О журнале
Рекомендации
Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе
Петрова Е.В.
_______________________
Е.В. Петрова
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 11-03-00029 а.
Статья рекомендована Н.Н. Семеновой 14.03.2012
Аннотация. Информационная компетентность понимается автором как способность человека осмыслить реалии информационного общества и использовать все предоставляемые им возможности, способность всесторонне адаптироваться и самореализоваться в информационном обществе. Чем более человек информационно компетентен, тем он нужнее и востребованнее в информационном обществе. Информационная компетентность может приобретаться и совершенствоваться; необходимым условием этого является соответствующее образование. Без использования всех образовательных возможностей, которые предоставляют нам современные информационно-коммуникативные технологии, нельзя подготовить специалиста, квалификация которого соответствовала бы быстро меняющимся реалиям жизни.
Ключевые слова: информационное общество, информационная компетентность, образовательный процесс, опережающее отражение, непрерывное обучение, информация и творчество.
Создание нового научного и технического направления в виде методов и средств сначала кибернетики, а затем и информатики, существенно изменило образ мира. Теперь не столько объемы промышленного производства и темпы его роста стали определять могущество и рейтинг страны в мировом сообществе, сколько ее информационные возможности. На смену ценностям, характерным для индустриального общества, приходят другие, которые определяются информационными ресурсами государства и стратегией их включения в жизнь общества.
Проблема информационной компетентности все чаще анализируется на страницах научной литературы. Но нельзя не учитывать, что реалии и темпы развития информационного общества уже не позволяют отождествлять информационную компетентность с банальной компьютерной грамотностью, необходим гораздо более подробный и полный анализ этой проблемы.
Прежде чем говорить об информационной компетентности, несколько слов о понятии компетентности вообще. Представляется целесообразным различать понятия «компетентность» и «компетенция», как это делают, например, исследователи данной проблематики С.В. Тришина и А.В. Хуторской [1]. Под компетенцией эти авторы понимают некое изначально заданное обществом требование к образованию и соответствующей подготовке специалиста, необходимое для качественного выполнения им своих профессиональных обязанностей. Например, информационная компетенция – это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Компетентность же – это обладание человеком определенной компетенцией, которое включает в себя его личную оценку этой компетенции и отношение к предмету своей деятельности. Другими словами, компетентность – это уже сформировавшаяся совокупность личностных качеств специалиста плюс некоторый опыт работы по специальности.
В бурно развивающемся информационном обществе информационная компетентность, несомненно, одна из наиболее востребованных и необходимых компетентностей. Большое значение здесь приобретает личность специалиста, так как профессиональные требования всегда рассматриваются через призму индивидуальности специалиста, его опыта и особенностей мотивации для повышения своей информационной компетентности.
Термин «информационная компетентность», появился на официальном уровне в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями». Что же касается нашей страны, то наиболее пристальное внимание отечественных ученых к проблеме информационной компетентности наблюдается в связи с вхождением России в Болонский процесс.
Исходя из реалий современного информационного общества, очевидно, что для достижения определенного уровня информационной компетентности специалисту необходимо:
- постоянно приобретать новые знания и умения в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- развивать свои коммуникативные и интеллектуальные способности;
- осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве.
Для повышения уровня своей информационной компетентности человек информационного общества должен прежде всего уметь систематизировать полученную информацию и знания, выделять действительно важное для себя. Ему необходимо ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную. Иначе он просто утонет в потоке информационного мусора, «спама» или станет жертвой информационного стресса, пытаясь «объять необъятное». Реализация этого навыка невозможна без повышения общего образовательного уровня.
Вовлекаясь в образовательный процесс, субъект во все времена оказывался вовлеченным и в процесс коммуникации. Но никогда еще коммуникативные потоки не были такими широкими и разнонаправленными, как в современном информационном обществе. В процессе образования коммуникативную функцию выполняют не только личные контакты, но и бумажные и электронные носители информации (интеллектуальная обучающая система, системы гипермедиа, электронные книги, автоматизированная обучающая система, средства телекоммуникаций). Социолог Д.В. Иванов, исследующий проблему виртуализации общества, вообще ставит на первое место в информационном обществе именно коммуникацию, а не знание. «Тиражирование (не путать с созданием) интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, а теперь еще и сети Интернет – вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. И за словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание. Наблюдая современных политиков и их избирателей, биржевых брокеров и их клиентов, журналистов и их аудиторию, нетрудно заметить: более информированный человек – это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций», - пишет Д.В. Иванов » [2, с.14-15].
Следовательно, для того, чтобы стать информационно компетентным, человек должен являться активным субъектом коммуникационных процессов. Конечной целью овладения информационной компетентностью является формирование активной самостоятельной, творческой личности, способной к самореализации и самоактуализации.
Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества – объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.
В структуре информационной компетентности специалистов можно выделить следующие компоненты:
- комплекс приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;
- совокупность разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;
- личностные качества субъекта, его потребности, мотивации, направленные на повышение компетентности;
- выбор наиболее значимых ценностных ориентаций.
Информационная компетентность может приобретаться и совершенствоваться, в частности, через овладение навыками компьютерных игр (преимущественно детьми и подростками). Не останавливаясь на негативных моментах воздействия компьютерных игр, выделим их положительные стороны, помогающие ребенку и подростку адаптироваться в информационном обществе.
Школьник, играющий в компьютерные игры, одновременно овладевает и навыками работы на самом компьютере. Он учится запускать программу, перемещать и удалять файлы, управлять курсором, манипулировать мышью, разбираться в меню и диалоговых окнах, ориентироваться в структуре директорий, настраивать рабочее окружение. Кроме того, компьютер позволяет тренировать память, внимание (это очень важно для отстающих в школе), вырабатывать грамотность (текстовые редакторы отмечают орфографические и стилистические ошибки), графические программы улучшают пространственное воображение, развивают моторику рук. Существует огромное количество различных обучающих игр, помогающих школьнику или студенту освоить учебный материал. Визуальное оформление и звуковое сопровождение делают учебный процесс гораздо интереснее и занимательнее, вследствие чего повышается общий уровень восприятия материала.
Компьютерный игрок привыкает перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним. В бурно изменяющемся обществе XXI века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию социализации молодежи в постиндустриальном обществе.
В последнее десятилетие в образовательную систему все глубже проникает дистанционное, виртуальное обучение. Для успешной социальной и профессиональной адаптации школьник, студент, специалист в обязательном порядке должны отвечать новым требованиям, которые предъявляет к ним современное общество, компьютеризированное и опутанное сетью Интернет. Но вместе с требованиями это общество предоставляет и массу возможностей для человека, который хочет получать новые знания. Рассмотрим их.
1. Использование компьютерных технологий в образовании существенно расширяет возможности интеллектуального и познавательного развития учащихся, обеспечивая доступ к любой информации по изучаемому предмету.
2. Дистанционная передача информации обеспечивает равные возможности для получения образования и непрерывного повышения квалификации всем людям независимо от их места жительства и социально-экономического положения.
3. Возможность кардинально поднять качество образования за счет обеспечения индивидуальности темпа и графика изучения материала, предоставления возможности сочетать обучение с трудовой деятельностью, оперативности включения в учебный процесс самых свежих знаний, привлечения к разработке общедоступных учебных материалов наиболее квалифицированных педагогов и ученых, вне зависимости от их места работы и проживания.
С развитием информационного общества связаны интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе новой парадигмы лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование.
Прежде всего меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в усвоении определенного массива знаний, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Это утверждение базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации новой образовательной модели становится опережающее отражение, или степень «познания будущего». В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
По мнению В.П. Тихомирова, первое, что должен уметь человек информационного общества, – это создавать новые знания. «Задача университетов все более состоит в том, чтобы не просто передавать своим студентам имеющийся набор знаний, пусть самых современных и востребованных, не только выпускать специалистов в какой-либо области, которые хорошо подготовлены и много знают. Нужно не только научить студентов извлекать знания из моря данных и информации, которая находится сегодня в интернете, в других хранилищах и библиотеках. В рамках информационного общества этого недостаточно. Университет должен научить знания создавать. А для этого необходимо все большее сращивание учебной и научной сторон деятельности университетов, усиленный поиск творчески одаренной молодежи, стимулирование ее интереса к науке и творчеству, развитие ее способностей. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) создают для такого поиска неограниченные, ранее небывалые возможности. Сегодня новому Ломоносову не нужно с рыбным обозом идти в Москву – достаточно войти в интернет!» [3, с.1]
Электронное обучение – это технология, ориентирующая учащегося на новый стиль образования для жизни и на образование в течение всей жизни, т.е. технология для достойной и красивой жизни в информационном обществе, технология, развивающая умения и навыки для устойчивой жизни и непрерывного самосовершенствования. Необходимое качество образования в информационном обществе не может быть достигнуто старыми методами. Расширение доступа к образованию благотворно скажется на развитии каждого человека, общества и государства в том случае, если образование будет качественным.
В современном информационном обществе проблема качества, интенсивности и доступности образования стоит очень остро. Современные темпы развития таковы, что знания устаревают очень быстро, а потребность в новых знаниях колоссальна. Если раньше учебные программы не менялись десятилетиями, то сейчас они пересматриваются чуть ли не каждый год. Необходимо максимально интенсифицировать процессы обучения, не упуская при этом ни одной возможности, будь то дистанционное обучение или создание обучающих телепрограмм для детей.
Являясь необходимым условием развития человека и общества, образование выступает сознательно направляемым процессом, в ходе которого происходит освоение ценностей культуры, передача опыта овладения и преобразования действительности. Нельзя не согласиться с В.С. Грехневым в том, что «образование — это и творение, формирование личности человека как меры гармонии социального и индивидуального в каждом из людей. Передавая социально значимый опыт, накопленный человечеством, образование учит людей жизни в обществе здесь и сейчас, но оно призвано готовить их и к будущему, тенденции которого закладываются сегодня» [4, с.90].
Соответствие образования требованиям информационной компетентности, по сути, означает, что образование человека информационного общества должно быть непрерывным, в течение всей жизни. Ведь при постоянно изменяющихся реалиях современной жизни знания, полученные в молодости, быстро устаревают. Соответственно, и школьное образование должно быть организовано по-другому. Об этом писал еще Э. Тоффлер в работе «Шок будущего».
Главными ресурсами информационного общества является информация и творчество, а это требует совершенно новых высококвалифицированных интеллектуальных работников для всех сфер материального и нематериального производства.
Информационное общество требует от людей новых умений и навыков в трех ключевых сферах «умение учиться, умение общаться и умение выбирать» [5, с.450].
Умение учиться. В современном информационном обществе информация устаревает очень быстро, ее необходимо постоянно обновлять. Поэтому школа будущего должна не только «вкладывать в голову» обучаемого некий массив знаний, но и учить им оперировать. Необходимо научиться вовремя отказываться от устаревших идей, а также тому, как и когда их заменять, то есть школьники должны «научиться учиться». Психолог Герберт Герджой из Организации по исследованию людских ресурсов дал этому простую формулировку: «Новое образование должно научить индивида, как классифицировать и переклассифицировать информацию, как оценивать ее достоверность, как при необходимости изменять категории, как переходить от конкретного к абстрактному, и наоборот, как взглянуть на проблемы под новым углом зрения, как заниматься самообразованием. Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться» [5, с.451].
Умение общаться. Темп жизни постоянно возрастает, а значит, увеличивается и количество коммуникативных контактов каждого человека. У многих людей, особенно подростков и молодежи, возникают трудности в установлении и поддержании полезных контактов с другими людьми. Особенно это касается тех, кто предпочитает общение в виртуальном мире (в социальных сетях Интернета, в чатах, на форумах). У таких людей могут возникать большие проблемы в сфере реальной, а не виртуальной коммуникации (дружба, любовь, создание семьи). «Если внимательно прислушаться к тому, о чем говорят молодые люди, то выяснится, что умение завязывать дружбу – некогда простое дело – приобрело для них уже новый сложный оборот» [5, с.452], пишет Тоффлер.
Роль образования здесь двойственна: либо оно должно помогать людям мириться с отсутствием глубокой дружбы, с одиночеством и недоверием, либо каким-то образом учить нас общению, новым способам завязывать дружеские отношения в кратчайшие сроки, организуя группы учащихся с творческим воображением или трудовые коллективы нового типа.
Умение выбирать. Информационное общество предоставляет индивиду расширенный спектр возможностей для выбора в самых различных сферах, тем самым повышая сложность принимаемых индивидом решений. Поэтому образование должно уделять внимание и проблеме чрезмерно богатого выбора, учить человека делать выбор, совпадающий с его системой ценностей, а значит, «помогать учащимся определить, развить и проверить свои ценностные ориентации» [6, с.75].
Подводя итоги, нужно отметить, что информационную компетентность в широком смысле можно понимать как способность человека в полной мере осмыслить реалии информационного общества и использовать все предоставляемые им возможности, способность всесторонне адаптироваться и самореализоваться в информационном обществе. Нужно также учитывать ибратную сторону – чем более человек информационно компетентен, тем он нужнее и востребованнее в информационном обществе. Информационная компетентность не является чем-то изначально заданным, она может приобретаться и совершенствоваться; необходимым условием этого является соответствующее образование. Без использования всех образовательных возможностей, которые предоставляют нам современные информационно-коммуникативные технологии, нельзя подготовить специалиста, квалификация которого соответствовала бы быстро меняющимся реалиям жизни.
Литература
1. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня // URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (дата обращения 12.02.2012).
2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 224 с.
3. Тихомиров В.П. Качественное образование в информационном обществе, основанном на знаниях. Стратегическая программа развития для России // URL: expert.ustu.ru/doc/seminarmesi/Downloads_GetFile.aspx?id=212 (дата обращения 17.02.2012).
4. Грехнев В.С. Информационное общество и образование // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2006. С. 88-106.
5. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2004. 557 с.
6. Рябова Е.Н. Российское образование в контексте теорий информационного общества // В мире научных открытий. 2010. № 1 (07). Часть 3. С. 73-76.
_____________________________
Петрова Екатерина Викторовна
Кандидат философских наук,
научный сотрудник,
Институт философии РАН
© Информационное общество, 2012 вып. 2, с. 37-43.