О журнале
Рекомендации
Единая правовая база СНГ для создания и функционирования совместимых телемедицинских систем
Кристальный Б.В., Натензон М.Я.
__________________________
Б.В. Кристальный, М.Я. Натензон
Аннотация
В странах СНГ активно развивается телемедицина. Для дальнейшего ее прогресса необходимо координировать усилия на межгосударственном уровне для перехода от локальных программ и систем к международным, более мощным и полифункциональным. Для этого создана Региональная Рабочая Группа по телемедицине при Комиссии по информатизации Регионального Содружества в области связи, активно разрабатывается законодательная основа сотрудничества в области ИКТ-медицины. Провозглашен Меморандум о сотрудничестве государств-участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем, сформирован Модельный закон СНГ «О телемедицинских услугах», заключено Соглашение о сотрудничестве государств–участников снг в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании.
Ключевые слова: телемедицина, правовая база, международное сотрудничество, стратегия развития телемедицины, мобильные телемедицинские системы, совместимость телемедицинских систем.
Введение
В странах СНГ интенсивно ведутся научные исследования, конструкторские и инженерные разработки в области телемедицины, создаются телемедицинские системы различных масштабов, главной целью которых является обеспечение высоких мировых стандартов медицинского обслуживания всего населения.
Понимание необходимости внедрения в рамках модернизации здравоохранения передовых технологий привело в странах СНГ к разработке пакетов государственных документов, поддерживающих развитие телемедицины. При этом имеется общее мнение в государствах-участниках Содружества о необходимости обеспечить совместимость национальных телемедицинских систем, которая позволит им эффективно консолидировано функционировать и в перспективе войти в единую международную телемедицинскую систему.
Актуальным требованием современного этапа развития телемедицины в странах СНГ является необходимость усиления координации работ на межгосударственном уровне и переход от создания локальных (местных) систем к крупным совместимым телемедицинским системам на основе согласованных подходов и гармонизированной правовой базы.
Важным координирующим органом деятельности стран СНГ в области телемедицины, является Региональная Рабочая Группа (РРГ) по телемедицине при Комиссии по информатизации Регионального Содружества в области связи (РСС), которая начала свою деятельность в 2005 году. РСС, являясь открытой международной организацией, объединяет прежде всего страны СНГ. Деятельность РГГ несомненно является исключительно позитивной, так как обеспечивает широкий обмен опытом специалистов различных стран СНГ в области телемедицины, позволяет находить необходимые решения, разрабатывать единые подходы, что особенно важно с точки зрения обеспечения совместимости телемедицинских систем, которые как информационно-телекоммуникационные системы, должны обладать организационной, семантической и технологической совместимостью.
Региональная Рабочая Группа по телемедицине РСС осуществляет тесное взаимодействие с Международным союзом электросвязи (МСЭ) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Плодотворным примером такого сотрудничества являются «Региональные инициативы СНГ», разработанные Администрациями связи стран СНГ в рамках РСС и включенные на Всемирной конференции по развитию электросвязи (Доха, Катар, 2006 год) в «Дохинский План действий на 2008-2011 годы». «План» предусматривает софинансирование телемедицинских проектов со стороны Международного Союза Электросвязи при ООН и международных финансовых институтов. Эти «Инициативы» СНГ содержат пять позиций, одна из которых (Пункт 4) гласит: «Комплексное повсеместное внедрение технологий и систем телемедицины для преодоления «цифрового разрыва» (в сельских районах; для борьбы с эпидемиями инфекционных заболеваний; при чрезвычайных ситуациях; создание единого информационного медицинского пространства)».
Исходя из решений, принятых Всемирной Конференцией по развитию электросвязи в Дохе (Катар) в 2006 г., Бюро Развития Электросвязи МСЭ в сентябре 2008 г. предложило создать «Мобильную Телемедицинскую Инициативу», что было единодушно поддержано всеми странами-членами МСЭ.
В Хайдарабаде (Индия) в мае – июне 2010 г. прошла Всемирная конференции по развитию электросвязи (ВКРЭ-2010). В принятой конференцией «Хайдарабадской Декларации» отмечается важность и необходимость использования ИКТ для обеспечения населения, особенно в развивающихся странах, качественными услугами здравоохранения.
ВКРЭ-2010 поддержала предложения Рабочей группы МСЭ по телемедицине, утвержденные Бюро Развития Электросвязи МСЭ, об организации «Мобильной телемедицинской инициативы» и о создании в ее рамках Фокус-группы «Mobile e-Health/Telemedicine clinics and Mobile Portable e-Health Terminals». Координаторами Фокус-группы были назначены: д-р М. Натензон (Россия), профессор Soegijardio Soegijoko (Индонезия), профессор А. Malik (Пакистан)
Это решение является естественным продолжением многолетней активности МСЭ в области телемедицины и признанием достижений России в этой области.
В задачу Фокус-группы входит подготовка рекомендаций и отчетов по следующим темам:
- разработка типовых системных решений для создания и обеспечения функционирования совместимых телемедицинских систем местного, национального и регионального масштаба;
- полный спектр мобильных медицинских клиник и мобильных портативных электронных терминалов, предназначенных для оказания полноценной медицинской помощи населению в развивающихся странах, особенно для оказания медицинской помощи населению в сельской местности, удаленных и труднодоступных районах;
- разработка опций для оборудования мобильных клиник и мобильных портативных электронных терминалов различного назначения;
- конструктивные варианты амбулаторных приложений для работы на земле, в море, в воздухе с мобильной беспроводной спутниковой связью;
- характеристики каналов связи мобильных клиник и мобильных портативных электронных терминалов с передающими сетями с использованием наиболее предпочтительных технологий: мобильные телефоны, спутниковая связь, WiMax, и т.д.
- возможные виды телемедицинских услуг, которые могут быть развернуты применительно к данной стране или местности;
- портативные терминалы, оборудование, устройства и программное обеспечение, которые могут быть развернуты применительно к данной стране или местности;
- управление мобильными клиниками. Руководящие принципы, касающиеся управления амбулаторными мобильными приложениями;
- необходимый человеческий потенциал и его развитие;
- финансирование и поддержка мобильных клиник.
Активно участвуя в международной деятельности по линии МСЭ, ВОЗ и др., страны СНГ прежде всего стремятся обеспечить развитие телемедицины в Содружестве. В этой связи особо необходимо выделить в работе Региональной Рабочей Группы по телемедицине РСС инициативную подготовку и обсуждение базовых правовых документов СНГ по телемедицине, которые к настоящему времени приняты государствами Содружества на уровне Совета Глав правительств СНГ и Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Это:
1. Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем» (подписан 14 ноября 2008 г., г. Кишинев),
2. Модельный закон СНГ “О телемедицинских услугах”» (принят 28 октября 2010 г. на 35-ом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ на заседании в Санкт-Петербурге).
3. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем и дальнейшем их развитии и использовании» (подписан 19 ноября 2010 г., г. Санкт-Петербург).
4. Успешная разработка и принятие названных базовых документов СНГ по телемедицине основаны на большом позитивном опыте работы в области телемедицины практически во всех странах СНГ, в первую очередь в России, в том числе в результате совместных работ на двусторонней и многосторонней основе.
Этот пакет документов - первый в мировой практике, позволяющий странам целого региона обеспечить эффективное функционирование создаваемых в странах СНГ совместимых национальных телемедицинских систем.
В настоящее время в России работы по развитию телемедицины проводятся в соответствии с реализацией «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (2008 г.), в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» и Программы модернизации здравоохранения России на 2011-2012 годы, принятой Правительством РФ.
13 мая 2010 г. на открытии заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященного вопросам широкополосного доступа и другим техническим проблемам внедрения ИКТ, Президент РФ Д.А. Медведев в своем выступлении отметил важность телемедицины:
«Насколько я знаю, на Международной выставке телекоммуникационного оборудования, систем управления, информационных технологий, услуг связи представлено достаточное количество проектов социальной значимости. Не буду скрывать, часть из них я уже, конечно, смотрел. Это и проекты в области региональных программ развития телемедицины, создания электронного полиса. Они должны обеспечить более качественное оказание медицинских услуг в любой части нашей страны.
Я надеюсь, что, в конечном счёте, мы выйдем на такую ситуацию, когда реализация телемедицинских услуг даст возможность даже в самой отдалённой российской больнице или в фельдшерско-акушерском пункте получать консультацию крупного специалиста, специалиста высокого уровня, потому что это как раз то, чем мы начали заниматься уже лет пять назад. Я смотрел ряд комплексов, надеюсь, что сейчас уже мы продвинулись в этом направлении.
Для продвижения отечественной продукции на мировом рынке надо разрабатывать и предлагать отечественные стандарты и протоколы связи и передачи данных. По сути, решение этой задачи позволит отрасли участвовать в определении путей её развития на мировом рынке. Конечно, не нужно изобретать деревянных велосипедов в области стандартов связи, но, с другой стороны, в тех случаях, когда мы можем выступить в качестве законодателя мод, это было бы неплохо. Гораздо приятнее, когда весь мир живет по твоим стандартам, нежели когда ты приспосабливаешься к ним.
Я ещё раз хотел бы подчеркнуть, что реализация проектов должна предусматривать использование самого конкурентоспособного отечественного оборудования, самых современных космических и телекоммуникационных технологий. Комиссия по этому поводу уже, кстати, принимала решение, надо будет доложить о его исполнении».
На состоявшемся 8 июля 2010 года в г. Твери (Тверская область) очередном заседании Совета по развитию информационного общества в Российской Федерации Президент России Д.А. Медведев в своем выступлении подчеркнул: «Есть очень важная тема в области медицины, которой мы тоже начали заниматься несколько лет назад, очень важная и в целом неплохо развивающаяся, – я имею в виду телемедицинские услуги. Она особенно важна для труднодоступных районов».
Создание телемедицинских систем включено в Поручения Президента по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации в декабре 2010 г.
Программа модернизации здравоохранения России на 2011-2012 годы, принятая Правительством РФ, предусматривает широкое внедрение ИКТ, включая телемедицину, в здравоохранение России.
Телемедицина является комплексной межотраслевой проблемой. Поэтому реализация телемедицинских систем в России относится к компетенции различных ведомств: Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, Минпромторга, Минкомсвязи РФ. Каждое из этих Министерств вносит свой вклад в развитие этого важнейшего инновационного направления новой экономики страны.
В частности, Министерство промышленности и торговли РФ включило в список проектов для рассмотрения на Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России проект создания национальной телемедицинской системы, подготовленный консорциумом «Телемедицинские системы» в составе ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ, НПО «Национальное телемедицинское агентство» и МАК «Вымпел» в 2009 г.; Министерство экономического развития России включило в список с высоким внешнеэкономическим потенциалом телемедицинские системы и оборудование, разработанное группой компаний «ТАНА» и «ВИТАНЕТ»; Министерство связи и массовых коммуникаций РФ включило раздел «Телемедицина» в «Концепцию инновационного развития отрасли телекоммуникаций и информационных технологий».
Ведущие медицинские учреждения страны уже много лет внедряют в свою практику телемедицинские методы оказания помощи пациентам. Среди лидеров таких учреждений в качестве примеров следует назвать Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, НИИ им. Бурденко, НИИ педиатрии и детской хирургии, Российский научный центр хирургии им. Петровского и др.
Известно, что в более 30 регионах Российской Федерации успешно используются телемедицинские технологии, например: Москва, Санкт-Петербург, Республика Чувашия, Республика Татарстан, Республика Мари-Эл, Московская, Тверская, Калининградская, Челябинская, Тюменская, Свердловская, Новосибирская, Кемеровская области и др.
Сегодня службами здравоохранения эксплуатируются не только стационарные телемедицинские центры, но и передвижные телемедицинские пункты в целях диспансеризации населения, оказания консультативно-диагностических услуг и эпидемиологического мониторинга, оснащенные аппаратурой, позволяющей эффективно использовать спутниковую связь.
В системе здравоохранения ОАО «РЖД» разработаны и функционируют медицинские поезда, оборудованные необходимым медицинским оборудованием и обеспеченные телемедицинскими системами.
Особенно социально и экономически эффективными оказываются стационарозамещающие мобильные телемедицинские лабораторно-диагностические комплексы, предназначенные для проведения массовой диспансеризации и оказания первичной медицинской помощи населению в сельской местности, удаленных и труднодоступных районах России. Это примерно 40-50 миллионов человек.
Успешно эксплуатируются в Уральском федеральном округе, Пермском крае, Чувашской Республике, Тверской области мобильные телемедицинские лабораторно-диагностические комплексы «ТОБОЛ» и «КАМА», которые были созданы российской Группой компаний «ТАНА» (куда входит Научно-производственное объединение «Национальное телемедицинское агентство») совместно со специалистами НПО «Фтизиопульмонологии» и Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Марцыновского при поддержке государственных органов России.
Необходимая в процессе медицинского обслуживания передача информации осуществляется с обеспечением защиты информации, прежде всего персональных данных.
Мобильные технологии приобретают в нашей жизни все большее значение. Несомненно, перспективным для возможности выхода любого гражданина в информационно-коммуникационные сети общего пользования, в первую очередь в интернет, является оснащение человека портативным терминалом (мобильный телефон, карманный компьютер-органайзер, сетевой пейджер), снабженным унифицированным и простым в использовании программным обеспечением. Происходит постоянный и значительный рост использования гражданами такого оборудования.
Следует отметить два значимых публичных мероприятия по телемедицине, прошедших в Москве в 2009 году. В феврале Комитет Государственной Думы по здравоохранению с участием Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи провел заседание Круглого стола на тему правового обеспечения телемедицинской деятельности.
В июле в Москве по приглашению Администрации связи Российской Федерации Бюро развития электросвязи (БРЭ) Международного союза электросвязи совместно с Региональным содружеством в области связи (РСС) при содействии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации провело семинар «Готовность к чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий с помощью электронных средств здравоохранения и телемедицины».
Семинар проводился в соответствии с Операционным планом БРЭ на 2009 год. Непосредственными организаторами семинара являлись Научно-производственное объединение «Национальное телемедицинское агентство» и Зональное отделение МСЭ для стран СНГ в Москве.
Оба эти мероприятия, на которых присутствовал широкий круг организаторов и специалистов в области телемедицины, в первую очередь из регионов Российской Федерации, послужили дальнейшему современному развитию телемедицины в нашей стране.
Меморандум о сотрудничестве государств-участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем
Государства СНГ участвуют в мировом процессе улучшения качества жизни граждан, который получил ускоренное развитие в связи с расширяющимся использованием инновационных технологий в целом, и информационно-коммуникационных технологий и технологий мобильности, в частности.
Когда речь идет о развитии, модернизации здравоохранения в государствах СНГ, в первую очередь имеется в виду превращение здравоохранения в «электронное здравоохранение», что и происходит в реальной жизни. При реализации соответствующих государственных программ и проектов важнейшее значение имеет общее для стран СНГ «телемедицинское» пространство, которое должно позволять не только решать поставленные задачи в каждой из государств-участников Содружества, но и позволять создавать единую совместимую межгосударственную систему электронного здравоохранения. Очевидно, что именно такая система, включающая возможности использования телемедицины многократно увеличивает общие организационные, финансовые и, главное, профессиональные ресурсы.
Следует отметить, что ни одна страна в мире не в состоянии предоставить сегодня своему населению 100% медицинских услуг необходимого качества. И телемедицина, обеспечивая именно услугу предоставления консультаций самых высококвалифицированных специалистов, призвана решать эту задачу.
Осознание международного характера проблемы и необходимости создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем и других систем в области «электронного здравоохранения», отвечающих современным требованиям и стандартам, а также опыт тесного взаимодействия специалистов в области телемедицины государств СНГ, осуществление совместных двух и многосторонних проектов, позволило переходить к развернутым общим работам в рамках Содружества.
Для этого было необходимо продекларировать готовность государств Содружества к общей совместной деятельности в области телемедицины, обозначить общие принципы этой деятельности и договориться об исходной понятийной базе.
В результате Региональная рабочая группа по телемедицине Регионального Содружества в области связи, объединившая специалистов СНГ в области телемедицины, совместно с Исполкомом СНГ разработала проект названного выше Меморандума, который был подписан главами правительств СНГ на Совете Глав в Кишиневе 14 ноября 2008 года.
В Меморандуме Правительства государств – участников Содружества Независимых Государств согласились, что: «Совместимые национальные телемедицинские консультационно-диагностические системы, создаваемые Правительствами, рассматриваются как приоритетное и перспективное направление развития “электронного здравоохранения”, составная и неотъемлемая часть интегрированной телемедицинской системы государств – участников СНГ и в перспективе – часть общемировой телемедицинской системы».
Были предложены и получили одобрение всех стран СНГ на уровне Глав Правительств определения следующих терминов: «электронное здравоохранение», «электронный паспорт здоровья» («электронная медицинская карта»), «телемедицина», «телемедицинские услуги», «Совместимая национальная телемедицинская система».
Электронное здравоохранение – экономически эффективная и надежная форма использования информационно-коммуникационных технологий в интересах здравоохранения и связанных с ним областей, включая службы медико-санитарной помощи, медицинского надзора, медицинской литературы, медицинского образования, знаний и научных исследований в области здравоохранения. (Резолюция e-Health /WHA 58.28/ 58-й сессии Всемирной Организации Здравоохранения).
Электронный паспорт здоровья («электронная медицинская карта») – совокупность сведений о состоянии здоровья человека в течение его жизни, включая анамнез жизни и заболеваний, результаты медицинских диагностических исследований, вакцинацию, назначения лекарственных средств, Способы лечения и другие данные, формируемые в электронном виде, доступ к которым и защита которых устанавливаются законодательными актами и обеспечиваются современными информационно-коммуникационными технологиями.
Таким образом, страны СНГ выступили инициаторами введения единых терминов в телемедицине и впервые в мировой практике приняли ключевые определения, которые могут также использовать другие страны.
Меморандум провозглашает, что: «Правительства будут стремиться:
– повышать доступность и качество телемедицинских услуг, обеспечивать их соответствие международным стандартам на основе создания и развития совместимых национальных консультационно-диагностических телемедицинских систем с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и Международной организации по миграции;
– создавать гармонизированное технологическое пространство для развития телемедицинских услуг;
– определять стратегию развития телемедицинских услуг, согласовывать главные направления и организационные формы сотрудничества при создании и взаимодействии национальных телемедицинских систем и их интеграции;
– содействовать обеспечению финансирования мероприятий по созданию и развитию совместимых национальных телемедицинских систем, в том числе путем реализации пилотных проектов в каждом государстве как за счет собственных средств государств – участников СНГ, так и средств международных организаций».
По случаю подписания Меморандума Генеральный секретарь Международного Союза Электросвязи г-н Х. Туре направил приветственное обращение главам правительств, подписавших документ. В нем он отметил, что подписание Меморандума является знаменательным событием для стран СНГ и всего мира, вносит существенный практический вклад в преодоление цифрового разрыва, и выразил уверенность, что успешная реализация Меморандума послужит основой для создания подобных телемедицинских систем и в других странах, особенно, в развивающихся странах Африки, Азии, Латинской Америки и Океании.
К настоящему времени через механизмы двухсторонних Межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству России с Таджикистаном, Арменией, Молдовой и Киргизией с участием НПО «Национальное телемедицинское агентство» начаты работы по реализации совместимых национальных телемедицинских систем в этих странах.
Модельный закон СНГ «О телемедицинских услугах»
Существующие национальные законодательства государств – участников СНГ, включая законы, правовые акты глав государств, правовые акты правительств и подзаконные акты, в целом позволяют реализовывать телемедицинское обслуживание населения в этих странах. Вместе с тем, для работы телемедицинских систем как составной части здравоохранения страны и как систем, совместимых с национальными системами других стран СНГ, что предусмотрено «Меморандумом о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем», необходимо иметь согласованные национальные законодательства в рамках СНГ.
Соответственно, по программе работ Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Региональная рабочая группа РСС по телемедицине подготовила проект модельного закона СНГ «О телемедицинских услугах». Модельный закон принят 28 октября 2010 года. Принятие Модельного закона позволит приступить к работе по гармонизации соответствующего законодательства и создать правовую базу в странах СНГ для разработки, внедрения и широкого применения телемедицинских технологий и совместимых телемедицинских систем для дальнейшего их объединения в единую телемедицинскую систему СНГ.
В современных исследованиях российских и зарубежных ученых подчеркивается «триединая природа» норм регулирования телемедицины, базирующаяся на нормах медицинского права, нормах, регулирующих отношения при использовании различных технологий, и на этических нормах саморегулирования врачебной деятельности.
Область телемедицины является областью использования принципов различных социально-экономических направлений и комплекса самых различных современных технологий. В связи с этим, регулирование телемедицинской деятельности затрагивает широкий спектр правоотношений различных областей права.
С позиций правовой поддержки внедрения телемедицины на пространстве Содружества в настоящее время действуют около 20 модельных закона СНГ. Среди них:
- «Об основах социального обслуживания населения» от 26 марта 2002 года.
- «О государственном социальном страховании» от 6 декабря 1997 года.
- «О чрезвычайном положении» от 13 июня 2000 года.
- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 6 декабря 1997 года.
- «О радиационной безопасности населения» от 8 июня 1997 года.
- «О контроле за оборотом радиоактивных материалов» от 4 декабря 2004 года.
- «Об основах медико-социальной защиты граждан, больных сахарным диабетом» от 4 декабря 2004 года.
- «О персональных данных» от 16 октября 1999 года.
- «Об электронной цифровой подписи» от 9 декабря 2000 года.
- «О доступе к экологической информации» от 6 декабря 1997 года.
- «О международном информационном обмене» от 26 марта 2002 года.
- «Об информатизации, информации и защите информации» от 18 ноября 2005 года.
- «О телекоммуникациях» от 15 ноября 2003 года.
- «О стандартизации» от 6 декабря 1997 года.
- «Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ» от 3 апреля 2008 года.
- «Об электронной торговле» от 25 ноября 2008 года.
- «Об инновационной деятельности» от 16 ноября 2006 года.
Для гармонизации правовой базы телемедицины в ряду этих модельных законов, безусловно ведущую роль займет принятый модельный закон «О телемедицинских услугах», который законодательно закрепляет единый механизм регулирования оказания телемедицинских услуг.
Целью настоящего Модельного закона является обеспечение в государствах-участниках СНГ правовых условий для оказания телемедицинских услуг при защищенности прав и законных интересов граждан и юридических лиц, участвующих в процессах оказания телемедицинских услуг.
Действие настоящего Закона распространяется на граждан государств – членов СНГ и юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке на территории государств – участников СНГ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории стран СНГ.
В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:
- телемедицина – комплекс организационных, технологических и финансовых мероприятий, обеспечивающих деятельность системы оказания дистанционной консультационно-диагностической медицинской услуги, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию специалиста-медика, используя современные информационно-коммуникационные технологии;
- телемедицинские услуги - отсроченные консультации, консультации в реальном времени, дистанционный контроль за физиологическими параметрами организма пациента, дистанционное проведение диагностических и лечебных манипуляций, медицинские видеоконференции, телеконсилиумы, телесеминары, телелекции и прочие медицинские услуги, оказываемые с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В Законе рассмотрены вопросы государственной политики в области телемедицины и использование информационно-коммуникационных технологий в телемедицине.
В соответствие с Законом финансирование создания и эксплуатации систем предоставления телемедицинских услуг может осуществляться за счет:
- средств обязательного медицинского страхования;
- средств государственных и местных бюджетов (региональных и муниципальных) государств-участников СНГ;
- средств добровольного медицинского страхования;
- собственных средств физических и юридических лиц – участников процесса оказания телемедицинских услуг;
- средств внебюджетных фондов;
- иных источников финансирования не запрещенных законодательством государств-участников СНГ.
В Законе установлен порядок подготовки и сертификации специалистов в области телемедицины.
Определены участники процесса оказания телемедицинских услуг и их взаимодействие: потребители телемедицинских услуг, поставщики телемедицинских услуг, провайдеры телемедицинских услуг, телекоммуникационные операторы, предоставляющие телекоммуникационные услуги для функционирования телемедицинских систем.
Установлены права и обязанности участников системы оказания телемедицинских услуг.
Потребители телемедицинских услуг имеют право:
1. На полную и достоверную информацию о доступных телемедицинских услугах.
2. Выбора места обращения за телемедицинской услугой. Если телемедицинская услуга осуществляется как составная часть медицинской услуги, выбор места обращения за телемедицинской услугой осуществляется лицом, ответственным за оказание медицинской услуги.
3. Получить оформленную надлежащим образом выписку из первичной медицинской документации и оригиналы либо копии первичных данных клинических исследований для обращения за телемедицинской услугой.
4. Отказаться от телемедицинской услуги на любом этапе ее организации и проведения. В этом случае при оказании платной телемедицинской услуги потребитель услуги обязан возместить затраты, понесенные поставщиком и/или провайдером телемедицинской услуги.
5. Потребитель телемедицинских услуг или его законный представитель имеет право на полную и достоверную информацию о результатах оказанной телемедицинской услуги и решениях, принятых по результатам ее оказания.
В Закон введена норма об информированном согласии на телемедицинские услуги:
1. Информированное согласие на телемедицинскую услугу означает полное информирование потребителя телемедицинской услуги или его законного представителя о цели, характере и объеме передачи медицинских данных, возможных рисках, возникающих при передаче, ожидаемых результатах, а также расходах, которые должен будет взять на себя потребитель телемедицинской услуги или его законный представитель, в том числе при отказе от телемедицинской услуги на этапах ее организации и проведения.
2. Информированное согласие на телемедицинскую услугу должно быть задокументировано в месте обращения за телемедицинской услугой и доведено до всех участников процесса оказания телемедицинской услуги.
3. Оказание телемедицинских услуг без информированного согласия допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством государств-участников СНГ в части оказания медицинской помощи и проведения медицинского вмешательства, а также предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия потребителя телемедицинской услуги или его законного представителя.
Законом регулируются вопросы организации предоставления телемедицинских услуг; их документального сопровождения и оплаты. Регулируются обязанности руководителей учреждений здравоохранения по предоставлению телемедицинских услуг.
Установлены механизмы обеспечения конфиденциальности информационного обмена и соблюдения прав интеллектуальной собственности при оказании телемедицинских услуг.
Закон устанавливает также ответственность участников процесса оказания телемедицинских услуг.
Соглашение о сотрудничестве государств – участников снг в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании
Для организации процедур уже практического межгосударственного взаимодействия в области телемедицины был подготовлен РРГ РСС по телемедицине проект Соглашения.
Соглашение прошло многоступенчатые процедуры согласования в странах СНГ и было подписано главами правительств СНГ на заседании Совета Глав Правительств СНГ 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге.
Целью Соглашения является практическое сближение процессов создания совместимых национальных телемедицинских систем государств – участников СНГ, с последующим обеспечением их взаимодействия для общедоступного и качественного оказания медицинской помощи населению на территории государств – участников Соглашения независимо от социального положения и места жительства граждан.
Для реализации целей Соглашения в нем определен термин совместимая национальная телемедицинская система – это национальная система оказания телемедицинских услуг, обеспечивающая эффективное взаимодействие с национальными телемедицинскими системами других государств на основе использования международных стандартов в сфере телемедицины.
В соответствие с Соглашением стороны создают совместимые национальные телемедицинские системы или обеспечивают совместимость существующих национальных телемедицинских систем в целях создания в государствах – участниках Соглашения условий для оказания квалифицированных телемедицинских услуг при гарантированной государствами защищенности прав и законных интересов физических и юридических лиц в процессе получения и предоставления медицинской помощи.
Для создания и эффективной эксплуатации в государствах – участниках Соглашения совместимых национальных телемедицинских систем Стороны содействуют принятию необходимых национальных нормативных правовых актов.
В Соглашении заложены следующие задачи создания совместимых национальных телемедицинских систем:
- обеспечения общедоступности и высокого мирового стандарта качества медицинского обслуживания;
- обслуживание и оказание качественной медицинской помощи населению независимо от места жительства;
- создание эффективных механизмов построения и функционирования совместимых национальных телемедицинских систем;
- ускоренный обмен и внедрение в здравоохранение современных медицинских методик;
- реализация различных специальных программ оказания телемедицинских услуг;
- совершенствование нормативного правового обеспечения трансграничных телемедицинских услуг;
- обеспечение эффективной системы подготовки и переподготовки медицинских кадров с использованием телемедицины;
- подготовка, повышение квалификации и сертификация специалистов в области телемедицины;
- развитие связанных с областью телемедицины научных и промышленных областей.
Соглашение предусматривает обязательства его участников обеспечивать проведение взаимного изучения существующих национальных телемедицинских систем и иных связанных с ними информационно-коммуникационных систем; разработку предложений по обеспечению совместимости национальных телемедицинских систем; разработку предложений по обеспечению информационной безопасности таких систем с учетом трансграничного информационного взаимодействия; участие в разработке международных стандартов телемедицинских технологий, оборудования и средств защиты для функционирования телемедицинских систем; создание государственных банков данных для эффективного функционирования совместимых национальных телемедицинских систем; использование совместимой системы классификации и кодирования при взаимодействии национальных телемедицинских систем.
Финансирование совместных мероприятий по реализации настоящего Соглашения осуществляется по решению Совета глав правительств СНГ государствами – участниками Соглашения за счет средств национальных бюджетов, предусматриваемых на эти цели, а также за счет внебюджетных средств.
Соглашение содержит также большое количество других положений, обеспечивающих условия разработки и эксплуатации совместимых национальных телемедицинских систем, могущих образовать единую международную телемедицинскую сеть. В нем имеются необходимые положения, определяющие порядок разрешения споров, а также положения о процедурах присоединения к Соглашению любого государства.
Следует отметить, что реализация данного Соглашения будет опираться на ряд других действующих соглашений государств – участников СНГ:
- «О сотрудничестве по организации межгосударственного обмена информацией и формированию национальных баз данных авторского права и смежных прав». Соглашение Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 года.
- «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом». Соглашение Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года.
- «О сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств». Соглашение Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года.
- «О координации работ в области информатизации систем образования государств-участников СНГ». Соглашение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года.
Заключение
Охарактеризованные базовые правовые документы СНГ создают в рамках СНГ международные правила, процедуры и механизмы разработки, эксплуатации и развития совместимых национальных телемедицинских систем.
На основе этих документов возникли реальные предпосылки для сотрудничества государств – участников СНГ на двух- и многосторонней основе по созданию совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем в этих странах, с последующим их объединением в единую международную телемедицинскую сеть, взаимодействующую с мировой телемедицинской сетью.
Следует особо подчеркнуть, что Соглашение открыто к подписанию любыми государствами мира, что создает предпосылки к возникновению мировой телемедицинской системы и подчеркивает ведущую роль России в этом процессе глобализации.
На первом этапе потребуется согласование заинтересованных стран СНГ проекта создания совместимых национальных телемедицинских систем; начало разработки и согласование регламентов и стандартов для совместимых национальных телемедицинских технологий, систем и оборудования в странах СНГ; непосредственная работа по необходимому развитию национальных законодательств.
Охарактеризованные базовые правовые документы призваны и безусловно сыграют основополагающую роль в деле развития телемедицины в СНГ, став основой эффективного сотрудничества в этой сфере.
Разработка и принятие государствами – участниками СНГ базовых документов о сотрудничестве в области телемедицины способствовала созданию в Бюро развития электросвязи Международного Союза Электросвязи «Мобильной Телемедицинской Инициативы». Эта инициатива призвана внести вклад в совершенствование услуг здравоохранения в развивающихся странах и предложить мобильные телекоммуникационные технологии, которые будут использоваться для медицинских консультаций и медицинского контроля. Активное участие стран СНГ в деятельности «Мобильной Телемедицинской Инициативы» через механизм Фокус-группы «Мобильные телемедицинские клиники и мобильные телемедицинские портативные терминалы» (один из координаторов Фокус-группы – представитель России) будет способствовать также продвижению разработанных в странах СНГ мобильных телемедицинских систем, технологий и оборудования на международный рынок, особенно для развивающихся стран.
______________________________________________________
Кристальный Борис Владимирович - помощник Председателя подкомитета по информатизации, информационным ресурсам и развитию информационного общества Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным
технологиям и связи, эксперт Региональной рабочей группы по телемедицине Регионального содружества в области связи, профессор
Натензон Михаил Яковлевич - зам. руководителя Региональной рабочей группы по телемедицине Регионального содружества в области связи, вице-президент Рабочей группы по телемедицине Международного Союза Электросвязи,
координатор Фокус-группы «Mobile e-Health/Telemedicine clinics and Mobile Portable e-Health Terminals» Международного Союза Электросвязи, член экспертно-консультативной группы «ИКТ в Здравоохранении» Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию информационного общества в РФ, председатель совета директоров НПО «Национальное телемедицинское агентство»
© Информационное общество, 2011 вып. 4, с. 38-53.