О журнале
Рекомендации
Новые информационные технологии для контрольной деятельности в сфере государственного и муниципального управления
Логинов Е.Л.
_________________________
Е.Л. Логинов
Статья рекомендована А.Н. Райковым 03.11.2011
Аннотация
В статье рассматривается острая в настоящее время проблема контроля в сфере государственного и корпоративного управления в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества, подходы, риски и возможности, что тем более сложно и важно осуществлять в условиях неустойчивого развития в контексте мирового кризиса. Проводится краткий обзор и анализ зарубежных подходов и возможные российские аналоги подходов к контролю и управлению органов государственной власти и корпоративных структур.
Ключевые слова:
Информационные технологии, государственная власть, корпоративные структуры, контроль, управление, информация, ситуационная осведомленность, динамика информационных сообщений, управленческие решения.
Усложнение контроля в сфере государственного и корпоративного управления
Контрольная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, а также различных групп людей, объединенных определенными, однако не всегда явно выраженными интересами, связана с обменом информацией и сообщениями между различными участниками этой деятельности. Эта деятельность осуществляется в сфере управления в политической, экономической, социальной, технологической и других сферах, характеризующихся неустойчивостью, большим числом взаимодействующих факторов, зачастую являющихся скрытыми и не имеющими количественного выражения. Результативность выявления и контроля исполнения запланированных (задуманных) кем-то действий во многом определяется наличием сведений об информационном обмене заинтересованных участников.
Контроль осуществляется в условиях, когда наведение порядка в органах государственной власти и в регулировании российской экономики реализуется на основе применения современных методов стратегического планирования, менеджмента качества, усиления инновационной и социальной ориентированности политики. Вместе с тем в настоящий период важной и актуальной проблемой экономической и политической стабилизации Российской Федерации и обеспечения устойчивости социально-экономического развития является постоянный рост требований к качеству управленческого, фискального, правоохранительного и прочего контроля функционирования экономических структур на фоне низкой прозрачности экономических процессов и связи их результатов (событий) с деятельностью конкретных юридических и физических лиц.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития России в рамках задач, поставленных президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации, находится в тесной зависимости от следующего:
- степени прозрачности общих и частных экономических процессов для органов управления, фискальных и правоохранительных органов – для получения представления о реальных причинах, участниках и источниках обычных и кризисных ситуаций (юридических и физических лицах), а также происходящих в экономике и обществе процессов;
- степени достоверности оценки деятельности наиболее важных субъектов российской экономики, их роли в положительных и негативных событиях и тенденциях экономического (и связанного с ним политического, социального, криминального и т.п.) развития;
- успешности выявления разного рода участников экономических, политических и иных групп и их связанности с определенными положительными или негативными событиями.
Надо подчеркнуть, что на сегодня механизма (менеджериального, организационного, аппаратного, программного и т.п.), эффективно решающего вышеперечисленные проблемы в рамках имеющихся информационно-аналитических систем органов государственной власти, в России не существует.
В связи с этим возникает несколько актуальных и важных задач:
- владение достоверной информацией о деятельности крупных российских финансовых (финансово-промышленных) структур и их реальном влиянии на результаты социально-экономического развития на разных уровнях российской экономической системы (федеральном, региональном, корпоративном);
- получение достоверной информации о конкретной роли отдельного юридического, физического лица в происходящих, прежде всего кризисных, процессах и их связи с особо негативными проявлениями;
- выявление скрытых событий и неявных факторов во всех процессах, которые могут заинтересовать российские органы государственной власти.
Сложность такого контроля обусловлена не просто многообразием информации и ее подвижностью, но и крайней сложностью при использовании традиционных методов контроля переплетения и динамики событий, как имеющих ярко выраженные взаимосвязи, так и латентного характера. Последнее связано не только с коммерческой тайной, организационными проблемами контроля со стороны конкретного государственного органа, но и с развитием неформальных связей, многообразностью форм взаимной трансляции корпоративных и индивидуальных интересов, например, в сфере госзакупок.
Необходим удобный методический и программно-аппаратный инструмент выявления скрытых связей поставщиков-покупателей, подрядчиков и субподрядчиков, действующих через посредство подставных, внешне не связанных (независимых) фирм, в том числе при подготовке и проведении тендеров при госзакупках.
Зарубежная практика
Во многом похожие проблемы стоят и за рубежом. При этом зарубежные корпорации и органы государственного управления, трансформирующие свои бизнес-процессы на основе новых информационных технологий, в том числе таких информационных технологий и вычислительных сервисов, как системы-грид 1 , демонстрируют устойчивое повышение эффективности своей управленческой деятельности, пока еще не доступное большинству аналогичных российских структур.
Реализуемые за рубежом методы решения аналогичных проблем в последний период ориентированы на достижение ситуационной осведомленности. В основе достижения такой осведомленности находятся следующие составляющие:
- возможность соединения пользователя с общедоступным интернетом и с неограниченным числом частных сетей, баз данных и датчиков систем управления различными предметными процессами в режиме реального времени;
- переход от объективной реальности к виртуальной реальности как многомерному вероятностному информационному пространству с большим количеством измерений, позволяющих контролировать и моделировать новые количественные и качественные характеристики различных совокупностей предметной деятельности, ранее не доступные для анализа;
- поддержание в актуальном состоянии единого для всей системы контроля образа ситуации в максимально документальном, не опосредованном картографическими либо иными условностями виде, позволяющем анализировать динамику процессов различной природы одновременно и во времени, и в пространстве реальных и искусственных измерений;
- возможность преодоления ранее существовавших ведомственных, организационных, информационных, технических и прочих ограничений для эффективной и оперативной совместной работы представителей различных организаций и ведомств;
- системный подход к анализу оперативного пространства, предусматривающий моделирование и расскрытие отношений между взаимосвязанными системами, отражающими их комплексные экономические, политические, социальные, информационные, инфраструктурные и другие характеристики;
- возможность управленческого конструирования взаимодействия различных сил, средств и ресурсов для достижения поставленных задач в едином несегментированном управленческом пространстве за счет точной концентрации заведомо ограниченных ресурсов различного рода именно там, тогда и в тех объемах, где, когда и в каких размерах это необходимо с ранее недоступной степенью детализации.
Одним из важнейших трендов здесь является создание в мировой экономике конвергентной гиперсети, которая формируется путем интеграции информационно-управляющих сетей, интеллектуальных сенсоров, датчиков и т.п.: Internet of Things – «Интернет вещей», Smart Grid – «умные» информационные сети, Cisco Planetary Skin (букв. – «кожа планеты») – система планетарного мониторинга, Central Nervous System for the Earth (букв. – «центральная нервная система Земли»), SmartDust («умная пыль»), RFID-меток – радиочастотной идентификации и прочих – для интеграции информации о разнородных по назначению, расположению и собственникам объектов (людей, машин, технических систем, природных объектов сетецентрическом информационном пространстве) [1].
Конвергентная гиперсеть позволяет реализовать комплекс глобально взаимосвязанных и синхронизированных интеллектуальных управленческих пространств, на их основе создать эффективные системы контроля ситуации и раннего предупреждения различных кризисов – через разработку всеобъемлющего, комплексного, автоматизированного мониторинга, оценки и прогноза национальных, субнациональных и международных кризисов для упреждающего принятия решений в различных сферах деятельности. Прообразом таких систем являются разработки системы ICEWS для американских вооруженных сил, ведущиеся Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA).
Задачей формирования конвергентной сферы глобально взаимосвязанных и синхронизированных интеллектуальных управленческих пространств является совмещение различных форматов фиксации, анализа и прогнозирования нахождения и перемещения любых объектов/активов в привязке к геопространственным координатам в интересах государственных ведомств, а также корпораций для нового качества актуализации и детализации информации, обеспечивающей максимальную обоснованность управленческих решений в различных предметных сферах деятельности [2].
Особенно ярко это подтверждают тенденции модернизации государственного и корпоративного управления в США на основе использования интеллектуальных технологических решений новых поколений (см. рисунок).
Рисунок. Тенденции модернизации государственного и корпоративного управления в США.
В этих условиях не случайно, что в США одним из перспективных проектов DARPA в последние годы является создание так называемой «динамической виртуальной среды», в которой не будут иметь место существующие сегодня барьеры (ведомственные, организационные, информационные, технические), для эффективной и оперативной совместной работы представителей различных министерств и ведомств, занятых вопросами разрешения кризисной ситуации в различных сферах деятельности (политической, военной, экономической, социальной). Разрабатываемые инструменты контроля и корпоративного принятия решений для территориально-распределенных групп аналитиков обеспечат более полное понимание возможных гипотез, осмысление сложных ситуаций и сценариев их развития, выбор оптимальных решений на основе всей доступной информации без ее полного изучения по принципу «знать, не читая». В основу технологии положены методы виртуальной реальности, нечеткого структурирования аргументов, трехмерная цветная визуализация и корпоративная память [1].
Возможный российский аналог зарубежных подходов к контролю и управлению органов государственной власти и корпоративных структур
С учетом зарубежного опыта можно сделать вывод, что возможности коренных качественных перемен в реализации функций управления и контроля органов государственной власти России в значительной степени зависят от выработки и реализации соответствующей управленческой и контрольной парадигмы на основе использования новых решений в сфере информационных технологий последнего поколения.
Российским аналогом вышеописанных зарубежных подходов мог бы быть информационно-аналитический комплекс мониторинга электронных сообщений в глобальных телекоммуникационных сетях, который создаст возможность контроля и анализа адресно-временного трафика электронных сообщений в глобальных телекоммуникационных сетях для выяснения устойчивых связей конкретных финансово-хозяйственных и иных операций (опосредуемых электронными транзакциями) с конкретным субъектом (физическим или юридическим лицом), выделение его из группы распределенных лиц – даже при отсутствии возможности анализа содержания сообщений. Это позволит получить итоговую резюмирующую информацию об исследуемом объекте или структуре, отсутствующую в явном виде в информационных источниках. Знание любых данных о таком информационном обмене и умение осмысленно интерпретировать это знание позволяет повысить результативность указанного выявления и контроля, усилить синергетический эффект от проведения различных мероприятий [3].
Так, если за некоторым информационным обменом с большой вероятностью следует изменение курсов акций или валют, связанное с решениями властных структур, то можно с определенной вероятностью предположить влияние инсайдеров на фондовый рынок. Если выявленный информационный обмен коррелирует с террористическими актами, то имеется вероятность участия в них определенных структур, поддерживающих терроризм.
О деятельности юридических и физических лиц имеется много разрозненных данных, которые распылены между участниками технических, экономических и прочих процессов. Но собрать все эти сведения воедино в одном центре, в структурированном виде, позволяющем моделировать такие процессы с точностью до действий отдельных субъектов, не представляется возможным – как по техническим, так и по нормативно-правовым причинам. Однако с развитием глобальных телекоммуникационных сетей и технических средств по мониторингу и анализу контента, оценке релевантности и осмысленности электронных сообщений появляется иная, легитимная возможность решения подобных задач [4].
Такая возможность предоставляется путем использования многофункционального механизма, позволяющего осуществлять контроль на основе анализа информационных ресурсов открытого доступа – адресно-временного трафика (потока) электронных сообщений в глобальных телекоммуникационных сетях без анализа содержания сообщений. Этот механизм позволяет осмысленно анализировать внешнюю динамику генерации определенным лицом информационных сообщений во временной и адресной разбивке для выяснения устойчивых связей с определенными событиями, структурами или процессами. В контексте гипотетически построенной стратегии возможных действий исследуемого субъекта выявляются системные параметры сходств, ассоциативное подобие конфигурации связей или динамики процессов. Построение стратегии придает осмысленность механическому анализу потока сообщений в глобальных телекоммуникационных сетях. При этом производится выявление скрытых «ядер» систем распределенных событий или факторов и связанных с ними юридических и физических лиц, в том числе когда эти «ядра» имеют подвижный (блуждающий) характер в массе (поле) анализируемых событий или факторов.
Одновременно производится выявление каналов проведения действий или операций, чье наличие другими способами контроля выявить затруднительно. Опыт решения аналогичных специальных задач органами государственного управления и контроля технологически и экономически продвинутых стран (США, Германия, Великобритания и др.) показывает, что полученные результаты имеют высокий пороговый уровень полезности для решения целого ряда приложений, а именно: для макроэкономического анализа, прогнозирования экономического развития и экономической конъюнктуры; стратегического маркетинга и конкурентного анализа; фискального мониторинга; оперативно-розыскных мероприятий; политического анализа; анализа последствий принятия законодательных и управленческих решений; борьбы с коррупцией [5].
Для оценки значимости обнаруженных проблемных событий используются программные средства контент-анализа, которые позволяют применять различные методы отбора и ранжирования обнаруженных модулей по значимости. То есть возможно создание фильтра, отсекающего информационный шум, условно или случайно попадающий под искомый поисковый образ события. При этом может быть проведен анализ динамики информационных сообщений (в разрезе времени и адресов), например, для выявления заданных поисковых результатов, сгруппированных как:
- понятийно-тематические единицы (при анализе совпадений динамики с появлением или изменением укрупненных проблем или тем на основе новостных сообщений в интернете);
- референциальные единицы (при анализе совпадений динамики с динамикой реальных личностей, событий, территорий, цифровых пороговых границ и т.п.);
- пропозиционные единицы и оценки (при анализе совпадений динамики с оценками, прогнозами и такого рода данными в прессе, нормативных документах и т.п.);
- макроструктурные единицы (при анализе совпадений динамики с развитием экономических, в том числе корпоративных, систем, моделей развития, динамики цифровых показателей в сочетании с иными факторами и т.п.);
- иные единицы, специально сконструированные поисковой машиной под конкретный поисковый информационный модуль, которые отвечают сугубо индивидуальным требованиям.
Практическими приложениями рассматриваемого метода является моделирование крайне неустойчивых систем, таких как экономика переходного периода, политические, социальные и другие явления. Такие системы формализованно описываются с применением теории управляемого хаоса, в которой рассматривается закономерность поведения системы, слабо зависящего от ее предыдущих состояний. Одним из следствий этой теории является то, что весьма малые воздействия на управленческую систему могут приводить к большим вариациям ее состояния через определенный промежуток времени. Одной из задач управления в таких условиях является использование уже известных закономерностей поведения системы управления и обеспечение необходимых условий устойчивости и целенаправленности ее развития [4].
Такой комплекс мониторинга способствует итоговому выходу российской экономики на новое качество управления, основанного на принципах ситуационной осведомленности. Достигается она путем формирования целостной многоуровневой системы управления с увеличением объемов получаемой и анализируемой информации и повышением критической надежности всей системы, включая самые слабые и уязвимые звенья. Это достигается в том числе благодаря изменению подходов к оценке исходных факторов и к принятию управленческих решений, упреждающих системные риски и кризисные угрозы.
Cсылки
1 Грид (англ. grid – решётка, сеть) – это форма распределенных вычислений с помощью кластера соединенных с помощью сети компьютеров («виртуальным суперкомпьютером»), работающих вместе для выполнения качественно большего объема операций. и облачных вычислений Облачные вычисления – универсальный информационно-вычислительный сервис, предоставляемый через телекоммуникационные сети [дата-центры] по обработке данных, которые представлены в электронной форме, загружаются динамически и почти не ограничены по масштабированию.
Литература
1. Логинов Е.Л. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования. М.: НИЭБ, 2011. 241 с.
2. Логинов Е.Л., Деркач Н.Л. Проблемы формирования конвергентной сферы глобально взаимосвязанных и синхронизированных интеллектуальных управленческих пространств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №9. С. 33-37.
3. Бугаев А.С., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Сараев В.Н. Семантика сетевых контактов // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2009. № 2. С. 33-36.
4. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. М.: Изд-во «ИКАР», 2009. 244 с.
5. Логинов Е.Л., Шкрабляк А.С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях // Инженерная физика. 2009. №9. С.47-53.
© Информационное общество, 2011 вып. 4, с.32-39 .