Опыт организации интегрированного обучения информатике и ИКТ на средней ступени общего образования
Коньков Е.В.

Опыт организации интегрированного обучения информатике и ИКТ на средней ступени общего образования

_________________________

Е.В. Коньков



Аннотация. В условиях интеграции очной и дистанционной форм обучения на средней ступени школьного образования важна структура и организация урока информатики и использования ИКТ на основе разработки информационно-образовательной среды в соответствии с образовательными стандартами второго поколения.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, стандарты второго поколения, информационно-образовательная среда, средняя ступень школьного образования, интегрированное обучение.

Для достижения качественных показателей образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения. Необходимым потенциалом в полной мере обладают средства обучения и технологии на основе ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), так как именно они смогут обеспечить индивидуализацию обучения, адаптивность к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, использование информационного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д.

Новые образовательные стандарты включат в себя требования к кадровым, учебно-методическим, материально-техническим условиям осуществления образовательной деятельности. Не все школы соответствуют этим требованиям. В этой ситуации дистанционные технологии позволяют реализовать взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивая возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, теоретическую, методическую и информационную поддержку педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций

Наибольшими возможностями для реализации образовательного процесса обладают среды, созданные с помощью систем управления знаниями. В такой информационной образовательной среде автоматизируется весь учебно-воспитательный процесс, предоставляется возможность реализации любой педагогической технологии.

Создание школьной образовательной среды с помощью средств информационно-коммуникационных технологий – еще один шаг к созданию единой для школы и вуза образовательной среды, «что имеет важное значение для сближения, интеграции этих ступеней образования, подготовки выпускников школы к обучению в вузе»[1].

В разработанной информационно-образовательной среде, реализованной нами в системе управления обучением (Learning Management System – LMS): http://school1397.dnsjschool.com представлено содержание курса информатики и ИКТ для 5–7 классов на основе учебников и методического пособия Л.Л. Босовой. Тематические блоки для 5-го класса:

  • «Компьютер для начинающих» – основные сведения об устройствах компьютера и пользовательском интерфейсе.
  • «Информация вокруг нас» – знакомство с информационными процессами.
  • «Информационные технологии» – основы подготовки текстовых, графических и мультимедийных документов.

Тематические блоки для 6-го класса:
  • «Компьютер и информация» – основы представления информации в компьютере.
  • «Человек и информация» – представление о способах познания человеком окружающего мира, знакомство с формами мышления.
  • «Элементы алгоритмизации» – обобщение бытовых представлений об алгоритмах и исполнителях.

Тематические блоки для 7-го класса:
  • «Объекты и системы» – знакомство с объектно-ориентированным подходом и системным анализом.
  • «Информационное моделирование» – начала информационного моделирования.
  • «Алгоритмика» – расширение представлений об алгоритмах и исполнителях, программное управление исполнителями.

Каждая тема приведённых для примера блоков может быть гораздо расширена и доработана за счёт предоставляемых возможностей систем дистанционного обучения [2].

На основе реализации структуры урока комбинированного типа в курсе информатики и ИКТ предполагается последовательная реализация следующих этапов:

1) организационный момент;

2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов проверяется в форме беседы, обсуждения;

4) прохождение тестирования по изученной теме;

5) изучение инструкции для прохождения нового материала;

6) выполнение практического задания с помощью средств ИКТ (работа на клавиатурном тренажере или в виртуальной лаборатории, выполнение заданий компьютерного практикума и др.);

7) итоговое тестирование по изученному материалу урока, основанному на технических средствах обучения;

8) подведение итогов урока;

9) задание домашнего задания – выносится на дистанционную форму обучения.

Внедрение технологии интегрированного обучения проводилось нами в средней общеобразовательной школе № 1397 поэтапно. На первом уроке информатики учащиеся знакомятся с назначением, содержанием и навигацией предметного сайта «Информатика и ИКТ». Затем они получают свои логины, пароли, используя адрес электронной почты, затем выполняют первое задание, которое заключается в запуске системы управления знаниями «Moodle», выполнении входа в систему под своим логином и паролем, обзоре материалов, представленных на предметном сайте и выполнении заданий первого урока «Техника безопасности в компьютерном классе». На этом же уроке дети получают навыки, необходимые для самостоятельной работы в системе. После этого они имеют возможность выполнения домашней работы в системе, что позволяет увеличить долю самостоятельной работы учащихся.

Применение модели интеграции очной и дистанционной форм обучения открыло принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью, позволило значительно увеличить объем воспринимаемой информации, существенно расширить рамки самостоятельной творческой, даже исследовательской, деятельности учащихся, обеспечило дифференциацию обучения.

Список литературы:

1. Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. 192 с.

2. Босова Л.Л. Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям младших школьников. Автореф. дис на соиск. учён. степ. докт. пед. наук. М., 2010. 47 с.

__________________________

Евгений Валерьевич Коньков

Аспирант МПГУ, кафедры Теории и методики обучения информатике (ТМОИ).

Окончил Московский Педагогический Городской Университет (МПГУ) в 2007. Преподает информатику в Ржавской средней общеобразовательной школе, учится в аспирантуре МПГУ на кафедре теории и методики обучения информатике (ТМОИ).


&copy Информационное общество, 2011 вып. 3, с. 45-47.