О журнале
Рекомендации
Материалы методического семинара, состоявшегося 16 апреля 2010 г.
Попов П.А.
________________________________
Попов П.А.
Попов Павел Анатольевич - заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по использованию информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Совета при президенте РФ по развитию информационного общества в РФ
С целью обеспечения личной и общественной безопасности, сохранности имущества граждан, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противодействия угрозам техногенного и природного характера, а также террористических актов, на основании соответствующих актов Правительства Российской Федерации, организованы и проводятся мероприятия по созданию системы обеспечения вызова оперативных служб через единый номер 112.
Работа по созданию системы проводится совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сейчас нормативное правовое обеспечение системы «112» представлено Постановлением Правительства РФ № 894, в котором определен перечень экстренных оперативных служб. Распоряжением Правительства РФ № 1240 одобрена концепция создания системы «112», утвержден план реализации.
Структура системы включает в себя региональные и муниципальные компоненты и реализуется в два этапа. Первый этап (2008 – 2010 годы) – в трех субъектах Российской Федерации: Курской и Астраханской областях и Республике Татарстан. Второй этап предполагает развертывание системы в течение 2011 – 2015 годов с учетом опыта полученных первого этапа.
Финансово-экономическое обоснование системы показывает, что для ее развертывания во всех субъектах Российской Федерации необходимо финансирование в размере примерно 37 миллиардов рублей в течение 2011 – 2015 годов. Из них федеральная часть составляет около 22 миллиардов, а часть, консолидируемая в региональных и муниципальных бюджетах, – около 15 миллиардов рублей.
За счет средств федерального бюджета Федеральной целевой программы «Снижение рисков и исключение последствий чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» будет профинансировано создание и оснащение Центра обработки вызовов и дооснащение оперативных служб.
В настоящее время в двух регионах – Курской и Астраханской областях – в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» и ФЦП «Снижение рисков…» развернуты пилотные зоны.
В Курской области по состоянию на 1 марта обеспечение вызовов оперативных служб по единому номеру осуществляется в городе Курске, а также в 16 или даже 20 муниципальных районах области. С начала опытной эксплуатации принято около полумиллиарда звонков. Население города Курска адаптируется к работе с этим номером. В результате удалось построить систему обеспечения реагирования на сообщение заявителя о происшествии, в том числе и комплексное применение ресурсов. Удалось значительно сократить время реагирования оперативных служб, повысить достоверность и оперативность информации о фактах реагирования, обеспечить технологическое информационное взаимодействие всех оперативных служб региона, провести опытную эксплуатацию, устранить принципиальные ошибки и недоработки, создать основу для дальнейшего развития. Опыт реальной работы показал, что система является важной частью комплексной системы безопасности региона, а также неотъемлемой частью системы повседневного управления. Фактически система осуществляет технологическое, информационное объединение всех оперативных служб региона.
Опыт пилотного внедрения показал, что возможности могут быть расширены за счет использования и космических технологий. Так, в частности, опыт Татарстана с использованием компонента «ЭРА ГЛОНАСС» позволяет осуществить экстренное реагирование на автотранспортные происшествия, дает возможность использовать соответствующие сигналы. Теперь возможно решить проблемы, связанные с быстрым определением мест нахождения транспортных средств оперативной службы. Система дает возможности наиболее своевременно их использовать, а также позволяет оперативно получать информацию о транспортных средствах граждан, попавших в ДТП.
Вместе с тем хотелось бы обратить ваше внимание на основные проблемы и вопросы, с которыми нам пришлось столкнуться при реализации пилотного решения. Это, во-первых, отсутствие регламента информационного взаимодействия оперативных служб, что не позволяет решить вопросы сопряжения информационных систем. Это, во-вторых, отсутствие в регионе готовности операторов связи к обеспечению сети передачи данных. Это, в-третьих, отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей вопрос создания и функционирования системы «112».
В 2010-м году планируется завершение внедрения этой системы, требуется уточнить основные проекты и решения. Необходимо решить вопрос получения от операторов связи пространственных данных о местоположении вызывающего абонента. Необходимо внести изменения в программное обеспечение и проектную документацию в системах. Всё это мы должны завершить в текущем году.
Во исполнение поручений президента РФ МЧС России разработало проект Указа Президента о создании на территории Российской Федерации системы обеспечения вызова оперативных служб через номер 112. В настоящее время идет согласование.
С целью организации межведомственного взаимодействия решением заседания от 3 апреля создана межведомственная рабочая группа по созданию в Российской Федерации системы «112». В её состав вошли представители всех федеральных органов исполнительной власти.
Хотел бы обратить внимание на то, что рассматриваемый сегодня вопрос в рамках моего доклада относится только к части системы антикризисного управления. В общую работу с 1 января текущего года во всех субъектах Российской Федерации включились центры управления кризисными ситуациями. В задачи последних входит, в частности, создание «паспортов безопасности», а, значит, и изучение всех параметров техногенных и промышленных рисков на данной территории. Тогда мы сможем с учетом тех сил и средств, которые мы предполагаем иметь, принимать решения в случае чрезвычайных ситуаций, делать необходимые уточнения и, следовательно, добиваться сокращения времени реагирования и минимизации ущерба.
Проект системы «112» доказал свою важность и жизнеспособность. Он позволяет создать основу комплексной безопасности региона, обеспечить эффективную работу всех оперативных служб. Система повышает оперативность реагирования на происшествия и на чрезвычайные ситуации, что в конечном счете обеспечит безопасность граждан на качественно новом уровне.
© Информационное общество, 2010, вып. 4, с. 20-22.