О журнале
Рекомендации
Материалы методического семинара, состоявшегося 16 апреля 2010 г.
Миклушевский В.В.
_______________________
Миклушевский В.В.
Миклушевский Владимир Владимирович
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий Совета при президенте РФ по развитию информационного общества в РФ
Информатизация образования является частью того глобального процесса перехода к информационному обществу, о котором мы сегодня уже говорили на нашем семинаре.
Основные направления развития и внедрения ИКТ в сфере образования и науки включают в себя комплекс мероприятий, реализация которых предполагает совершенствование как технологий в сфере образования и науки, так и содержательной работы, а также методическую поддержку участников всех ступеней образовательного процесса.
Хочу напомнить, что реализация этих мероприятий предусмотрена Концепцией формирования электронного правительства и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации. В соответствии с планом реализации Стратегии Минобрнауки России запланировано мероприятие, которое называется «Создание условий для повышения компьютерной грамотности населения». Я хочу более подробно остановиться на этой теме, потому что она представляется наиболее важной. Начну с того, что происходит в школах, потому что совершенно очевидно, что ИКТ-компетенции надо закладывать именно с раннего возраста.
В 1990-е годы в школах на один компьютер приходилось 40 учеников. Сейчас этот показатель намного улучшился: в некоторых регионах на один компьютер приходится 11-15 школьников. Но дело даже не в том, что надо приобретать «железо». Самое главное, чтобы компьютеры, которые приобретаются в школы, не стояли мертвым грузом!
Для решения поставленных задач мы двигаемся в нескольких направлениях. Первое направление, и вы об этом хорошо знаете, – это подключение всех 52 тысяч школ к интернету. Сейчас мы передали это на региональное финансирование. Тем не менее, Минобрнауки осуществляет контроль за текущим состоянием, дабы быть уверенным в том, что ничто профинансированное из федерального центра не пойдет прахом.
Вторая важная часть нашей работы – это создание электронного контента. Сейчас уже есть довольно большая коллекция цифровых образовательных ресурсов – более 100 тысяч. Это и содержание уроков, и учебники, и оцифрованные произведения музыкальной, художественной и живописной классики. Электронные образовательные ресурсы нового поколения находятся в федеральной сети и доступны любому желающему для бесплатного использования. Таким образом, контентному направлению мы придаем очень большое значение, но я хотел бы подчеркнуть, что одних усилий федерального центра явно недостаточно. Для успешной работы необходимо партнерство государственного и частного секторов, а также широкое привлечения регионов к этим процессам.
Здесь имеется как минимум два аспекта. Во-первых, федеральных ресурсов не хватит, чтобы поспеть за быстроменяющимся содержанием образовательного контента. Во-вторых, в силу того, что учитель обладает и должен обладать достаточной долей самостоятельности в преподавании материала, контент, который создается на федеральном уровне, должен представлять собой некий инвариант. В каждой конкретной школе учитель должен иметь возможность добавить вариативную часть в рамках основной образовательной программы. Именно из этой идеологии мы исходим и считаем, что это ключ к успеху внедрения электронных образовательных ресурсов в деятельность школы.
Кстати, хочу подчеркнуть, что это означает определенную систему управления качеством: электронный инвариант сам по себе будет гарантией того, что предмет будет преподаваться в каждой школе с одинаковым качеством независимо от уровня подготовки персонала.
Конечно, очень важно говорить о подготовленности учителей к внедрению новых технологий образования. И здесь речь идет не только о подготовленности учителей с точки зрения владения навыками использования ИКТ. Внедрение электронных образовательных ресурсов в школьную программу – это, прежде всего, пересмотр парадигмы образования. Это совершенно другая методика преподавания, и мы это осознаем.
Хочу сказать, что сейчас очень серьезное внимание уделяется повышению квалификации учителей. Каждый год свою квалификацию повышают примерно 250 тысяч учителей, и каждый учитель раз в 5 лет должен пройти соответствующие курсы, осваивая при этом новые компетенции. Но мы считаем, что этого недостаточно, и в этом году запускаем масштабный проект, рассчитанный на несколько лет. Проект предполагает специальное обучение учителей именно применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Как я уже сказал, это связано с серьезным изменением парадигмы преподавания, дидактики и методологии.
Далее я хотел бы сказать несколько слов о том, что в федеральных государственных образовательных стандартах – как для общеобразовательной школы, так и для разных ступеней профессионального образования – уже заложены требования к ИКТ-компетенции. Причем хочу подчеркнуть, что эти требования касаются абсолютно всех направлений подготовки, а не только подготовки специалистов в области информационных технологий. Считаю это принципиально важным.
Еще одна тема, которой я хотел бы кратко коснуться, – это масштабное внедрение проекта, который начался в 2009 году и будет продолжаться четыре года. Это подготовка и дистанционное обучение детей-инвалидов. Такие дети представляют достаточно большую часть нашего общества, и, повзрослев, они должны стать полноценными гражданами. Они должны иметь возможность получить необходимое образование и в его рамках приобрести ИКТ-компетенции. В нашем проекте реализация этих задач удачным образом сочетается.
Общая стоимость этого масштабного федерального проекта как части национального проекта «Образование» составляет 8,5 миллиардов рублей, и он покрывает всю страну. Предполагается охватить примерно 20 тысяч детей с ограниченными возможностями. Хочу подчеркнуть, что идеология этого проекта состоит в том, что мы в рамках федерального финансирования обеспечиваем этих детей с 1-й по 11-й класс соответствующими компьютерами, программным обеспечением, осуществляем методическую поддержку в виде специальных центров. Далее регионы должны будут это поддерживать, и это принципиально, т.к. этот проект – не разовый, а, что называется, на всю жизнь.
Я охарактеризовал то, что сейчас делается в системе образования, куда первоначально попадает ребенок. Потом он переходит в систему начального, среднего или высшего профессионального образования, затем выходит во взрослую жизнь и начинает свою трудовую деятельность.
Отдельно я бы хотел сказать о некоей, если можно так выразиться, группе риска. Это люди от 45 лет и старше, которые, когда они обучались, еще не имели тех возможностей, о которых я сейчас говорил. Мы, безусловно, должны думать об этих людях. Считаю, что для них мы должны создать возможности овладения этими компетенциями. О чем идет речь?
Моя точка зрения состоит в том, что мы должны разделить эту группу населения, может быть, на две крупные категории. Одна из них – это те люди, которые должны получить ИКТ-компетенции непосредственно в процессе работы с теми электронными ресурсами или с услугами электронного правительства, которые мы с вами запускаем. Например, придя к инфомату, расположенному в отделении связи или в государственном учреждении, они должны за счет интуитивно понятного интерфейса иметь возможность быстро и, возможно, помощи со стороны сотрудников, которые этот инфомат обслуживают, оперативно освоить этот интерфейс. Мы должны исходить из того, что часть населения, возможно, не захочет глубоко погружаться в изучение тех или иных компьютерных премудростей.
Вторая часть населения, возможно, захочет иметь более углубленные знания, для того чтобы, например, заказывать билеты на самолет посредством компьютера или бронировать гостиницу, или пользоваться какими-то другими, более сложными услугами. Мы должны предоставить такую возможность и обеспечить освоение новых компетенций. Эта работа, как мне представляется, может идти также в двух направлениях.
Первое – это возможности дополнительного профессионального образования. Прежде всего, речь идет о том, что население должно приобретать эту услугу за свой счет, а мы должны обеспечить такую возможность.
Второе направление заключатся в том, что часть населения должна иметь возможность бесплатно освоить эти новые компетенции посредством интернета и тех электронных образовательных ресурсов самообучения, которые будут выложены в Сети.
Кстати говоря, я не думаю, что сообщаю какую-то новость, потому что очень многие вендоры идут ровно по этому пути. На сайтах многих вендоров выложены образовательные ресурсы, которые позволяют освоить их продукцию. Мы должны сделать то же самое, для того, чтобы население могло освоить продукцию, которую создаем мы. Речь идет, прежде всего, об электронном правительстве.
Вторая часть моего выступления касается электронных государственных услуг.
Все знают, что мы сейчас реализуем на федеральном уровне те задачи, которые заложены в Распоряжении от 17 октября 2009 г. № 1555-р о переходе на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. За Министерством образования и науки закреплены несколько направлений. Они связаны с лицензированием и аккредитацией, приемом граждан в высшие, средние и специальные учебные заведения и предоставлением информации о документах образования.
Однако сегодня самая главная тема нашего обсуждения это легализация услуг электронного правительства в регионах. Поэтому акцент я сделаю на Распоряжении Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р, утверждающем сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также их учреждениями. Я хочу показать, каким образом Минобрнауки намерено эту часть работы организовывать.
Дело в том, что те задачи, которые прописаны в этом распоряжении, пересекаются с задачами федерального уровня. И мы считаем, что те технологические решения в части лицензирования и аккредитации, которые мы выработаем на федеральном уровне, мы совершенно спокойно сможем передать регионам. Это будет правильно, тем более что вся нормативная база абсолютно идентична. Если мы говорим о лицензировании, например, Рособрнадзора на федеральном уровне, или управления образования на уровне региональном, то нормативная база одна и та же.
То же может касаться и поступления граждан в учебные заведения среднего или высшего образования. Конечно, школы будут свои особенности, и мы это осознаем. Поэтому сейчас мы анализируем те решения, которые созданы в регионах, и в дальнейшем будем активно сотрудничать с регионами в этом вопросе, чтобы не изобретать велосипед.
И последнее: обеспечение доступа к информации. Вероятно, одна из услуг будет одной из наиболее востребованных и массовых – это предоставление информации о текущей успеваемости учащихся, ведение электронного дневника, электронного журнала успеваемости и т.п.
На сегодня мы уже проанализировали и некие решения, которые уже созданы в регионах, в частности в Башкортостане, и те коммерческие продукты, которые есть на рынке. По итогам работы мы сделали для себя достаточно простой, но очень важный для понимания вывод, который состоит в том, что эти продукты тогда будут иметь успех, когда в них будут заинтересованы разные категории потребителей.
В этом должны быть заинтересованы учителя, которые будут иметь возможность более легкого ведения дневника учащегося. В этом должны быть заинтересованы ученики, родители, а также производители контента.
Многие системы, которые мы изучали, сильно помогают родителям. Например, родитель может получать сервис в виде СМС-сообщения на свой мобильный телефон о том, какую оценку получило сегодня его чадо.
Еще один важный аспект, который я хочу упомянуть, – это работа с органами управления образованием в субъектах федерации. Наш опыт распространения продукта «первой помощи», где есть модуль управления школой, показал, что пока нет заинтересованности органа управления образованием и нет, если можно так выразиться, некоего кнута, то продукт в школах внедряется гораздо медленнее. Нет большого количества потребителей этой информации.
Заканчивая свое выступление, хочу подчеркнуть, что бизнес-модель распространения большинства видов продукции основана на бесплатном предоставлении и требует только лишь обеспечения текущей поддержки в части конфигурирования настроек и обслуживания.
Считаю, что наша задача состоит в выборе оптимальных решений. Но выбирать в одиночку мы не собираемся – мы хотим это делать совместно с регионами, которые могли бы уже принимать окончательные решения по поводу того, какую продукцию использовать в своей практике.
© Информационное общество, 2010, вып. 4, с. 17-22.