Особенности инновационного интеллектуального труда и воспроизводства интеллектуального потенциала: опыт России
Лебединцева Л.А.

Особенности инновационного интеллектуального труда и воспроизводства интеллектуального потенциала: опыт России
_____________________

Л.А. Лебединцева



Аннотация. Основное внимание в статье уделяется анализу современных закономерностей воспроизводства интеллектуальных работников. Отмечается, что воспроизводство интеллектуального потенциала и осуществление инновационной деятельности происходит в условиях изменения институциональных основ в информационной экономике. В качестве наиболее слабого места отмечается материальное и финансовое обеспечение научно-исследовательской деятельности в современной России.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, научно-исследовательский труд, финансирование науки, инновационно-активные предприятия.

Отнесение какого-либо вида труда к интеллектуальному труду должно соответствовать определенным критериям. В качестве таковых называют, во-первых, преобладание интеллектуальных функций в процессе трудовой деятельности. Во-вторых, – выполнение интеллектуальных функций на основе научных методов, осознанное их использование. В-третьих, – наличие специального образования, позволяющего творчески использовать и развивать научный метод. В-четвертых, – доминирующее положение в современной системе общественного разделения труда как по количественному преобладанию соответствующих категорий работников в структуре занятости, так и с выполнением ими функций целеполагания, принятия решений, с важной ролью в обеспечении экономических результатов.

Исходя из обозначенных критериев, к этой категории наиболее близки такие виды интеллектуального труда, как научно-исследовательский и научно-технический. Соответственно к интеллектуальным работникам относятся, прежде всего, научные работники и исследователи. Ученым можно назвать исследователя, имеющего научные достижения, признанные научным сообществом.

В формировании творческого научного потенциала исследователей важно наличие и соблюдение основных нормативных принципов. Среди наиболее важных можно отметить интеграцию науки и образования; доступность качественного, отвечающего современным требованиям, образования; интеграцию России в образовательный процесс международного сообщества развитых стран, стимулирование частной инициативы отечественных и международных фирм, фондов, обществ и организаций по активному участию в международных образовательных программах и грантах [1, с.150]. На наш взгляд, попытка систематизации принципов формирования творческого потенциала исследователей сама по себе заслуживает внимания, хотя и не является универсальной. Так, например, важна проблема отбора молодых талантливых людей, которая вызывает неоднозначные оценки. Одни исследователи считают, что необходимы элитные и дошкольные учебные заведения. Другая точка зрения выражает опасения по поводу курса на отбор «особо талантливых» детей раннего возраста и воспитание их в специальных школах. Опасения эти связаны с ущемлением прав других детей и молодых людей, которые также должны иметь возможности для развития своих способностей. Кроме того, история науки свидетельствует, что немало великих ученых проявили себя не в младшем школьном, а в более позднем возрасте. Поэтому в решении данной проблемы и других необходимо проявлять взвешенный подход.

Рассматривая осуществление интеллектуального труда применительно к современному состоянию нашей экономики, нужно отметить определенное изменение институциональных форм деятельности в экономической сфере (новые правовые нормы, изменения организации и т.п.), накопление опыта работы в новых условиях. В этой связи можно назвать принятие Патентного закона Российской Федерации (1992 г.), Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (1996 г.), Федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (1996 г.) и ряда других, а также появление технопарков, венчурных фондов.

Наиболее явным показателем интеллектуального труда является доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием – потенциальных исследователей и работников сферы научного обслуживания – в общей численности занятых. В 2010 г. она составила 56% (для сравнения: в 2002 г. этот показатель был выше и составлял 58,1%) [2, с.141; 3, табл. 6.5]. На основании официальных статистических данных можно рассчитать изменение в России доли работников, занятых в образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, финансах, кредите и страховании, управлении. Если с 1970 по 2001 гг. она увеличилась с 13,1 до 21,8%, то с 2001 по 2010 гг. она практически не изменилась и составляет 21,4% [2, с.138а–139; 3, табл.6.3]. Наиболее точно в статистике отражена численность отдельных категорий научно-технических работников. Например, численность профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений выросла со 159,5 тыс. чел. в 1970/71 учебном году до 339,6 тыс. чел. в 2002/03 учебном году, а к 2010/11 учебному году составила 356,8 тыс. чел. [2, с. 234; 3, табл. 8.9]. Мы можем говорить о наличии в нашей стране крупной профессиональной и социальной группы, в значительной степени отвечающей требованиям научно-технического и исследовательского труда, а также о росте ее численности и доли в занятом населении.

В системе воспроизводства научного потенциала исследователей особая роль принадлежит специализированной подготовке через аспирантуру и докторантуру. Статистическая информация об основных показателях, характеризующих состояние и уровень развития научного и инновационного потенциала России за период начиная с 2000-х гг., пока свидетельствует о негативных тенденциях. В секторе подготовки научных кадров высшей квалификации начиная с 1995 г. практически по всем показателям (численности организаций, ведущих подготовку аспирантов и докторантов, численности аспирантов и докторантов, кандидатов и докторов наук, членов государственных академий наук) складывается более менее благополучная ситуация. Однако рост количества аспирантов и докторантов, кандидатов и докторов наук не влияет положительно на численность исследователей: она ежегодно продолжает уменьшаться, как и число организаций, выполняющих исследования и разработки (далее – ИР /см. табл.1.). За период 1992–2008 гг. численность организаций, выполнявших исследования и разработки, сократилась в России на 22%. Численность занятых в сфере ИР сократилась в России в 2008 г. по сравнению с 1990 г. в 2,55 раза – более чем на миллион сто восемьдесят две тысячи человек (с 1943,4 тыс. чел. до 761,2 тыс. чел.). Только за короткий период с 1990-го по 1995 гг. численность занятых в сфере ИР сократилась более чем в 1,8 раза. Каждый год в этот период наука теряла по 150–250 тысяч человек: за 1991 г. численность занятых в сфере ИР сократилась на 13,7%, за 1992 – на 8,7%, за 1993 – на 14,2%, за 1994 – еще на 15,9% (см. табл. 2). Как отмечает Семенов Е.В., «это был процесс стремительного разрушения национальной науки, до сих пор специально никем еще не исследованный» [4]. Столь масштабное сокращение не привело к позитивным изменениям и инновационному развитию. Во многом это объясняется тем, что система подготовки научных кадров осуществляет их воспроизводство с очень низким «коэффициентом полезного действия» по причине низкой закрепляемости молодых научных кадров на производстве (в НИИ, вузах, наукоемких предприятиях).

В целом, если брать соотношение таких категорий работников, как исследователи и вспомогательный персонал, в других странах и сравнивать с российской ситуацией, то получается, что в США доля исследователей в общей численности занятых в сфере ИР составляла в 1990 г. 80,6%, в России в том же году – 51,1%. Через десять лет, в 2000 г., в США доля исследователей выросла до 87,2%, а в России снизилась до 48,0%. Абсолютное сокращение числа исследователей и сокращение их доли в общей численности населения страны противоречит современным тенденциям развития глобального информационного общества. Позитивным является тот факт, что по числу исследователей на десять тысяч человек населения Россия – для нее этот показатель равен 69 человекам – все еще превосходит большую группу стран, в том числе крупные развивающиеся страны: в Китае, например, это 16 человек, в Бразилии – 13, а в Индии – всего 5 человек. По этому показателю по состоянию на 2007 г. Россия относится к группе развитых стран – ниже Бельгии (79), Австрии (78) и Канады (77), чуть ниже Люксембурга (74), на уровне Германии (72), выше Швейцарии (61), Ирландии (60), Великобритании (58) и Нидерландов (55). Но России очень далеко до некрупных стран Северной Европы. Так, в Финляндии в 2007 г. на десять тысяч населения приходилось 166 исследователей, в Исландии – 134, в Швеции – 126, в Норвегии – 92. Более существенным фактом является значительное отставание России от ряда экономически мощных стран, имеющих очень высокий показатель доли исследователей в общем количестве населения, – США (96 чел.), Японии (111 чел.) [5]. Надо отметить, что в начале 2000-х гг. по этому показателю Россию опережали лишь Япония, США, Финляндия, Швеция и Норвегия. Нынешняя ситуация абсолютно недопустима в условиях поставленной перед экономикой страны задачи удвоения ВВП, выхода на мировой уровень научных достижений, в том числе с использованием нанотехнологий, альтернативных видов топлива и т.п. Поэтому если говорить о выполнении поставленных задач, то необходимо, как минимум, восполнение численности исследователей хотя бы до уровня 1995 г., причем в срок не более чем пять лет, иначе в научном развитии Россия может отстать навсегда.

год200020012002200320042005200620072008
Число организаций, выполнявших исследования и разработки409940373906379736563566362239573666
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками887729885568870878858470839338813207807066801135761252

Табл. 1. Число организаций в России, выполнявших исследования и разработки, и численность персонала в них


год
1990
1995
2000
2005
2006
2007
2008
Всего
1943,4
1061,0
887,7
813,2
807,1
801,1
761,2
В том числе:
Исследователи
992,6
518,7
426,0
391,1
388,9
392,8
375,8
Техники
234,8
101,4
75,2
66,0
66,1
64,6
60,2
Вспомогательный персонал
512,5
274,9
240,5
215,6
213,6
208,1
194,8
прочие
203,5
166,0
149,0
140,6
138,5
135,7
130,5


Табл. 2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям (тыс. человек)

Очень остро стоит другая проблема отечественной науки, влияющая на воспроизводство интеллектуального потенциала, – ее материальное, финансовое обеспечение. В данном отношении представляют интерес структура и динамика внутренних затрат (затраты на выполнение ИР собственными силами организаций, включая как текущие, так и капитальные затраты) на ИР в РФ за 1991–2009 гг.

По отношению к 1990 г. внутренние затраты на ИР резко (почти в три раза) снизились в 1992 г. и поднялись несколько выше этого уровня только в 2000–2003 гг. (в 2003 г. они составили к 1990 г. 43,9%). В процентах к ВВП они снизились с 2,5% в 1988 г. до 0,74% в 1992 г. и в 2003 г. составили 1,25%. Расходы в данной сфере, по данным Минэкономразвития, увеличились с 48 млрд руб. в 1999 г. до 485,8 млрд руб. в 2009-м, и сегодня Россия входит в первую десятку стран по общему объему таких затрат. Однако, во-первых, за ряд лет эта динамика имела чисто инфляционную природу; и, во-вторых, налицо абсолютное доминирование наименее передовых типов инновационного поведения (заимствование готовых технологий и т.д.), что и характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий.

Сравнительный анализ внутренних затрат на ИР в России и странах ОЭСР (в расчете по паритету покупательной способности) показал, что Россия (25119,9 млн долл. США) сильно отстает от пятерки лидеров по этому показателю: США (343747,5 млн долл.), Японии (138782,1 млн долл.), Китая (86758,2 млн долл.), Германии (66688,6 млн долл.), Франции (41436,2 млн долл.) [5, с.308– 309]. Примечательно, что ассигнования на ИР из средств государственного бюджета в США более чем в восемь раз превосходят аналогичные расходы из государственного бюджета России: 17509,9 млн долл. США против 141047,1 млн долл. США [5, с.318а–319].

По нашим расчетам, доля ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета (в % к его расходам) снизилась с 3,11% в 1993 г. до 1,32% в 1998 г.; в 2004, 2005, 2006 и 2007 гг. она составила 1,76; 2,19; 2,27 и 2,25% соответственно (вместо запланированных 4%, согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике»). В целом по внутренним затратам на исследования и разработки в 2008 г. Россия занимала 29-е место в мире (1,04% от ВВП). Согласно прогнозам социально-экономического развития России, доля внутренних затрат на ИР должна достичь 2% ВВП к 2015 г. и 3% – к 2020 г. В то время как самый высокий показатель в 2008 г. принадлежал Израилю (4,86%), в Швеции он был равен 3,75% от ВВП, затем следовали Финляндия (3,73%), Япония (3,42%), Корея (3,37%), Швейцария (3,01%), США (2,77%); Германия, Австрия и Дания по этому показателю находились в диапазоне от 2,64% до 2,72% [6, табл. 12.3].

Оценивая условия формирования и использования научно-исследовательской квалификации в России, роль различных субъектов в этих процессах и развитие отношений между ними, нужно отметить следующее. Общие негативные тенденции в экономике России, в частности, снижение реальной заработной платы (в 1998 г. она составила приблизительно 45% от уровня 1991 г.), ухудшение структуры свободного времени, неблагоприятные изменения структуры потребительских расходов ярко проявились и в сфере научно-исследовательского труда. На протяжении последнего десятилетия средняя заработная плата работников науки и образования была значительно ниже среднероссийского уровня заработной платы. Таким образом, существует устойчивая тенденция нарушения объективно обусловленного соотношения в оплате труда различной квалификации, когда речь идет о таких видах интеллектуального труда, как научный и научно-педагогический труд.

Реальные процессы, происходящие в России в сфере инновационного интеллектуального труда на данном этапе, свидетельствуют о продолжающемся процессе демонополизации научной сферы. В результате приватизации отраслевых научных организаций, реформирования государственного сектора науки и создания новых научных организаций около 1/4 их общего числа основаны на частной и смешанной (без иностранного участия) формах собственности. Это имеет принципиально важное значение для организационной перестройки самой науки, поворота ее к запросам производства, усиления их взаимосвязей.

Как показывает мировой опыт, в сфере научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских разработок НИОКР на современном этапе формируются наиболее разнообразные экономически эффективные формы организации (индивидуальные, частные, кооперативные, государственные, корпоративные, смешанные), позволяющие решать как перспективные, так и текущие исследовательские и инженерно-конструкторские проблемы в оптимальные сроки при наименьших затратах. Компьютеризация научной сферы и НИОКР, оснащение приборами, основанными на электронике, являются материальной основой увеличения многообразия организационно-экономических форм в данных сферах деятельности. В России в 2008 г. удельный вес организаций, использующих ИКТ (в частности, персональные компьютеры – ПК) составил 94%, что находится на сопоставимом уровне с такими странами, как Великобритания (95%), Польша (95%), Португалия (96%), Латвия (95%), Литва (96%). Самый высокий уровень в использовании ПК наблюдается в Нидерландах (100%) и Финляндии (99%). Надо отметить, что данный показатель практически напрямую коррелирует с другим – использованием глобальной информационной сети Интернет, с небольшим расхождением в 2–3%. Иначе говоря, практически каждый компьютер имеет подключение к интернету. В России разница между количеством используемых в организациях ПК и компьютеров, подключенных к интернету, составляет 20% (только 74% ПК в организациях подключены к этой сети) [7], и только 23% организаций имеют свой веб-сайт, что почти в три раза меньше среднего значения по европейским странам [6, табл. 12.11].

Реализация потенциальных возможностей нашей научно-образовательной сферы предполагает, прежде всего, принципиально иной уровень финансирования науки и образования. Как уже отмечалось, в настоящее время в России, обладающей 10% исследователей мира, на ИР выделяется всего 1% средств, расходуемых в мире на эти цели. Кроме того, длительное сохранение негативных тенденций в сферах науки и образования приводит к разрушению научных школ, нарушению преемственности поколений научно-педагогических работников, в конечном счете – к подрыву конкурентных позиций отечественной экономики в передовых отраслях, базирующихся на использовании научно-технической квалификации.

Иным, более благоприятным для осуществления инновационного процесса, должно быть состояние экономики и институциональной среды. Так, даже в условиях начавшегося экономического роста такой важный фактор, определяющий состояние науки и изобретательства, как число инновационно-активных предприятий, в России продолжало уменьшаться. Доля инновационно-активных предприятий в области технологических инноваций составляла в 2008 г. менее 8,5%, что стало дальнейшим сокращением по сравнению с предшествующими годами [7, с. 740–742]. Причем на наиболее перспективные инновации, связанные с новыми технологиями (включая патентные и беспатентные лицензии) приходится всего 2,3% затрат на инновации. Снижение инновационной активности было характерно как для крупных, так и для малых предприятий. В современных российских условиях решение задачи инновационного развития экономики возможно только на основе развития взаимодействия науки, образования и бизнеса. Справедливо отмечает в своей статье А.Г. Санина: «Цель осуществляемых в этой области национальных проектов и программ состоит в подъеме конкурентоспособности отечественных предприятий благодаря обучению их персонала передовым методам труда и трансферту между бизнесом и наукой» [8, с. 122 ].

Отставание нашей страны от мировых инновационных лидеров очевидно: по числу патентов, выданным собственным гражданам, Россия отстает от максимальных мировых значений, достигнутых в Японии и Корее, в 6 и 8 раз соответственно. По различным оценкам, в России используется от 8 до 10% инновационных идей и проектов, в Японии – 95%, в США – 62%. В настоящее время в России только одно из 500 запатентованных изобретений находит применение в промышленности. Низкая инновационная активность реального сектора экономики чревата не только отставанием в технологическом обновлении производства, но и обрекает науку пребывать в стагнирующем состоянии. В ежегодных «Докладах о развитии человека», публикуемых в рамках Программы развития ООН (ПРООН), содержится ряд индикаторов, позволяющих сопоставлять успехи отдельных стран в развитии науки и технологий. Так, получение роялти и лицензионных выплат на одного человека в России ниже, чем в передовых странах, в десятки и даже сотни раз. Экспорт высоких технологий составляет всего 9% от экспорта промышленных товаров. Невысокая результативность инновационной деятельности напрямую связана и с более низким уровнем занятости в сфере фундаментальных, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и, главное, с низким финансированием этой сферы. С одной стороны, можно говорить о значительных ресурсах в научно-технической сфере и достаточно высокой общественной оценке интеллектуального труда, а с другой стороны, – о существовании устойчивой тенденции неадекватной оплаты важнейших видов научно-исследовательского и научно-технического труда.

Таким образом, современные особенности воспроизводства интеллектуального потенциала обусловлены ростом интеллектуализации труда. Однако в настоящее время в нашей стране доминируют негативные процессы, обусловленные спадом экономики, незавершенностью институциональных преобразований, что выражается, во-первых, в ухудшении материальных условий воспроизводства интеллектуальных работников, во-вторых, в ослаблении представлений в общественном сознании об интенсивном, инновационном высококвалифицированном труде как важном источнике повышения благосостояния.

Литература

1. Волкова Т.И. Воспроизводство творческого потенциала науки. Екатеринбург. ИЭ, 2004.

2. Российский статистический ежегодник. 2003 / Стат.сборник. М: Росстат, 2003. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/Main.htm (дата обращения: 25.05.2011).

3. Россия в цифрах – 2011 / Стат.сборник. М: Росстат, 2011. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_11/Main.htm (дата обращения: 28.05.2011).

4. Семенов Е.В. С архаичной наукой в информационное общество // Информационное общество. 2009. № 2 // URL: http://emag.iis.ru/arc/ infosoc/emag.nsf/BPA/a4be0cb014b23201c32575df0048bcaf

5. Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник. М. ГУ-ВШЭ. 2009. 352с.

6. Россия и страны мира – 2010. М., Росстат 2010 // URL: http: //www.gks.ru. (дата обращения: 22.07.2011).

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. М. Росстат, 2009 // URL: http: //www.gks.ru. (дата обращения: 16.07.2011).

8. Санина А.Г. Условия интеграции науки, образования и бизнеса в современной России // Социологические исследования. 2010. №7.

Статья рекомендована Н.Н. Семёновой 10.08.2011

________________________________

Лебединцева Любовь Александровна

Кандидат социологических наук

Доцент кафедры экономической социологии факультета социологии СПбГУ


&copy Информационное общество, 2012 вып. 1, с. 30-36.