение информации. С точки зрения целей исследования существующие модели можно разделить на две основные категории: модели формирования социальных сетей и модели распространения нововведений в социальных сетях [3]. Социальную сеть, как и любую другую сеть, можно математически моделировать графом, в котором вершины представляют объекты сети, а ребра – взаимосвязи. При отображении модели социальной сети целесообразно [4]:
• размещать узлы сети – точки или пятнышки – в двух измерениях соответственно их свойствам (например, место жительства);
• пространственно упорядочивать объекты в одном измерении соответственно некоторому их количественному свойству (возраст, положение в организационной иерархии, материальная обеспеченность, доход или иной показатель социального статуса);
• использовать общие для всех сетевых диаграмм методы отображения количественных и качественных свойств социальных объектов и отношений;
• отображать яркость или размер объекта (точки) или связи (линии, «нити») в зависимости от присвоенной им количественной характеристики;
• выделять дискретные и качественные свойства объектов или связей цветом.
Особое развитие получил «анализ сетевых взаимосвязей в профессиональном сообществе социологов, в том числе на основе гипертекста, как формы организации социального знания» [5]. Социальные сети как особая субкультура и пространство для формирования социального капитала становятся платформой, которая аккумулирует социальное знание и в определенном смысле представляет собой «социальные сети знаний» [6]. Это один из примеров, когда социальное взаимодействие носит позитивный характер, обогащая процесс симуляции научного знания реальным, вещественным знанием.
Социологи не ограничивают свои исследования теоретическими построениями. Изучение социальных сетей имеет практический и прикладной характер. В первой половине XX в. в США анализировались формы взаимодействия индивидов посредством социограмм, визуализированных диаграмм, где индивиды были представлены в виде точек, а взаимосвязи между ними – в виде линий. Этот метод сетевого анализа впервые применил Я.Л. Морено. Немалый вклад в развитие данного направления внес антрополог Р. Браун, который придерживался структурно-функционального подхода.
Благодаря накопленным в результате многочисленных исследований знаниям о социальных сетях ученые пришли к ряду важных выводов, характеризующих современное общество. Так, по мнению социологов, в связи с неуклонным количественным ростом социальных сетей возникает индивидуальная проблема, связанная с необходимостью поиска новых пересечений в социальных связях. Формируется новый тип межсубъектных отношений и новый тип человека – представителя сетевого общества. Люди же, ориентированные на отказ от новых социальных практик, вероятнее всего, окажутся «на обочине», будут принадлежать к наиболее низким слоям стратификационной (иерархической) пирамиды. В таком контексте коммуникация выступает не только как межсубъектное отношение, но и как межсубъектное взаимодействие, а индивид – как субъект направленной социальной активности.
- Рис. Структура процессов трансляции и взаимодействия
Социальные сети, в отличие от традиционных социальных образований, характеризуются наличием гибких структур, составляющих среду для реализации кратких и неглубоких социальных взаимодействий. Для них характерны непрочные социальные связи, но в совокупности они образуют композицию из важных для общества компонентов. Существенно, что социальные сети взаимодействуют друг с другом и в результате охватывают все большее число индивидов (в качестве примера можно привести сеть интернет, научные, торговые, телекоммуникационные сети).
В недавней истории, когда отсутствовала широкая и доступная сеть телекоммуникаций, социальные сети были представлены человеческими взаимоотношениями и взаимодействиями, которые базировались на единообразном нормативном пространстве с аналогичными (тождественными) связями и интересами. Таким образом создавался и аккумулировался социальной капитал, в основе которого – доверие, общие интересы и цели индивидов. Объединенные сети индивидов составляют «живую ткань» социально-политической жизни, в рамках сетей взаимодействие оказывается более эффективным.
Этот феномен отражен в теории «шести рукопожатий», как пример малого мира. Согласно теории, не более шести рукопожатий отделяет сборщика чая с плантаций в Индии от президента США. Автор этой идеи Стэнли Милгрэм показал, что любые два человека на земном шаре потенциально «знакомы» друг с другом через цепочку, в которой участвует не более шести человек.
Образование социальных сетей вызвано различными потребностями: необходимостью объединения ресурсов, обмена и получения информации, общностью интересов или культурных, коммерческих, политических целей. Взаимосвязи между индивидами отвечают их общей заинтересованности в накоплении социального капитала на основе личного доверия, эффективного взаимодействия и регулярных контактов. Социальные сети составляют пространство, которое аккумулирует социальные ресурсы, необходимые для реализации групповых или индивидуальных целей, а также взаимного влияния.
Разноплановые социальные сети получили широкое распространение во всем мире. Особая роль принадлежит им в США, где в силу культурно-религиозных традиций они стали одним из эффективных инструментов влияния и власти.
В современных условиях все большее значение приобретают виртуальные социальные сети, формирующиеся благодаря интернету. Они существенным образом влияют на изменение общественных отношений, способы взаимодействия индивидов, которое трансформируется с «вертикального» на «горизонтальный», ускоряют обмен информацией, воздействуют на поведенческие модели, трансформируя их в соответствии с сетевыми принципами.
Учитывая широкое распространение социальных сетей, охват ими практически всех жителей планеты, их воздействие на социальные процессы в отдельных странах и мире в целом, изучение этого феномена приобретает все большую актуальность не только в теоретическом, но и в практическом плане.
ЛИТЕРАТУРА
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E5%F2%FC_(%F1%EE%F6%E8%EE%EB%EE%E3%E8%FF)
2. Уззи Б., Данлап Ш. Как сплести свою социальную сеть // Harvard Business Review Russia. 2006. № 15. Январь–февраль. С. 46.
3. Jackson M. Social and Economic Networks. Princeton: Princeton University Press, 2008.
4. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010.
5. Арефьев П.Г. Навигатор по телекоммуникационным ресурсам в социологии [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.NIR.ru/socio/old/scipubl/sj/sj3-4-99aref.html
6. West D.M. E-Government in the United States of America.
____________________________
СВИНЦОВСКИЙ Антон Александрович
Аспирант Факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, член Российской ассоциации политической науки
© Информационное общество, 2013 вып. 6, с. 16-21.