Роль информационных и коммуникационных технологий в образовании инвалидов
Токарева Н.Г.

Роль информационных и коммуникационных технологий в образовании инвалидов

____________________

Н.Г. Токарева



Аннотация:
Необходимым условием предоставления качественного образования инвалидам является устранение препятствий к обучению и организация учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей учащихся. Создание благоприятных условий обучения для таких учащихся может быть достигнуто на основе использования подходящих методов в учебном процессе, а также обеспечения доступности информационных ресурсов и технологий. Новые методы обучения, основанные на применении специализированных устройств и программного обеспечения, адаптированные к индивидуальным потребностям учащихся, позволяют создать оптимальные условия для обучения, что, в свою очередь, способствует повышению доступности и качества образования.

Ключевые слова: ИКТ, инвалиды, индивидуальные потребности, образование, доступность, вспомогательные технологии, адаптация.

Осуществление инвалидами права на образование, одного из основополагающих прав человека, сопряжено с целым рядом проблем. Отсутствие необходимых условий для полноценного участия в образовательном процессе, отвечающих индивидуальным потребностям и возможностям учащихся, а также применение недостаточно эффективных методов обучения приводит к тому, что большинство молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, не могут получить хорошее образование и профессию. Недоступность получения образования является одной из основных причин, препятствующих полноценному включению инвалидов в жизнь современного общества.

Особую важность проблема безбарьерного доступа к образованию приобретает в свете вступления в силу Конвенции ООН о правах инвалидов, в которой указывается на необходимость обеспечения доступности «информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки всех детей» [2].

Создание подходящих условий обучения для учащихся, имеющих ограниченные в возможности, может быть достигнуто на основе использования потенциала информационных и коммуникационных технологий. ИКТ позволяют не только оптимизировать учебный процесс, повысить доступность образовательных ресурсов, но и создать необходимые предпосылки для усвоения знаний, активизации творческих способностей и развития целостного мировоззрения индивида. Современные информационные технологии предоставляют инвалидам уникальные возможности получения информации, общения, и осуществления исследовательской деятельности, которых они были лишены от рождения, вследствие природных катаклизмов, военных конфликтов или человеческого насилия.

Основные направления использования ИКТ в образовании учащихся-инвалидов

Несмотря на то, что способы применения ИКТ в образовании людей с ограниченными возможностями чрезвычайно разнообразны, можно выделить следующие основные направления их использования:

1. Применение ИКТ для решения компенсаторных задач. Использование технологий в качестве вспомогательных устройств позволяет учащимся, имеющим те или иные функциональные ограничения, принимать активное участие в учебном процессе. Например, в случае зрительных нарушений технологии делают возможным процесс восприятия информации посредством слуха или осязания, а в случае нарушения двигательной функции рук позволяют учащемуся вводить текст на компьютере. Другими словами, технологии помогают возместить (компенсировать) недостаток естественных функций организма и, таким образом, оптимизируют процесс получения информации, а также создают условия для усвоения знаний.

2. Применение ИКТ для решения коррекционных задач. Применение ИКТ существенно повышает возможности коррекционно-образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика и мониторинг развития знаний, умений и навыков учащихся; восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Технологии, применяемые для обучения учащихся-инвалидов, имеют значительный потенциал для обогащения их жизненного опыта.

3. Применение ИКТ для решения дидактических задач. Использование ИКТ как дидактического инструмента способствует максимальной реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся, создает условия для применения современных стратегий обучения и контроля знаний. Кроме того, для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, не имеющих возможности посещать регулярные занятия в учебном заведении, ИКТ часто используются в качестве средства дистанционного обучения.

4. Применение ИКТ для решения коммуникативных задач. Технологии выступают посредниками в процессе общения, а иногда даже являются единственным способом связи с внешним миром. Для каждой категории пользователей, испытывающих трудности в процессе коммуникации, разрабатываются специальные вспомогательные устройства и программное обеспечение.

Применение вспомогательных технологий для обеспечения доступности образования

Вспомогательные технологии представляют собой любое устройство, систему или услугу, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать. Понятие технология включает в себя не только физические объекты, такие, как устройства или оборудование; более широкая трактовка этого понятия включает в себя также программы и технологические установки. Определение «вспомогательные» используется для характеристики технологий в тех случаях, когда они применяются для компенсации утраченных функций организма и достижения жизненной автономности людей с различными ограничениями жизнедеятельности.

В следующих подразделах приведено описание некоторых вспомогательных технологий, используемых в обучении учащихся, имеющих двигательные, зрительные, слуховые, речевые, интеллектуальные нарушения, а также специфические расстройства развития учебных навыков1.

Основные проблемы, возникающие у учащихся с двигательными нарушениями, связаны с использованием клавиатуры и мыши для того, чтобы осуществить ввод текста и управлять компьютером. С целью предотвращения одновременного нажатия нескольких кнопок клавиатуры при двигательных нарушениях легкой и средней тяжести рекомендуется использовать специализированные накладки, размещаемые поверх стандартной клавиатуры и облегчающие доступ к кнопкам клавиатуры. Для облегчения управления компьютером широко используются возможности, заложенные в программе Access Windows: контроль над временем ответа и повторением команды, управление комбинацией кнопок, ответственных за специальные команды и функции, управление курсором мыши посредством цифрового блока на клавиатуре.

В случае тяжелых двигательных нарушений используются альтернативные клавиатуры. Увеличенные клавиатуры способствует облегчению выбора и точности движений за счет меньшего количества кнопок и их большего размера по сравнению со стандартной клавиатурой. Клавиатуры с небольшими по размеру и близко расположенными кнопками используются в тех случаях, когда пользователь не может осуществлять большие по объему движения и подвержен быстрой утомляемости. В некоторых случаях используются сенсорные накладки, имеющие чувствительную к прикосновениям поверхность, которая поделена на программируемые области. Технология распознавания речи предоставляет пользователю возможность как управления функциями операционной системы, так и ввода текста с помощью голоса.

С целью облегчения манипуляций учащихся с двигательными нарушениями используются различные типы координатно-указательных устройств. Пользователь осуществляет свой выбор с помощью подходящих устройств, имеющих различные формы, размеры и уровни чувствительности; они могут быть активизированы руками, ногами, головой, коротким и сильным выдохом, голосом, движениями мышц и другими способами, зависящими от возможностей пользователя (см. таблицу 1.1).

Таблица 1. Устройства, предназначенные для облегчения манипуляций учащихся с двигательными нарушениями



Потребности людей с нарушениями зрения во вспомогательных технологиях зависят от степени утраты зрительной функции. Слабовидящим учащимся необходима помощь в использовании имеющихся зрительных возможностей наиболее рациональным образом, а также в освоении новых технических средств и способов коммуникации посредством других модальностей. Учащимся, имеющим полную потерю зрения, необходима помощь в использовании технических средств коммуникации в слуховой и тактильной модальностях.

Визуальная информация часто организована таким образом, что использование курсора крайне затруднено. Программы, преобразующие текст в речь, или тексто-речевые конвекторы (text-to-speech programs) и синтезаторы речи могут озвучивать ярлык, находящийся на некоторых изображениях, что может дезориентировать пользователя. Для облегчения работы с компьютером незрячих пользователей может быть использована последовательность закладок, которые помогают определять положение курсора мыши на экране. Другой подход предполагает комбинацию голосового и тактильного вывода информации, основанного на использовании тактильной панели, позволяющей «осязать» положение курсора на экране, чувствовать, когда он проходит по опциям меню или гиперссылками [2].

С целью обучения и совершенствования набора текста для учащихся со зрительными нарушениями кнопки должны быть специально промаркированы (что обычно используется и в стандартной клавиатуре) так, чтобы пользователь мог вводить текст, используя десятипальцевый метод печати. Весьма эффективным является применение специальных программ, облегчающих проверку текста и исправление в нем ошибок. При этом могут использоваться программы, поддерживающие систему Брайля.

С целью оптимизации учебной деятельности слабовидящих пользователей и адаптации выводимой информации применяется системное программное обеспечение, позволяющее увеличивать шрифт текста и размер графических изображений (экранные лупы), а также специальные программы, позволяющие подобрать необходимую яркость и контрастность изображений. Для работы с печатными материалами используются телевизионные увеличивающие системы (Closed Circuit TeleVision, CCTV) magnification systems)2 ., представляющие собой черно-белые или цветные оптико-электронные стационарные или портативные средства, которые открывают пользователю широкие возможности для чтения, рассмотрения и записи различных текстовых и графических материалов, требующих увеличения изображения. Телевизионные увеличивающие системы оснащены видеокамерой, передающей видеосигналы на экран телевизора или компьютерный монитор. Для обеспечения доступа к информации слепых пользователей применяются программы озвучивания/чтения с экрана (screen readers), устройства тактильного вывода данных или комбинированные решения. Тактильный вывод текстовой информации осуществляется с помощью шрифта Брайля3 или выпуклых (рельефных) букв, а также специальных устройств, создающих кинестетические ощущения благодаря использованию мельчайших вибрирующих игл (например, устройство Optacon). В настоящее время разработаны специальные средства программного обеспечения для поддержки графической деятельности на компьютере незрячих пользователей. Такие программы основаны на обратной связи с помощью сложного комплекса звуковых сигналов [5].

Нарушения слуха, с одной стороны, затрудняют или вовсе препятствуют восприятию слуховой информации человеком, а с другой стороны, не позволяют контролировать свою собственную речь. Такие недостатки, в свою очередь, приводят к тяжелым нарушениям речи и трудностям овладения нормами языка. Вследствие недостаточного овладения лексико-грамматическими и синтаксическими компонентами языковой системы учащиеся испытывают серьезные трудности в учебной деятельности [6]. В свою очередь, нарушения экспрессивной и импрессивной речи приводят к другим трудностям в тех областях учебной деятельности, которые связаны с вербальной функцией человека (познавательные процессы, логические операции, обобщения действительности в форме абстракции и др.).

Существуют различные подходы к использованию вспомогательных технологий для развития и совершенствования коммуникативных навыков людей с нарушениями слуха. Так, один из подходов предполагает наличие обратной связи, основанной на зрительных или тактильных ощущениях. Другой подход состоит в использовании различных альтернатив устной коммуникации, например, субтитры или синхронный перевод на национальный язык жестов. Автоматизированные системы предоставляют возможность преподавателям создавать аудиовизуальный материал с субтитрами. Некоторые технологии позволяют осуществлять синхронный перевод устной речи в письменную (представленную на экране монитора) и, таким образом, помогают воспринимать устную речь учителя на уроке. Однако такие системы очень дороги и их применение оправдано для большой группы учащихся с нарушениями слуха. С целью улучшения восприятия слуховой информации в больших помещениях (например, в классных комнатах) применяются беспроводные вспомогательные акустические системы, использующие радиочастоты, а также инфракрасные и индукционные системы. Некоторые средства программного обеспечения позволяют осуществлять визуальную обратную связь, отражающую некоторые характеристики собственной устной речи (например, тона и высоты голоса). Такое программное обеспечение используется главным образом в реабилитационных целях. Стандартное использование глухими и слабослышащими учащимися персонального компьютера и программного обеспечения не требует применения специальных приемов в работе. Возможности «Access Windows» позволяют в некоторых случаях трансформировать звуковые подсказки в зрительные, благодаря актуализации необходимой информации с помощью специальных символов и выделенного текста.

Для учащихся с нарушениями языка и речи, обусловленными тяжелыми интеллектуальными, соматическими, неврологическими или нейропсихологическими расстройствами, системы поддерживающей альтернативной коммуникации (Augmentative Alternative Communication, ААС) являются средством общения с окружающими4. Применение средств альтернативной коммуникации способствует развитию экспрессивной и импрессивной функции речи, снижает неуверенность в себе и расширяет индивидуальные возможности человека [4]. Такие системы применимы как для облегчения коммуникации людей с трудностями понимания и особыми языковыми расстройствами, так и для повышения их грамотности [2]. Исследования, проведенные в данной области, свидетельствуют о том, что использование таких систем повышают самооценку и уверенность человека в себе5. Применение систем альтернативной коммуникации основано на использовании другого способа кодирования информации, отличного от речи. В зависимости от потребностей пользователя системы альтернативной коммуникации могут использовать фотоснимки, схемы, рисунки и символические обозначения, в том числе и рукописные6.

Особое место среди высокотехнологических средств коммуникации занимают вспомогательные коммуникативные озвучивающие устройства (Voice Output Communication Aid, VOCA). По размеру такие устройства, как правило, не больше обычной записной книжки, они снабжены специальными кнопками или особыми полями, воздействие на которые приводит к воспроизведению записанных слов или коротких фраз. Большинство вспомогательных коммуникативных устройств использует так называемую оцифрованную речь, то есть человеческий голос, записанный в памяти устройства [3].

Компьютер может быть отличным средством мотивации к учебной деятельности для учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения, что связано с желанием подражать взрослым. Однако использование клавиатуры и мыши для управления компьютером может представлять серьезные трудности для таких учащихся вследствие медленной и неточной зрительно-моторной координации, сложности восприятия и идентификации раздражителя, а также расстройств памяти и внимания. Для преодоления этих трудностей используются различные устройства и программы, облегчающие пользователям доступ и управление компьютером. Среди устройств ввода можно отметить применение различных типов клавиатур, манипуляторов и позиционирующих устройств.

Повышенная сложность интерфейса программного обеспечения (качество и тип текста, графических изображений, звука, принципов обратной связи и т.д.) может создавать трудности для умственно отсталых учащихся. Перегруженный иллюстрациями и насыщенный различными цветами фон программы мешает ориентации на экране и непригоден для таких категорий пользователей. По этой причине рекомендуется тщательно выбирать и настраивать программное обеспечение.

Несмотря на индивидуальные различия и возможности пользователей, имеющих нарушения интеллекта, рекомендуется избегать большого количества значков на рабочем столе компьютера, также как и фоновых изображений. В зависимости от потребностей пользователя могут быть настроены форма и размеры курсора, его цвет, контрастность. Кроме того, сочетание множества раздражителей при актуализации одного и того же объекта (то есть демонстрация самого изображения, звуковой сигнал и письменное обозначение данного объекта) может способствовать процессу его распознавания.

Учащимся, имеющим специфические расстройства развития учебных навыков, свойственны трудности, связанные с восприятием, организацией и усвоением учебного материала. Компьютер предоставляет возможности для преодоления этих трудностей и адаптации учебного процесса к индивидуальным потребностям таких учащихся. Использование клавиатуры способствует скорейшему запоминанию букв. Применение текстового корректора способствует сокращению ошибок письма, развивает зрительную память и навыки последующего контроля. Использование программных средств, позволяющих предсказывать и завершать слова, способствует сокращению количества орфографических ошибок и опечаток, увеличивает скорость письма. Для развития метакогнитивной деятельности, характеризующейся способностью планировать, контролировать и оценивать результаты деятельности, достаточно эффективным оказывается применение программного обеспечения, позволяющего составлять интеллект-карты и рабочие планы. Это помогает учащимся создавать развернутые связные тексты с четкой логической структурой.

С целью облегчения управления некоторыми функциями операционной системы, а также ввода текста используются программы распознавания голоса. Использование такого рода программ позволяет избежать орфографических ошибок, переутомления, а также способствует выполнению сложной и продолжительной деятельности по вводу текста.

Заключение

Стремительное развитие современных технологий способствовало не только повышению доступности информации, но и позволило создать благоприятные условия для получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования всем членам общества, независимо от их физических возможностей. Применение средств ИКТ, оптимизированных для удовлетворения индивидуальных потребностей пользователей и используемых во взаимодействии с наиболее прогрессивными педагогическими технологиями, является необходимым связующим звеном, которое помогает обеспечить более высокую эффективность учебного процесса. Обладая значительным потенциалом для компенсации имеющихся у пользователей функциональных ограничений, современные технологии способны стать мощным дидактическим и коммуникационным инструментом, который, в свою очередь, заложил бы основу для прогресса в развитии личности, обеспечив полноценное участие людей с особыми потребностями в жизни общества.

Несмотря на то, что большинство методов обеспечения доступности представляются весьма простыми в теории, реализация их на практике требует привлечения значительных материальных, временных и человеческих ресурсов. В связи с этим огромное значение при разработке нового или модернизации имеющегося учебного материала, предназначенного для передачи учащимся в электронном виде, имеет своевременное планирование.

Литература

1. Применение информационных и коммуникационных технологии в образовании людей с особыми потребностями: специализированный учебный курс / ИИТО ЮНЕСКО: под ред. А. Эдвардса. Пер. с англ. Н. Токаревой. М.: ИД «Обучение-Сервис», 2008. 312 с.

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 61/106 от 13 декабря 2006 г. «Конвенция о правах инвалидов», статья 28. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html

3. Besio, S. (2004). Using Assistive Technologies to facilitate play by children with motor impairment: A methodological proposal. Technology & Disability, 16 (3), (pp. 119-131).

4. Cook, A.M. & Hussey, S.M. (1995). Assistive Technology: Principles and Practice. Saint Louis: Mosby.

5. Cook, A.M. (1998). Communication devices. In: J.G. Webster (Ed.). Encyclopaedia of Medical Devices and Instrumentation. New York: John Wiley and Sons.

6. Grassman, L. (2002). Identity and Augmentative and Alternative Communication. JSET E-Journal, 17(3).

7. Kamel, H.M. & Landay, J.A. (2002). Sketching Images Eyes-free: A Grid-based Dynamic Drawing Tool for the Blind. In: J. Jacko (Ed.). Proceedings of the Fifth International ACM SIGCAPH Conference on Assistive Technologies. New York: ACM, (pp. 33-40).

8. Marschark, M. (1993). Psychological Development of Deaf Children. Oxford: Oxford University Press.

9. Salminen, A.L., Petrie, H., Ryan, S. (2004a). Impact of computer augmented communication on the daily lives of speech-impaired children. Part I. Daily communication and activities. Technology & Disability, 16 (3), (pp. 157-169).

10. Salminen, A.L., Petrie, H., Ryan, S. (2004b). Impact of computer augmented communication on the daily lives of speech-impaired children. Part II. Services to support computer augmented communication. Technology & Disability, 16 (3), (pp. 169-179).

11. Scherer, M.J. (2004). Connecting to Learn. Educational and Assistive Technology for People with Disabilities. Washington, DC: American Psychological Association.

12. Schlosser, R.W. (Ed.) (2003). The Efficacy of Augmentative and Alternative Communication: Toward Evidence-Based Practice. London: Elsevier Science Publisher.

13. Sigafoos, J. & O’Reilly, M.F. (2004). Providing the means for communicative ends: introduction to the special issue on Augmentative Alternative Communication. Disability & Rehabilitation, 26 (21-22), (pp. 1229-1230).

14. von Tetzchner, S. & Jensen, M.H. (Eds.) (1996). Augmentative Alternative Communication: European Perspectives. London: Whurr.

14. von Tetzchner & S., Grove, N. (Eds.) (2002). Augmentative and Alternative Communication: Developmental Issues. London: Whurr.

СНОСКИ

1 Необходимо отметить, что категоризация функциональных нарушений, принятая в отечественной педагогической школе, не всегда соответствует Международной классификации болезней (МКБ, 10-я версия), положенной в основу описания функциональных нарушений в данной статье. Так, нарушения письма и чтения в соответствии с МКБ относятся к группе «специфические расстройства развития учебных навыков».

2 Иногда термин Closed Circuit TeleVision (CCTV) переводится как «электронная лупа»

3 Брайль – наиболее широко используемая тактильная система кодирования для людей с нарушениями зрения. Каждый символ шрифта Брайля состоит из ячейки с шестью или восемью точками. Точки 7 и 8 используются либо как часть всего символа (преимущественно в 8-точечной Европейской системе Брайля), либо для определения места курсора в тексте.

4 Существует большое количество литературы по данной теме. Среди наиболее известных – работы von Tetchner [13], [14].

5 См. специальный выпуск международного обозрения Disability & Rehabilitation, посвященного системам расширенной и альтернативной коммуникации (2004), в особенности исследования, представленные Sigafoos и O’Reilly [12]

6 ISAAC – международная организация, занимающаяся созданием и распространением систем расширенной и альтернативной коммуникации и соответствующих информационных ресурсов. URL: http://www.isaac-online.org.

_______________________________

Токарева Наталья Георгиевна - Главный специалист программного отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании


&copy Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 55-61.