Междисциплинарные аспекты проблем развития информационного общества. Часть 2
Вершинская О.Н., Ершова Т.В.

Междисциплинарные аспекты проблем развития информационного общества. Часть 2. Изучение проблем информационного общества в России

_________________________

О.Н. Вершинская, Т.В. Ершова



Вершинская Ольга Николаевна

Доктор экономических наук
Заведующая Лабораторией социальных проблем развития информационного общества Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Ершова Татьяна Викторовна

Генеральный директор Института развития информационного общества
Главный редактор журнала «Информационное общество»
Член группы советников высокого уровня Глобального альянса по использованию ИКТ в целях развития

Аннотация. В данной статье предпринята попытка проанализировать основные направления научных и прикладных зарубежных и отечественных исследований в различных сферах, относящихся к проблематике «информационного общества», или «общества знаний», осуществленных в последние 7–8 лет (2003–2010 гг.). Точкой отсчета здесь послужило проведение под патронажем ООН Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, по итогам которой было скорректировано стратегическое видение процессов формирования информационного общества на глобальном уровне. В работе выявлены наиболее актуальные и перспективные для России направления междисциплинарных исследований по этой тематике (включая совместные исследования российских и иностранных ученых), обоснована необходимость их развития и стимулирования. Предложено новое направление исследований – «Изучение социальных последствий распространения ИКТ».

Ключевые слова: информационное общество, социальные последствия распространения ИКТ, социокультурные факторы экономического / инновационного развития, пользователи ИКТ, использование информационных продуктов и услуг, новые риски.

Исследовательские приоритеты до начала XXI века

До определенного времени в советской и российской науке в рамках интересующей нас тематики преобладали исследования в области информатики1 и концептуализация деятельности в сфере «информатизации». Особенности развития информатики как науки обстоятельно изложены в заслуживающей внимания недавней статье Е.В. Горбуновой [11], где также обозначены наиболее перспективные направления развития данной науки, поэтому здесь мы эти вопросы не рассматриваем.

Если говорить об изучении собственно проблем информационного общества, то оно стало актуальным для наших ученых только с середины 1990-х годов. Здесь явно просматриваются пять основных направлений исследований:

  • философские аспекты (И.Ю. Алексеева, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян);
  • информационная политика (Ю.А. Нисневич, А.Н. Райков, Ю.Е. Хохлов, Д.С. Черешкин);
  • правовые аспекты (И.Л. Бачило, Б.В. Кристальный, М.В. Якушев);
  • социально-экономические аспекты (Е.Л. Вартанова, О.Н. Вершинская, Т.В. Ершова, Я.Н. Засурский, К.К. Колин, А.Н. Райков, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник);
  • аспекты информационной безопасности (А.А. Стрельцов, В.Н. Цыгичко).

Достаточно подробно о работах ведущих отечественных исследователей, предпринятых вплоть до первых лет нового века, излагается в книге одного из авторов данной статьи [12], поэтому мы также позволяем себе не останавливаться на них подробно, отослав к указанному произведению наших читателей, а предпочитаем сосредоточиться, как и в предыдущем разделе, на результатах соответствующих исследований последних 7–8 лет.

Журнал «Информационное общество»

Междисциплинарный научно-аналитический журнал «Информационное общество»2 – это единственное российское периодическое издание, специализирующееся на комплексной проблематике развития информационного общества и общества знаний. В период 2003–2010 гг. в журнале было опубликовано свыше 500 статей и других материалов по широкому кругу релевантных тем.

Почти треть всех работ посвящена использованию ИКТ в различных областях человеческой деятельности, из которых примерно 40% рассматривают вопросы формирования электронного правительства, около 20% освещают проблемы электронного образования/обучения (в том числе инвалидов), менее 8% рассматривают вопросы электронного здравоохранения, столько же – использования интернета/веба.

Более 16% всех публикаций журнала посвящены вопросам политики развития информационного общества, причем почти половина из них касается национального уровня (преимущественно России и других стран СНГ) и почти четверть из них – вопросам развития многосторонних процессов (консультаций, партнерств и т.д.).

Удельный вес статей, рассматривающих вопросы развития науки и инноваций, различных технологий информационного общества, человеческого потенциала, а также правовые и законодательные аспекты развития информационного общества (особенно на национальном и региональном уровнях), экономические аспекты развития информационного общества, весьма невелик: 5–6%.

Менее 5% составляет доля публикаций по каждой из следующих тем: доверие и безопасность при использовании ИКТ (включая проблемы информационной безопасности), социальные аспекты развития информационного общества, мониторинг развития информационного общества, преодоление информационного неравенства, доступность ИКТ и информации (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья). Менее 3% – доля каждой из таких тем как: философские аспекты развития информационного общества, развитие международного сотрудничества, инфраструктура информационного общества, психологические аспекты развития информационного общества, развитие благоприятной деловой среды, гуманитарные аспекты развития информационного общества.

Еще меньше – от 2% до полупроцента – составляет удельный вес публикаций, посвященных каждой из следующих тем: проблемы контента в Сети; многоязычие; использование ИКТ для развития экономики (в том числе электронное ведение бизнеса; развитие рынка ИКТ и инфокоммуникаций), ИКТ и культура, а также ИКТ в повседневной жизни людей; подготовка специалистов в сфере ИКТ; формирование среды электронного взаимодействия; развитие электронных СМИ; распространение спама и др.

Диссертационные исследования в период 2003–2009 гг.

Для понимания общей ситуации в исследовательской сфере по интересующему нас направлению нам показалось логичным в первую очередь проанализировать данные об имеющихся в России диссертационных работах по информатике, ИКТ, развитию информационного общества и экономики знаний начиная с 2003 г. 3

Большинство отечественных диссертаций в области информатики и ИКТ (а их подготовлено в 2003–2009 4 гг. около 800), посвящено техническим и программным средствам, а также различным методам, моделям и алгоритмам, то есть тем проблемам, которые в настоящее время составляют основное содержание российской информатики [13]. Также велика доля работ, посвященных обучению информатике в школах и вузах. Имеется заметное количество исследований по проблемам управления предприятиями различных отраслей и обучения различных категорий учащихся с помощью информационных технологий, а также обучения специалистов в сфере информационных технологий и обучения специалистов в различных областях использованию информационных технологий. Проблемам социальной информатики, понятие которой в это время уже прочно вошло в научный оборот [14], уделено совсем незначительное внимание. Можно также сделать вывод о том, что российскими исследователями изучаются преимущественно информационные, а не информационно-коммуникационные технологии, как в остальном мире, так что проблемы пользователей этих технологий пока остаются у нас без должного внимания.

Мы поставили перед собой отдельную задачу изучения ситуации с диссертационными исследованиями по комплексной проблематике развития информационного общества и экономики знаний. Анализ показал стабильный рост количества подготовленных диссертаций на эту тему с 2003 по 2008 5 г. Так в 2003 г. было выполнено всего 3 диссертации (2 кандидатские и 1 докторская), в 2004 г. – 5 (4 кандидатские и 1 докторская), в 2005 г. – 5 (3 кандидатские и 2 докторские), в 2006 г. – также 5 (3 кандидатские и 2 докторские), в 2007 г. – 16 (11 кандидатских и 5 докторских), в 2008 г. – 19 (16 кандидатских и 3 докторских). По 2009 г. имелась информация лишь о 6 (4 кандидатских и 2 докторских) диссертациях. Соотношение докторских и кандидатских диссертаций составляет примерно 1:4.

С точки зрения областей знаний, по которым защищались диссертации, имеет место следующая ситуация:

  • экономические науки – 39 (66,1%);
  • философские науки – 10 (16,9%);
  • социологические науки – 4 (6,8%);
  • педагогические и политические науки – по 2 (по 3,4%)
  • технические и филологические науки – по 1 (по 1,7%).

Отрадно отметить достаточную географическую широту исследований: диссертации были защищены в 22 регионах Российской Федерации. Безусловным лидером здесь является Москва, за которой с большим отрывом следует северная столица. Общая картина здесь выглядит так:
  • Москва – 22 (37,3%);
  • Санкт-Петербург – 9 (15,3%);
  • Краснодарский край, Саратовская область – по 3 (по 5,1%);
  • Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ставропольский край, Оренбургская область – по 2 (по 3,4%);
  • Чувашская Республика, а также Волгоградская, Ивановская, Нижегородская, Омская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тульская, Челябинская области, Ярославская область – по 1 (по 1,7%).

Тематика диссертационных исследований охватывает следующие направления:
  • становление информационного общества (факторы, влияющие на него и факторы его влияния на различные сферы деятельности; институциональные параметры);
  • глобализация (влияние на развитие экономики);
  • формирование экономики информационного общества / экономики знаний / сетевой экономики (теоретические основы, механизмы, управление, регулирование, инфраструктура, образовательная специфика);
  • философские аспекты информационного общества (культура и власть, ИКТ в деятельности личности, тенденции развития информационного общества);
  • социологические аспекты информационного общества (национально-культурные особенности электронной коммуникации, гендерные детерминанты, формирование сообществ);
  • политические аспекты информационного общества (международные отношения);
  • развитие человеческого потенциала (информационная культура личности, подготовка специалистов в сфере ИКТ);
  • использование ИКТ для развития (в том числе в сферах экономики и бизнеса, государственного управления; различные приложения интернета);
  • информационная индустрия (специализация стран, рынок ИКТ, международные совместные предприятия в сфере ИКТ, производство информационных благ).

Одной из причин усиления интереса российских ученых к изучению проблем развития информационного общества, являлся, по нашему мнению, процесс подготовки и проведения ВВУИО (2000-2005). Резкое увеличение числа диссертационных работ в 2007–2008 гг. мы связываем и с разработкой в 2006 г., широким общественным обсуждением в 2007 г. и утверждением Президентом РФ в самом начале 2008 г. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Таким образом, принятие политических решений на глобальном и национальном уровнях представляется важным фактором, стимулирующим исследования в сфере развития информационного общества, или общества знаний.

Направления исследований, требующие наибольшего внимания

К сожалению, обратный процесс, при котором обнародование результатов научных исследований влияло бы на политическую риторику, корректировку политических приоритетов, принятие стратегических и программных решений общенационального значения, у нас практически не прослеживается, что свидетельствует об огорчительной слабости взаимодействия власти с другими заинтересованными сторонами, прежде всего, научным сообществом.

Буквально до последнего времени на всех уровнях государственного управления – от общенационального до муниципального – речь шла в основном об «информатизации», традиционно рассматривавшейся в России как технический процесс, как проникновение ИКТ во все сферы человеческой деятельности. Но информационное общество – это, прежде всего, люди [15]. Происходящая в нем интенсификация использования информации и знаний представляет собой социальный процесс, оказывающий глубокое воздействие как на общество в целом, так и на отдельную личность. Однако до сего дня многие социальные и гуманитарные проблемы развития информационного общества остаются вне поля зрения российских политиков и ученых. В частности, в России практически не изучается такая серьезная научная проблема, как социальные последствия распространения ИКТ. Ее важными аспектами являются следующие:

  • появление новой компьютерной культуры и нового вида грамотности; трансформация понятий «культура» и «грамотность», возникновение новой культуры общения;
  • поведение пользователей ИКТ;
  • электронизация сферы услуг, а также специфика потребления информационных товаров и услуг;
  • использование ИКТ детьми, молодежью, пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • цифровой раскол общества;
  • появление новых рисков и опасностей;
  • изменения в образе и стиле жизни людей и др.

Все эти проблемы непосредственно связаны с развитием информационного общества, и их изучение необходимо для ускорения социально-экономического и гуманитарного развития страны.

Еще одна важная научная проблема – использование информации. Независимо от формы представления она лежит в основе всякой человеческой деятельности. Использование информации и общение – это неотъемлемые функции человеческого сознания, а ИКТ значительно усиливают их, поэтому изучение влияния ИКТ на реализацию этих функций имеет принципиальное значение.

Информационная экономика – это инновационная экономика, главным ресурсом которой является человек, его способности, навыки, возможности. Потребление электронной информации и соответствующих информационных услуг определяется не только наличием техники, но и различными социокультурными и социально-психологическими факторами, роль которых в социальной динамике возрастает. Они также нуждаются в обстоятельном изучении.

В наше время появилась новая концепция прогресса: «от экономического роста к устойчивому социальному развитию». Цели и задачи развития сегодня характеризуют не только экономические, но и различные социальные показатели, связанные с благополучием и благоденствием человека. В связи с этим встает проблема изучения социальных возможностей и опасностей, которые несет с собой использование ИКТ. Это важно по целому ряду причин, в том числе демографических – ведь российское общество неуклонно стареет.

По данным доклада ПРООН 2009 года [16] количество населения России будет все сильнее сокращаться в 2009–2025 годах, причем особенно будет уменьшаться доля населения в трудоспособном возрасте. Эту демографическую ситуацию изменить нельзя, но к ней нужно приспосабливаться. В развитых странах, для которых эта проблема не менее актуальна, ее решают именно с помощью ИКТ. В частности, из-за сокращения количества населения в трудоспособном возрасте и увеличения доли старших возрастов в общем числе работающих принимаются меры к расширению системы дополнительного профессионального обучения, не в последнюю очередь опирающейся на онлайновые инструменты. Кроме того, наличие специализированных виртуальных социальных сетей и сервисов помогают достаточно эффективно решать проблемы социальной адаптации людей, в силу возраста прекративших трудовую деятельность. Изучение особенностей социальной интеграции людей старшего возраста в условиях формирующегося информационного общества, поиск ее новых форм и инструментов – еще одна важная научная проблема.

Демографические изъяны позволяет уменьшить международная миграция, однако, по мнению экспертов, к этой новой для России роли миграции должны приспособиться и массовое сознание, и социальные институты, и государственные учреждения. В контексте адаптации мигрантов необходимо решать целый ряд задач, связанных с усилением человеческого потенциала. Одной из них является профессиональная подготовка мигрантов, важнейшими составляющими которой становятся обеспечение компьютерной грамотности и развитие навыков использования ИКТ.

Вышесказанное, наряду с множеством других проблем социальной реабилитации и адаптации, свидетельствует о необходимости расширения привычных представлений о человеческом потенциале. Оценка человеческого развития сегодня невозможна без показателей использования ИКТ, потому что под воздействием ИКТ происходят серьезнейшие личностные изменения:

  • формируются новый взгляд на самих себя и новая система ценностей;
  • происходят изменения в познавательных способностях человека;
  • возникает новое понимание коммуникативной свободы;
  • трансформируются образ и стиль жизни (меняется отношение ко времени, стираются границы между работой и домом, завоевывает популярность энергоэффективный стиль жизни и мн. др.);
  • виртуализируется потребление, прежде всего, потребление услуг.

На этом фоне идет становление локальных и глобальных электронных сообществ, появляются новые формы межличностной коммуникации, кардинальным образом расширяются возможности улучшения условий жизни социально ущемленных групп населения. Но при этом также возникают новые, прежде не существовавшие, социальные риски.

Долгое время считалось, что информатизация – это исключительно позитивный процесс. Однако сегодня уже стало очевидным, что проникновение ИКТ во все сферы человеческой жизни чревато усилением информационного неравенства 6, языковой и культурной унификацией, новыми формами нехимической поведенческой зависимости (аддикцией к ИКТ), небезопасным воздействием «вредоносного» контента на незрелые умы, киберпреступностью и многими другим проблемами, которые не минуют и Россию. Представляется, что без нового ракурса рассмотрения процесса информатизации, без изучения возможностей и ограничений человека, использующего / не использующего ИКТ, без реализации мер по усилению позитивных и снижению негативных факторов воздействия ИКТ Россия вряд ли сможет войти в число стран-лидеров глобального информационного общества, не жалеющих средства на научные исследования в этой сфере.

В нашей стране началось обсуждение проблемы информационного неравенства, но пока это касается только первой волны этого явления. Мир, однако, уже столкнулся со второй волной цифрового раскола общества: неравенством в умении использовать технологии, неравенством в глубине и качестве этого использования. Помимо этого, углубляется социальная дифференциация по принципу вхождения в виртуальный мир. По мнению ученых, без вмешательства государства это может отбросить нас к древнему расслоению общества на «жрецов и народ». Внимания и воздействия государства требует также решение проблемы информационного неравенства территорий.

Электронная деятельность осуществляется в виртуальной среде, но последствия этой деятельности ощутимы в реальном мире. Происходит глобальный перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Искусственный цифровой мир становится частью современного общества. Появились новые социальные тенденции, новые стандарты поведения, новое понимание комфорта, новые виды деятельности, новая мораль, новая элита, новая культура.

Но есть и обратная сторона медали: часть общества по каким-то причинам отвергает использование ИКТ. Изучение этих причин, а также определение адекватной роли государства в стимулировании использования ИКТ, информации и знаний гражданами для всестороннего раскрытия их потенциала – очередной вызов для научного сообщества.

В Стратегии развития информационного общества в РФ [17] есть раздел, посвященный сохранению культуры и развитию системы культурного и гуманитарного просвещения с помощью ИКТ. Последней проблеме в нашей стране уделяется очень мало внимания, однако именно в этой сфере открываются целые направления научных исследований и научно-популярной деятельности, содействующей развитию человеческого потенциала.

Усиление значимости креативности и знаний в достижении успеха в современном мире задает поворот к анализу имеющихся психологических и культурных форм. Культурно-психологические аспекты распространения ИКТ – это новый для России курс исследований, требующий междисциплинарного подхода.

Помимо перечисленных в этой работе проблем, заслуживающих внимательного и искушенного взгляда, имеются и те, что отражают неочевидные процессы, происходящие в обществе благодаря воздействию ИКТ. В качестве примера можно привести мысль, высказанную недавно одним российским блоггером [18]. В общем и целом она сводится к тому, что нынешняя социальная реальность больше не создается «социальными отношениями», «социальными структурами», «социальными действиями», но творится «социальными событиями». В качестве примера приводится «блоговая реальность», которая, как убежден автор, требует отказаться от метафоры «площадок», на которых сталкиваются интересы и вырабатывается общий взгляд на вещи. В блогах, считает он, нет площадок в прежнем социологическом смысле – там есть только «блоговые события», вокруг которых все и происходит. По мнению автора, интернет-язык – это «язык события», а не «язык общения», не «язык времени», не «язык места», причем каждое событие творит свой язык, отличный от коллективных языков и от индивидуальных языковых особенностей.

Верность этой мысли подтвердится или не подтвердится научной дискуссией, каковой заслуживает любая тема, поднятая исследователями в контексте фундаментальных трансформаций, происходящих в информационном обществе, или обществе знаний.

Заключение

Предпринятая попытка анализа исследований в сфере развития информационного общества показала большое разнообразие подходов к их предметам и целям на различных уровнях (глобальный, региональный, национальный, корпоративный). Большая часть исследовательских усилий в этой сфере сосредоточена в прикладной области, что задает их сильную зависимость от политических и социально-экономических факторов.

В целом можно сделать вывод о том, что формирование комплексной научной проблемы «информационное общество», или «общество знаний» является задачей, весьма актуальной для всех перечисленных уровней. Данная проблема требует уточнения предмета исследований и его связи с другими областями знания, создания собственной онтологии и классификации, уточнения и гармонизации терминологии.

Необходимо усиление фундаментальных исследований, направленных на выявление феноменов, факторов и тенденций, порождаемых информационно-технологической революцией и способных радикальным образом изменить жизнь людей в лучшую или, напротив, худшую сторону.

Также необходимо качественным образом изменить ситуацию с международным сотрудничеством в этой сфере с тем, чтобы ученые любой страны могли участвовать в свободном обмене результатами исследований на глобальном уровне.

В России изучение различных аспектов развития информационного общества носит разрозненный характер и отражает индивидуальные научные интересы авторов. Между тем, в Стратегии развития информационного общества в РФ очерчены приоритетные направления действий, реализация которых требует серьезной научной поддержки, что в сегодняшней ситуации означает необходимость существенной интенсификации по крайней мере прикладных исследований по целому ряду областей, в том числе физико-математических, биологических, технических, философских, филологических, географических, юридических, педагогических, психологических, социологических, политических наук, культурологии. Требуется и продолжение работы в области экономических наук с акцентом на проблемы измерения информационного общества в России и гармонизацию его инструментария с международным, на изучение особенностей экономики информационного общества, в том числе рынка и характера труда и специфики производства и потребления.

В силу традиций исследований, сложившихся в советское время, зияющие пробелы в российской науке образовались в гуманитарной сфере. Это утверждение можно с полным правом распространить на изучение гуманитарных аспектов развития информационного общества. По нашему мнению, (именно) сюда также следовало бы направить основные усилия заинтересованных ученых и средства государственного бюджета на фундаментальные исследования.

В рамках этой проблематики можно выделить направление «гуманитарная информатика», так как термин социальная информатика уже занят [19], а можно ввести новый раздел в понятие «социальная информатика». Представляется важным ввести новое направление: «Социальные последствия распространения новых технологий», где в настоящее время остро ощущается дефицит научных исследований.

Считаем, что проведение исследований по междисциплинарной проблеме развития информационного общества должно стать разделом готовящейся государственной программы «Информационное общество» до 2020 года, а также включено в программу фундаментальных исследований, проводимых в рамках Российской академии наук и поддерживаемых Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом.

Литература

1. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии». Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 12 декабря 2003 г.

2. План действий. Принят на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 12 декабря 2003 г.

3. Тунисское обязательство. Принято на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Тунис, 15 ноября 2005 г.

4. Тунисская программа для информационного общества. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Тунис, 15 ноября 2005 г.

5. Состояние исследований по проблемам информационного общества / Кейм Боафо (неофиц. пер. на русской язык Е.И. Кузьмина, В.Р. Фирсова). СПб., 2004.

6. A Digital Agenda for Europe: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions / European Commission. COM(2010) 245. Brussels, 19.05.2010.
http://ec.europa.eu/information_society/digital-agenda/documents/digital-agenda-communication-en.pdf

7. CROSSROAD: A Participative Roadmap for ICT Research in Electronic Governance and Policy Modelling. ICT-2009.7.3 ICT for Governance and Policy Modelling. FP7-ICT-2009-4 Support Action (SA) Project. Deliverable D2.2: Visionary Scenarios Design. Envisioning Digital Europe 2030.

8. The Information Society – An International Journal. Publisher: Taylor and Francis, Philadelphia, U.S.A.
http://www.indiana.edu/~tisj/index.htm

9. Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М.: АСТ, 2008.

10. Интервью с Элвином Тоффлером // Новая технократическая волна на Западе: сборник. М.:, Прогресс, 1986.
http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2006/2502

11. Горбунова Е.В. Особенности развития информатики как науки // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2010. № 6. С. 6-14.

12. Ершова Т.В. Информационное общество – это мы! М.: 2008. 510 с.

13. Юсупов Р.М. Состояние и перспективы развития информатики и информационных технологий//Тезисы пленарных докладов IV Петербургской встречи лауреатов Нобелевской премии. Санкт-Петербургский научный форум «Наука и общество. Информационные технологии». 21-25 сентября 2009. СПб., Россия

14. Колин К.К. «Социальная информатика. Учебное пособие для ВУЗ’ов. М., Академический проект, 2003. 350 с.

15. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М., Наука, 2007.

16. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009: энергетика и устойчивое развитие. М., 2010. 180 с.
http://www.undp.ru/documents/NHDR_2009_Russian.pdf

17. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г., № Пр-212).
http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

18. Штрихи к новому портрету социальной реальности: события вместо площадок.
Запись в блоге пользователя «Лангобард» http://langobard.livejournal.com/2862318.html

19. Вершинская О.Н., Махрова О.Н. Гуманитарная информатика // Информационное общество. 2009. № 1. С. 50–56.

СНОСКИ

1 В широком смысле информатика (ср. со сходными по звучанию и происхождению нем. Informatik и фр. informatique, в противоположность традиционному англоязычному термину computer science – компьютерные науки – в США или computing science – вычислительная наука – в Великобритании) есть наука о вычислениях, хранении и обработке информации.

2 Журнал издается Институтом развития информационного общества совместно с Российской инженерной академией с 1999 года. В 1989 году он начал выходить как «Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники», а в 1997 году получил свое сегодняшнее название.

3 Источник: Открытая электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ) – http://diss.rsl.ru/?lang=ru

4 На момент написания данной статьи в Открытой электронной библиотеке диссертаций РГБ были представлены данные с 2003 по 2009 г. включительно, причем формирование данных по 2009 г. не было завершено.

5 Поскольку данные по 2009 г. на момент написания данной статьи были неполны, делать выводы о росте или, напротив, снижении интереса к тематике информационного общества в этом году мы сочли преждевременным.

6 Для обозначения нового вида социально-экономического неравенства, связанного с неравными возможностями доступа к ИКТ, информации и знаниям, используются различные метафоры, например, «цифровой раскол», «цифровой разрыв», «цифровая пропасть» и т.п.


&copy Информационное общество, 2010, вып. 6, с. 30-37.