Императив доступности
Горелик А.С.

Императив доступности
________________

А.С. Горелик



Аннотация. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, принятая в 2006 г., предусматривает, что государства должны ликвидировать барьеры, с которыми сталкиваются инвалиды в разных областях, в т.ч. сфере информации. Для ООН доступ к ИКТ – это инструмент продвижения прав человека, возможность преодолевать бедность в широком смысле слова, поощрять занятость, и «включать» человека в жизнь общества. Эта тема является ключевой на мероприятиях ООН, посвященных правам инвалидов и современным информационно-коммуникационным технологиям.

Ключевые слова: права инвалидов, конвенция ООН, доступ к ИКТ, преодоление бедности, преодоление барьеров, равенство, индивидуальная мобильность, реабилитация, абилитация, потенциал личности, ассистивные технологии.

Внимание к положению людей с особыми потребностями значительно возросло в последнее время. Во многом это связано с принятием Конвенции ООН о правах инвалидов в конце 2006 г. [1].

Когда принимался этот документ, не все были убеждены в необходимости его появления. Раздавались вопросы: для чего нужна отдельная конвенция? Разве и так не обладают инвалиды теми же правами, что и все остальные люди? Конечно, в «лучшем из миров», предусмотренном Всеобщей декларацией прав человека, было бы сделано всё, чтобы обеспечить достоинство и свободу каждого из нас. Однако на практике отдельным группам, которые называют «уязвимыми», в частности, детям, беженцам, женщинам, меньшинствам, приходится преодолевать устоявшиеся традиции, предрассудки, фобии и т.п.

К этой же категории относятся инвалиды, которых в мире насчитывается, как минимум, 10% населения. Они сталкиваются со множеством препятствий психического и социального характера, что и вызвало появление отдельной конвенции ООН. Данный документ охватывает ряд таких ключевых вопросов, как индивидуальная мобильность, здоровье, образование, занятость, абилитация и реабилитация, участие в политической жизни, а также равенство и недискриминация.

В рамках фундаментального положения о доступности Конвенцией предусматривается, что государства выявляют и ликвидируют препятствия и барьеры, с которыми сталкиваются инвалиды в разных областях, в т.ч. сфере информации и связи. Документ фиксирует, что такой доступ должен обеспечиваться путем предоставления людям с особыми потребностями, всего объёма данных и знаний, предназначенных для широкой публики, в соответствующих форматах и технологиях.

Общедоступность информации понимается как право каждого «быть в курсе», независимо от физических и когнитивных затруднений, которые он (она) может испытывать в связи с временными или хроническими нарушениями или болезнями. Для ООН доступ к ИКТ – это инструмент продвижения прав человека; возможность преодолевать бедность в широком смысле слова; обеспечивать лучшие шансы получить качественное образование; поощрять занятость; и в целом «включать» человека в жизнь общества.

В последние годы обеспечение доступности ресурсов – компьютерных технологий, интернета, мобильной телефонии, телевидения и т.п. – для людей с ограниченными возможностями становится общемировой тенденцией. Растет понимание того, что для них ИКТ – это не только важный инструмент социальной интеграции, но и значительный оперативный фактор, увеличивающий человеческий потенциал личности. Это касается самых разных вещей: от «электронного правительства» до онлайновых банковских услуг и от свободы самовыражения до культуры и досуга.

Однако проведенное по заказу ООН в 2006 г. исследование ста интернет-сайтов из числа самых востребованных в двадцати странах мира [2] показало, что большинство из них недоступны для многих людей с ограниченными физическими и когнитивными возможностями. Оно также подтвердило, что абсолютное большинство веб-сайтов в Рунете не адаптировано для чтения незрячими, слабовидящими или слабослышащими пользователями.

Почему? Игнорирование проблем, связанных с использованием ИКТ людьми с ограничениями, – это, во-первых, неблагоразумие властей, во-вторых, досадное безразличие общества и, в-третьих, близорукость бизнес-кругов.

Общедоступность информации – прежде всего функция государства. В первую очередь задача решается совершенствованием законодательства. Речь идёт также о соблюдении всяческих технологических правил и норм. Ещё важно, чтобы соответствующие требования предъявлялись компаниям на рынке ИКТ, особенно связанным с госзаказами.

В мире сегодня есть немало примеров ответственных политических решений и действий. В ЕС обсуждается идея общего «Европейского акта об инвалидности» (“European Disability Act”), который ввёл бы в государствах Союза единые требования доступа к веб-ресурсам. В США организации инвалидов могут подавать в суд на компании, не обеспечивающие доступность своих продуктов и услуг, предлагаемых онлайн. В Японии количество телепрограмм Japan Broadcasting Corporation, сопровождаемых переводом на жестовый язык, уже достигло 49 %, и правительством поставлена задача довести эту долю до 100% к 2017 году.

При этом существует несколько мифов, относящихся к данной сфере. В частности, утверждают, что реализация принципа общедоступности очень затратна. Мировой же опыт говорит о том, что при использовании уже разработанных стандартов и процессов дополнительные расходы минимальны. (Кстати, ассистивные решения, как свидетельствуют эксперты, сподручно не добавлять к уже практически готовому продукту на финальной стадии, а делать частью замысла с самого начала – иначе «естественно доступным» ваше приспособление либо программа уже не будут). Скептики также бурчат, что «овчинка не стоит выделки», и цена адаптации перевесит конечную выгоду. От этого упрёка не отмахнёшься легко – по крайней мере в России, где, увы, люди с инвалидностью в значительной своей части относятся к малоимущим слоям. Но опыт развитых стран свидетельствует, что инвестиции в общедоступность окупаются с лихвой за счёт расширения потребительского выбора, предоставленного инвалидам. Значит, надо исходить из этого.

В этом контексте Представительство ООН в России объединило усилия с рядом неправительственных организаций и экспертов в сфере ИКТ, чтобы срочно повышать уровень осведомленности местных официальных кругов и общественности о тех возможностях, которые современные технологии предоставляют инвалидам, а также достичь согласия по первоочередным действиям.

Мы прежде всего решили, что слово не должно расходиться с делом. Поэтому одним из немногих адресов в российском интернете, успешно адаптированных для нужд слабовидящих и незрячих пользователей стал веб-сайт Представительства ООН в РФ [3]. Его апгрейд произведен в соответствии с международными стандартами по обеспечению доступности, разработанными Инициативной комиссией Консорциума Всемирной Сети (W3C). В результате сайт стал удобнее для навигации, нагляднее и информативнее.

Кроме того, под эгидой Представительства ООН в России была создана неформальная группа по вопросам доступности, включающая экспертов по ИКТ, общественников, представителей бизнеса. Эта гибкая структура собирается регулярно и обсуждает темы, находящиеся на стыке различных секторов. Члены группы исследуют взаимодополняемость и пробелы в уже имеющихся инициативах, определяют наилучшие примеры действий, в том числе продвигающих концепцию «универсального дизайна», успешные примеры ассистивных технологий.

Конечно, большое значение имеют политические установки. Пока же в принятой в 2008 году Стратегии развития информационного общества в России тема общедоступности ИКТ едва заметна. Однако близким к нам экспертам удалось подключиться к работе по составлению Плана действий на 2010-2011 гг. по реализации Стратегии. Если добьёмся, чтобы в Плане возник насыщенный конкретикой кусок, посвящённый занимающей нас теме, то это будет шаг вперёд.

Среди актуальных задач, выделяемых профессиональным сообществом и адвокатами прав инвалидов в российском контексте можно выделить следующие. Вовлекать самих людей с особыми потребностями в процесс разработки новых стандартов и продуктов. Договориться об общеприемлемой терминологии в этой сфере. Организовать серию семинаров для представителей госструктур, чтобы они лучше понимали масштаб проблем, в т.ч. адаптации замысла «электронного правительства» для нужд людей с инвалидностью, а также в области образования, занятости и т.п. Создать онлайновый курс для разработчиков и управляющих интернет-ресурсами по стандартам и методам общедоступности. Укрепить положение жестового языка. Добиться куда более широкого и доступного по цене предложения ИКТ-товаров и услуг на рынке.

Тема общедоступности касается и международных организаций, в том числе ООН и Всемирного Банка, и государственных органов, и общества в широком смысле слова, и деловых кругов. Что уж тут говорить об объединениях самих россиян с инвалидностью. Я попытался показать, что неблестящая в целом ситуация начинает меняться. Надо, однако, работать всем, чтобы масштаб перемен нарастал. Под лежачий камень вода не течёт.

Литература

1. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.
URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html
2. URL: http://www.nomensa.com/resources/research/united-nations-global-audit-of-accessibility.html
3. URL: http://www.unrussia.ru/

________________________________


Горелик Александр Семенович - директор Информационного центра ООН в Москве


&copy Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 6-8.