О журнале
Рекомендации
Передача эмоций с помощью мобильного телефона
Винсент Джей
______________
Джейн Винсент
Аннотация. Работа посвящена рассмотрению проблемы, выявленной в результате многочисленных исследований практики использования мобильных телефонов населением Великобритании, в частности, связанных с этим эмоций и их влияния на личность пользователя. Возникновение, переживание и передача распространенных эмоций и чувств, например, разочарования, тревоги, счастья, смущения и т.п., посредством мобильного телефона и иных электронных устройств, имеет свои характерные особенности. В данной статье рассматриваются именно такие «электронные эмоции» и их последствия.
Ключевые слова: мобильный телефон, ИКТ, электронные коммуникации, связь, эмоции, передача эмоций, реакции, собеседник, управление эмоциями, контент.
Другая версия этой статьи появилась под заголовком «Мобильный телефон и эмоции» в «Cultures of Participation: Media Practices, Politics and Literacy», (2010) Greif H., Hjorth L., Lasen A., Lobet–Maris C., Peter Lang Berlin
***
Передача эмоций при помощи информационно-коммуникационных технологий, в частности, мобильных телефонов, – один из важных аспектов исследования, проведенного рабочей группой COST Action 2981 с целью изучения роли людей как участников электронных коммуникаций [30]. Это понятие относится к человеку, взаимодействующему с электронными устройствами связи. Данный процесс взаимодействия подразумевает наличие эмоций, передаваемых посредством данного устройства. Эти «электронные эмоции», как говорится во введении к книге Фортунати и Винсент [38], – эмоции, переживаемые, передаваемые или создаваемые в ходе связи, осуществляемой посредством электронных устройств. Таким образом, передача распространенных чувств наподобие разочарования, тревоги, счастья, смущения и т.п. приобретает свои характерные особенности, поскольку средством передачи в данном случае служит мобильный телефон.
Распространение мобильных телефонов в глобальных масштабах служит предметом многочисленных исследований и дебатов среди представителей различных научных дисциплин, включая социологов, экономистов и историков [2, 12, 24], а также инженеров и организаций, занимающихся разработкой услуг мобильной связи [23, 28]. Причины приобретения мобильного телефона крайне разнообразны, и не последней в их списке является проживание в регионе, где мобильная связь – самое надежное средство коммуникации, обладающее наиболее широким спектром возможностей или же вовсе являющееся единственным средством электросвязи. Мобильные телефоны используются для вызова врача, позволяют поддерживать контакты с друзьями и родными, вести деловые переговоры. Это и дань моде, и вполне практическое применение (например, использование в качестве музыкального плеера). Список функций данного устройства можно продолжать до бесконечности [35]. По статистике, в начале 2009 года в мире использовалось около 4 миллиардов мобильных телефонов, и это число увеличивается с каждым днем [13]. Для сравнения приведем аналогичные данные за 1988 год – тогда количество используемых мобильных телефонов составляло менее миллиона. Такой стремительный рост кажется невероятным. Для понимания и объяснения столь быстрого распространения мобильной связи во всех сферах жизни в Великобритании необходимо принять во внимание различные социальные, политические, экономические и технологические аспекты. Однако данная статья посвящена рассмотрению проблемы, возникшей в результате многочисленных исследований общественной практики использования мобильных телефонов в Великобритании, а именно, связанных с ней эмоций и их влияния на личность пользователя. В ее основе лежат результаты серии исследований, проведенных автором и ее коллегами из DWRC2 , а также новое исследование рабочей группы COST Action 2983 «Люди – участники электронных коммуникаций». В ходе данного эмпирического исследования, проводившегося в течение семи лет на территории Великобритании, специалисты занимались изучением отдельных аспектов общественной практики использования мобильных телефонов. Основной интерес представляли следующие аспекты: технологические и социальные факторы развития мобильных телефонов [39, 40], способы приобретения мобильных телефонов [17] и особенности использования мобильных телефонов детьми [15, 16, 31].
Применяемые качественные методы исследования включали в себя наблюдения за пользователями мобильных телефонов в общественных местах, опросы респондентов о том, как они пользуются мобильным телефоном в повседневной жизни, изучение предоставленных ими круглосуточных дневников коммуникаций, опросы фокус-групп и отдельных пользователей. В общей сложности в исследовании приняло участие около 500 респондентов [36]. Более ранние исследования проблемы использования мобильной связи немногочисленны и отрывочны, за исключением работы группы COST248 в Европе [14] и исследования STEMPEC4 центра DWRC [3, 11]. Примечательно, что до середины 1990-х годов мобильные телефоны не получили широкого распространения за пределами Западной Европы и Японии; соответственно, полноценные научные исследования данного вопроса не проводились вплоть до начала двадцать первого века.
Далее будут проанализированы результаты упомянутого выше исследования с целью рассмотрения проблемы передачи эмоций посредством мобильного телефона. В ходе исследования респондентам было предложено ответить на вопросы о том, каким образом они обычно пользуются мобильным телефоном в повседневной жизни (как дома, так и на работе). Уже в одном из первых исследований, проведенных DWRC, при рассказе опрашиваемых о своих мобильных телефонах было отмечено использование слов, выражающих такие эмоции, как ненависть, любовь или тревога и пылкая увлеченность. По всей видимости, членам фокус-группы и отдельным респондентам разговор о своем мобильном телефоне доставлял удовольствие, причем его содержание – будь то о редкости его использования, об их пристрастии или безразличию к нему, – отходило при этом на второй план. Некоторые респонденты даже заявили, что не представляют себе жизни без мобильного телефона [32, 34]. Оценка эмоций проводилась в отношении используемой опрашиваемыми лексики и способов выражения мыслей по поводу применения мобильных телефонов.
Кроме анализа эмпирического материала данная работа посвящена изучению теоретических концепций понимания эмоций на основе дополнительного исследования практики использования мобильных телефонов, проведенного Хёффлихом и Фортунати [6, 22], которое, в частности, было основано на теории интеракционизма Гоффмана. Для описания картины выражения очевидной привязанности и зависимости респондентов от миниатюрного компьютерного коммуникационного устройства подробно рассматриваются результаты различных исследований DWRC; в частности, исследуются способы выражения чувств и эмоций, переданных при помощи этого мобильного устройства.
Передача эмоций при помощи ИКТ, в частности, мобильных телефонов, – один из важных аспектов исследования, проведенного COST298 с целью изучения роли людей как участников электронных коммуникаций [30]. Это понятие относится к человеку, взаимодействующему с электронными устройствами связи. Процесс взаимодействия подразумевает наличие эмоций, передаваемых посредством данного устройства. Эти «электронные эмоции», как говорится во введении к книге Фортунати и Винсент [36] – эмоции, переживаемые, передаваемые или создаваемые в ходе связи, осуществляемой посредством электронных устройств. Таким образом, передача распространенных чувств, например, разочарования, тревоги, счастья, смущения и т.п. приобретает свои характерные особенности, поскольку средством передачи в данном случае служит мобильный телефон.
Теоретические концепции
Само слово «эмоция» может иметь различные значения, на выбор которых оказывает влияние множество факторов, не последним из которых является сфера применения и субъективная интерпретретация читателя, обусловленная уровнем его лингвистической подготовки. Эпистемология эмоции отличается разнообразием и уходит корнями в психологию, лингвистику и нейрофизиологию [1,4, 5, 10]; данным вопросом также интересуется социология [18, 19, 25, 29]. Начало изучения эмоций датируется семнадцатым веком. В то время утверждалось, что эмоции – это свойство человека, которое носит исключительно биологический характер и не требует каких-либо теоретических обоснований. В самом деле, вплоть до середины двадцатого века эмоции рассматривались как чисто физиологическая особенность, а не как элемент субъективного восприятия реальности. При обзоре традиционных теорий человеческих эмоций Харрé предполагает следующее: «… отсутствие в прошлом интереса к данной проблематике частично можно объяснить утвердившейся с семнадцатого века философской концепцией, определяющей эмоции как простое явление, не имеющее отношения к познанию и приравненное к физическим процессам» [18, p. 2].
По мнению философов тех времен, эмоции являются «простыми непроизвольными аффективными состояниями», и потому «не представляют собой интереса для изучения как самостоятельный феномен» [18, p. 2]. Тем не менее, необходимо отметить, что в социологии применяются различные подходы к изучению эмоций. Безусловно, определение понятия эмоции послужило темой многочисленных дебатов, продолжающихся и в настоящее время. Однако данная работа опирается на теорию интеракционизма, возникшую во второй половине двадцатого века. Стернс [27], анализируя роль социальной истории в развитии социологии эмоции, утверждает, что: «Быстро развивающийся с 1980 года интерес к социологии эмоций, повлекший за собой многочисленные исследования, основанные на работах «пост-гоффмановского» поколения ученых, ярко иллюстрирует всплеск активности и стремления к новым открытиям в социальных и поведенческих науках в целом, обусловленный, помимо прочего, огромным разнообразием существовавших ранее теоретических концепций. (Обратите внимание, что большинство начинающих социологов, занимающихся эмоциональной проблематикой, являются учениками Гоффмана или также придерживаются символического интеракционизма, хотя, несомненно, существуют исследователи, которые придерживаются других течений)».
Концептуальная основа для исследования, рассматриваемого в данной работе, действительно следует интеракционистской интерпретации общественных практик, а также работам Гоффмана 7,8,9] и, позднее, Хохшильд [19] (на которые Стернс ссылался особенно часто). Работы Гоффмана по наблюдению за поведением людей также использовались другими исследователями, занимающимися социальной практикой использования мобильных телефонов, среди которых Хёфлих [21], Линг [26] и Фортунати [6]. Рассуждая о том, как люди представляют себя перед другими и как взаимодействуют друг с другом, Гоффман предлагает объяснение различных видов реакций собеседника, в том числе и при возникновении непредвиденных ситуаций, заставляющих человека надевать «маску».
Гоффман выделяет поведение на «авансцене» и «арьерсцене»: последнее относится к тем сокровенным вещам, которые человек не готов открыть и которыми не готов, не раздумывая, поделиться с другими, а первое – к тому, что он может спокойно показать на публике. Далее, проводя аналогии с театром, Гоффман утверждает, что каждый человек подобен актеру на сцене, таким образом, подготавливая почву для исследования процесса взаимодействия между людьми и присутствующими лицами. Развивая свою концепцию, Гоффман говорит, что человеческие действия – это спектакль, который разыгрывается с учетом сложившейся на данной момент окружающей обстановки. Такой спектакль испытывает влияние со стороны присутствующих лиц, а эмоции можно описать как признаки или как последствия данного представления. Пользование мобильным телефоном в общественных местах оказывает влияние на присутствующих, что было выявлено Хёфлихом по результатам наблюдения за пользователями мобильной связи на площади в Ундине. Хёфлих описывает, как люди при разговоре по мобильному телефону продолжали прогуливаться по площади, однако по той или иной причине покидали предыдущее местонахождение или тех, кто находился рядом до звонка. «Человек временно обрывает связь с окружающими вплоть до полного игнорирования их присутствия. Однако после телефонного звонка ему или ей приходится тем или иным образом вернуться к реальной окружающей их обстановке[21, p. 167]. Можно сказать, что телефонный разговор переносит эмоциональную составляющую с площади на подмостки, где в качестве актеров выступают его участники.
Изучая роль мобильного телефона в возникновении различных эмоций, Фортунати обратилась к интимной стороне душевной жизни пользователя. Говоря об эмоциях, связанных с использованием мобильного телефона в общественных местах, она приходит к выводу, что мы склонны к большей открытости в том, что касается нас лично: «…мы уже не воспринимаем окружающее социальное пространство как сдерживающий фактор» [6]. Это подтверждают и изыскания Хёфлинга: «…существует определенное «чувство принадлежности к пространству». На это указывает способность ориентирования в пространстве…, а также невербальные знаки, показывающие, что человек лишь временно покидает данное место и вернется обратно по окончании телефонного разговора» [21].
Результаты этих исследований показывают, каким образом можно изучать общественные практики в отношении использования мобильного телефона и создаваемых при этом отношений. Более того, мы можем наблюдать и эмоциональные аспекты процесса коммуникации, переносящие говорящего в другую (виртуальную) обстановку, в то время как в действительности он остается на том же самом месте, что и до начала разговора. Однако те исследования, которые, в основном, заключаются в наблюдении за поведением окружающих (по методу Гоффмана), позволяют выявить причину возможных действий, но не дают возможности более глубокого изучения личных и эмоциональных аспектов отношений, передаваемых по мобильному телефону. Наблюдение не дает достаточно информации, чтобы понять, каким образом содержание разговора или передаваемые по мобильному телефону данные влияют на личность пользователя. Несмотря на то, что мы не располагаем сведениями о содержании и смысле коммуникационного акта, проведенные исследования показали, что в ходе данного процесса в поведении отсутствует четкое разделение на «авансцену» и «арьерсцену». По мнению Фортунати, использование мобильного телефона размывает границы между естественным поведением и притворством. Кроме того, при использовании мобильного телефона человек ориентируется прежде всего не на присутствующих, а на тех, с кем он в данный момент соединен по мобильной связи, что имеет первостепенное значение.
Проблема управления эмоциями при общении легла в основу сформулированной Хохшильд теории эмоционального усилия. Оперируя терминами Гоффмана «форма» и «внешнее выражение» и говоря о том, как люди демонстрируют свои эмоции перед другими, она выводит понятие об управлении эмоциями на новый уровень. Человек распоряжается своими внутренними чувствами как товаром, который можно продать. Эмоциональное усилие является результатом явных противоречий между испытываемыми человеком истинными чувствами и теми, которые он выставляет напоказ. Примеры этого можно найти в оригинальном исследовании Хохшильд о работе бортпроводников [19]. Вне зависимости от своих личных внутренних переживаний, стюарды обязаны вежливо и приветливо вести себя с пассажирами, потому они учатся сдерживать свои чувства, чтобы надлежащим образом выполнять обязанности, возложенные на них работодателем. Они научились демонстрировать видимость несуществующих эмоций, придерживаясь определенных правил при общении с собеседниками. Такое различие между фактически испытываемыми и демонстрируемыми эмоциями является одним из ключевых моментов рассматриваемой темы.
Описанные Хохшильд эмоциональные усилия и использование мобильного телефона обладают рядом общих черт. Собеседники могут вовсе не знать друг друга, при этом у каждого из них есть различные потребности и ожидания. В последних комментариях к своему исследованию Хохшильд говорит о том, что эмоциональное усилие может стирать национальные границы, поскольку центры обработки вызовов по всему миру удовлетворяют самый широкий спектр потребностей, от покупки товаров до обучения и предоставления услуг брачных агентств. «В данном случае мы имеем дело с парадоксами – и иногда отчуждением, – когда даже самое личное превращается в товар» [20].
Из данного примера отчетливо видно, что мобильная связь, а также иные информационно-коммуникационные технологии, служат для передачи разнообразных, как желательных, так и нежелательных эмоций, связанных с теми или иными отношениями и возникающих в процессе коммуникации. По сути, Хохшильд описывает конфликт между истинными чувствами и теми чувствами, которых от человека требуют конкретные обстоятельства. Постоянное присутствие мобильного телефона приводит к беспрерывному возникновению новых обстоятельств – как желательных, так и нежелательных актов коммуникации, вызывающих различные виды эмоциональных реакций, причем далеко не все из них можно открыто выразить в конкретной ситуации. Это позволяет сделать вывод, что пользователи мобильных телефонов в процессе разговора подчиняются некому набору «правил чувств»; при этом показ или скрытие тех или иных чувств зависит не от выражения лица собеседника при личном общении, а от информации о событии, которая передается электронными средствами. В качестве примеров таких событий можно привести деловой или личный звонок по мобильному телефону или даже простое прикосновение к устройству. Таким образом, мобильный телефон становится доверенным лицом и посредником для передачи электронных эмоций, как положительных, так и отрицательных, при общении с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, мобильных телефонов.
Изучение результатов исследования
Ниже будут приведены типичные ситуации, в которых явным или скрытым образом выражаются электронные эмоции. Интересны примеры личных и деловых отношений, развиваемых посредством мобильных телефонов, а также связанных с этими устройствами воспоминаний и вызываемых ими чувств[37]. В ходе первого исследования, проведенного DWRC [40], было выявлено, что люди не связывают эмоциональные переживания с мобильным телефоном и даже полностью отрицают такое предположение. Однако при этом они весьма пылко описывают процесс использования мобильника и признаются, что разрядившаяся батарейка вызвала бы у них острое чувство тревоги, и что они не представляют себе жизни без телефона. Похоже, они не готовы признаться сами себе, насколько сильно привязаны к своему телефону, или же, возможно, они попросту никогда об этом не задумывались.
В ходе исследования были обнаружены различные реакции пользователей мобильных телефонов, некоторые из которых можно было даже наблюдать.
Острое чувство тревоги
Первая из полученных эмоциональных реакций выражается в чувстве тревоги при обнаружении респондентом невозможности воспользоваться мобильным телефоном. Это подтверждает гипотезу сильной привязанности к мобильному телефону как к объекту, поскольку с его помощью обеспечивается постоянная связь. Чувство тревоги может возникнуть, если респондент по ошибке оставил телефон дома или его потерял, или если батарейка разрядилась в неподходящий момент. Именно к такой ситуации относятся следующие слова одного из опрошенных: «Часто возникают тревожные ситуации». По словам другой респондентки, ей нравится, чтобы мобильный телефон всегда был с ней, хотя однажды она оставила его дома, но, поскольку это был рабочий день в офисе, это было не так важно: «Тогда я просто забыла его. Мне не нравится, когда мобильного телефона нет под рукой» [39].
Аналогичное чувство тревоги испытала другая женщина, когда поняла, что не может связаться по мобильному телефону со своими сыновьями-подростками, которых она оставила одних в торговом центре. При попытке дозвониться до них оказалось, что в торговом центре оба их телефона недоступны. В этот момент она поняла, что не знает, где они, и как их найти. Она рассказывает о происшедшем следующим образом: «…я стала гадать, где они могут быть. А затем встревожилась не на шутку, ведь если я не могу до них дозвониться, то как я отыщу их в этом огромном торговом центре» (Mary, 2008). На самом деле мальчики никуда не ушли с того места, где их оставила мать, и, поняв, что их телефоны плохо работают, ждали ее прихода. Мэри при этом перебрала множество возможных вариантов происшествий, предположив, что мобильные телефоны сломались или что они были выключены. Впоследствии она рассказывала, что произошло после того, как они нашли друг друга: Я сказала: «Вы хоть понимаете, что делаете? Что вы сделали с телефонами?» Один из сыновей ответил: «Просто не было сигнала». Когда на наших телефонах появился нормальный сигнал, я увидела три пропущенных вызова от него (смеется)... Знаете, мне кажется, он испытал схожие чувства.
В данном примере мы видим, что в вопросе обеспечения контакта с детьми Мэри целиком и полностью положилась на мобильную связь. Она была привязана к ним на эмоциональном уровне посредством мобильного телефона, пока эта связь не оборвалась; в этот момент она начала беспокоиться и паниковать. Безусловно, она не знала, что сыновья уже некоторое время находились вне зоны доступа, но наличие у нее и у детей мобильных телефонов, которые должны были обеспечивать электронную связь между ними, придавало ей спокойствие. Мэри начала паниковать, когда обнаружила, что связь отсутствует.
Чувство непохожести
Не у всех респондентов была отмечена столь сильная необходимость в поддержании связи с другими людьми описанным выше образом, и, хотя остается все меньше и меньше людей, не имеющих мобильного телефона, похоже, что последние сознательно приняли такое решение. В результате люди, имеющие мобильный телефон, считают тех, у кого его нет, странными, и наоборот. При этом гораздо чаще приходится объяснять, почему у человека есть мобильный телефон, а не почему его нет. Один из респондентов по имени Нигель с жаром отстаивал свое решение не приобретать мобильный телефон. Он не без иронии обосновывал свой выбор описанием сделанного однажды звонка клиенту на мобильный телефон. «Мне нужно было поговорить с одним высокопоставленным сотрудником государственной компании. Я позвонил в офис, и мне дали номер его мобильного. Я поинтересовался, будет ли удобно позвонить ему на мобильный и получил утвердительный ответ. Представьте же себе мое удивление, когда я понял, что мой звонок застал его отдыхающим на пляже в Корнуолле! Мне было очень неловко, и я подумал, что получил черную метку и впоследствии мне будет отказано в деловой встрече. Однако он с радостью обсудил со мной все подробности, и мы назначили время. После этого я принял решение никогда не покупать мобильный телефон» [39].
Будучи вполне уверенными в своем выборе, респонденты выказали уважительное отношение к противоположному решению. Таким образом, странными считают не только людей, не имеющих мобильного телефона, но и тех, кто его имеет.
Большинство респондентов считают приобретение мобильного телефона важным событием в своей жизни. При этом нередки случаи покупки данного устройства для совместного использования членами одной семьи. За время проведения данного исследования число мобильных телефонов в семье увеличилось с одного-двух до количества, превышающего число ее членов. Последнее объясняется сентиментальным нежеланием людей расставаться со своими старыми мобильными телефонами – их используют в качестве будильника, карты памяти или телефонной книжки. Владельцы не хотят отдавать свой телефон другим людям, за исключением членов своей семьи, поскольку с ним связаны важные воспоминания или же просто потому, что они не могут обойтись без мобильной связи, и держат старый телефон на тот случай, если потеряют другие телефоны.
Положительные эмоции по отношению к мобильному телефону
Третьей эмоциональной реакцией стал ответ респондентов на вопрос о причине покупки телефона – потому, что это делает человека «крутым» и «стильным» и дает чувство принадлежности к соответствующей культуре. В типичном случае на вопрос «Зачем вы приобрели свой первый телефон?» отвечают: «Наверное, в то время его... покупали все». Люди всех возрастов испытывали влияние со стороны общества не только в вопросе необходимости покупки мобильного телефона в принципе, но и при выборе его модели. Мода на различные виды, формы и цвета мобильных устройств регулярно меняется, как это происходит и с другими товарами. Такое положение вещей возникло относительно недавно и теперь распространяется на другие информационные и компьютерные технологии, например, ноутбуки. Многие годы разработчики создавали все более миниатюрные, легкие телефоны с большей длительностью работы, и лишь после достижения удовлетворительных значений этих параметров были предприняты попытки усовершенствования других аспектов устройств. Один из респондентов, пользующийся мобильным телефоном с 1985 года, высказался о происходящих изменениях следующим образом: «Вы только посмотрите, какими были первые телефоны, появившиеся в 1985 году! Мне нравятся современные миниатюрные устройства – такое стремительное развитие технологий поистине невероятно…» (Keith, 2008).
В настоящее время на рынке представлены тысячи различных моделей мобильных телефонов, порой обладающих более широким набором функций, чем некоторые настольные компьютеры. Помимо технических характеристик, следует отметить огромное разнообразие дизайнерских решений – молодым людям предлагаются бюджетные копии дорогих моделей, инкрустированные бриллиантами, юным девушкам – розовые телефоны, деловым людям – особо надежные модели с высокой мощностью; список можно продолжать до бесконечности. Высказывая свое отношение к различным моделям телефонов, респонденты время от времени особенно эмоционально отзывались об их эстетических качествах, а иногда об удобстве использования конкретных устройств. Эмоциональная реакция по поводу того или иного дизайнерского решения или системы управления выступает еще одним примером выражения электронных эмоций, в данном случае вызываемых тактильным восприятием мобильного телефона, а также эмоциональной реакцией на эстетические моменты.
Иррациональное отношение
Следующим видом реакции, выявленным в ходе данного исследования, является иррациональное поведение, в частности, при использовании мобильного телефона там, где это опасно или даже запрещено законом. В таких случаях эмоции связаны с волнением из-за происходящего или раздражением от поведения окружающих. Респонденты рассказывали о разговорах за рулем и о ситуациях, когда водитель не может удержаться от ответа на звонок, прекрасно осознавая, что поступает неправильно. В таких случаях сердце одерживает верх над разумом – а вдруг это срочный или очень важный звонок? Полицейская акция против использования мобильного телефона в автомобилях быстро набирала обороты во время проведения данного расследования, однако некоторые респонденты признались, что не в силах отказаться от пагубной привычки. Раздражение окружающих вызывают и личные разговоры на улице в присутствии посторонних. По наблюдениям, при этом люди нередко отворачиваются, а, находясь в общественном транспорте, встают с места, однако их разговоры все равно слышны другим. Когда опрашиваемых попросили привести примеры особо раздражающих ситуаций, были упомянуты люди, разговаривающие по мобильному в неподобающих для этого местах, отвечающие на звонки вместо того, чтобы выключить телефон или говорящие слишком громко без какой-либо надобности. Однако многие признали, что сами иногда грешат такими вещами. Среди других раздражающих факторов следует отметить попытки звонящего путем дополнительных расспросов завязать разговор, прекрасно зная, что собеседник всего лишь занимается повседневными делами, как в ситуации, о которой рассказывает Дженет: «Порой это напоминает вмешательство в личную жизнь…То есть, мне хотелось бы, чтобы меня оставили в покое, но если я не выключу телефон, мой муж начинает спрашивать: «Где ты, что делаешь?». «Да оставь ты меня в покое, не мешай мне». Ненавижу, когда кто-то пытается выспрашивать не к месту: «Что ты делаешь, а кто это разговаривает рядом с тобой?»… и все такое» [39].
Такое поведение обусловлено противоречиями эмоционального состояния собеседников при разговоре по мобильному телефону. Некоторые респонденты не могут объяснить, почему сами иногда поступают описанным образом, хотя и находят такое поведение неприятным. Похоже, что потребность узнать причину звонка или поддержать разговор берет верх над всем остальным.
Трепет общения
Пятый вид эмоциональной реакции тесно связан с предыдущей темой иррационального поведения. Он состоит в трепетном отношении к мобильному телефону и его функциям. Волнение при получении и прочтении текстового сообщения интимного характера в общественном месте эмоционально связывает переписывающихся. Таким образом, столь сильные чувства испытываются не по отношению к самому устройству как получателю сообщения, а к обеспечиваемой им возможности поддержания и укрепления отношений между людьми. Теперь, когда на большинстве мобильных телефонов установлены камеры и игры, родители все чаще используют их для развлечения детей – это прекрасный способ провести время вместе. Один из респондентов по имени Джеймс рассказал о фотографиях и видеороликах, снятых во время игр с маленькими сыновьями. Он говорит, что после покупки нового телефона, вероятно, отдаст старый сыну, чтобы тот пользовался им как фотоаппаратом и видеокамерой. «Джейк любит делать фотографии и снимать видеоролики с его помощью… В моем сознании этот телефон связан с Джейком, потому что ему гораздо больше нравится возиться с ним, он постоянно выпрашивает его у меня, чтобы поиграть; при этом в качестве заставки на нем стоит фотография моего второго сына Энди в костюме пирата» (James 2008).
Из данного примера видно, что Джеймс привязался к хранимым в телефоне изображениям, а соответственно и к самому устройству, поскольку он ассоциируется у него с сыновьями, с одним их них в особенности. Передавая телефон сыну, он как бы сохраняет таким образом свои воспоминания.
Беспокойство
В данном исследовании не раз упоминалась такая эмоциональная реакция, как чувство беспокойства. Мы имеем дело со страхом из-за неведения и желанием узнать, что случилось, или же с потерей личных данных (и связанных с ними воспоминаний), хранящихся в мобильном телефоне, или со стрессом из-за попыток собеседника срочно связаться с вами в экстренных случаях. Некоторые респонденты сильно нервничали при отсутствии ожидаемого звонка от человека, зная, что тот имеет при себе мобильный телефон; среди респондентов оказалась девушка, не выпускавшая мобильный телефон из рук из боязни пропустить звонок от своего бойфренда. Одна женщина-респондент столкнулась с другой проблемой: ее родственница настойчиво названивала ей, и она подумала, что что-то случилось. Оказалось, что той просто хотелось поболтать. «Однажды я была очень занята, а она звонила мне снова и снова. В итоге я перезвонила ей, а она начала говорить о какой-то ерунде. Я просто вышла из себя. В тот момент я была настолько расстроена, что если бы я начала вникать в то, о чем она мне говорила, я бы просто не выдержала. С ее стороны это был очень некрасивый поступок. Она настойчиво пыталась заставить меня говорить с ней» (Maria 2006).
В данном примере частота и настойчивость звонков навела получателя на мысль, что случилось что-то серьезное, но оказалось, что разговор не имел никакой важности и не вызвал ничего, кроме раздражения. Эти примеры наглядно показывают, что эмоции играют важную роль в процессе пользования мобильным телефоном, одновременно являясь примерами упомянутых ранее электронных эмоций. В каждом случае именно использование мобильного телефона вызвало эмоции – будь то непосредственный акт письменной или устной коммуникации, ожидание важного звонка или чувство единения с собеседником.
Чувство единения на эмоциональном уровне
Результаты всех проводимых в последнее время исследований доказывают, что мобильный телефон не просто стал обычным предметом ежедневного пользования для большинства людей старше 11 лет. Предлагаемый им набор функций перекликается с иными информационными и компьютерными технологиями, такими как цифровые камеры, музыкальные MP3-плееры, компьютерные игры, электронная почта, интернет и т.д. Таким образом расширяются и возможности передачи электронных эмоций, связанных с хранимым и передаваемым по мобильной связи контентом. Кроме того, с появлением различных тарифов и отсутствием ограничений, связанных с контрактами, у пользователей появилась возможность использования личного мобильного телефона практически в любом уголке мира. Развитие технических возможностей и соответствующее расширение спектра мобильных услуг привели к появлению устройства, используемого в самых различных сферах современной жизни, немыслимой без постоянного эмоционального переживания. На эмоциональные ценности и реакции человека влияет не только контент и функции, но и все растущее разнообразие новых мобильных устройств. Небольшой размер телефона позволяет постоянно носить его с собой: «…он всегда с тобой», – говорит один из респондентов. Это означает, что связь с другими может быть прервана лишь в исключительных случаях, что создает впечатление, будто эти люди постоянно находятся рядом.
Одна респондентка рассказала, что после того, как она сменила работу, она стала реже видеться с друзьями, но, поскольку теперь дорога домой занимала больше времени, у нее появилась возможность общаться с ними по пути: «Мы выработали собственный способ “совместных прогулок”. По дороге с работы до остановки я разговариваю с кем-то из них по телефону, и он делает в это время то же самое. Таким образом, мы вместе гуляем по городу и беседуем (улыбается)» (Maria 2006).
Данный пример иллюстрирует возможность совмещения поведения на «авансцене» и «арьерсцене». На улице Мария всего лишь одна из прохожих, разговаривающих по мобильному, но в то же самое время она, говоря языком Хёфлих, временно переносится в другое пространство, в котором общается с друзьями. У нее есть возможность спокойно провести время в компании друзей, а испытываемые при этом электронные эмоции только укрепляют их отношения.
Выводы
Использование мобильных телефонов вызывает сложные (электронные) эмоции. На практике при попытке овладеть собой в различных ситуациях при желательных и нежелательных разговорах возникает внутреннее противоречие. В ходе одного из первых исследований DWRC было выявлено следующее: люди испытывают явную, преимущественно эмоциональную привязанность к своему мобильному телефону, что обусловлено предоставляемой им возможностью поддерживать связь с близкими людьми, совершать спонтанные поступки под влиянием сиюминутных эмоций и т.п. Эта привязанность выражается в том числе и в том, что они сами говорят об этих устройствах [40, p.17].
В приведенном выше примере Мария высказала мнение, что бывают входящие звонки, на которые необходимо ответить даже в самое неподходящее для этого время, и потому она была так расстроена. Неприятное вторжение в личное пространство Марии привело к внутреннему конфликту, вызвавшему чувство напряжения и беспокойства. Можно сказать, что управление эмоциями в данном случае представляет собой форму эмоционального усилия, обусловленного повсеместным присутствием мобильных телефонов и ожиданиями звонков от других людей. С помощью эмоционального усилия можно смягчить негативные последствия, связанные с использованием мобильного телефона, будь то нежелательный звонок родственника или звонок клиента в неподходящее время. Однако электронные эмоции несут и положительный оттенок, как в случае с Джеймсом и его сыновьями: совместное использование мобильного устройства сблизило отца с детьми.
Рассматриваемые в данной работе электронные эмоции, связанные с использованием мобильного телефона, крайне многогранны, и по сути являются парадоксом: люди одновременно хотят постоянно быть на связи и в то же время избегают излишней информации, расплачиваясь за это тревожным состоянием души. Мобильный телефон обеспечивает бόльшую близость с любимыми людьми, однако у человека может возникнуть чувство опасения пропустить важный звонок или неловкость при необходимости прочитать сообщение или ответить на личный звонок в общественном месте, не имея возможности уединиться. Мобильный телефон служит проводником эмоциональной связи между людьми, состоящими в каких-либо (в особенности близких) отношениях [33]. Именно поэтому при разговоре по мобильному телефону человек чувствует близость собеседника, как бы далеко тот ни находился, о чем свидетельствует рассказ Марии о ее общении с друзьями по дороге с работы домой. Многие респонденты признали, хотя и с неохотой, что мобильный телефон стал практически незаменимым инструментом обеспечения связи с членами своей семьи; при этом время общения с посторонними людьми они выбирают сами. Возможность связи с родными в любое время дает человеку ничем не заменимое чувство защищенности, но в то же время при этом возможна потеря контроля над эмоциональными потребностями, которые удовлетворяются при помощи мобильной связи. Это означает, что человек выработал свою стратегию поведения, позволяющую избежать нежелательных разговоров, например, выключив телефон. Такое противоречие между потребностями, по мнению Хохшильд, возникает, когда «личные переживания не соответствуют ситуации»; в приведенных в данной работе примерах возникновение такого противоречия, как правило, зависит от неподходящего для осуществления коммуникации положения пользователя (физического, временнόго или по отношению к другим людям).
В данной работе были рассмотрены эмоциональные переживания пользователей мобильных телефонов, проживающих на территории Великобритании, а также то, как некоторые из электронных эмоций эволюционировали за время проведения этого исследования. Кроме того, доступные в настоящее время пользователю мобильного телефона иные информационно-компьютерные технологии и богатый выбор сопутствующих продуктов расширили функциональные возможности мобильного телефона. Вероятно, именно это послужило причиной возникновения концепции электронных эмоций для объяснения сложной системы осуществления коммуникаций с помощью различных электронных компьютерных устройств. В процессе коммуникации отчетливо проявляется сложная взаимосвязь мобильного телефона и эмоций, причем именно эмоции выходят при этом на первый план. Изучение эмоций, связанных с использованием мобильных телефонов – это новая проблема, которая готовит благодатную почву для исследователей различных специальностей, как для тех, кто пытается понять и интерпретировать поведение пользователей мобильных устройств, так и для тех, кто занимается разработкой и созданием новых продуктов и услуг.
Литература
1. Adorno T. W. (1974). Minima moralia. Reflection from a Damaged Life NLB London (original edition 1952).
2. Agar J. (2003). Constant Touch, A Global History of the Mobile Phone. Icon Books, Duxford.
3. Brown, B., Green, N., Harper, R. (2002). (eds.) Wireless World Social and Interactional Aspects of the Mobile Age. Springer, London.
4. Davitz J. (1969). The Language of Emotion Academic Press, New York.
5. Damasio A.R. (1999). The Feeling of What Happens: Body, Emotion and the Making of Consciousness, Heinemann, London.
6. Fortunati L. (2005). Mobile Telephone and the Presentation of Self pp203-224 Ling R., Pederson P. E. (eds) Mobile Communications Re-Negotiation of the Social Sphere Springer Verlag London.
7. Goffman E. (1967). Interaction Ritual Essays on Face-to-Face Behaviour Pantheon Books New York.
8. Goffman E (1974). Frame Analysis An Essay on the Organization of Experience Pub Penguin Books Middlesex.
9. Goffman E. (1959). The Presentation of Self London Middlesex: Penguin Books Edition 1969.
10. Goleman D. P. (1995). Emotional Intelligence, Bantum Books, New York.
11. Green N. (2002). On the Move, Technology Mobility and the Mediation of Social Time and Space The Information Society Vol 18, No 4 July 2002 pp. 281– 292.
12. Groebel, J., Noam, E. M., Feldmann, V. (2002). Mobile Media Content and Wireless for Wireless Communication. Lawrence Erlbaum Mahwah NJ.
13. GSM Association www.gsmworld.com (2009)
URL: http://gsmworld.com/newsroom/press-releases/2009/2521.htm>
14. Haddon, L. (1998). (ed.) Communications On The Move: The Experience Of Mobile Telephony in the 1990s. In COST248 Mobile Workgroup.
15. Haddon, L., Vincent, J., (2009). Children’s Broadening Use of Mobile Phones. In Goggin, G., Hjorth, L.: (eds.) Mobile Technologies from Telecommunications to Media. Routledge New York.
16. Haddon, L., Vincent, J. (2007). Growing up with a Mobile Phone – Learning from the Experiences of Some Children in the UK. DWRC Report for Vodafone.
17. Hamill, L., Haddon, L., Vincent, J., Rickman, N., Mendoza-Contreras, E. (2004). How much can I afford to spend on my mobile? DWRC Report for Vodafone.
18. Harré R. (1986). The Social Constructionist Viewpoint in Harré R (ed) The Social Construction of Emotions Blackwell Oxford.
19. Hochschild A. R., (1983). The Managed Heart Commercialization of the Human Feeling University of California Berkely (20th edition with afterword 2003).
20. Hochschild A. R. (2008). Contexts, Feeling Around the World Spring Vol. 7 (2) p. 80. URL: http://contexts.org/articles/spring-2008/feeling-around-the-world/
21. Höflich J. R (2005). A Certain Sense of Place, mobile communication and local orientation. In Nyiri, K. (ed.) A Sense of Place, the global and the local in mobile communication, Springer Verlag, Vienna.
22. Höflich, J.R., Hartmann, M. (2006). (eds.) Mobile Communication in Everyday Life: Ethnographic Views, Observations and Reflections. Frank & Timme, Berlin.
23. International Telecommunication Union, Telecommunication Development Sector, URL: http://www.itu.int/net/ITU-D/index.aspx ( March 2009).
24. Kalbar, K., (2008). The Global Adoption and Diffusion of Mobile Phones, Program on Information Resource Policy. Centre for Information Policy Research Harvard University.
25. Kemper, T. D. (1987). How Many Emotions Are There?Wedding the Social and the Autonomic Components. The American Journal of Sociology, Vol. 93, No. 2. pp. 263-289.
26. Ling R. (2008). New Tech, New Ties: How Mobile Communication is Reshaping Social Cohesion Cambridge, MA: MIT.
27. Stearns, P. (1983). Social History Update: Sociology of Emotion. In Journal of Social History, vol. 22, pp. 592 – 599.
28. Tafazolli R. (2006). (ed.) Technologies for the Wireless Future: Wireless World Research Forum (WWRF) Vol2 Wiley London.
29. Turner J H., Stets J E. (2006). Sociological Theories of Human Emotions Annual Review of Sociology 2006. 32 – 52.
30. Vershinskaya O. Theoretical Approach to the concept of Humans as E–Actors. In Fortunati, L., Vincent, J., Gebhardt, J., Petrovčič A., Vershinskaya, O. (eds.) Interacting in Broadband Society. Peter Lang, Berlin (in print b).
31. Vincent J. (2004). «11 16 Mobile» Examining mobile phone and ICT use amongst children aged 11 to 16, Report for Vodafone.
URL: http://www.dwrc.surrey.ac.uk
32. Vincent J. (2004b) Emotion and the Mobile Phone, Presentation. URL:http://www.dwrc/surrey.ac.uk/Publications/DigiPlay3.pdf
33. Vincent, J. (2005). Are People affected by their mobile phone. In Nyiri, K. (ed) A Sense of Place, The Global and The Local in Mobile Communication Passagen Verlag Vienna.
34. Vincent J. (2006). Emotional Attachment and Mobile Phones. Knowledge Technology and Policy, vol. 19, pp. 29 – 44. Springer Netherlands.
35. Vincent J. (2007). Emotion and My Mobile. Presentation at Conference, Budapest.
36. Vincent J. (2009). Emotion, My Mobile, My Identity. In Vincent J., Fortunati L. Electronic Emotion, The Mediation of Emotion via Information and Communication Technologies. Peter Lang, Oxford.
37. Vincent J. (2010). Me and My Mobile Phone. In Fortunati, L., Vincent, J., Gebhardt, J., Petrovčič A.,Vershinskaya, O. (eds.) Interacting in Broadband Society. Peter Lang, Berlin.
38. Vincent, J., Fortunati, L. (2009). (eds.) Electronic Emotion. The Mediation of Emotion via Information Communication Technologies. Peter Lang, Oxford.
39. Vincent, J., Haddon, L. (2003). Informing Suppliers about User Behaviours to better prepare them for their 3G/UMTS Customers. UMTS Forum Report 34, URL:http://www.umts-forum.org/
40. Vincent, J., Harper, R. (2003). Social Shaping of UMTS - Preparing the 3G Customer, UMTS Forum Report 26.
CНОСКИ
1 COST – Сотрудничество стран Европы в области научно-технических исследований. COST 298 – «Сотрудничество в обществе широкополосных технологий».
2 DWRC (Digital World Research Centre) – Центр исследования цифровых технологий. Университет Суррея.
3 www.cost298.org Рабочая группа 2.
4 STEMPEC (The Socio-Technical Shaping of Multimedia Personal Communications) – «Социальные и технологические предпосылки мультимедийных средств коммуникации». Финансирование исследования осуществлялось четырьмя операторами мобильных сетей и правительством Великобритании.
_____________________________
Джейн Винсент - cтарший преподаватель кафедры гуманитарных наук Университета Суррея (Великобритания)
© Информационное общество, 2010, вып. 2, с. 46-56.