О журнале
Рекомендации
Главный ограничитель - не возможности технологий, а готовность среды к их применению
Бушуев А.В.
_______________________________
А.В. Бушуев
Интервью главного редактора журнала Т.В. Ершовой с заместителем губернатора Ярославской области Бушуевым Алексеем Владимировичем
Аннотация
Вхождение в эпоху информации требует не только электронного государства, но и электронного гражданина. Ярославская область является лидером по ряду важных показателей развития информационного общества – в сфере образования, музейном деле. Важным инструментом этого развития являются центры компетенции. Благодаря использованию ИКТ в органах власти усиливается исполнительская дисциплина, оптимизируются управленческие процессы. В целом же информационные технологии способствуют эффективному совершенствованию самых разных сфер деятельности – государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, медицины. Динамика развития этой ключевой отрасли в регионе поддерживается высокой активностью и целенаправленной деятельностью администрации Ярославской области.
Т. ЕРШОВА. Алексей Владимирович, уже 4 года Вы занимаете пост заместителя губернатора. К вопросам Вашей компетенции относятся: совершенствование системы управления, осуществление государственной политики в сфере информатизации, массовых коммуникаций и общественных связей, управление информационными ресурсами и системами области. Поэтому Вас хорошо знают в сообществе специалистов по развитию и использованию информационно-коммуникационных технологий. Ваша прежняя деятельность была тесно связана с информационной аналитикой, но информационные технологии и их применение – это ведь нечто совсем иное. Как вы добились понимания тех сложных проблем, которые всегда сопровождают внедрение ИКТ?
А. БУШУЕВ. Я не считаю себя экспертом в этой области, а отношусь к этим технологиям, прежде всего, как к инструментам управления и совершенствования любой деятельности и стараюсь максимально использовать в своей работе все то, что сегодня называют информационно-коммуникационными технологиями. Поэтому для меня важно, чтобы внедрение новых IT-решений влекло за собой повышение эффективности процессов, обеспечивало удобство и доступность осуществления различных видов деятельности для производителей и использования результатов для потребителей. То есть всегда должна быть понятна цель внедрения ИКТ. Переход к современной модели управления основывается на применении процессного и системного подходов. Перед тем как принимать решения о преобразованиях, желательно ясно увидеть и оценить существующую картину деятельности. В ходе работ по внедрению различных проектов, в том числе проекта поэтапного создания «электронного правительства» часто возникают методологические вопросы, необходимость выбора производителей программных средств. Из-за отсутствия четкой методологии в ходе выполнения информационных программ, часто приходится вносить изменения в уже принятые решения, что нежелательно. Естественно, технологии развиваются очень быстро, но социальный-то и государственный организмы консервативны! Это часто не принимается в расчет, а ведь переделывать что-то всегда очень сложно.
Начиная масштабные проекты в сфере информатизации, надо хорошо понимать, насколько новые идеи и технологии способны улучшить эффективность и качество. Можно придумать очень хорошие, даже идеальные решения, но для них, возможно, пока не готова почва: нет специалистов, нет навыков работы с ИКТ. Сейчас самым главным ограничителем являются не возможности технологий, а возможности людей, степень готовности социальной среды все это воспринять, переварить и применить. Правительство области, органы исполнительной власти постоянно с этим сталкиваются. Человек создал технологии, которые ведут его вперед, но он, видимо, в силу своей природы остается консервативным. Конечно, молодое поколение в этом смысле смелее и радикальнее, но даже его представители не успевают за развитием ИКТ.
Т. ЕРШОВА. Согласно данным последнего Индекса готовности регионов России к информационному обществу, который рассчитывает Институт развития информационного общества, Ярославская область занимает 13-е место по всем показателям электронного развития. В предыдущие годы регион находился на 21-14-м местах, так что налицо устойчивое улучшение ситуации. С чем вы это связываете?
А. БУШУЕВ Есть объективные и субъективные причины. Сегодня ИКТ стали гораздо более широко применяться и бизнесом, и населением. Ярославская область – не исключение. Но это больше связано с созданием центров компетенции: через них распространяются новые идеи, люди приобретают новые навыки. Это особенно важно для социально незащищенных жителей, которые обучаются в таких центрах. Создание центров стало возможным благодаря сотрудничеству органов государственной власти и местного самоуправления с системой образования, особенно с вузами. И, конечно, у нас за последние годы целенаправленно увеличивалось финансирование сферы информатизации. Причем для внедрения ИКТ в деятельность как органов власти, так и учреждений культуры и образования. А в последний год – и медицины.
Т. ЕРШОВА. Заглянув в Индекс, можно констатировать, что по некоторым показателям развития информационного общества Ярославская область по праву считается одним из электронных лидеров России. Так, по подындексу «ИКТ в образовании» она занимает первое место среди всех 82-х обследованных российских регионов в первую очередь благодаря, наличию в школах доступа к интернету, а также веб-сайтов и электронных библиотек. Кроме того, в области один из лучших показателей объема электронных каталогов музеев, что поставило ее на 2-е место (при том что в целом по использованию ИКТ в культуре регион пока на 18-м месте). Ну и 7-е место по электронному правительству – это тоже отличный результат! Означает ли это, что именно данные направления использования ИКТ сейчас в центре внимания информационной политики в вашем регионе? И если это так, в каких конкретных действиях это выражается?
А. БУШУЕВ. Если говорить об образовании, то напомню: в Ярославле был создан один из первых российских центров Интернета и использования ИКТ в этой области. Началось все в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова, затем быстро подключился областной департамент образования – и был создан специальный центр информационных технологий, который успешно работает и уже готовит с помощью своих программ чемпионов мира. Это направление начало развиваться еще на заре 1990-х годов, и все это время развитие планомерно шло и по линии инфраструктуры (оснащение компьютерами, каналами доступа к Интернету, сетями) и, самое главное, – содержания, контента. В результате информационные технологии сегодня активно применяются в учебном процессе.
Мы планируем в течение этого года обеспечить для 50% школ нашего региона высокоскоростной доступ к сети Интернет – от 2 Мбит/сек. И дальше собираемся поддерживать это направление новым оборудованием. Мы понимаем, что компьютерная техника быстро морально устаревает, и обучать молодежь на устаревшей технике, конечно, неправильно. С другой стороны, обновлять весь парк техники раз в три года – слишком дорогое удовольствие. Важно найти разумный баланс.
Хорошие показатели по образованию, предположу, связаны с нашими традициями. А что касается музеев, то музейные фонды у нас – в числе богатейших в России. Да и в целом край наш, образно говоря, «исторический». Мы давно и целенаправленно работаем с Ярославским художественным музеем: его специалисты активно подключились к решению проблемы оцифровки. Пока в области оцифровано около 5% фондов, и здесь есть над чем поработать.
К сожалению, государственная программа «Информационное общество» принята в усеченном варианте. Если раньше там был специальный раздел, связанный с формированием электронных библиотечных и музейных фондов, где были обозначены ответственные в субъектах федерации и контрольные цифры, то сейчас это направление из программы полностью исчезло.
Т. ЕРШОВА. Вы планируете оцифровать все музейные фонды?
А. БУШУЕВ. В перспективе хотелось бы, но дело в ресурсы упирается. Нужна серьезная техника – для сканирования, обработки и дальнейшего хранения информации. Было бы хорошо, если бы у нас появились специализированные организации, которые, скажем, использовали бы передвижные установки, поскольку речь идет о большой разовой работе. А дальше просто нужно поддерживать эту деятельность по мере обновления фондов, и это уже совсем другие объемы. Не нужно создавать избыточные мощности – куда их потом девать? Сдавать в аренду? Вот мы сейчас прорабатываем с БТИ возможность оцифровки с их помощью библиотечных и архивных фондов – у них стоит задача перевода материалов БТИ в цифровой формат и есть свой маленький передвижной заводик. Если все получится, мы используем техническую базу и уже наработанные компетенции федерального предприятия и заплатим только за работу. Найдем такие же возможности и для музеев – тогда оцифровка пойдет быстрее.
Т. ЕРШОВА. Каким еще направлениям электронного развития также уделяется особое внимание? Есть ли уже там отдача? Возможно, сухая статистика не позволяет оценить успехи в некоторых областях, но вы сами – правительство, бизнес, население Ярославской области – уже начинаете чувствовать и наблюдать улучшение?
А. БУШУЕВ. В последние годы много внимания уделяется использованию ИКТ в государственном и муниципальном управлении. К этому нас подталкивали федеральные инициативы и программы, связанные с развитием электронного правительства и межведомственного взаимодействия. Мы уже в прошлом году в органах исполнительной власти перешли на электронный документооборот. Все, что касается обработки служебной корреспонденции, выдачи и контроля поручений, у нас переведено в электронный вид. А с этого года автоматизированы еще и внутренние процессы, что было тесно связано с разработкой и согласованием нормативных правовых документов.
С конца 2011 года мы взаимодействуем в рамках единой системы электронного документооборота с органами местного самоуправления – районными и городскими округами. В начале 2012 года мы перешли на такой же обмен с большинством федеральных подразделений. Пока у нас, к сожалению, не все откликнулись, ссылаясь на вышестоящие инстанции. Но в целом это направление развивается.
Большое внимание сейчас уделяется созданию сети каналов связи, которые позволяли бы всей инфраструктуре работать с должными скоростями и надежностью. До конца нынешнего года мы подключим все центры, вплоть до центров сельских поселений (их у нас 90), и пропускная скорость канала будет 512 Кб/сек. и выше. Соответственно, в этом году мы разработаем типовой проект системы электронного документооборота для уровня муниципального района, городского округа и постараемся развернуть его в пяти-шести районах. В любом случае вхождение в электронную эпоху требует и электронного государства, и электронного гражданина. Государственные и муниципальные служащие должны хорошо знать потребности общества в электронных услугах и даже двигаться с некоторым опережением, чтобы социальная инерция не тормозила процесс.
На что мы еще обращаем большое внимание, так это на перевод услуг в электронный вид. К сожалению, здесь у нас правила игры на протяжении последних двух лет несколько раз менялись, о чем я уже раньше упоминал. Фактически со второй половины прошлого года нам многое пришлось начинать заново, отказавшись от некоторых своих разработок. Пришлось действовать в рамках другой политики, на платформе «Ростелекома», во взаимодействии с его специалистами. Но, в любом случае, движение в этом направлении у нас идет. Мы уже подготовили к переводу в электронный вид 15 услуг, а до конца года планировали перевести еще 20-25 услуг, прежде всего, социально значимых. Появилась новая нормативная база, которая обязывает нас ускориться, поэтому мы будем изыскивать для этого средства. Хотя, как вы понимаете, в год выборов это всегда сложно: возникает множество социальных задач, на решение которых в первую очередь направляются ресурсы.
Много внимания мы уже уделяем и будем уделять медицине. Конечно, в этой сфере мы пока отстаем, есть такая проблема.
Т. ЕРШОВА. Да, безжалостный Индекс ставит ваш регион на 53-е место по использованию ИКТ в медицине.
А. БУШУЕВ. Наверное, если в целом посмотреть на рейтинг, который вы составляете, мы входим в большую группу регионов, примерно 60%, у которых показатели очень похожи. Если они и различаются, то незначительно. Это, наверное, связано с тем, что информатизация медицины требует значительных ресурсов, особенно на стартовой фазе, где мы сейчас и находимся. Мы – один из типичных регионов, где сразу изыскать такой ресурс достаточно сложно, особенно с учетом задач развития, решаемых в сфере ЖКХ, образования, электронного правительства. Благодаря федеральной программе мы, как и другие регионы, сделали значительный шаг вперед. К лидерам, во всяком случае, стараемся подтягиваться.
Мы планируем примерно в два раза, может быть, чуть меньше, увеличить количество рабочих мест, оборудованных компьютерами, а также создать региональное социальное «облако», на базе которого и дальше будут развиваться электронные государственные услуги, интегрированные также и со сферой медицины. В принципе, в рамках деятельности по модернизации здравоохранения уже реализуется соответствующая программа. Она прошла согласование, под нее выделены и уже поступают деньги, разработаны проекты. Думаю, что здесь у нас должно все получиться. Все учреждения будут в сети, будет обеспечено обучение людей использованию новых возможностей.
Конечно, хотелось бы активно поработать над ликвидацией цифрового разрыва, прежде всего между различными территориями. В малых городах и сельских населенных пунктах по сравнению с Ярославлем и Рыбинском у людей, конечно, намного меньше возможностей и знаний в сфере использования ИКТ, больше информационный разрыв между поколениями. Чтобы исправить ситуацию, мы в содружестве с нашими вузами реализуем проект социальных учебных центров. Надеемся, что они внесут свой вклад в развитие культуры использования ИКТ в регионе. Это особенно актуально в контексте внедрения универсальной электронной карты. Здесь у нас очень много вопросов: еще и инфраструктура до конца не создана, и базы данных, с помощью которых можно было бы обеспечивать учет, выдачу и оборот этих карт, не сформированы, но до конца года есть планы все это сделать – в сотрудничестве со Сбербанком.
Еще одна задача, которая становится все более и более актуальной – персональные данные. Нас два года назад справедливо критиковали за недостатки в этой сфере, но реализация закона о защите персональных данных – это общая проблема всей страны. Закон вполне хороший и суровый, но реальных ресурсов для его выполнения ни у организаций, ни у государства нет. А этим нужно активно заниматься, тем более в условиях перехода на широкое использование информационных технологий во взаимодействии граждан с государством. Проблема защиты данных имеет особую значимость в сфере предоставления медицинских услуг населению. Здесь активное использование ИКТ должно подкрепляться ответственной позицией власти, содействующей обеспечению полной безопасности.
Т. ЕРШОВА. Электронное правительство – это, без сомнения, очень важное направление. Как, с вашей точки зрения, включаются в работу по его созданию сотрудники региональных и муниципальных органов власти? Нет ли с их стороны сопротивления?
А. БУШУЕВ. Конечно, сопротивление есть, но я рассматриваю сопротивление любым изменениям как здоровую реакцию организма, в данном случае – социального. Вообще любой взрослый человек, привыкнув к определенным способам выполнения работы, часто критически воспринимает изменения, особенно если они требуют новых знаний и навыков. В 2009 году, когда у нас стартовал проект электронного правительства, мы утвердили стандарт, закрепляющий перечень минимальных знаний в сфере ИКТ, которыми должен обладать государственный служащий. И все – от руководителей подразделений до заместителей губернатора – прошли обучение согласно этому стандарту. Конечно, я далек от мысли, что сам факт обучения на таких 36- или 72-часовых курсах уже обеспечил устойчивые навыки, но важно то, что преодолена боязнь использования ИКТ, а значит, и их отторжение. Естественно, раздавались голоса: «Зачем нам это нужно? Это только усложняет нам жизнь. На бумаге было удобнее». Они и сейчас раздаются, но здесь очень многое зависит от первого лица. Если губернатор показывает личный пример, то все волей-неволей подтягиваются. Когда мы развертывали электронный документооборот, чиновники до конца не верили, что губернатор будет подписывать документы, давать поручения и принимать отчеты об их исполнении только в электронном виде. Но когда он несколько раз завернул их с документами, то все встало на свои места. Хотя вопросы до сих пор, конечно, возникают.
На уровне муниципалитетов часто не хватает специалистов соответствующей квалификации, средств на обучение, на поддержку тех решений, которые предлагаются в рамках электронного правительства. Кроме того, существует «порог перемен», через который человек способен переступить. Сейчас у нас ведутся работы по всем направлениям – ЖКХ, здравоохранение, образование. Трудно назвать сферы, в которых не происходят изменения. Количество инициатив просто зашкаливает, и люди говорят: «Ну вот, реформа на реформу набегает». Им некогда даже переварить это, пропустить через себя. Ведь они должны и по прежним схемам работать, и по-новому, то есть нести дополнительную нагрузку. Для муниципалитетов, например, сейчас важно разобраться с управляющими компаниями. Они заняты насущными делами: заменой труб, котельными, ремонтом больниц. А когда на это накладываются серьезные задачи в сфере электронного правительства, у них просто не хватает на них сил. Так что количество и темп изменений не всегда работают на успех задуманного.
Т. ЕРШОВА. А Вы лично и люди в Вашем окружении довольны тем, что уже внедрено, тем, как это работает? Действительно ли это помогает вам решать ваши управленческие задачи?
А. БУШУЕВ. Безусловно, помогает: усиливается исполнительская дисциплина и прозрачность процессов, оптимизируется их последовательность, есть возможность их совершенствования. Когда мы работаем над регламентами оказания услуг, разрабатываем ТКМВ (технологические карты межведомственного взаимодействия), люди более глубоко осмысливают свою деятельность. Это, безусловно, шаг вперед. Думаю, если бы было меньше вынужденных переделок, были бы и большее понимание и готовность участвовать в этих процессах. А ведь бывает, что люди начали что-то делать, а им говорят: «Остановитесь, забудьте все это, и давайте попробуем по-другому». Тогда они начинают рассуждать примерно в таком духе: «Не спеши исполнять приказ. Его, возможно, отменят».
Т. ЕРШОВА. Что население и предприниматели говорят об электронном правительстве? Они уже почувствовали изменения? Или пока рано об этом говорить?
А. БУШУЕВ. Думаю, пока рано, потому что на сегодня основные электронные государственные услуги пока доведены до второго, информационного, этапа. Широкого применения эти услуги в регионе еще не получили. Одну из причин я уже упомянул: были изменены правила игры. В итоге практически весь 2011 год мы потратили, что называется, на перестройку наших рядов, и только сейчас, в начале 2012 года, мы выходим на реальные решения. Но и сейчас по шести услугам из пятнадцати, которые с технологической точки зрения уже вполне готовы к запуску в регионе, у нас нет федеральной нормативной базы, хотя они числятся среди первоочередных. Но Минздравсоцразвития РФ не спешит с принятием ни стандартов качества в здравоохранении, ни регламентов в сфере труда и занятости. В итоге мы эти шесть услуг запустить не можем – нет правовых оснований для оказания их в электронном виде.
Для распространения электронных услуг нужна хорошая пропаганда. Но пропагандировать нужно готовые решения, чтобы люди сразу же могли начать ими пользоваться. Я думаю, что к массовому продвижению этих услуг мы можем приступить только по итогам этого года.
Кроме того, нужна инфраструктура доступа, а федеральный портал госуслуг, как мы с Вами знаем, работает очень нестабильно. Там постоянно что-то меняется, поэтому регистрация на нем и доступ к нему затруднены. «Ростелеком» обещал наладить распространение ключей доступа к порталу, но массовая продажа таких ключей в стране пока не налажена. Не у всех хватит терпения работать с этим порталом, и многие предпочтут действовать по старинке. Особенно это касается получателей социальных услуг, – как правило, людей старших возрастов. И с универсальной электронной картой как способом доступа к «электронному государству» не все ясно. Хочется верить, что 2012 год станет годом развития всех этих процессов.
Т. ЕРШОВА. Вернемся к проблемным зонам. Хотелось бы поговорить об использовании ИКТ в домашнем секторе экономики, в домохозяйствах. По этому показателю, согласно нашему Индексу, у Ярославской области 43-е место. Есть ли у вас планы по улучшению положения дел?
А. БУШУЕВ. Для этого необходима работа по преодолению информационного неравенства. Прежде всего это обучение использованию ИКТ людей старшего возраста и социально незащищенных. Согласно данным наших исследований, в регионе растет количество домохозяйств, имеющих персональные компьютеры. В 2011 году их доля составила 47-50%, раньше было 45%. Думаю, по мере развития каналов связи, пропаганды электронных сервисов, обучения населения мы будем продвигаться вперед, тем более что база для этого есть: в регионе готовятся хорошие специалисты в сфере ИКТ.
Жить в информационном обществе, не используя ИКТ, сложно, поскольку оно во многих своих проявлениях таит определенную угрозу, особенно для людей, не искушенных в электронных сервисах. Поэтому мы, прежде чем призывать людей окунуться в эту сферу, должны подумать над такими вопросами, как защита персональных данных, безопасность в интернете, особенно детей. Сейчас мы обсуждаем все эти проблемы с нашими специалистами.
Т. ЕРШОВА. Необходимо заниматься такой важной проблемой, как развитие информационной культуры личности.
А. БУШУЕВ. Да, люди должны критично относиться и к той информации, которая размещается в Интернете, и уметь отличать надежные ресурсы от сомнительных. В Великобритании, например, в деле создания надежного контента делают ставку на корпорацию «ВВС», а у нас кто решает эту задачу? Мы уже упоминали, что создание контента ушло из программы «Информационное общество». И что теперь? Сколько за последнее время было сообщений о всяких обманах и мошенничестве? Нужны надежные сайты, связанные с предоставлением услуг населению, – таких как бронирование гостиниц. Жизнь остановить нельзя, и я приветствую вовлечение людей в информационное общество, но правовая основа и реальные механизмы защиты прав и интересов людей в нем сегодня еще очень далеки от идеала.
Надо учить людей работать с источникам информации, критически относиться к ним. Современному человеку, принимающему решения на основе большого объема данных, нужно уметь правильно их отбирать и обрабатывать. Это расширяет для него деловые возможности, доступ к культурным ценностям и многое другое.
Т. ЕРШОВА. В конце 2010 года Вы дали очень обстоятельное интервью «Угличской газете» http://uglich.ru/news/?newsid=7400, где рассказали об успехах и проблемах информатизации региона. Что изменилось за прошедший год: чего удалось и чего не удалось добиться?
А. БУШУЕВ. Удалось реализовать проекты, связанные с автоматизацией внутренних процессов функционирования органов власти на базе единой системы информационно-аналитического обеспечения. Раньше мы были на 40-х местах по этому показателю, а вот в последнем вашем рейтинге мы уже на 8-ом месте. Успех был достигнут за счет того, что были сформированы центры компетенции. В частности, у нас появился региональный оператор электронного правительства. Там имеется проектный офис, работают грамотные специалисты, продвигающие конкретные проекты.
А не удалось в полном объеме реализовать планы по переводу услуг в электронный вид, так как оказалось невозможным нарастить до необходимого объема ресурсы для целей информатизации. Для региона нужно было не менее 680 млн рублей на три года, в бюджет было заложено примерно 400 млн, а реально нам дали меньше 200 млн. Естественно, это было сдерживающим фактором.
Т. ЕРШОВА. Я уверена, что все у вас получится. А теперь хотела бы Вам задать вопрос не как одному из руководителей региона, государственному служащему, а как человеку, который каждый день использует информационные технологии. Что для Вас лично и для Ваших близких означает «информационное общество»? Какими его преимуществами Вы уже пользуетесь, что еще хотели бы освоить? С какими его проблемами приходится сталкиваться и как удается их решать?
А. БУШУЕВ. Скорость жизни с каждым днем нарастает. Информация распространяется с колоссальной быстротой и устаревает тоже очень быстро. Ускорение ритма чувствуется и на работе, и, в быту.
Информационное общество принесло с собой новые удобства. Если раньше мы, планируя свой отдых, шли в туристическое агентство, то теперь, сидя за компьютером, буквально за несколько минут решаем любые проблемы, связанные с путешествием. Технологии помогают приобщаться к культурным ценностям, что для меня очень важно. Прежде всего, – приобретать новую литературу в электронном виде. Это, безусловно, огромный шаг вперед.
ИКТ также помогают обучению: теперь с преподавателем можно общаться на расстоянии, что делает процесс обучения очень эффективным. Хотя, на мой взгляд, личное общение все равно остается важным.
Т. ЕРШОВА. А теперь наш традиционный вопрос: что бы вам хотелось сказать читателям нашего журнала, какими мыслями поделиться?
А. БУШУЕВ. Хотелось бы, чтобы каждый воспринимал распространение ИКТ в позитивном ключе, прежде всего как расширение своих возможностей, а не сосредотачивался на угрозах. Нужно быть более открытым переменам, которые происходят. Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы росла наша культура в сфере потребления и передачи информации. К сожалению, здесь у нас пока есть болезни, о чем мы подробно поговорили.
Т. ЕРШОВА. Сейчас Ярославская область находится ближе к регионам-лидерам. Я желаю, чтобы вы в ближайшее время прыгнули с 13-го места гораздо выше.
А. БУШУЕВ. Спасибо. Будем над этим работать. Сейчас мы реализуем еще один большой проект с федеральным правительством – он связан с развитием центров оказания услуг на базе отделений «Почты России». Хочется надеяться, что в большинстве отделений до конца года удастся такие центры развернуть. Для этого потребуется вносить изменения в нормативную базу. У нас есть нормативная база под многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ), но почтовые отделения под нее не подпадают. Надеемся, что эти задачи будут решаться оперативно, и мы до конца года реализуем свои планы хотя бы процентов на восемьдесят. Тогда можно будет создать массовую опорную сеть доступа к государственным и муниципальным услугам. И можно будет всерьез говорить о существенном влиянии электронных услуг на жизнь людей.
Т. ЕРШОВА. Позвольте пожелать Вам удачи.
А. БУШУЕВ. Спасибо.
© Информационное общество, 2012, вып. 1, с. 4-13.