О журнале
Рекомендации
Построение институциональной инфраструктуры для успешного обмена опытом построения электронного правительства в африканских регионах
Хон Ньомби Тембо Джордж Уильям
________________
Ньомби Тембо Джордж Уильям
Статья сформирована по материалам доклада на семинаре «Внедрение концепции электронного правительства в Африке», проводившегося в рамках работы Форума ООН по проблемам государственного управления (20-23 июня 2011 г., Дар-эс-Салам, Республика Танзания).
Статья рекомендована Т.В. Ершовой 12.07.2011
Ньомби Тембо Джордж Уильям (Nyombi Thembo George William)
Министр по информационным и коммуникационным технологиям Республики Уганда
Аннотация. Развитие ИКТ коренным образом изменило подход людей к работе, обучению и общению. Развитые страны применяют эти технологии для стимулирования интеграции своих граждан в информационное общество, а своих экономик – в глобальную экономику знаний. Этот процесс наблюдается не только в промышленности и сфере услуг, но также и в секторе госслужбы. Поэтому правительство Уганды решилось на смелый шаг и стало на путь, который уже прошли другие страны по использованию ИКТ для перехода традиционных функций правительства в сферу электронного правительства.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная эпоха, электронное правительство, сети, обработка данных, информационная безопасность, законодательная база, инфраструктура ИКТ, обучение персонала, открытость.
ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДА К КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Что такое «электронное правительство»?
В нашем случае концепция электронного правительства (далее ЭП) – это использование ИКТ в качестве инструмента во всех аспектах деятельности правительства в целях оптимизации предоставления государственных услуг и вовлечения граждан в деятельность правительства, что ведет к улучшению качества госуслуг. Основные направления предоставления услуг ЭП мы делим на четыре категории:
I, Правительство – гражданин или правительство – потребитель (G2C).
II. Правительство – бизнес (G2B).
III. Правительство – правительство (G2G).
IV. Правительство – работники (G2E).
Концепция ЭП в данном случае служит целям «принижения» роли правительства за счет упрощения процедур, повышения прозрачности и подотчетности, своевременного предложения достоверной информации всем гражданам, а также эффективного и качественного предоставления им услуг. Мы считаем, что функции ЭП заключаются не просто в размещении всех правительственных документов и бланков в Сети, создании министерствами и ведомствами статических веб-сайтов или информировании через интернет о датах подачи налоговых деклараций. Функции эти гораздо шире: это интеграция всех государственных услуг и эффективное и быстрое их предоставление гражданам и бизнесу.
В дополнение к инициативам частного сектора, правительство Уганды создало Национальную сеть (NBI) и инфраструктуру ЭП. За последние три года мы инвестировали почти 100 млн долларов в развитие сетевой инфраструктуры, объединяющей министерства и большинство округов и сельских администраций. На рынке доступны новые беспроводные технологии, на основе которых возможна организация каналов «последней мили» между сетями частных провайдеров и Национальной сетью, благодаря чему становится возможным предоставлять услуги в сельской местности и отдаленных районах страны. Разработка концепции и проектирование Национального центра данных находятся на стадии продвижения.
За последние два года мы также разработали необходимую законодательную и правовую базу, регулирующую защищенную передачу данных по каналам связи, обеспечивающую признание электронных документов наравне с бумажными и устанавливающую уголовную ответственность за несанкционированный доступ к компьютерам и прочим системам коммуникации. Парламент Уганды принял ряд законопроектов в области компьютерных технологий, включая Закон об электронных транзакциях, Закон о неправомерном использовании компьютерного оборудования и Закон об электронных подписях. Обеспечено исполнение Национального Закона об информационных технологиях от 2009 года с помощью создания независимого регулирующего органа – Национального управления Уганды по информационным технологиям. Управление занимается совершенствованием правовой базы для содействия внедрения услуг ЭП.
Проблемы
Несмотря на вышесказанное, мы по-прежнему испытываем значительные трудности. Как известно, выполнение большинства функций правительства связано с ручным трудом и основано на бумажных документах. При этом разработка ряда общепринятых стандартов оборудования, программного обеспечения и сетевых протоколов для ЭП будет представлять значительную проблему для правительства и регулирующих органов в течение ближайших лет. Кроме того, каждое ведомство правительства использует отдельные сети, центры обработки данных и процедуры информационной безопасности. Даже задачу подключения к интернету каждое ведомство решает самостоятельно. Это приводит к дублированию функций, невозможности использования эффекта синергии, несовместимости устройств и протоколов, а также к низкой отдаче от инвестиций. Значительная нехватка квалифицированного персонала существенно замедляет внедрение ЭП на всех уровнях, в частности в министерствах, департаментах и агентствах, в частном секторе, в гражданском обществе и в особенности в сельской местности, что также является значительным препятствием на пути к освоению технологий ЭП. Правительство Уганды осознает эти трудности и заинтересовано в обмене опытом с дружественными странами, которые уже имеют опыт успешных внедрений решений ЭП и готовы оказать информационное содействие в преодолении указанных трудностей.
Мы со своей стороны решили действовать осторожно и поэтапно, так как хорошо знаем, что ошибки, допущенные на начальных стадиях, могут обернуться значительными потерями в будущем. Мы уверены в том, что некоторые из указанных трудностей можно рассматривать как возможности и «точки входа» для формирования основы ЭП. Поэтому мы разрешили ряду ключевых ведомств правительства, которые способны внедрять некоторые аспекты ЭП ускоренными темпами, продвигаться в решении этой задачи и фокусироваться на других областях, где они сталкиваются с серьезными проблемами, решая их немедленно по мере появления. У нас уже есть ряд работающих схем ЭП, в том числе:
- интегрированная система финансового управления (IFMS) Министерства финансов и экономического планирования;
- интегрированная система управления ресурсами Министерства обороны;
- система E-Tax у Службы налогов и сборов Уганды, которая позволяет налогоплательщикам подавать налоговые декларации через интернет;
- системы электронных денежных переводов в Банке Уганды, коммерческих банках и в Министерстве финансов
- интегрированная система выплаты зарплат и пенсий Министерства государственной службы;
- национальная система идентификации Министерства внутренних дел;
- национальная платежная система (находится в стадии разработки);
- электронная система регистрации голосов Национальной избирательной комиссии.
Основополагающие принципы концепции электронного правительства
Основополагающие принципы постепенного перехода к электронному правительству в нашей стране таковы:
I. Ориентация на граждан: услуги и информация разрабатываются с учетом потребностей и для удобства граждан Уганды.
II. Доступность и свобода выбора: гражданам и потребителям государственных услуг предоставляется свободный доступ к ним и возможность выбора с учетом индивидуальных потребностей и обстоятельств.
III. Доверие, надежность и безопасность: предприятия государственного сектора Уганды должны пользоваться доверием граждан и давать им уверенность в том, что правительство собирает, использует и раскрывает их информацию только надежным, безопасным и этичным образом, уважая их права на частную жизнь, а также в том, что любой обмен данными с правительством производится по защищенным каналам.
IV. Повышение качества управления: ЭП – важный аспект совершенствования структуры правительства, процедур и процессов управления с целью повышения качества услуг, предоставляемых гражданам Уганды.
V. Сотрудничество и интеграция: правительственные ведомства повышают степень своего сотрудничества, отдавая приоритет необходимости интеграции государственных услуг (сначала – усиление компонентов, затем – их интеграция).
VI. Подотчетность: принципы прозрачности, подотчетности и этического управления являются основополагающими для всех инициатив в области внедрения ЭП для модернизации функций правительства.
VII. Экономия: стимулирование использования программного обеспечения (ПО) с открытым кодом там, где это возможно, для сокращения расходов Правительства на приобретение лицензий на проприетарное ПО, а также стимулирование инноваций в разработке платформ ПО.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
Законодательная база
Законодательная и правовая база разрабатывается одновременно с региональными инициативами Восточно-Африканского Сообщества (ВАС, или EAC – East African Community) и Общего рынка стран Юго-Восточной Африки (COMESA – Common Market for Eastern and Southern Africa). В частности, в рамках региональных платформ электронного правительства, разработанных EAC и COMESA странам-партнерам рекомендуется обеспечить унификацию национального законодательства в части признания электронных документов и транзакций. Необходимо работать над такими вопросами, как поддержка электронной торговли, защита прав интеллектуальной собственности и разработка ПО с открытым исходным кодом. В этой области принят ряд законов:
I. Законопроект об электронных транзакциях, содействующий внедрению ЭП в Уганде благодаря устранению законодательных ограничений, которые могут препятствовать гражданам в проведении электронных транзакций. Законопроект предусматривает равное признание электронных и бумажных транзакций.
II. Законопроект об электронных подписях, регулирующий использование электронных подписей в защищенных транзакциях. Он предусматривает создание Инфраструктуры публичных ключей для аутентификации и защиты документов.
III. Законопроект о неправомерном использовании компьютерного оборудования, устанавливающий ответственность за компьютерные преступления.
IV. В соответствии с рекомендациями EAC по законодательной базе электронной коммерции, Министерство информационных и коммуникационных технологий начало работу над законопроектами в области:
- защиты частной информации;
- защиты данных;
- интеллектуальной собственности и авторских прав.
С принятием этих законов будет установлена оптимальная законодательная база, исключающая какие-либо правовые препятствия к внедрению электронного правительства и развитию электронной коммерции.
Общая инфраструктура ИКТ и совместный доступ к услугам для облегчения внедрения ЭП
Уганда пользуется значительным признанием в регионе и в мире благодаря бурному росту телекоммуникационного сектора. Правительственные департаменты и агентства строят локальные сети (LAN), связанные с правительственной макросетью (WAN) для более эффективного совместного использования ресурсов, оборудования, систем и персонала. Строительство Национальной сети/инфраструктуры ЭП (NBI/EGI) проходит в масштабах всей страны. Однако есть аспекты, требующие особого внимания в процессе внедрения услуг ЭП. В число таких аспектов входят следующие:
I. Распространение Национальной сети (NBI) на территории всей страны для упрощения и ускорения предоставления услуг гражданам. Мы уже проводим коммерциализацию NBI с тем, чтобы ее возможностями могли воспользоваться не менее 98% населения и компаний. Это та сфера, где мы можем сотрудничать с частным сектором других стран к взаимной выгоде.
II. Вовлечение частного сектора в развитие ИТ-инфраструктуры.
III. Стимулирование интернет-провайдеров для предоставления доступа к сетевым услугам даже в отдаленных частях страны.
IV. Обеспечение финансовой доступности, надежности и дублирования доступа к интернету. На третьем этапе развития нашей Национальной сети мы планируем присоединить к ней деревню Мутукула на границе с Танзанией и г. Нимуле в Южном Судане. Мы также разрабатываем другие инновации для обеспечения отказоустойчивости.
V. Снижение стоимости электроэнергии.
VI. Обеспечение процедур и доступности оборудования для защиты данных и целостности информации
Обучение персонала ЭП
Разработана стратегия развития персонала ЭП, включающая:
I. Обучение основам ИКТ и принципам ЭП всех госслужащих. В настоящее время у нас есть надежная база в аспекте ИКТ: ежегодно университеты выпускают более 3000 специалистов.
II. Техническое обучение такого персонала, как системные аналитики и программисты, выполняющие задачи по разработке, планированию, внедрению и поддержке систем ЭП.
III. Обучение в области мониторинга и оценки проектов ЭП.
IV. Организация партнерства для основания академии и центра управления ЭП.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА
Министерство ИКТ
Министерство ИКТ отвечает за политику, регулирование, стандарты, руководства и контроль качества в отношении всех инициатив в области внедрения ЭП. Оно предоставляет техническую поддержку, методическую и административную, а также выполняет мониторинг и оценку. Это достигается посредством ряда мероприятий, включая:
I. Выявление и представление Правительству различных проблем в областях информационных технологий, коммуникационных технологий, сетевой инфраструктуры и услуг управления информацией.
II. Надзор за разработкой политики и периодические пересмотры политики в подсекторах информационных технологий и управления информацией в рамках развития программы ЭП.
III. Мониторинг внедрения национального ЭП различными правительственными министерствами и ведомствами.
IV. Руководство созданием законодательной, коммерческой и правовой базы, необходимой для внедрения ЭП в качестве катализатора социально-экономического развития Уганды.
V. Информирование и пропаганду внедрения ЭП во всех секторах и среди всех слоев населения страны.
VI. Разработка и внедрение национальной институциональной базы ИКТ/ЭП в сотрудничестве с Министерством государственной службы и Национальным управлением по информационным технологиям.
VII. Разработка и внедрение эффективных механизмов мониторинга и оценки в отношении базы ЭП.
Министерство ИКТ также разрабатывает стратегический план внедрения инициатив ЭП с указанием ответственного ведомства (ведомств), сроков, целей, плановых показателей и результатов политики. Эта политика будет проводиться в сотрудничестве с другими заинтересованными ведомствами, указанными ниже.
Национальное управление Уганды по информационным технологиям
Задачи Управления в проведении инициатив ЭП заключаются, помимо прочего, в следующем:
I. Разработка и руководство национальной стратегией внедрения ЭП и планов ее реализации.
II. Выявление и представление правительству всех проблем в ходе разработки, внедрения и работы ЭП.
III. Разработка и регулирование стандартов ЭП в отношении планирования, внедрения, поддержки, организации, управления рисками, защиты данных и безопасности.
IV. Предоставление первичной технической поддержки и консультаций в области эксплуатации важных информационных систем правительства, включая управление ресурсами и инфраструктурой единого центра обработки данных для больших систем силами квалифицированного персонала.
V. Внедрение и регулирование стандартов ЭП в отношении планирования, сбора данных, практической реализации, производительности, поддержки, организации, обеспечения жизнедеятельности, управления рисками, защиты данных, безопасности и разработки планов действий в чрезвычайных ситуациях.
VI. Наем, обучение, распределение и управление персоналом ЭП в различных министерствах, департаментах и ведомствах правительства.
VII. Построение ИКТ-инфраструктуры и обучение персонала.
Министерство государственной службы, прочие ведомства и департаменты правительства, гражданское общество и частный сектор также играют важную роль в успешном внедрении эффективного электронного правительства.
Правительство Уганды верит в то, что для экономически эффективного предоставления государственных услуг необходимо более широкое применение решений ЭП. Мы твердо намерены продвигаться в этом направлении, несмотря на любые проблемы, и готовы учиться у наших друзей, успешно внедривших систему и услуги ЭП.
© Информационное общество, 2011 вып. 5, с. 30-36 .