О журнале
Рекомендации
Будущее электронной карты наступает сегодня
Исмагилов Ю.Р.
__________________________
Ю.Р. Исмагилов
Статья подготовлена на основе интервью, взятого у Юрия Исмагилова Викторией Мосюрчак, главным инспектором пресс-центра Среднерусского банка Сбербанка России.
Аннотация
Универсальная электронная карта, или карта будущего, в которую включено многое – от электронного кошелька и проездного билета до полиса медицинского страхования, – станет неотъемлемым атрибутом повседневной жизни уже в ближайшие годы. Одним из ключевых операторов проекта по созданию и внедрению этой карты является Сбербанк.
Ключевые слова: государственный проект, универсальная электронная карта, социальные карты, зарплатные карты. электронный кошелек, полис медицинского страхования, Сбербанк России, единая информационно-платежная система, информационные и банковские услуги, государственные и коммерческие услуги, развитие универсальных услуг.
Что такое универсальная электронная карта, когда она начнет выдаваться и в чем ее преимущества?
В феврале 2010 года президент Дмитрий Медведев дал поручение Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ запустить проект универсальной электронной карты (УЭК) гражданина РФ. Выдача универсальных единых электронных карт по заявлениям граждан будет проходить с 1 января 2012 по 31 декабря 2013 года. Тем, кто не написал заявление о выдаче карт, УЭК будут выдаваться с 1 января 2014 года. Получить карту сможет каждый житель России старше 14 лет, выдача будет бесплатной.
Эта карта заменит все виды социальных карт, а также многие другие документы – например, полисы обязательного медицинского и пенсионного страхования, студенческие билеты, проездные документы и банковские карты.
Сбербанк – один из участников проекта по запуску УЭК. Кто еще принимает в нем участие?
Это очень серьезный государственный проект. Для его успешной реализации год назад Сбербанк России, Банк УРАЛСИБ и Ак Барс Банк создали целую компанию – ОАО «Универсальная электронная карта», поставив перед собой вполне конкретные цели. Это создание единой информационно-платежной системы для предоставления информационных и банковских услуг; обеспечение безопасных и эффективных методов и технологий предоставления и оплаты государственных и коммерческих услуг (товаров) в электронном виде; продвижение муниципальных и региональных услуг через коммерческую сеть приема карт; развитие спектра адресных услуг, предоставляемых через электронные каналы; развитие универсальных технологий, используемых как органами государственной власти, так и частным бизнесом, проведение разъяснительной работы по использованию электронных карт и др. Каждый из акционеров компании имеет многолетний опыт вывода на рынок и эксплуатации различных карточных продуктов и является экспертом в области социально-ориентированных проектов.
Разговоры об универсальной электронной карте идут давно, в некоторых регионах даже действуют пилотные проекты по ее внедрению. В том числе такой проект реализует и Сбербанк.
С 2009 года Сбербанк принимает активное участие в создании региональных социальных систем. За это время проекты в Астраханской области, Краснодарском и Красноярском краях и Республике Чувашия вступили в промышленную фазу. Запущены пилотные проекты в Санкт-Петербурге, Тюменской и Пензенской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Проведен пилотный проект в Астраханской области, Москве, Республиках Башкортостан и Татарстан.
Очевидно, универсальные карты придут на смену социальным, но случится это только в 2012-2014 годах. А как сейчас обстоят дела со спросом на социальные карты? Какую долю они занимают в общем выпуске «пластика»?
Могу сказать на примере Среднерусского банка Сбербанка России. Наш банк является крупнейшим территориальным банком в структуре Сбербанка России, мы работаем в Московской, Тульской, Брянской, Рязанской, Тверской, Калужской, Смоленской областях, здесь проживают более 14,6 млн человек. С таким масштабом действительно можно говорить о более менее адекватной оценке потребностей граждан.
Не так давно мы подвели итоги работы Среднерусского банка по выпуску банковских карт за пять месяцев 2011 года. За это время мы выдали около 700 тысяч карт, и из них более 60% – это различные социальные карты, эмитированные для студентов, учащихся, людей, получающих пенсии и различные государственные выплаты. На втором месте дебетовые зарплатные карты, выпущенные в рамках зарплатных договоров с предприятиями (12%). На кредитные карты приходится 10% и еще по 9% на личные дебетовые и карты Momentum.
Если сравнивать с 2010 годом, вы видите прогресс? Можно сказать, что банковская карта прочно вошла в повседневную жизнь человека?
Динамика действительно впечатляющая! Сравните: в 2010 году мы эмитировали порядка 800 тысяч карт, а за пять месяцев 2011 года уже выпустили почти 700 тысяч карт. То есть менее чем за полгода приблизились к показателю всего 2010-го. Кроме того, 2011 год уже стал годом достижений в этом плане: в марте мы перешагнули 5-тимиллионый рубеж – столько карт мы выпустили с 2008 года. А в мае выдали 200-тысячную кредитную карту.
Для обслуживания такого количества карт должна быть такая же развитая инфраструктура. Сеть банкоматов и информационно-платежных терминалов вы тоже развиваете?
Среднерусский банк уделяет большое внимание развитию сети удобных средств обслуживания, какими являются банкоматы и терминалы. Мы стараемся, чтобы наши услуги были доступны даже в маленьких населенных пунктах, особенно где нет полноценного офиса Сбербанка. В этом случае отлично помогают банкоматы и информационно-платежные терминалы. Не так давно, в апреле, мы подключили 3-тысячный банкомат, юбилейный аппарат установлен в одном из торговых центров Рязани.
До конца 2011 года сеть устройств самообслуживания Среднерусского банка будет включать в себя 3272 банкомата и 1986 информационно-платежных терминалов. С помощью этих устройств клиенты могут решить большое количество потребностей по оплате счетов и услуг, например, оплатить услуги связи, коммунальные услуги, штрафы ГАИ, имущественные, земельные, автотранспортный налоги и многое другое – Среднерусский банк работает примерно с 1100 биллинговыми поставщиками услуг и 750 договорными небиллинговыми поставщиками.
Кроме того, банк постоянно работает над тем, чтобы использование удаленных каналов обслуживания было простым и эффективным. Поэтому в ряде устройств уже появился личный кабинет, предоставляющий принципиально новые функциональные возможности: переводы между счетами картами, погашение кредитов, валютообмен и т.д. Совсем скоро личный кабинет будет доступен на всех банкоматах и платежных терминалах банка во всех семи областях нашего присутствия.
_____________________________________
Юрий Исмагилов - и.о. Председателя Среднерусского банка Сбербанка России.
© Информационное общество, 2011 вып. 5, с. 27-29.