О журнале
Рекомендации
Методические и практические основы конструирования информационных образовательных проектов на примере электронных лекций и электронных семинаров
Андреев А.А., Трайнёв И.В.
______________________________________
А.А. Андреев, И.В. Трайнёв
Статья рекомендована Ю.Е. Хохловым 20.08.2012
Аннотация
В статье на примере электронных лекций и электронных семинаров рассматриваются методические и практические вопросы разработки и использования информационных образовательных проектов в образовательной среде, являющейся одной из составляющих информационного общества. Приводятся данные обзоров мнений педагогов и обучающихся, выполненные как на основе изучения зарубежной и отечественной литературы, так и благодаря собственным исследованиям. Представленные результаты могут быть полезны при организации дистанционного обучения и других видов электронного обучения.
Ключевые слова:
информационные образовательные проекты, методы информатизации процесса образования, электронные лекции и семинары, образовательная среда.
Поскольку образовательная среда является одной из составляющих информационного общества, исследование методов информатизации лекций и семинаров представляет существенный интерес.
В педагогике используются различные подходы к конструированию информационных образовательных проектов (услуг). Как правило, в вузах используют смешанные формы обучения: наряду с очными занятиями в аудитории широко используются дистанционные формы, например, для промежуточного оценивания знаний обучающихся и для обеспечения доступа обучающихся к электронным библиотекам. Таким образом, происходит смешение традиционных форм обучения с электронными.
Смешанное обучение может использовать различные методики [1]. Чтобы дойти до каждого студента, преподаватель должен применять смесь учебных методик, таких как лекции, активное обучение, демонстрации и игры. С появлением синхронного (on-line) и асинхронного (off-line) обучения термин «смешанное» начал соотноситься с широким кругом методик обучения: проводимым в аудитории под руководством преподавателя (instructor-led training – ILT), синхронным или асинхронным электронным обучением (e-learning), использованием мобильных технологий и обучением во время работы (on-the-job training – OJT).
IDC1 регулярно с помощью журнала «Business Intelligence Board»2 проводит опросы на различные темы, связанные с обучением. Ниже по результатам этих опросов приводится мнение 574 респондентов о том, как эффективнее смешивать методы обучения (рис. 1).
Читатели BIB используют преимущественно смесь методик обучения. Как показано на рис. 1, «смешанность» определяется в основном преподавателем или методической службой. Все меньшая часть респондентов предоставляет студентам выбирать метод обучения, поскольку последним трудно самостоятельно разобраться во множестве методик.
- Рис. 1. Выбор методов обучения
Респонденты используют в своей деятельности широкий круг опций. Как показано на рис. 2, обучение в классе остается главной методикой, в то же время доля сочетания синхронного и асинхронного электронного обучения быстро растет и является второй по популярности методикой обучения.
- Рис. 2. Типы проведения обучения
Индекс роста востребованности методик обучения (рис. 3) показывает рост популярности электронного обучения и увеличение доли использования мобильных технологий.
- Рис. 3. Индекс востребованности методик обучения
Растет популярность мобильных технологий, таких как подкасты и видео по запросу, позволяющих студентам, находящимся на расстоянии, через мобильные телефоны и коммуникаторы получать аудио- и видеоматериалы. Наряду с этим отмечается снижение роста обучения с инструктором и обучения по текстовым материалам.
При выборе наиболее подходящей системы обучения необходимо взвешивать преимущества каждого метода, связанные с ним расходы и требуемые ресурсы. В таблице показаны основные доводы, приводимые читателями BIB для выбора метода обучения. Наблюдается большая зависимость между контентом и интерактивностью.
Таблица Основные доводы для выбора метода обучения
Несмотря на некоторую предсказуемость этих результатов, они демонстрируют важность связи между типом контента и методом обучения, а также показывают, что взаимодействие студент – преподаватель важно при определении метода, что в частности определяет превалирование традиционных методов обучения.
Например, значимость взаимодействия студент – преподаватель остается главным доводом при выборе как обучения в классе, так и синхронного электронного обучения. В то же время гибкость и стоимость – основания выбора метода асинхронного электронного обучения.
Сравнение предпочтительных методов обучения с областями контента показывает, что для участников опроса обучение с преподавателем более важно для бизнес-образования (64%), чем для ИТ-образования (36%). Это не сюрприз − интерактивная природа многих бизнес-курсов требует общения с преподавателем лицом к лицу. При этом для получения ИT-знаний треть респондентов выбрала одну из форм электронного обучения, по сравнению только с 9% респондентов − для бизнес-обучения.
- Рис. 4. Планируемые изменения в методах обучения бизнес- и ИТ-знаниям
Рис. 4 показывает, что преподаватели в обеих областях предполагают провести изменения в течение ближайших лет. Для приобретения бизнес-знаний значимый процент респондентов хочет увеличить долю синхронного и асинхронного электронного обучения, заменив им традиционную методику.
Методики проведения ИТ-обучения показывают те же тенденции. Только 11% предполагают в следующем году больше использовать обычное обучение, методы, полностью определяемые преподавателем. Большинство ИТ-тренеров смотрит в сторону увеличения доли электронного обучения.
По результатам опросов все методы обучения одинаково значимы при профессиональной подготовке как для сотрудников с высоким уровнем знаний, так и для начинающих. Например, асинхронное электронное обучение одинаково подходит для обучения сотрудников, обладающих большим набором знаний, и для тех, у кого этот набор минимален. Похожие выводы можно сделать и о стаже работы обучающихся. По мнению специалистов, стаж работы или уровень знаний не являются ключевыми факторами при выборе метода обучения.
Анализ эволюции смешивания методов помогает пониманию эффективности развивающихся тенденций и технологий в индустрии обучения, но, прежде чем использовать эти методы как основу решений по организации обучения, следует в первую очередь поставить вопрос: «Что более важно для моих учеников?», а не: «Что из этого можно использовать?» При выборе смеси методов обучения необходимо подобрать наиболее подходящий для каждого бизнес-контекста метод и определить роли обучающихся3.
Лекционная деятельность преподавателя основывается на широком применении электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Э-лекции могут быть текстовыми, звуковыми и визуальными. Они могут проводиться в реальном времени (онлайн, или синхронно) и виртуально (офлайн, или асинхронно), фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции чаще всего применяется телевидение, а для индивидуального и группового – видеоконференции.
Широкое применение находят э-лекции в текстовом формате, что имеет преимущества по отношению к традиционной лекции: студент получает значительно больше информации, чем ему удается законспектировать во время слушания традиционной лекции, при этом качество этой информации (особенно графической) существенно выше, чем фиксируемой в конспекте.
Ряд авторов [2, с. 7] считают обязательным конспектирование лекций, а использование раздаточных материалов – вредным, ссылаясь на то, что самостоятельное вычерчивание студентом рисунков, схем и диаграмм способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. Но существует и противоположное мнение [3], согласно которому очные лекционные занятия должны быть заменены семинарами (сетевыми форумами). Ниже эта точка зрения будет представлена подробнее.
Э-лекции предоставляют следующие возможности:
1) «свободную» навигацию по информации и выход в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любом фрагменте продукта;
2) выделение в текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется получение справочной или другой пояснительной (в том числе визуальной) информации, с использованием технологии гипертекста и гипермедиа;
3) работу с различными приложениями;
4) увеличение (детализации) изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа»), при сохранении качества изображения;
5) обработку изображения различными программными средствами с научно-исследовательскими или учебно-познавательными целями;
6) использование видеофрагментов из различных источников.
В качестве основных принципов разработки э-лекций (презентаций) указываются [2, с. 9-11]:
1) доступность;
2) разнообразие форм;
3) учет особенности восприятия информации с экрана;
4) занимательность;
5) дизайн и эстетичность;
6) динамичность.
Привносимая презентационной формой дополнительная регламентация действий студента дисциплинирует его, существенно уменьшает эффект «разбегания глаз», снижает возможное отвлечение.
С самого начала разработки э-лекций надо учитывать, что слайды должны быть наглядны и понятны студентам. Создавая презентацию, необходимо представить, каким образом действовал бы студент, знакомясь с содержанием данного материала, и решить, как можно упростить и облегчить этот процесс. Атрибуты слайдов − масштабы и цвета объектов (текста, графики, диаграмм, таблиц и т.п.), характер их изменений и движений, темп показа, длительности пауз – должны определяться, исходя из особенностей восприятия.
Как указывалось выше, существует мнение о целесообразности замены очных лекций семинарами, а также о предоставлении текстов лекций в качестве раздаточного материала [3]. Обоснованием этого является короткий период между созданием и публикацией изданий в электронном виде: сразу после того как автор обновил содержание интернет-странички, все читатели могут получить обновленное содержание интернет-ресурса. Главный смысл очного чтения лекций при этом теряется.
Принципы построения соответствующей системы иллюстрируются на рис. 5 (см.: [3]). Все лекции выкладываются на сетевом ресурсе, и студенты могут в любое время ознакомиться с материалами курса. Для ответа на вопросы, возникающие у студентов, создается форум, где они могут задать вопросы и получить на них ответы от преподавателя или от своих однокурсников, уже разобравшихся в этом вопросе. Все вопросы и ответы документируются (сохраняются в архиве форума) и остаются общедоступными.
- вебинары не могут заменить тренинги, на которых формируются различные навыки (управления коллективом, взаимодействия с клиентами, работы с документами и аппаратурой и др.);
- вебинары – эффективный инструмент для передачи и закрепления знаний;
- качество обучения на очном семинаре и вебинаре сопоставимо.
- Рис. 5. Схема образовательного процесса с заменой очного чтения лекций на семинар (сетевой форум)
Семинары организуются как очная форма обсуждения вопросов, возникающих у студентов при самостоятельном чтении лекций. При этом объем часов, отводившийся ранее для лекций по данному предмету, будет затрачен на обсуждение вопросов студентов (на семинарах, форуме), что должно повысить эффективность работы преподавателя. Появляется возможность корректировать материалы лекций, исходя из вопросов, задаваемых на форуме и очных семинарах.
В конце каждого модуля студентам предлагаются тесты, содержащие вопросы по теме модуля, что позволяет постоянно контролировать студента, а не предоставлять его самому себе на целый семестр вплоть до экзамена.
Таким образом, при замене чтения лекций семинаром система становится замкнутой, позволив контролировать не только процесс обучения студентов тестами в конце каждого модуля, но и качество изложения материала в электронных лекциях соответственно содержанию вопросов студентов на семинарах и форуме.
Согласно ряду авторов, первичным элементом в связке «лекции – тест» являются вопросы теста, которые полностью определяют тематику лекций (практических занятий, лабораторных работ, и т.д.) – всю программу дисциплины [3]. Они считают, что целесообразно на каждом занятии (лекции, практике, лабораторных работах) указывать, каким вопросам теста посвящено данное занятие. Это задает цельность процесса обучения: усвоение всех вопросов, которые были затронуты на занятиях, будет контролироваться тестом. Не будут рассматриваться необязательные вопросы, которых нет в тестовых заданиях. Не понятые (некорректно, неоднозначно сформулированные) вопросы теста студенты смогут обсудить с преподавателем на семинаре, форуме, что позволит контролировать качество тестовых заданий [3, с. 14-15].
Мы считаем, что с этим нельзя согласиться: предлагается не обучение студентов, а «натаскивание» их на положительные результаты тестирования. Следует не ограничивать тематику подготовки студентов, а дать им возможность (и стимулировать их действия в этом направлении) самостоятельно находить дополнительные материалы по изучаемой теме, расширяя свой кругозор и понимание предмета.
Э-семинар является видом занятий для углубленного изучения предмета. Он отличается от традиционного тем, что как обучающиеся, так и преподаватель разделены во времени и пространстве. В э-семинаре широко используется виртуальная коммуникационная деятельность, где каждый обучающийся на экране монитора компьютера видит тексты с вопросами и ответами, а все действия семинара проводятся и фиксируются на экране.
На рис. 6 схематично показаны изображения экрана монитора компьютера при различном протекании э-семинара. На левом экране (рис. 6a) показано «нормальное» протекание дискуссии. После выступления студента номер 1 студенты под номерами 2 и 3 последовательно высказали свое мнение (в письменной форме) о содержании его выступления. Затем студенты под номерами 4, 5 и 2 обсудили по очереди сообщение студента под номером 3. После этого преподаватель, обозначенный буквой П, оценил последнее выступление студента под номером 2. Если семинар проходит в режиме отложенного времени, то сообщения приходят и фиксируются тогда, когда это удобно участникам семинара.
На правом экране (рис. 6б) представлен случай, когда студенты под номерами 2 и 3 вступили в дискуссию друг с другом после того, как ответили на выступление 1-го студента.
Рис. 6. Схемы экранов монитора компьютера при различных вариантах хода э-семинара: а) нормальное течение дискуссии; б) нарушение рациональной последовательности выступлений.
Топология сообщений, зафиксированных на экране, говорит о характере протекания семинара, т.е. о порядке выступлений и активности студентов. Преподаватель, глядя на экран, может оценить структуру дискуссии и управлять ею. Это создает условие контроля активного участия всех студентов в работе э-семинара.
В настоящее время становится популярной форма обучения, объединяющая обе формы семинара, как очную, так и дистанционную, – вебинар. В ходе вебинара перед преподавателем находится не аудитория, а видео- или веб-камера, и его выступление транслируется и принимается участниками в специально оборудованных помещениях или на рабочих местах с помощью компьютеров. Эта форма обучения стала особенно популярной, когда создатели программного обеспечения внесли в интерфейс существенные изменения, встроили различные инструменты, которые применяются при очном обучении: презентации, проверочные тесты, электронные опросы и т.д.
На основе анализа этой формы обучения и имеющегося опыта ее применения в системе повышения квалификации можно констатировать следующее:
Взаимодействие между преподавателем и участниками вебинара происходит при помощи веб-технологий, аналогичных тем, что используются при организации веб-конференций.
Диалоговое окно участника вебинара или веб-конференции (рис. 7) разбито на несколько дополнительных окон, которые могут видеть обучающиеся и преподаватель:
- Рис. 7. Пример диалогового окна участника вебинара
1. Регистрационный список (рис. 7, правый нижний угол).
2. Изображения преподавателя, участников. Число видеоизображений ограничено только пропускной способностью интернет-канала. Эта возможность необходима для контроля присутствия участников, наблюдения за их эмоциональными реакциями, а при проведении тестирования позволяет видеть, что участник отвечает на вопросы самостоятельно.
3. Презентация или различного рода документы.
4. Интернет-чат (рис. 7, правый верхний угол).
5. Демонстрация экрана. Дает возможность всем участникам видеть, что происходит на рабочем столе преподавателя.
6. Рисование. Преподаватель может подключить данный инструмент любому участнику, чтобы тот изобразил что-либо на экране, где демонстрируется презентация.
7. Запись. Вебинар можно записать, а затем в любое удобное время его просматривать. Особенно важна данная функция для обучающихся, которые не смогли принять участие в занятии.
Помимо основных окон на рабочем столе каждого участника имеется панель инструментов, предоставляющая следующие возможности: попросить слова («поднять руку»), включить или отключить веб-камеру и микрофон, продемонстрировать рабочий стол, а также управлять указкой преподавателя.
Длительность э-семинара должна быть не более 1–1,5 часа. Одна тема – один семинар. Более долгое время преподавателю сложно удерживать внимание участников на заданной теме. Во время э-семинара преподаватель всецело сосредоточен на том, как донести до участников учебный материал, но одновременно через интернет-чат ему может поступать множество вопросов. Сосредоточиться на нескольких процессах одновременно достаточно сложно. Поэтому желательно, чтобы у преподавателя был ассистент, который будет помогать ему в работе с вопросами, запуском дополнительных функций.
Чтобы внимание участников э-семинара не рассеивалось, следует как можно чаще «втягивать» аудиторию в процесс обучения, например, с помощью опросов (рис. 8).
Рис. 8. Пример диалогового окна настройки опроса в ходе вебинара
Электронные опросы лучше готовить заранее. Если нужно провести незапланированный опрос, помощник может организовать его во время объяснения материала преподавателем. Процедура эта (в программе Vclass) проста: ассистент на панели инструментов программы нажимает кнопку «Опросы», после чего осуществляет настройку (рис. 8), выбирает тип вопроса, количество вариантов ответов и т.д. Участникам нужно прочитать вопрос и выбрать ответ. После этого программа сама публикует результаты. Преподавателю остается лишь их прокомментировать.
Опросы можно проводить и в другой форме. Например, преподаватель задает участникам э-семинара вопрос, но свои ответы просит написать в свободной форме в чате. В этом случае вариантов ответов гораздо больше, и многие бывают достаточно интересными. Эта процедура длится чуть дольше, но также эффективна.
Широкое применение в образовании находят видеоконференции. Для веб-конференций в вузах чаще всего используют готовые программные решения (Skype, VideoPort, сервис webinar.ru и т.п.). Но лучше иметь собственную систему, это помогает учебному заведению избавиться от издержек, связанных с использованием внешних сервисов. Алексейчук А.С. описывает технологии, позволяющие с небольшими затратами создавать многопользовательские веб-приложения с нужной функциональностью и простором для дальнейшего развития (cм.: [5]). Это, в частности, позволило разработать интернет-приложение для веб-конференций и внедрить его в учебный процесс на факультете дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (ДО МГППУ).
Для анализа эффективности применения информационных образовательных проектов (ИОП) − э-лекций и э-семинаров − авторами были проведены опросы преподавателей, студентов и слушателей факультета повышения квалификации (ФПК МГППУ). Результаты проведенной экспертизы проиллюстрированы на рис. 9-10.
Рис. 9. Сравнительные затраты (в %) при проведении электронных лекций (Э) по сравнению с традиционными (Т)
Наибольшее сокращение затрат при внедрении э-лекции происходит по параметру «рутинные операции». У преподавателей и студентов это сокращение повышает возможности творческого труда, что усиливает эффективность восприятия и усвоения учебного материала и в конечном итоге дает улучшение качества процесса обучения.
Заслуживают также внимания статистические данные, отражающие параметры «конспектирование», «чертежно-графические работы и их иллюстрации». Экспертная оценка показала, что процент снижения затрат на конспектирование стал возможным при внедрении ЭОР за счет полученных студентами слайд-лекций, наличия электронного учебника, заранее распечатанных конспектов лекций и использования современных индивидуальных планшетных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, а также эффективного использования виртуальной образовательной системы. Сокращение затрат по параметру «чертежно-графические работы и их иллюстрации» стало возможным в результате широкого использования мультимедийных программ и интерактивных электронных и видеосредств.
В то же время данные опросов показывают, что при внедрении такого ИОП, как э-лекции, диалоговое общение преподавателя с обучающимися недостаточно, что снижает уровень э-лекции по отношению к традиционной и требует устранения данного пробела в дальнейшем развитии э-лекции.
Рис. 10. Сравнительные показатели электронных (Э) и традиционных (Т) семинаров
Внедрение ИОП «э-семинар» показало сокращение временных затрат при проведении учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционными. Эта экономия затрат по параметрам имеет свою специфику.
Наиболее высокий рост (20%) получен по такому параметру, как «ускоренное восприятие учебной информации на основе прямой и обратной связи». Но по параметру «углубленное воспроизводство учебной информации в практике общения между студентами», считают эксперты, рост должен равняться не 17%, как показали данные анализа, а доходить до 20%. Далее экспертами отмечается, что оценка параметра «интенсификация дискуссионной деятельности», рост которого ниже остальных параметров (7%), показывает, что требуется дальнейшее совершенствование проекта э-семинара с целью значительного повышения уровня этого параметра, являющегося ядром э-семинара.
СНОСКИ
1 International Data Corporation (IDC) – ведущий глобальный поставщик рыночной информации, консультативных услуг и мероприятий для информационных технологий, телекоммуникаций и технологий потребительских рынков.
2«Business Intelligence Board» (далее BIB) – журнал для руководителей служб профессионального обучения и повышения квалификации.
3 По материалам Сьюзен Ли (Susan Lee) из журнала «Chief Learning Officer», 2007-2010 гг..
Литература
1. Ли С. Смешанное обучение: смешивание методов // URL: http://www.websoft.ru/db/wb/960DE7EBAAEA091CC325737C002E2918/doc.html (дата обращения: 11.05.2012).
2. Лысов А.Н. Разработка электронных лекций по техническим дисциплинам: учеб. пособие / А.Н. Лысов, А.А. Лысова. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2008. 54 с.
3. Волянюк Д.С., Мустафин Р.Г. Применение современных информационных технологий в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 10. С. 13-16.
4. Стулов А.В. Справочник по управлению персоналом. М.: Учебный центр банка «Возрождение», 2010.
5. Алексейчук А.С. Принципы разработки телекоммуникационных образовательных систем на базе веб-конференций // Информационные и телекоммуникационные технологии. 2012. № 14. С. 31-36.
_________________________________________________
Андреев Александр Александрович
Доктор педагогических наук,
профессор,
заведующий кафедрой электронной педагогики Московского финансово-промышленного университета «СИНЕРГИЯ»
Трайнёв Игорь Владимирович
Кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета (МПГУ)
© Информационное общество, 2012 вып. 5, с. 25-37 .