О журнале
Рекомендации
Концептуальная модель статистики информационного общества в России и за рубежом
Легчаков К.Е.
___________________
Легчаков К.Е.
Аннотация
В статье рассматривается концептуальная модель статистики информационного общества, изложенная в международном статистическом стандарте под названием «Справочник по измерению информационного общества, 2011, ОЭСР» (Guide to Measuring the Information Society, 2011, OECD). Проводится сопоставление истории развития этой концептуальной модели в России и мире. Утверждается, что в данной области Россия до последнего времени играла роль преемника. Актуальность темы исследования обусловлена не только форсированным развитием концепции информационного общества, но и потребностью в оперативном статистическом мониторинге этого общества.
Ключевые слова: информационное общество, концептуальная модель статистики информационного общества.
Вместе с принятием в 2000 г. Окинавской хартии глобального информационного общества [1] странами Большой восьмерки было обозначено основное направление, стимулирующее развитие информационного общества В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и коммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти., – сектор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как основной локомотив социально-экономических преобразований в XXI веке. Основная проблема, с которой пришлось столкнуться политикам в то время, стало отсутствие целостных статистических данных, пригодных для отслеживания развития информационного общества. Поэтому прежде чем начать интенсивную экспансию идеологии развития информационного общества, международному сообществу предстояло разработать концепцию и методологию мониторинга данной сферы.
Проделав определенную часть работы еще в 1997 г., когда формировалась Статистическая экспертная группа по разработке индикаторов развития информационного общества при ОЭСР, Большая восьмерка в рамках Всемирных саммитов по обсуждению информационного общества в Женеве (2003) и Тунисе (2005) привлекла крупнейшие международные статистические и профильные организации: OECD, ITU, UNCTAD, UNESCO, Eurostat, UN ECLAC, ECA, UN ESCAP. В июне 2004 г. перечисленные организации сформировали Партнерство по измерению ИКТ в целях развития (The Partnership on Measuring ICT for Development). Одной из основных задач данного объединения стало создание единого согласованного статистического стандарта по мониторингу информационного общества на основе уже имеющегося опыта Статистической экспертной группы по разработке индикаторов развития информационного общества, который впоследствии был заложен в методологическую основу целого раздела статистики. Этим стандартом стал Справочник (Руководство) по измерению информационного общества (Guide to Measuring the Information Society, OECD) [2].
Первая (2005) и последующие (2007, 2009, 2011) редакции указанного статистического стандарта описывают концептуальную модель статистики информационного общества, важность которой сегодня связана не только с научными аспектами, но имеет и политическую подоплеку. Обратимся к указанной модели в целях понимания ее сути, а также определения возможных вариантов ее дальнейшего апробирования в России (рис. 1).
Рисунок 1. Концептуальная модель статистики информационного общества согласно Справочнику по измерению информационного общества, 2011, ОЭСР
(Guide to Measuring the Information Society, 2011, OECD)
В соответствии со Справочником по измерению информационного общества, опубликованным ОЭСР в 2011 г., одна из возможных концептуальных моделей статистики информационного общества должна включать следующие блоки:
• ИКТ-продукты (товары / услуги);
• предложение ИКТ;
• спрос на ИКТ;
• ИКТ-инфраструктура;
• информационное наполнение (контент).
Естественно, центральную роль в статистике информационного общества играют ИКТ-продукты (товары и услуги). В соответствии с основами экономического анализа ОЭСР делит блок «Продукты» на следующие предметные области для статистических исследований:
• международная торговля в секторе ИКТ;
• расходы домашних хозяйств на ИКТ-товары/услуги;
• затраты государственного и частного секторов экономики на ИКТ-товары/услуги;
• внутреннее производство ИКТ-товаров/услуг.
Под «Инфраструктурой» сектора ИКТ как элементом структуры концептуальной модели статистики информационного общества консультанты ОЭСР понимают не только инвестиции в сектор и качество сопутствующих услуг, но также их тарифные характеристики, меры обмена интернет-трафиком, сам интернет как среду для накопления и выдачи информации с различным характером ее защиты.
Концептуальная модель также включает основные вопросы блоков «Предложение» и «Спрос», на которые должна отвечать статистика информационного общества: какие отрасли производят? кто именно производит (потребляет)? каковы характеристики производителей (потребителей)? какая продукция производится? какова деятельность потребителей, благодаря которой используется продукция сектора ИКТ? какова стоимость? какие специалисты задействованы в производстве (потреблении)? где ведется производство (потребление) и какова его логистика? каковы основные инновации в области производства ИКТ? каковы основные факторы и мотивы потребления и производства ИКТ?
Основными отраслями (видами деятельности), формирующими предложение ИКТ, по данным ЮНКТАД, считаются:
- производство ИКТ-товаров;
- производство ИКТ-сервисов (услуг);
- телекоммуникации;
- ИКТ-торговля;
- другие виды экономической деятельности.
Сравнительно новое понятие в статистике как науке в указанной модели представлено блоком «Контент». Концептуально статистика контента измеряет результаты производства и потребления продуктов экономическими субъектами, занятыми в медиа-индустрии, электронном и печатном распространении информации, теле- и радиовещании, кино, музыке и т.д. Стоит отметить, что еще в 2007 г. в описываемой модели статистики информационного общества, включенной в Инструкцию по формированию статистики информационного общества (ЮНКТАД) [3], данного блока вообще не было, хотя работа над дефинициями началась еще в 1999 г.
Что касается нашей страны, то в 2006 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах» (далее ФЦП), которая предусматривала не только техническую модернизацию органов государственной статистики (капитальный ремонт зданий Росстата, информатизацию работы его региональных служб и т.д.), но и предполагала развитие экономической статистики как науки.
В указанной ФЦП одним из направлений развития статистики в соответствии с общемировой тенденцией был выбран блок «Информационное общество» как целостный объект статистического наблюдения. Основная цель данного пункта ФЦП – «разработка концепции и практическая реализация статистического мониторинга, охватывающего все аспекты деятельности, связанной как с производством и распространением продуктов и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, так и с их использованием в экономике и других сферах общественной жизни» Выдержка из Постановления Правительства РФ от 02.10.2006 № 595 «О федеральной целевой программе “Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах”».. По сути, было положено начало созданию нового раздела социально-экономической статистики в России.
Основными заказчиками ФЦП были Минэкономразвития и Росстат. Исполнителем стал «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики», передавший полномочия по проведению работ по программе своему структурному подразделению – Институту статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), который сегодня является головной организацией, занимающейся сбором и анализом информации по блоку «Статистика информационного общества в Российской Федерации». А поскольку именно ИСИЭЗ стоял у истоков работ по приведению статистики информационного общества в России в соответствие с международными стандартами по данному разделу, то именно его публикации определили на первом этапе концептуальную модель статистики информационного общества в РФ. В 2007 г. ИСИЭЗ придерживался модели информационного общества, разработанной Nordic statistical institutes (рис. 2).
Рисунок 2. Концептуальная модель информационного общества согласно ИСИЭЗ НИУ ВШЭ [4] (Information society statistics in the
Russian Federation: Harmonization with international standards)
Исходя из модели информационного общества, ИСИЭЗ определил три основных блока, из которых должна была строиться соответствующая статистика в России: предложение ИКТ, использование ИКТ (спрос), ИКТ-инфраструктура. Элементное наполнение указанных блоков соответствовало международному стандарту, однако с точки зрения восприятия модель была далеко не оптимальной. Поэтому де факто ИСИЭЗ и Росстат использовали большую часть методики мониторинга информационного общества, разработанную в соответствии с концептуальной моделью статистики информационного общества ОЭСР.
В настоящее время в ежегодном справочнике под названием «Индикаторы информационного общества» НИУ ВШЭ и Росстат указывается, что приведенная в нем информация подготовлена в соответствии с международными стандартами. Одна из основных действующих форм сбора статистической информации по теме «Информационное общество» – форма № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий в производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» – почти полностью повторяет (в переводе) разработанные ОЭСР опросные листы для обследования бизнеса по вопросам использования ИКТ, но в отличие от рекомендаций международных организаций по ней опрашиваются организации не только предпринимательского сектора, но и органы власти, медицинские учреждения и т.п.
Помимо ИСИЭЗ у истоков развития идеологии информационного общества в России также стоял Институт развития информационного общества (ИРИО). Его публикации касались в большей степени концепции самого информационного общества, готовности России и ее регионов к информационному обществу, концептуальным и методическим основам мониторинга развития информационного общества [5–10]. ИРИО участвовал в разработке ряда федеральных и региональных стратегий и программ развития информационного общества, в частности: Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Концепции движения Москвы к информационному обществу, целевых программ «Электронная Москва» и «Электронный Татарстан» (разработка проекта республиканской программы развития и использования информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан. 2008–2010 годы) и др. Научные сотрудники ИРИО, ориентируясь на международные статистические стандарты в части статистического наблюдения за производством и использованием ИКТ в различных областях, разработали собственную концептуальную модель мониторинга развития информационного общества, основанную на концептуальной схеме «электронной готовности» и применимую как на региональном, так и на федеральном уровне (рис. 3). На основании этой схемы экспертами ИРИО были разработаны Система показателей и Методика мониторинга развития информационного общества, в целом одобренные решением президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. На основе этой схемы в настоящее время Росстат публикует показатели развития информационного общества на своем сайте.
Рисунок 3. Концептуальная схема мониторинга развития информационного общества согласно ИРИО [5, 6, 10]
Итак, до настоящего времени отечественное государственное статистическое наблюдение в основном адаптировалось к стандартам и концепции мониторинга развития информационного общества ОЭСР и ЕС. На первом этапе концепция и предметные области мониторинга соответствовали концептуальной модели, предложенной ОЭСР и Партнерством по измерению ИКТ. В настоящее время, после решения президиума Совета по развитию информационного общества, началась перестройка предметных областей мониторинга в рамках концептуальной схемы электронной готовности, что обеспечивает возможность рассматривать показатели развития информационного общества системно, в аналитической перспективе, позволяющей дать комплексную оценку процессов использования ИКТ и воздействующих на них факторов.
Несмотря на полноту получаемой с помощью методологии ОЭСР информации, которая дает возможность оценивать динамику и структуру развития информационного общества нашей страны, а также проводить международные сравнения, ощущается недостаток более специализированных данных, касающихся специфики использования ИКТ в различных областях (государственном и муниципальном управлении, здравоохранении и т.д.), которые учитываются в упомянутой модели «электронной готовности», но пока не обеспечены специализированным инструментарием статистического наблюдения. Поэтому по итогам реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации следует еще раз пересмотреть модель и методологию статистики информационного общества.
Автор выражает благодарность Т.В. Ратниковой (Росстат) и С.Б. Шапошнику (АНО «Институт развития информационного общества») за консультативную помощь по теме исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. G8 (2000). Okinawa Charter on Global Information Society. G8 Kyushu–Okinawa Summit, Meeting 2000, Kyushu–Okinawa Japan.
2. Godin B. The Information Economy: The History of a Concept Through its Measurement, 1949–2005.
3. Manual for the Production of Statistics on the Information Economy. UNCTAD, 2007.
4. Abdrakhmanova G., Bøegh-Nielsen P., Gokhberg L., Kovaleva G., Shuvalova O., Sokolov A. Information society statistics in the Russian Federation: Harmonization with international standards. Moscow: Higher School of Economics of the State University, 2007.
5. Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития / Под ред. С.Б. Шапошника. М.: ИРИО, 2004.
6. Russia e-readiness assessment: analytical report / Ed. By S. Shaposhnik. Moscow: Institute of the Information Society, 2004.
7. Анализ развития и использования информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации. Проблемы преодоления различий между регионами по уровню информационного развития / Под ред. Ю.Е. Хохлова и С.Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2009.
8. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010–2011 / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова и С.Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2012.
9. Проект Методики мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации. М.: ИРИО.
10. Ершова Т.В., Шапошник С.Б. Опрос населения и домохозяйств как инструмент мониторинга развития информационного общества // Информационное общество. 2011. № 6.
___________________________________________________________
ЛЕГЧАКОВ Клим Евгеньевич
Аспирант кафедры статистики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
куратор проектов внедрения ERP-систем ООО «Газпром информ»
© Информационное общество, 2013 вып. 4, с. 61-68.