О журнале
Рекомендации
Измерения информационного общества в Иране: полученные уроки и планы на будущее
Явади Али Хаким, Мохебали Амир Хоссейн, Бидабади Ахмад, Ширази Мохаммад Реза
_____________________________
Явади Али Хаким, Мохебали Амир Хоссейн, Бидабади Ахмад, Ширази Мохаммад Реза
Статья сформирована на основе доклада, сделанного на Форуме Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), Женева, 16 мая 2012 г.
Статья рекомендована С.Б. Шапошником 23.05.2012
Аннотация
Разработка политики, основанной на фактах, требует измеряемых статистических данных и сопоставимых показателей. Сравнительный анализ достижений различных стран в сфере ИКТ является важным ориентиром для прогнозирования региональной и глобальной конкурентоспособности. Правительство Ирана включило мониторинг и оценку состояния информационного общества Ирана в 4-й и 5-й Планы развития. В статье рассмотрены основные этапы, проблемы и перспективы реализации этих проектов.
Ключевые слова:
Информационно-коммуникационные технологии, статистические наблюдения, статистические данные и индикаторы, мониторинг, статистический анализ, бенчмаркинг, сравнительный анализ, рейтинги, сопоставительные оценки, разработка методик и инструментов статистического наблюдения и анализа, системы статистического наблюдения в сфере ИКТ в Иране, разработка политики.
1 Введение
Использование сопоставимых и достоверных статистических данных и индикаторов информационного общества позволяет правительствам разрабатывать и оценивать стратегические инициативы в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее − ИКТ), благодаря которым их страны смогут извлечь из этих технологий максимальную выгоду для своего развития. В число задач органа управления, отвечающего за поддержку отрасли ИКТ в стране, входят статистическое измерение, количественная оценка и анализ показателей, заявленных в программном документе по развитию ИКТ. Оценка этих показателей и статистических данных может дать информацию о том, насколько та или иная страна продвинулась в достижении поставленных целей и задач, а также помогает выявить в развитии этой области сильные и слабые стороны, угрозы и новые возможности.
Непрерывный мониторинг тенденций и изменений в сфере ИКТ имеет решающее значение для создателей стратегий развития, поставщиков ИКТ-услуг и специалистов по анализу рынков. Учитывая потенциальное влияние внедрения ИКТ на общественно-экономическое развитие, правительства разных стран прилагают усилия к тому, чтобы преимущества информационно-коммуникационных технологий были доступны всем людям. Однако разработка политики, основанной на фактах, требует измеряемых статистических данных и сопоставимых показателей. Сравнительный анализ достижений различных стран в сфере ИКТ является важным ориентиром для прогнозирования региональной и глобальной конкурентоспособности, а также стимулирует реализацию стратегических инициатив, способствующих развитию информационно-коммуникационных технологий на национальном уровне.
Принимая во внимание изложенные факты, правительство Ирана включило мониторинг и оценку состояния информационного общества Ирана в 4-й и 5-й Планы развития. Согласно 4-му Плану развития, всем государственным учреждениям надлежало разрабатывать свои собственные отраслевые планы. Подчиняясь данному требованию, министерство по вопросам информационно-коммуникационных технологий разработало отраслевой план развития ИКТ в масштабах всей страны. В этом плане, в строгом соответствии с национальной концепцией развития, были определены основные стратегические инициативы, цели и задачи для иранской индустрии ИКТ. Планом были предусмотрены 44 показателя, предназначенные для оценки заявленных стратегических инициатив по внедрению и использованию в Иране ИКТ.
По завершении 4-го Плана развития и после анализа практических результатов, полученных по итогам реализации проекта «Измерение статистических показателей развития ИКТ в стране», было принято решение о создании всесторонней и работоспособной структуры для проведения статистического измерения в сфере ИКТ Ирана. Таким образом, в 5-м Плане развития Ирана (2011-2016) было заявлено, что министерство информационно-коммуникационных технологий отвечает за формирование иранской системы мониторинга ИКТ-показателей с целью анализа текущей ситуации и сравнения этих показателей с результатами, полученными в других странах, для того чтобы до конца второго планового года оценить региональную и глобальную конкурентоспособность страны, а всем учреждениям следует представлять министерству отчеты по тем видам деятельности, которые определены показателями. Информационно-технологическая организация Ирана (ИТО) (Information Technology Organization of Iran, ITO) является одной из организаций, подконтрольных министерству ИКТ. В число задач данной организации входит статистическое измерение и количественная оценка текущего состояния развития ИКТ в Иране, а также разработка политики и практических мер по улучшению текущей ситуации с целью достижения поставленных приоритетных целей по развитию страны. В рамках 4-го Плана развития (2006-2011) данная организация с помощью частных компаний реализовала, применительно к Ирану, проект по статистическому измерению и количественной оценке ИКТ-показателей, заданных в отраслевом плане, в Индексе развития ИКТ (ICT Development Index, IDI), Международного союза электросвязи (МСЭ) и в и Индексе электронной готовности аналитической компании Economist Intelligence Unit (EIU E-Readiness Index. Одним из результатов данного проекта было включение в 5-й План развития статьи, которая обязывает министерство ИКТ создавать в ходе выполнения плана все необходимые механизмы для проведения в Иране статистического измерения ИКТ-показателей, а также внедрять и совершенствовать эти механизмы. В настоящем документе представлены, прежде всего, сам проект и практические результаты, полученные в ходе его реализации, дан обзор нашей концептуальной модели применительно к иранской инфраструктуре мониторинга ИКТ-показателей, а также обозначены дальнейшие планы и практические шаги.
2 Проект по статистическому измерению и количественной оценке показателей в сфере ИКТ Ирана
4-й План развития Ирана обязывал каждое министерство разрабатывать свой отдельный отраслевой план. Согласно данному предписанию, министерством ИКТ был разработан стратегический план развития данной отрасли. Этот документ, отражающий национальную политику в сфере ИКТ, определял основные цели и принципы развития отрасли в соответствии с общей концепцией развития Ирана до 2025 года (1404 года по иранскому календарю). Кроме задач и принципов данный документ также определял 44 показателя − 11 отраслевых и 33 межотраслевых. Отраслевые показатели служат для оценки эффективности работы министерства ИКТ и отражают состояние материально-технической базы данной отрасли, а также доступность для граждан услуг ИКТ и их востребованность. Межотраслевые показатели характеризуют совокупную эффективность деятельности министерства ИКТ и других государственных учреждений. Согласно данному отраслевому плану, в качестве приоритетных направлений в развитии сферы ИКТ были выбраны различные электронные услуги: государственные, образовательные, коммерческие и медицинские. Межотраслевые показатели позволяют оценить развитие ИКТ не только по этим направлениям, но и в областях информационной безопасности и управления данными. Одни показатели аналогичны тем, которые определены Партнерством по измерению ИКТ для развития (далее «Партнерство») как «Основные показатели ИКТ» и «Основные показатели электронного правительства». Другие показатели не имеют международных аналогов и были заданы в соответствии с требованиями лиц, отвечающих за разработку и реализацию стратегии развития, а также исходя из задач статистического измерения и необходимости оценивать уровень продвижения страны в направлении заданных принципов развития в сфере ИКТ и других приоритетных целей.
Кроме того, как можно заметить, предложенные ИТО методы статистического измерения включают в себя сбор данных, статистическое наблюдение и оценку. Например, количество интернет-пользователей является важным показателем, для которого наилучшим способом оценки является использование наблюдений национальной статистической службы. Однако в Иране такие наблюдения осуществляются только каждые пять лет. ИТО при содействии Технологического университета Шарифа для оценки в пределах указанного интервала была предложена формула, в основе которой лежит подсчет количества абонентов любой технологии доступа к интернету, например, xDSL, WiMax и т.д. Другой пример: для оценки количества имеющихся в стране персональных компьютеров используется метод, в соответствии с которым отдельно взятая материнская плата рассматривается как компонент прокси-системы и, таким образом, подсчитывается количество импортированных материнских плат и портативных компьютеров.
2.1 Цели и задачи проекта
Перед проектом, реализованным в период с 2009 г. по 2011 гг., стояло несколько целей и задач.
1. Ответственная задача, поставленная перед ИТО для выполнения по завершении 4-го Плана развития Ирана, заключалась в статистическом измерении и количественной оценке, применительно к Ирану, вышеупомянутых показателей Индекса развития ИКТ и Индекса электронной готовности EIU.
2. Мониторинг результатов в достижении Ираном национальных и международных целей, например целей развития, заявленных на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), и целей, изложенных в Декларации тысячелетия ООН; предоставление соответствующих замечаний и предложений для корректировки концепции развития.
3. Анализ текущей ситуации в сфере ИКТ Ирана.
4. Повышение места Ирана в таких глобальных рейтингах, как Индекс развития ИКТ, Индекс электронной готовности EIU, Индекс развития электронного правительства ООН и др. Иран не располагает точными и актуальными сведениями по текущей ситуации в собственной сфере ИКТ. Также не формируется всесторонний общенациональный отчет, а ряд показателей в программных документах не соответствует международным стандартам. Это только некоторые проблемы, которые не позволяют получить положительное впечатление от реальных достижений Ирана. Данный проект и последующая деятельность по развитию, которая нуждается во всесторонней и работоспособной инфраструктуре для проведения статистического измерения ИКТ-показателей Ирана, могут помочь ИТО сыграть ведущую роль в повышении престижа Ирана.
5. Бенчмаркинг и сравнительный анализ.
6. Разработка инструментов и методик, необходимых для статистического измерения показателей ИКТ.
7. Разработка политики, рекомендаций, указаний и лучших практик для включения в 5-й План развития.
8. Разработка системы статистического наблюдения в сфере ИКТ в Иране.
9. Наращивание потенциала в области статистического наблюдения в сфере развития и использования ИКТ.
10. Повышение осведомленности всех участников процесса о важности статистического наблюдения при разработке и оценке политики в сфере ИКТ.
3 Реализация проекта
На начальном этапе реализации этого проекта ИТО встала перед лицом множества вызовов. Некоторые из них перечислены ниже.
Определение показателей было нечетким, и понимание смысла некоторых ИКТ-показателей, определенных в 4-м Плане развития, было неоднозначным.
В программном документе не была детализирована методика измерения показателей.
Кроме того, рамки проекта были слишком широкими. В ходе статистического измерения показателей предоставления электронных услуг (государственных, образовательных, коммерческих и медицинских) участвовало около 1200 государственных учреждений, 75000 школ, 180 высших учебных заведений, 100000 коммерческих организаций и 10000 медицинских центров. При этом нужно было собрать всю информацию, имеющую отношение к данной сфере деятельности. Таким образом, специалисты ИТО приняли решение реализовывать проект в два этапа.
Первый этап: планирование
На данном этапе для исследования показателей, заявленных в 4-м Плане развития, ИТО привлекла к работе частную компанию, поставив перед ней следующие задачи:
- дать каждому показателю четкое и однозначное определение, взяв за основу имеющиеся международные программные документы,, стандарты и экспертные заключения; в рамках выполнения данной задачи компания-консультант предоставила по каждому показателю набор характеристик, включающий в себя четкое определение, текущее значение показателя на начальный момент выполнения плана, конечное значение по завершении выполнения плана, ожидаемое значение на каждый год плана, темп роста значений показателя, список ответственных и участвующих организаций;
- разработать реалистичный и систематичный метод для статистического измерения каждого показателя; на данном этапе было исследовано и проанализировано не менее 22 методик и моделей количественной оценки в области развития и использования ИКТ и электронной готовности на национальном уровне; все предлагаемые определения и методы исследовались на предмет теоретической целостности, реализуемости и завершенности; кроме ИКТ-показателей, заявленных в 4-м Плане развития, консультирующая сторона по просьбе ИТО рассмотрела в рамках данного проекта Индекс развития ИКТ, Индекса электронной готовности EIU; в итоговых документах по исследованию указанных индексов была представлена методология для их измерения и вычисления.
Второй этап: реализация и анализ
На данном этапе для непосредственного проведения статистического измерения ИТО обратилась к услугам другой частной компании - Data Processing Co. - которой предстояло решить следующие задачи:
- планирование работы по сбору, извлечению и проверке данных (создание требуемых форм, разработка и внедрение инструментов для сбора данных и т. д.);
- обработка данных, полученных из соответствующих источников, и проверка значений;
- вычисление на конечном этапе выполнения 4-го Плана развития итогового значения по каждому показателю;
- сравнение полученных и ожидаемых значений, анализ результатов в контексте достижения поставленных целей и предоставление отчета о слабых и сильных сторонах;
- сравнительный анализ и оценка эффективности на основе показателей 4-го Плана развития, а также показателей Индекс развития ИКТ, Индекса электронной готовности EIU
- составление перечня рекомендаций, предложений, стратегических инициатив и примеров передового опыта для следующего плана и повышение эффективности будущей работы.
Компания-консультант разбила выполнение перечисленных выше задач на три шага.
Шаг 1: планирование. Данный этап включал в себя разработку методологии сбора данных, распределение ролей и обязанностей, создание плана действий по каждому конечному результату, разработку необходимых форм, анкет, инструментов и методик.
Шаг 2: сбор данных. На данном этапе компанией-консультантом были собраны данные, необходимые для расчета показателей в соответствии с методами измерения. Некоторые показатели − это статистические данные, которые формируются специализированными государственными организациями, или же те, которые могут быть получены посредством обработки других статистических данных. Для одних показателей (например, количество безопасных хостов) необходим сбор данных из таких источников, как интернет и различные отчеты, а для других показателей (например, количество ПК, показатели электронной готовности EIU) требуется экспертное заключение. Компания-консультант отвечала за поиск оптимального способа сбора данных, необходимых для вычисления и/или количественной оценки показателей.
Одна из трудностей данного этапа заключалась в необходимости сбора данных по ряду показателей в достаточно обширной информационной среде, например для показателей в сфере электронного образования. Для сбора таких рассредоточенных данных компания Data Processing Company разработала интернет-систему DP Indexometer, основанную на технологиях Java и Oracle. Основные функции этого веб-приложения следующие.
Подсистема управления: для каждого показателя пользователь может задать элементы данных, формулу расчета и организацию, ответственную за ввод данных, а также указать значение показателя для первого года, конечное значение, ежегодное плановое значение, ожидаемый темп роста.
Подсистема сбора данных: любой пользователь может видеть элементы данных, имеющие отношение к нему/к ней, и вводить значение для каждого элемента данных посредством простой веб-формы. Значения отправляются ответственным лицам для последующей проверки и подтверждения.
Подсистема панели управления: пользователь может видеть инструментальную панель и административные отчеты для каждого показателя, а также групп показателей. Отчеты, наряду с прочим, отражают (но не ограничиваются этим): запланированный тренд, реализованный тренд, состояние дел в государственных организациях, состояние дел в отдельных сферах деятельности. Данная система стала одним из значимых достижений проекта. Она представляет собой веб-инструмент для сбора распределенных данных и управления показателями, а сейчас она используется для управления и количественной оценки показателей на национальном и отраслевом уровнях и даже на уровне организаций. Используя эту систему, ИТО сократила расходы и время на сбор информации, а также повысила качество получаемых данных.
Как отмечалось выше, границы информационной среды, в которой собирались данные, были достаточно широки, поэтому ИТО обратилась к правительству и соответствующим организациям с просьбой подключить к данному проекту полномочных представителей. Они смогли познакомиться как с самим проектом, так и с методологией и формами сбора данных на общенациональной конференции, проходившей на начальной стадии сбора данных, а также прошли обучение на специальных курсах, организованных сотрудниками ИТО для ее представителей. Главными задачами представителей были координация и организация сбора данных в подопечных учреждениях, проверка данных и отправка полученной информации в ИТО.
Шаг 3: Анализ и количественная оценка. В рамках данного этапа компанией-консультантом проведена следующая работа.
- Обработка собранных данных: данные, полученные из соответствующих источников, были проверены и обработаны. Вычисленные значения по каждому показателю были отправлены заказчику.
- Сравнительное исследование: для сравнительного анализа были выбраны Южная Корея, Турция и Венесуэла. Было проведено сравнение с этими странами по соответствующим показателям. По итогам данного сравнения был представлен аналитический отчет, отражающий сильные и слабые стороны, а также предложен ряд шагов по улучшению ситуации в Иране.
- Что касается Индекса развития ИКТ и Индекса электронной готовности EIU, нужно отметить, что вследствие причин, упомянутых в разделе 2.1, значения, полученные в рамках проекта, оказались выше, чем значения, представленные в отчетах Партнерства и EIU. В данном случае для указанных индексов был выполнен сравнительный анализ отдельных подындексов с целью нахождения общих слабых и сильных сторон и внесения соответствующих предложений.
- По завершении данного этапа для будущего цикла процесса измерения в целях обеспечения обратной связи был составлен объемный перечень замечаний, рекомендаций, примеров передового опыта и предложений.
4. Основные проблемы и практические результаты, полученные в ходе реализации проекта
Данный проект оказался очень сложным вследствие очень широких рамок и отсутствия в Иране сформировавшейся всесторонней и работоспособной инфраструктуры для статистического измерения ИКТ-показателей. Основные проблемы, с которыми столкнулся проект, перечислены ниже.
- Отсутствие модели или концептуальной схемы для определения показателей в программных документах: в 4-м Плане развития ряд показателей был определен на основе приоритетов авторов стратегии, а также иных важных программных документов и международных показателей. Однако следует сказать, что для определения показателей необходимо также разработать или выбрать модель развития сферы ИКТ в стране.
- Размытые и неоднозначные определения: большинство показателей, представленных в 4-м Плане развития, не имеет четких и точных определений и методов статистического измерения. Поэтому ИТО была вынуждена направить усилия на решение этой проблемы. Кроме того, для ИТО оставались неясными основной принцип и обоснование установки значений для первого и последнего года плана, что не позволило обеспечить точный и надежный анализ.
- Неосведомленность: многие участвующие стороны были плохо осведомлены об отраслевом плане в сфере ИКТ, его целях, стратегических принципах и статистических показателях. Например, большинство организаций, ответственных за реализацию плана, ничего не знали о соответствующих показателях и своих обязанностях в рамках этого плана.
К чему привело такое незнание? Организации либо отклонялись в своей работе от положений 4-го Плана развития, либо их деятельность совершенно не отвечала его целям и принципам.
Это говорит о том, что нужен особый административный орган, занимающийся измерением показателей развития ИКТ в стране, который имел бы для этого соответствующие полномочия, а также мог бы осуществлять все необходимые действия, в том числе определение показателей, мониторинг, оценку, координацию, а также деятельность по наращиванию потенциала, обеспечению осведомленности и обучению заинтересованных участников. Вследствие этой проблемы большинство процессов сбора данных пришлось инициировать в государственных организациях.
- Нехватка своевременной и точной информации: поскольку многие организации не имели представления о показателях, то, как правило, своевременные и точные данные об эффективности деятельности этих организаций в соответствующих областях не были доступны.
- Отсутствие технического потенциала для проведения статистического измерения ИКТ-показателей: 4-м Планом развития не предусматривалось наращивание технического потенциала в государственном и частном секторах с целью проведения измерения ИКТ-показателей. Таким образом, в стране не оказалось подготовленных кадров и документированных технических знаний для этой сферы деятельности. Поэтому компания-консультант вынуждена была сосредоточить значительные усилия на обучении сотрудников, назначенных в других организациях для выполнения этой работы, а также направить свой персонал в эти организации, чтобы курировать обучение их сотрудников, твечать на их вопросы о процессах и инструментах проекта. Следует отметить, что данная проблема снижает эффективность обратной связи от организаций и усложняет проверку данных.
- Этот проект стал неплохой стартовой площадкой для работы по наращиванию потенциала и повышению осведомленности применительно к данной сфере деятельности в двух частных компаниях и, как минимум, для 1200 государственных организаций и 76000 образовательных учреждений.
- Необходимость административного органа для проведения измерений ИКТ-показателей: в ходе выполнения 4-го Плана развития отсутствовал какой-либо специализированный административный орган для решения вышеупомянутых задач. По этой причине в последнем плановом году ИТО взяла на себя роль такого органа и столкнулась с множеством проблем.
- Проблемы безопасности и конфиденциальности: при решении задач, связанных с измерением показателей, перед поставщиками и пользователями статистических данных неизбежно встает проблема безопасности и конфиденциальности данных. Нормативы и инструкции для проведения измерений должны это учитывать, а административный орган должен гарантировать искомую безопасность и конфиденциальность собранных данных. В рамках проекта около 10% организаций отказались предоставить ИТО какую-либо информацию о показателях эффективности своей деятельности по причинам, связанным именно с безопасностью и конфиденциальностью. Кроме того, некоторым организациям потребовались доказательства и подтверждение обязательств перед ними по обеспечению безопасности и конфиденциальности их данных.
- Координация деятельности участников, особенно пользователей статистических данныхв сфере ИКТ: существует более десятка организаций, которым для решения своих задач нужен доступ к статистике в сфере ИКТ Ирана. В ходе выполнения плана они без какого-либо согласования с министерством ИКТ или даже друг с другом начинали в индивидуальном порядке сбор статистики по ИКТ. Такой подход приводит к множеству проблем, например, к путанице в организациях из-за необходимости принимать множество запросов; к применению разных определений для показателей, а также методов их измерения.
- Недостаточное взаимодействие с международными организациями: неэффективные отношения с международными организациями в течение этих лет привели к следующим проблемам:
- отсутствию обмена знаниями, а также невозможности консультативной и экспертной деятельности на международном уровне;
- недостатку знаний о процессах и механизмах статистического измерения ИКТ-показателей за рубежом, позволяющих Ирану занять более высокое место в международных рейтингах;
- невозможности предоставить международным организациям точные и своевременные сведения о достижениях Ирана в этой сфере.
- Невысокая заинтересованность со стороны государственных учреждений и частных компаний в статистическом измерении ИКТ-показателей: государственный и частный секторы Ирана слабо осведомлены о концепциях, принципах, процессах, методах и инструментах статистического измерения показателей ИКТ на национальном уровне и их важности в разработке политики. В ходе реализации измерения эта проблема вызвала некоторое сопротивление со стороны организаций во взаимодействии с ИТО и ее консультантами. Ее решением стало привлечение высокопоставленного руководства на уровне администрации президента и правительства и получение его поддержки для данного процесса и всего проекта. На начальной стадии проекта все вовлеченные в него участники получили от имени администрации президента и министерства ИКТ официальное письмо, в котором разъяснялись суть проекта и его цели. Согласно письму, всем участникам предписывалось сообщить необходимые данные ИТО и компании-консультанту, выступавшей исполнителем проекта. Другое решение заключалось в организации на национальном уровне презентаций проекта и предварительного совещания с участием всех сторон.
При реализации данного процесса имели место и другие проблемы, например, недостаточное взаимодействие с подчиненными организациями, медлительность в ответных решениях, бюрократия, нехватка в организациях бюджетных средств и трудовых ресурсов, необходимых для поддержки данного проекта и выполнения поставленных задач.
В ходе реализации проекта государственные организации сообщали о ряде проблем, которые мешали должным образом достичь целей, поставленных в рамках плана развития. Вот некоторые из них:
- отсутствие отдельной статьи бюджета, предназначенной специально для инициатив в сфере ИКТ; в 5-м Плане развития правительством такая статья предусмотрена;
- отсутствие в организациях уполномоченных структур, ответственных за ИКТ; для решения данной проблемы 5-м Планом развития предусмотрено создание в каждой государственной организации ИКТ-центра под непосредственным управлением ее высшего руководства;
- нехватка обученного и квалифицированного персонала для работы в сфере ИКТ.
5 Концептуальная схема для проведения статистического измерения ИКТ-показателей в Иране
Компанией-консультантом была предложена концептуальная схема для проведения в Иране измерения ИКТ-показателей в соответствии с международным и национальным опытом в данной области. Данная схема отражает основные концепции развития этой сферы и их взаимосвязь.
Структура содержит следующие элементы.
- Модель измерения: любая страна нуждается в разработке модели статистического измерения или структуры, в которой отражена общая концепция развития и применения информационно-коммуникационных технологий. Такая модель определяет основные элементы, которые важны для развития сферы ИКТ в любой стране. Полагаясь на данную модель, можно охарактеризовать соответствующие индексы и показатели.
- Процесс измерения: для сбора данных из различных источников, расчета показателей, анализа и оценки результатов, а также для обеспечения обратной связи со всеми участниками необходим планомерный и упорядоченный подход. Данный процесс должен точно определять необходимые этапы, результат по каждому этапу, роли и обязанности участвующих сторон, а также метрики, необходимые для количественной оценки самого процесса.
- Инфраструктура и вспомогательные процессы:
- технологическая инфраструктура: процесс статистического измерения ИКТ-показателей должен быть автоматизированным или полуавтоматизированным с использованием специальных инструментов. DP Indexometer − один из примеров подобных инструментов. Это основанный на веб-технологиях программный комплекс, который облегчает сбор данных, их анализ и административную отчетность;
- исследования и разработки: в данной области следует систематически проводить исследовательские и проектные работы; сюда входят изучение текущих тенденций в сфере ИКТ, систематический сравнительный анализ и т.д.;
- наращивание потенциала: предусматривает развитие кадрового потенциала в данной области посредством семинаров, мастер-классов, обучающих курсов, участия в совместных международных и национальных проектах;
- правовая база и стандарты;
- взаимодействие на международном уровне;
- административные органы для обеспечения поддержки процесса измерения ИКТ-показателей.
Одним из ключевых элементов любой инфраструктуры для проведения статистического измерения ИКТ-показателей является административный орган. Ниже представлены некоторые из основных задач такого органа:
- разработка и сопровождение концептуальной схемы;
- осуществление ежегодного статистического измерения;
- сотрудничество с другими национальными и международными организациями;
- распространение необходимой информации;
- обеспечение осведомленности и коммуникации;
- разработка требуемых инфраструктур;
- наращивание технического потенциала;
- предоставление отчетов всем заинтересованным сторонам; сотрудничество с лицами, принимающими решения.
Все перечисленные направления деятельности могут быть осуществимыми, если будут задействованы необходимые финансовые структуры и механизмы, а правительство учтет в ежегодном бюджете статью для реализации данного процесса и создания инфраструктуры.
_________________________________________
Явади Али Хаким
Министерство информационно-коммуникационных технологий Ирана
Мохебали Амир Хоссейн
Генеральный менеджер Офиса по контролю планирования и проектов Организации по информационным технологиям Ирана
Бидабади Ахмад
Генеральный директор компании ICT Middle East, Иран
Ширази Мохаммад Реза
Председатель совета директоров и технический директор компании ICT Middle East, Иран
© Информационное общество, 2012 вып. 4, с. 42-54.