ИКТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России
Unknown Author

ИКТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России

______________________



Данный текст представляет собой краткий реферат одноименного исследования, выполненного Институтом развития информационного общества при поддержке Microsoft в марте-июне 2012 г. Авторский коллектив: Евтюшкин А.В., Елизаров А.М., Ершова Т.В., Квочко Е.А., Пfзин Г.Н., Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б., Юрьева А.А. Полный текст доступен по адресу: http://e-competences.iis.ru

Введение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества: государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения безопасности, общественной жизни. Россия в настоящее время стоит перед вызовом активно включиться в глобальный процесс развития информационного общества и получить максимальную выгоду от вложений в ИКТ. Для реализации возможностей, предоставляемых развитием и использованием ИКТ, принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации и Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Предпринятые шаги дают первые результаты – впервые за время существования международных рейтингов развития информационного общества отмечается резкий рост мест России в двух авторитетных рейтингах. В рейтинге готовности к электронному правительству ООН 2012 года Россия поднялась на 27 место с предыдущего 59 (в 2010 году), что связано, в частности, с активной работой по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и созданием порталов для их предоставления. В рейтинге готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума 2012 года Россия заняла 56 место против 77 в 2011 году. Плоды информационной революции становятся доступны все большему количеству граждан России.

В исследовании, проведенном Институтом развития информационного общества при поддержке Microsoft, изучено влияние ИКТ-компетенций, как составляющей человеческого капитала России, на инновационное развитие экономики и социальной сферы. Особое внимание уделено значимости программ повышения ИКТ-компетенций для развития человеческого капитала.

В рамках исследования был проведен представительный опрос населения страны и эмпирическое статистическое исследование факторов развития информационного общества (включая анализ показателей использования ИКТ в регионах России), анализировались также результаты последних исследований роли ИКТ в экономическом развитии.

ИКТ-компетенции как составляющая человеческого капитала России

Результаты исследования показывают, что в настоящее время ИКТ-знания и навыки становятся насущной потребностью и условием успешности для все большего числа граждан нашей страны, они нужны для повышения эффективности выполняемой работы, общения, доступа к информации, получения услуг. В ходе исследования ИКТ-компетенций как составляющей человеческого капитала были получены следующие результаты.

Значение ИКТ навыков в России как составляющей человеческого капитала быстро растет. Это демонстрирует постоянный рост доли рабочих мест, на которых обязательно владение навыками использования компьютера или интернета: среди тех, кто менял место работы более 10 лет назад, только у 7% владение ИКТ-навыками было обязательным условием приема на работу; у тех, кто поступал на работу от 3 до 10 лет назад, – у 23%; у тех же, кто работает в настоящее время, уже у 30% владение ИКТ-навыками является обязательным требованием, а еще у 14% они помогают выполнять их работу.

Общий уровень использования компьютеров и интернета населением России отстает от среднеевропейских показателей, но это отставание быстро сокращается. Наиболее динамично в России развивается интернет – с 2008 года разрыв с ЕС по доле пользователей сети сократился более чем в два раза. Сегодня не реже раза в неделю компьютером в России пользуется 58% населения в возрасте от 16 до 74 лет, в Европейском союзе – 69%, интернетом пользуются 56% населения России и 68% в ЕС. Эти показатели России соответствуют среднеевропейскому уровню 2008 года и превосходят текущие показатели целого ряда стран Восточной и Центральной Европы. Лидером в освоении информационных технологий является молодежь - уровень использования компьютера и интернета молодежью России приблизился к среднеевропейскими показателями. По использованию некоторых интернет-сервисов молодые люди в России даже превосходят своих сверстников в ЕС: 79% из них используют социальные сети (в ЕС 75%), чаще они используют онлайн курсы для обучения и некоторые другие услуги. Вместе с тем, в старших возрастных группах сохраняется существенное отставание: если доля еженедельно использующих компьютер среди молодежи от 16 до 24 лет составляет в России 87% (в ЕС 92%), то в возрастной группе 55-74 – всего 18% (в ЕС 42%). Эти данные говорят о том, что информационное неравенство различных возрастных групп в России остается неприемлемо высоким.

Одно из приоритетных направлений развития информационного общества в России - формирование электронного правительства, которое является одной из важнейших инноваций в государственном управлении в последние годы. Перевод предоставления государственных и муниципальных услуг в электронную форму также остро ставит проблему развития ИКТ грамотности населения.

Опросы населения показывают, что отсутствие или недостаток навыков использования компьютера и интернета являются одной из основных причин неиспользования услуг электронного правительства. В России пока используют электронные государственные услуги относительно мало людей - 10% получали информацию об услугах с официальных сайтов, 8% скачивали бланки форм (в ЕС – 25%), только 5% отправляли заполненные формы в электронном виде (в ЕС - 21%). При этом спрос на эти услуги в России весьма высок, 42% взрослого населения одним из наиболее удобных для них способов обращения в органы власти считают интернет, среди молодежи более половины, при наличии такой возможности, предпочли бы в случае обращения в орган власти взаимодействовать с ним через интернет.

Наиболее значимо отсутствие ИКТ-навыков, как барьера в использовании услуг электронного правительства и электронных услуг в социальной сфере, для старших возрастных групп – в этих группах чаще возникает потребность во взаимодействии с органами власти и социальными службами, при этом уровень владения ИКТ существенно ниже, чем у молодежи. Причем существенно ниже не только доля пользователей компьютера и интернета, но и уровень владения навыками их использования: в возрастной группе от 55 до 74 лет 60% пользователей компьютера выполняют только одну или две из 10 базовых операций, тогда как среди молодых пользователей таких 20%, остальные более уверенно владеют компьютером.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что ИКТ-компетенции имеют самостоятельную значимость среди составляющих человеческого капитала. Добавление показателей, характеризующих ИКТ-компетенции населения, к интегральному показателю развития человеческого капитала заметно повышает его корреляцию с уровнем использования ИКТ в регионе. Это означает, что ИКТ-компетенции сегодня являются необходимым условием социально-экономического развития, основанного на использовании ИКТ.

Влияние человеческого капитала на социально-экономическое развитие, основанное на использовании ИКТ

Решающее значение образования, постоянного получения новых знаний и навыков для обеспечения конкурентоспособности индивида, корпорации и страны в современной экономике связано с быстро меняющейся средой, - технологической, рыночной, информационной, - в которой действует бизнес в условиях глобализации и усиления конкуренции. Ответом на обостряющуюся конкуренцию является ускорение инноваций, требующих от работников большей креативности, быстрой адаптации к новым условиям, освоения новой техники и навыков работы.

Человеческий капитал становится сегодня в России одним из наиболее важных факторов социально-экономического развития, основанного на ИКТ. Проведенное статистическое исследование показало, что чем выше в регионе образование населения, владение навыками ИКТ, выпуск ИКТ специалистов, доля ученых, тем выше показатели использования ИКТ в различных сферах деятельности. Например, взаимосвязь общего уровня развития человеческого капитала с развитием электронного бизнеса в регионе весьма высока (коэффициент корреляции Пирсона 0,63) и превосходит влияние экономических факторов использования ИКТ (коэффициент корреляции Пирсона 0,25).

При этом уровень владения навыками ИКТ среди составляющих человеческого капитала в развивающемся информационном обществе приобретает все большее значение. Исследование показало, что экспертная оценка уровня ИКТ-компетенций работающего населения региона коррелирует с уровнем использования ИКТ – чем реже руководители организаций указывают на отсутствие навыков у работников как на основной фактор, тормозящий использование ИКТ, тем выше интегральный показатель использования ИКТ в регионе. В среднем по России почти четверть организаций в различных сферах деятельности указывает на низкий уровень владения ИКТ-навыками персоналом, как на важный или основной фактор, препятствующий использованию ИКТ.

Полученные данные демонстрируют, что общий уровень использования ИКТ в регионе коррелирует с долей предприятий, которые осуществляют обучение работников навыкам использования ИКТ (коэффициент корреляции Пирсона 0,51) – большая интеграция ИКТ в различные сферы деятельности требует специальной подготовки персонала и мотивирует руководителей к обучению своих сотрудников.

Опрос населения показал, что владение ИКТ-навыками помогает реализации человека в различных сферах деятельности. Прошедшие обучение на специальных компьютерных курсах отмечают полезность такого обучения и считают, что курсы помогли им получать необходимую информацию и услуги через интернет (53% прошедших обучение), общаться с друзьями и родственниками (44%), повысить производительность труда (30%), найти (20%) или сохранить (16%) работу.

Инновационное развитие, основанное на ИКТ, как драйвер экономического роста

Как было показано, человеческий капитал и ИКТ-компетенции являются сегодня важным фактором инновационного развития, основанного на ИКТ. При этом широкомасштабное использование ИКТ приводит к важным социальным и экономическим эффектам, меняющим облик современного общества, расширяющим возможности людей.

В частности, информационно-коммуникационные технологии являются важным драйвером экономического роста. Воздействие ИКТ на экономическое развитие идет по двум основным направлениям. Первое – производство товаров и услуг ИКТ (сектор ИКТ) - является одним из самых инновационных и динамичных секторов экономики и вносит значительный вклад в экономический рост. И второе, но не менее значимое - использование ИКТ - в экономике и других сферах стимулирует инновационное развитие, приводит к повышению производительности труда, сокращению издержек, появлению новых видов экономической деятельности и повышению качества жизни.

Несмотря на мировой финансовый кризис, отрасль ИКТ сохранила позитивную динамику развития, оставаясь одной из динамично развивающихся отраслей экономики. Сектор ИКТ, опираясь на непрерывный поток инноваций, в настоящее время превратился в крупнейший сегмент мирового хозяйства. ИКТ-сектор в России в 2000-2008 гг. имел среднегодовые темпы роста, превышающие 20%. Его вклад в ВВП страны в этот период существенно вырос с 3% до почти 5%. В 2009-2011 гг. темпы роста сектора несколько замедлились, но потенциал роста, по оценкам экспертов, остается высоким. По данным DigiWorld, рынок ИКТ составлял в 2011 году 6,1% мирового ВВП, к 2020 г., по прогнозам компании McKinsey, его доля в мировом ВВП может достигнуть 9%.

Как показывают исследования последних лет, использование ИКТ вносит существенный вклад в экономику, в частности, в рост производительности труда и экономический рост. По оценкам Европейской Комиссии (2010), в период между 1995 и 2004 гг. 50% эффекта увеличения производительности труда в ЕС произошли за счет ИКТ. По последним данным ОЭСР, вклад инвестиций в ИКТ в экономический рост в 2000-2009 гг. в США был около 30%, а в таких странах как Дания, Бельгия и Германия превышал 32%.

Говоря о влиянии ИКТ на экономический рост и производительность труда, следует иметь ввиду «пороговый эффект» в воздействии ИКТ на экономику. Исследование, проведенное Economist Intelligence Unit (EIU), показало, что проникновение ИКТ должно достичь определенной «критической массы», прежде чем они могут положительно влиять на экономическое развитие, при этом существует временной лаг между внедрением ИКТ и заметным проявлением экономического эффекта, а эффективность инвестиций в ИКТ зависит также от благоприятных условий для ведения бизнеса и развития человеческого капитала. На момент проведения исследования EIU (2004 г.) Россия находилась по уровню развития ИКТ ниже порога влияния на экономическое развитие, но сейчас показатели использования ИКТ существенно выросли, и последние исследования фиксируют позитивное влияние ИКТ и, в частности, интернета на экономику. Для увеличения отдачи от использования ИКТ в стране необходимо улучшить деловой климат (в последнем рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного Банка Россия находится на 120 месте) и осуществлять вложения в развитие человеческого капитала, в частности, в повышение ИКТ-компетенций населения.

Значимость программ повышения ИКТ-компетенций и оценка влияния деятельности Microsoft и ее партнеров на развитие ИКТ-компетенций россиян

Приведенные данные демонстрируют, что развитие ИКТ-компетенций, как части человеческого капитала, является необходимым условием социально-экономического развития, основанного на использовании ИКТ. В ходе исследования специальное внимание уделялось оценке степени владения компьютером и интернетом населением России, способам получения ИКТ-навыков, спросу на повышение ИКТ-компетенций, в том числе, в форме обучения на специальных курсах.

Степень владения навыками использования компьютера и интернета у россиян в среднем ниже, чем в европейских странах – они выполняют меньше базовых операций. Это в значительной степени связано со способом получения навыков: взрослое население России в основном осваивает компьютер и интернет за счет самообучения, чтения книг, консультаций с друзьями, родственниками и коллегами. Среди взрослого населения России только 18% когда-либо обучалось на специальных компьютерных курсах, тогда как в ЕС – 39%. А именно обучение на специальных курсах, как показало исследование, является наиболее эффективной и актуальной формой получения ИКТ-навыков взрослым населением: среди прошедших обучение на специальных компьютерных курсах уровень владения навыками использования ИКТ существенно выше - 48% из них свободно владеют компьютером и выполняют большинство базовых операций на нем, тогда как среди пользователей компьютера, не обучавшихся на курсах, таких только 17%.

Результаты проведенного в рамках исследования представительного опроса населения выявили высокий спрос на получение или развитие ИКТ-навыков у населения России. Треть взрослого населения страны считает, что им нужно получить или улучшить навыки использования компьютера или интернета, при этом около 11% планирует пройти компьютерные курсы. Основные мотивы обучения связаны с работой (карьерный рост, смена или поиск работы) и расширением возможностей в других сферах (общение, получение информации и услуг). Еще выше запрос на развитие ИКТ-навыков у молодежи: 43% считают необходимым их совершенствование, 17% планирует это сделать на специальных курсах.

Именно в направлении повышения ИКТ-компетенций россиян в рамках комплексной инициативы Microsoft, реализуемой совместно с партнерскими организациями, с февраля 2010 года на территории РФ действует проект «Твой курс: повышение компьютерной грамотности». Основными целями проекта являются расширение доступа населения к ИКТ, обучение современным информационным технологиям и совершенствование технических умений и навыков для содействия занятости и в целом улучшения качества жизни людей..

Всего за 2010 – 2012 гг. поддержку в рамках этого проекта в форме консультаций и обучения уже получили около 700 тыс. граждан России, в том числе более 200 тысяч человек закончили курсы компьютерной грамотности. Обучающие семинары и курсы проводились в 100 городах РФ 120 партнерскими организациями - участниками проекта. Проведенный опрос населения позволяет оценить вклад проекта «Твой курс» в развитие ИКТ-навыков россиян. За прошедшие 3 года 2,6% прошедших обучение на курсах сделали это в рамках инициативы Microsoft. Можно отметить также довольно высокую узнаваемость этой инициативы среди населения: согласно проведенному опросу, узнаваемость инициативы «Твой курс» составила 16% .


&copy Информационное общество, 2012 вып. 3, с. 49-54.