О журнале
Рекомендации
Права инвалидов и доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям: обзор основных документов
Власова Ю.И.
_____________________
Ю.И. Власова
Аннотация. Статья посвящена анализу реализации Конвенции о правах инвалидов – первому крупному международно-правовому документу начала XXI, нацеленному на то, чтобы расширить и гарантировать пользование существующими правами для лиц с ограниченными возможностями. Согласно исследованию с целью определения степени доступности ресурсов интернета для лиц с ограниченными физическими возможностями, проведенному в 2006 году компании Nomensa по поручению Секретариата ООН, наиболее востребованные веб-сайты по всему миру, как правило, недоступны для многих людей с ограниченными физическими возможностями.
Ключевые слова: конвенция о правах инвалидов, обязанности государства, приоритеты доступности интернета, рейтинг доступности интернет-сайтов, консорциум W3C, веб-контент WCAG 2.0.
Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года
Конвенция о правах инвалидов 1 – это первый крупный международно-правовой документ начала XXI. Конвенция сама по себе не создает новых прав. Она нацелена на то, чтобы расширить и гарантировать пользование существующими правами для лиц с ограниченными возможностями, которых, по оценкам, в мире насчитывается 650 млн человек. Конвенция призвана обеспечить защиту и поощрение прав инвалидов в широком круге областей. Один из принципов, положенных в её основу – доступность. Этот принцип призван устранить барьеры, не только в архитектурной среде, но и в информации, коммуникации.
Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны принять меры для того, чтобы инвалиды могли реализовать право на свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения. Речь, в частности, идет об активном побуждении частных предприятий и средств массовой информации, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах.
В Статье 9 Конвенции, посвященной принципу доступности, указывается: чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Государства-участники должны принять также надлежащие меры к тому, чтобы: 1) поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая интернет; 2) поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах.
В Статье 21, посвященной свободе выражения убеждений и доступу к информации, отмечается, что государства-участники должны принять меры для: 1) снабжения инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы; 2) активного побуждения частных предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах; 3) побуждения средств массовой информации, в том числе предоставляющих информацию через интернет, к превращению своих услуг в доступные для инвалидов.
Руководство по обеспечению общедоступности веб-контента, версия 2.0. W3C, 2008
Консорциум W3C (World Wide Web Consortium), работающий над созданием веб-стандартов, обновил в конце 2008 года технический стандарт «Руководство по обеспечению общедоступности веб-контента» (Web Content Accessibility Guidelines, WCAG). Обновленный стандарт поможет разработчикам сделать их сайты и отдельные веб-страницы более точными, понятными и функциональными. Руководство по обеспечению общедоступности веб-контента описывает общие правила оформления страниц в интернете. Его цель – сделать содержимое интернета доступным всем пользователям, в том числе пользователям с ограниченными возможностями. Например, лишенные зрения пользователи используют для работы в интернете специальные программы, зачитывающие содержимое сайтов. По сравнению c версией 1.0, разработанной в 2000 году, версия WCAG 2.0 имеет несколько улучшений, главное из которых заключается в поддержке новых веб-технологий.
Руководство по обеспечению общедоступности веб-контента содержит ряд требований, разделенных на три уровня приоритета доступности интернета: Single-A (уровень «А» – базовый уровень доступности), Double-A (уровень «АА» – средний уровень доступности), Triple-A («ААА» – высокий уровень доступности). Стандарт содержит 65 контрольных показателей. Каждый контрольный показатель отнесен к одному из трех приоритетов. Сайтам, которые соответствуют всем показателям Приоритета 1, присваивается уровень доступности Single-A, сайты, все показатели которых относятся к Приоритету 1 и Приоритету 2, получают уровень доступности Double-A, а сайты, показатели которых принадлежат к каждому из всех трех приоритетов, – уровень доступности Triple-A.
Если сайт не набирает всех контрольных показателей Приоритета 1, это означает, что для одной или более групп пользователей доступ к содержащейся на нем информации невозможен. Если сайт не соответствует всем контрольным показателям Приоритета 2, то группа пользователей сталкивается с трудностями при доступе к информации на нем. Выполнение всех контрольных показателей Приоритета 3 свидетельствует о самом высоком уровне доступности.
Исследование доступности интернет-ресурсов в мире: подготовлено компанией Nomensa по заказу Секретариата ООН, 2006
Интернет открывает возможности для всех людей, но большинство этих возможностей недоступно для инвалидов. Департамент по социальным и экономическим вопросам Секретариата ООН поручил в 2006 году компании Nomensa провести исследование с целью определения степени доступности ресурсов интернета для лиц с ограниченными физическими возможностями. Данное исследование, первое в своем роде, состояло в изучении доступности ста сайтов в Сети из числа самых востребованных в двадцати странах мира. Цель исследования, не претендующего на исчерпывающий характер, – получить общее представление о степени доступности интернет-сайтов, необходимость воспользоваться которыми может возникнуть у людей с ограниченными физическими возможностями в их повседневной жизни. Путем выявления типичных недостатков веб-сайтов во всем мире данное исследование призвано служить ориентиром на пути к формированию более доступного киберпространства.
В ООН был составлен список из двадцати стран почти со всех континентов с относительно развитой интернет-инфраструктурой: Аргентина, Китай, Кения, Южная Африка, Австралия, Франция, Мексика, Испания, Бразилия, Германия, Марокко, ОАЭ, Канада, Индия, Россия, Великобритания, Чили, Япония, Сингапур, США.
На основании статей 21 (с) и 9 (g) проекта Конвенции о правах инвалидов были выбраны пять областей, каждая из которых отражает ключевую сферу обмена информацией между людьми через интернет: Путешествия (авиакомпании); Финансы (банковские услуги); СМИ (газеты); Политика (центральные органы государственного управления); Розничная торговля (магазины).
Для исследования был выбран один веб-сайт из каждой сферы по каждой из двадцати стран. Таким образом, всего было исследовано 100 различных сайтов. Стартовая страница каждого сайта оценивалась по всемирно признанной шкале доступности интернета: в соответствии с «Руководством по обеспечению общедоступности веб-контента», версия 1.0 (The Web Content Accessibility Guidelines version 1.0, WCAG 1.0).
Картина, вырисовывающаяся в результате исследования, обескураживает: большинство ведущих веб-сайтов по всему миру не отвечают де-факто международным стандартам доступности. Многие из исследованных сайтов могут быть легко усовершенствованы для устранения тех препятствий, которые мешают пользоваться ими людям с ограниченными физическими возможностями. Однако большинство сайтов нуждаются в существенной переработке.
Только три из них получили рейтинг доступности Single-А – это сайты правительства Испании, канцлера Германии и премьер-министра Великобритании. Некоторые сайты вплотную подошли к Single-А, но не достигли его. Однако большинство сайтов нуждаются в значительной переработке для соответствия де-факто международному стандарту.
Уровни доступности интернета во всех двадцати странах оказались ниже ожидаемых, даже несмотря на то, что в некоторых из них действует специальное законодательство в отношении людей с ограниченными возможностями, а также на то, что «Руководство по общедоступности веб-контента» к моменту исследования существовало более пяти лет. За исключением указанных трех сайтов с уровнем доступности Single-A, можно констатировать, что в общей сложности базовый уровень доступности интернета для людей с ограниченными возможностями не достигнут.
Ни одному из пяти исследованных российских сайтов Исследование ООН 2006 года не присвоило категории доступности Single-А:
Путешествия http://www.aeroflot.ru/eng/
Финансы http://www.sbrf.ru/
Политика http://www.kremlin.ru/eng/
Розничная торговля http://www.gum.ru/
Ближе всего к категории доступности Single-А, не получив лишь двух контрольных показателей Приоритета 1, подошел веб-сайт президента РФ. Дальше всего от категории Single-А оказалась веб-страница компании «Аэрофлот - Российские авиалинии», не достигнув пяти контрольных показателей Приоритета 1.
Таким образом, очевидно, что, по состоянию на 2006 год, наиболее востребованные веб-сайты по всему миру, как правило, недоступны для многих людей с ограниченными физическими возможностями. Только три из них получили рейтинг доступности Single-А. Редакторы каждого сайта должны взять инициативу в свои руки и приложить усилия к тому, чтобы их сайты стали доступными для всех пользователей. Для того чтобы люди с ограниченными возможностями могли успешно пользоваться интернетом, крайне важно, чтобы трудности, с которыми они сталкиваются, были известны широкой общественности. Кроме того, способам повысить доступность интернета необходимо обучать, в т.ч. профессионалов.
Литература
1. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Нью-Йорк: ООН, 2007. – (Резолюции и решения, принятые Ген.Ассамблеей на 61 сес.: Ген.Ассамблея ООН. 61 сессия. Офиц. отчеты; Доп. № 49 (А/61/49), С.77-95
URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html (дата обращения 22.12.2009)
2. Руководство по обеспечению общедоступности веб-контента // Web Content Accessibility Guidelines / version 2.0 (WCAG 2.0) / Cambridge, World Wide Web Consortium (W3C): Web Accessibility Initiative (WAI), 2008
URL: http://www.w3.org/TR/2008/REC-WCAG20-20081211 (дата обращения 23.12.2009).
3. Исследование доступности Интернет-ресурсов в мире: подготовлено компанией Nomensa по заказу Департамента по социальным и экономическим вопросам Секретариата ООН. Ноябрь 2006 года. // United Nations Global Audit of Web Accessibility. Лондон, Nomensa, 2006. URL: http://www.nomensa.com/resources/research/united-nations-global-audit-of-accessibility.html (дата обращения 22.12.2009).
___________________________________
Власова Юлия Ивановна - заведующая библиотекой Информационного центра ООН в Москве
© Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 26-28.