Удаленная работа и изменение отношения "дом - работа"
Лэсли Хэддон, Роджер Сильверстоун

Удаленная работа и изменение отношения "дом - работа"
____________________________

Лэсли Хэддон, Роджер Сильверстоун




Удаленная работа и изменение отношения «дом - работа»

В данной статье рассматриваются три основных вопроса:

1) Явилось ли распространение телекоммуникационных и компьютерных технологий значимым фактором, способствовавшим появлению удаленной работы на дому?

2) Внесет ли удаленная работа значительные изменения в организацию быта и каковы будут последствия этого с точки зрения использования ИКТ в домашнем хозяйстве?

3) Приведет ли внедрение в домашний обиход и применение средств ИКТ для работы к использованию этих средств членами семьи, не являющимися надомными работниками, в целях, не связанных с удаленной работой?

Ключевые слова: удаленная работа, типы удаленной работы, ИКТ в домашнем хозяйстве, средства ИКТ, организация трудовой деятельности, социальные факторы, временной уклад, пространственный уклад, распределение времени, социальные взаимоотношения, техническая культура домохозяйств.

Цели нашего исследования существенно отличаются от того, что излагается в существующей литературе по теме удаленной работы. И отличаются они в двух аспектах. Во-первых, в большинстве исследований на тему удаленной работы внимание сосредоточено на причинах возникновения такой формы организации трудовой деятельности и факторах, влияющих на успех ее применения. Несмотря на то, что наши собственные исследования могут пролить свет на поднятые вопросы, главным предметом нашего интереса являются конкретные проявления того потенциального влияния, которое удаленная работа может оказать на домашний быт. Во-вторых, мы ищем ответы на ключевые вопросы, которые, как мы считаем, касаются технических средств, используемых удаленными работниками, поскольку настоящее исследование является лишь частью более масштабной программы изучения данного феномена, целью которой является исследование опыта использования ИКТ различными социальными группами. Таким образом, организация удаленной работы рассматривается именно потому, что она оказывает влияние на развитие и использование средств ИКТ.

Необходимо сделать несколько предварительных замечаний относительно сферы охвата нашего исследования. Поскольку общая программа наших исследований сосредоточена на изучении средств ИКТ в условиях домашнего хозяйства, наше рабочее определение понятия «удаленные работники» включает людей, работающих в домашних условиях и применяющих в процессе этого, как минимум, персональные компьютеры и телефон. Как следствие, это определение включает самозанятых лиц и отдельных наемных работников, а также схемы организации удаленной работы, предлагаемые и организуемые работодателями. Мы четко осознаем расхождения во мнениях относительно определения термина «удаленная работа», поэтому, вне всякого сомнения, сделанная нами выборка будет соответствовать одним определениям и не будет соответствовать другим. Но именно эти самые определения разработаны в связи с вопросами и теориями, возникшими по поводу организации работы. Нам же интересны вопросы, возникающие вследствие перемещения оплачиваемого труда в стены дома, а также тот способ, посредством которого работа прокладывает средствам ИКТ путь в дома.

В данной статье мы продемонстрируем, что будет неверным говорить просто о «влиянии» этих новых видов организации трудовой деятельности на домашний быт. Быт отличается своим собственным ритмом жизни и заведенными порядками, своими временным и пространственным укладом, своими общими ценностями и правилами, а также своими конфликтами. Все эти факторы формируют способ проникновения удаленной работы в стены дома, а также возможность и варианты ее встраивания в быт. Поэтому, хотя возникновение удаленной работы и способно оказывать влияние на бытовой уклад, удаленную работу также требуется привести в соответствие с организацией домашней жизни.

Наконец, и удаленная работа, и домашний быт отличаются своей собственной динамикой. Удаленная работа может меняться с точки зрения своего содержания, необходимости поддержания рабочих контактов, баланса между работой дома и за его пределами, пространства, требуемого для ее выполнения и времени дня, когда ее необходимо выполнять. В любом домохозяйстве рождение и воспитание детей вызывает постоянно растущие потребности в жилой площади и проводимом дома времени. Взаимосвязи также меняются на фоне напряженных отношений, конфликтов, обсуждении новых способов организации домашней жизни, распаде одних домохозяйств и образовании других. Кроме того, перемены в материальной жизни могут возникать с появлением новых товаров, включая средства ИКТ, и, конечно же, с приобретением нового жилья, что означает расширение возможностей новой пространственной организации быта.

Следствием такой динамики является изменение практики удаленной работы. Она может выполняться в разное время и в разных местах. Иногда она может становиться более напряженной на фоне постоянного возникновения новых проблем, а временами с ней бывает справиться легче обычного. В результате всех этих рассуждений можно говорить о карьере и различных направлениях в сфере удаленной работы. Это служит объяснением того, что люди приходят в эту сферу различными путями, их опыт в ней со временем меняется и рано или поздно часть из них уходят из этой сферы и возвращаются к работе по найму или просто покидают ряды трудового населения.

Ключевые вопросы

Хотя вводные вопросы дают некоторое представление о содержании данной статьи, они требуют дальнейшего рассмотрения. Первый вопрос затрагивает ту степень, в которой технологии предопределили возникновение удаленной работы и способствовали росту ее масштабов. Отчасти ответ на него можно получить из уже опубликованной литературы по вопросам удаленной работы, однако основной упор здесь сделан на вариативность, выявленную в нашем собственном исследовании удаленных работников. В большинстве случаев удаленные работники – это представители весьма разнородной группы людей, начавших заниматься удаленной работой в силу разных причин. Кроме того, в разных домохозяйствах удаленной работе придается разное значение. Что нас особенно интересует в этом вопросе, так это центральное положение средств ИКТ в различных формах удаленной работы. При этом можно даже выявить определенные шаблоны.

Второй вопрос возникает из нашего интереса к роли средств ИКТ в домашнем быту. Например, удаленная работа, в принципе, обеспечивает гибкость временного и пространственного уклада жизни: удаленным работникам не нужно идти в офис, они могут работать в любое время и в любом месте. Этот факт способен оказать влияние на использование любых устройств ИКТ – не только технических средств, связанных с работой, но и вариантов использования средств рекламы. Так какова же диалектическая связь между удаленной работой и структурой домашнего быта, в котором присутствуют ИКТ, и, следовательно, каким же образом ее можно продемонстрировать и как другие люди, не занимающиеся удаленной работой, смогут получить к ним доступ? Как можно обеспечить методологию использования ИКТ и регламентировать его? Наконец, каким же образом средства ИКТ встраиваются в реальный процесс управления удаленной работой и разрешения порождаемых ею проблем?

Связанный с этим третий комплекс вопросов затрагивает способ, посредством которого удаленная работа может проложить путь в дом новым средствам ИКТ, а также изменить значение уже имеющихся в нем технических средств. Какое новое значение приобретают технические средства, каков их возможный жизненный путь? В каких обстоятельствах присутствие этих устройств способно сформировать новые знания и умения? Каким образом технические средства, приобретаемые или используемые в рабочих целях, могли бы начать играть важную роль в быту, находя себе применение в организации домашней жизни?

Средства ИКТ, обеспечивающие удаленную работу

Существуют определенные формы удаленной работы, в которых ИКТ играют жизненно важную роль. Примерами в рамках нашего исследования могут служить: разработчик программного обеспечения; специалист, занимающийся программированием на удаленном компьютере с помощью модема; исследователь, проводящий анализ данных с использованием программного пакета; медиатор компьютерной конференции. Во всех этих случаях, где преимущественно задействованы наемные работники, выполнение задач было бы немыслимо без средств ИКТ. Будь то жизненная необходимость в технологиях удаленной связи для программирования, получения или отправки данных или просто рост численности персональных компьютеров – все это стало означать, что работающий с компьютерами персонал теперь получил возможность брать необходимые для своей работы инструментальные средства домой – он перестал быть «привязанным» к рабочему месту из-за необходимости иметь доступ к централизованному оборудованию.

Эти типы удаленной работы можно сравнивать со случаями, когда работа может выполняться дома и без использования ИКТ. Примером может служить секретарь, выполняющий обработку текстов на дому; те, кто готовит разного рода отчеты; журналист; редактор; бухгалтер; администратор бизнеса по распространению литературы; системный аналитик, составляющий технико-экономические обоснования; человек, организовавший агентство по присмотру за детьми; специалист по написанию обзоров. Другими словами, эти в большинстве своем самозанятые удаленные работники занимаются составлением текстов, администрированием, канцелярской работой или имеют иную профессиональную специализацию.

Многие из этих людей имеют не только компьютеры, но и широкий спектр других средств, например, фотокопировальные устройства, факсы и модемы, которые, без сомнения, облегчают их работу. Эти устройства помогают делать работу проще и быстрее и при этом обладают некоторыми новыми функциями (например, возможностью обращения к удаленным базам данных без необходимости физического посещения помещений, где они располагаются). В самом деле, средства ИКТ, возможно, приобрели еще большую значимость, учитывая ожидания клиентов по поводу их быстродействия и желание получать результаты в электронной форме. И все же эта работа могла выполняться и раньше, но без помощи новых ИКТ. По сути, в сделанной нами выборке и редактор, и специалист по написанию обзоров работают на дому уже около 20 лет, но лишь теперь начинают пользоваться новыми информационно-коммуникационными технологиями, появившимися в 1970-1980-х годах. А до их появления единственными техническими средствами, которыми они пользовались, были печатная машинка и обычный телефон. Эти примеры представляют собой формы канцелярской работы и другой профессиональной специализации, которая не освещается в литературе по традиционной производственной работе на дому, и которая всегда выполнялась немногочисленными людьми в домашних условиях.

Но кроме этих двух групп удаленных работников существует прослойка людей, для которых ИКТ – нечто большее, чем просто средства, облегчающие выполнение работы, именно в силу масштабов выполняемых задач и дефицита времени. Для них, являющихся хоть и в большинстве своем, но не всегда, самозанятыми людьми, эти технологии повышают практическую осуществимость удаленной работы. Среди примеров можно назвать генерального или исполнительного директора; издателя, торгующего международными правами на публикацию книг; разнообразных консультантов, способных в короткий срок подготовить объемистые отчеты и пакеты документации. В этих случаях информационно-коммуникационные технологии являются значимым элементом в работе, когда с их помощью ведется подготовка в короткие сроки больших текстов, требующих профессионального оформления. Существование ИКТ, обеспечивающих индивидуальные технические средства резервного копирования, которые имеют функциональность офисного уровня, сделали удаленную работу практически осуществимой.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что технические устройства являются средствами, облегчающими удаленную работу в разной степени, и ключевой фактор в этом вопросе – статус занятости. Но даже там, где устройства ИКТ имеют относительно высокую важность для выполнения удаленной работы, необходимо учитывать, что они выступают в роли скорее «обеспечивающего возможность», чем «стимулирующего» средства. Что же касается компаний, то социально-экономические факторы, стимулирующие удаленную работу, например, необходимость сокращения накладных расходов на обслуживание офисных зданий или удержания персонала, уже прекрасно отражены в литературе по вопросам удаленной работы.

Наравне с этим, решение людей заняться удаленной работой формируют социальные факторы. Например, они идут на это, чтобы больше времени проводить с детьми и лучше воспитывать их, а также, чтобы сэкономить на ежедневных поездках на работу. Для одних людей это выбор позитивного стиля жизни. Для других же это просто лучший либо единственный доступный вариант. Наконец, это также обусловлено причинами социального характера, повлиявшими на значительное изменение численности удаленных работников. К ним относятся более высокая осведомленность о такой возможности; информация о том, что работа на дому стала более приемлемой для работодателей или клиентов; рост числа общественных организаций, оказывающих удаленным работникам всевозможную поддержку. Негативный фактор, которым является значительная реструктуризация компаний в период экономического кризиса, для некоторых людей означает, что удаленная работа является единственной альтернативой безработице или досрочному выходу на пенсию.

Удаленная работа и изменения в повседневном домашнем быте

Та гибкость в распоряжении своим временем, которую может обеспечить удаленная работа, на практике ограничена социальными факторами. Существуют требования к выполнению работы. Среди них – необходимость для работников координировать свои действия с другими людьми, работающими в офисе в обязательные рабочие часы, или необходимость быть на связи в определенное время дня. Наши исследования выявили случаи с менеджерами, которым регулярно приходится сталкиваться с кризисными ситуациями, происходящими в совершенно неожиданное для них время, а также случаи с самозанятыми удаленными работниками в сфере канцелярской работы и профессиональной специализации, которые в дневные часы работают дольше, чем им хотелось бы, из-за срочных работ, необходимости вывода на рынок новой продукции, наличия конечных сроков предоставления консультаций или уведомления о предстоящей работе в слишком короткие сроки.

При этом удаленные работники зачастую испытывают трудности в организации своего нерабочего времени – как дома, так и вне его. Женщины, удаленно выполняющие канцелярскую работу, а также некоторые профессионалы, у которых недостает средств оплатить услуги няни, зачастую могут работать, только если их дети не находятся рядом или если их супруги могут присмотреть за детьми. Если имеются маленькие дети, это означает работу по вечерам или в выходные дни. Некоторые же удаленные работники стараются не работать в выходные, чтобы не «выпасть» из жизни местного сообщества, поскольку именно в выходные общественная жизнь наиболее активна. Помимо этого, множество удаленных работников предпочитают работать в определенные часы, в которые они трудились раньше, будучи наемными работниками, поскольку такой распорядок помогает поддерживать самодисциплину.

Под влиянием всех этих проблем работы и домашнего быта возникает базовый временной уклад. В одном случае работа в относительно большей степени накладывается на домашний быт, и, если это необходимо, выполнение работы по дому приходится регулировать по времени. Например, многие удаленные работники не прерывают свою работу днем: они не берутся за дополнительные домашние дела просто из-за того, что находятся дома, и не посвящают себя целиком своим домочадцам. В другом случае потребности работы могут диктовать ее выполнение за рамками традиционного рабочего времени, и тогда работа также имеет преимущественное значение. Такой подход кажется характерным скорее для мужчин, однако его практикуют и некоторые женщины, особенно специалисты в какой-либо специфической сфере. В противоположность этому, более распространенной среди женщин моделью, особенно четко проявляющейся в ситуациях, когда удаленная работа является приработком, является ее встраивание в ритм домашней жизни таким образом, что ее выполнение происходит в периоды отсутствия рядом детей или супругов, не требующих к себе внимания, либо в периоды между выполнением других домашних обязанностей.

С точки зрения времени выполнения работы уклад, при котором удаленная работа накладывается на домашний быт, более часто ассоциируется с практическим отсутствием отличий от работы в стандартное рабочее время. При этом график может быть немного более гибким, чем при скользящем графике работы, что зачастую удобно с точки зрения присмотра за детьми. Противоположный этому уклад характеризуется работой в нестандартное рабочее время – в случаях, когда работа фрагментируется и выполняется в свободное время и/или по вечерам в выходные дни. Для людей с удлиненным рабочим днем приоритетность работы, конечно же, может означать работу как в стандартное рабочее время, так и по вечерам и в выходные. Очевидно, что любой уклад, при котором работа выполняется за рамками стандартного рабочего времени, оказывает влияние на использование любых средств ИКТ дома – например, время просмотра телепрограмм, видеофильмов и прослушивания радиопередач у таких удаленных работников может также измениться.

Социальные ограничения также влияют на место выполнения удаленной работы. Хотя необходимость регулярно посещать одно или несколько рабочих мест может ограничить выбор удаленных работников с точки зрения желаемого места жительства, гораздо большее значение имеет инерционность домашнего быта. Основным местом пребывания удаленных работников является дом. Они являются частью местных сообществ, у их детей есть друзья в местных школах, а у них самих есть супруги, чьи обязательства по работе необходимо учитывать. В сделанной нами выборке только одно домохозяйство, в котором оба супруга занимались удаленной работой, рассматривало возможность переезда на юг Франции. В общем и целом, гибкость, которой отличается удаленная работа, не ведет людей к радикальной смене места жительства и переезду в сельскую местность.

Пространственное место выполнения удаленной работы в рамках дома также ограничено соображениями домашнего быта. Один общепринятый образ удаленной работы заключается в том, что удаленная работа выполняется в домашнем офисе – и, следовательно, связанные с работой устройства ИКТ располагаются в отдельной, четко определенной рабочей зоне. Такая ситуация действительно имеет место, хотя она более характерна для удаленных работников, являющихся специалистами в какой-либо конкретной области, поскольку они, как правило, имеют дома большей площади. Но даже удаленные работники из числа специалистов и, безусловно, канцелярские работники зачастую трудятся в рамках общего пространства: в многофункциональных помещениях, гостевых комнатах, столовых, нередко в спальнях, а то и в трейлерах или на кухнях. Ключевой момент состоит в том, что и работа, и в особенности дети предъявляют конкурирующие притязания на пространство. Поскольку эти притязания со временем меняются, так как меняется сама работа и дети становятся старше, месту выполнения удаленной работы иногда приходится перемещаться по дому, останавливаясь то в столовой, то в спальне, а в случае покупки дома большей площади – в кабинете. Такие пространственные ограничения становятся значимыми с точки зрения тех пределов, в которых удаленные работники могут управлять представлением своей удаленной работы своим домочадцам и посторонним людям, чтобы создать ей определенный имидж в их глазах. Сюда входят способы демонстрации своих технических устройств для создания впечатления «высокотехнологичности» выполняемой ими удаленной работы.

Выделение времени и пространства для выполнения удаленной работы сопровождается некоторой дискуссией в домохозяйстве – хотя в этой дискуссии одни члены домохозяйства могут проявить больше власти, чем другие. В частности, у удаленных работников есть проблема соблюдения границ: в большей или меньшей степени имеет место разделение работы и домашней жизни для предотвращения взаимных неудобств. Один уровень, на котором действует правило соблюдения границ, включает в себя формирование правил и условий доступности удаленных работников для других домочадцев в бытовых целях.

Такая форма соблюдения границ может включать и использование средств ИКТ, например, входящие звонки – как рабочие, так и бытовые – распределяются по определенным временным интервалам и по разным телефонам или управляются с помощью автоответчиков. Здесь мы наблюдаем пример использования ИКТ для управления удаленной работой. Удаленные работники используют, главным образом, автоответчик и в некоторой степени – факс для управления временем осуществления коммуникации, принимая различные типы сообщений и отвечая на них именно тогда, когда им это удобно. Это позволяет им лучше контролировать прерывания на рабочие или бытовые звонки – независимо от того, чем они в данный момент заняты. В дополнение к этому, такие технические средства, как автоответчик, позволяют удаленным работникам управлять впечатлением, которое они производят на своих деловых партнеров. С их помощью они могут скрывать свое настоящее местоположение и обеспечивать свое дистанцирование от домашнего окружения, угрожающего вмешательством в виде принятия рабочего телефонного звонка или постороннего шума.

Другой аспект соблюдения границ также включает в себя управление впечатлением на внешнее окружение: способность создавать у некоторых лиц – клиентов, работодателей и других людей, с которыми в ходе работы поддерживаются контакты, – впечатление пребывания на рабочем месте. Это нередко означает регламентацию порядка принятия телефонных звонков: кто и при каких обстоятельствах может на них отвечать. Это также может означать регламентацию звукового режима в доме в целом или, по крайней мере, в помещениях рядом с местом выполнения удаленной работы, чтобы домашние шумы не мешали работе и не создавали ложного представления у других лиц. Сюда также относится регулирование звука, который генерируют устройства ИКТ, например, телевизор.

Последний аспект соблюдения границ заключается в использовании ИКТ предназначенных для работы: могут ли домочадцы иметь к ним доступ, и если да, то в какое время. Иногда возникают споры, например, по поводу использования компьютеров детьми, поскольку удаленные работники опасаются повреждения ими аппаратного или программного обеспечения. И, конечно же, доступ к общим персональным компьютерам со стороны других членов домохозяйства имеет вторичный приоритет по сравнению с приоритетом их использования самим удаленным работником. Аналогично этому, использование одной телефонной линии многими лицами может привести к конфликтам по поводу того, что обычные звонки домочадцев занимают линию и могут помешать входящим рабочим звонкам. В тех случаях, когда средства ИКТ, например, персональные компьютеры или телефонные линии, являются общими для всех членов домохозяйства, это означает потенциальный конфликт и стремление установить правила их использования – правила, которые домочадцы могут как соблюдать, так и нарушать. В иных случаях, когда оборудование удаленным работникам предоставляет работодатель, или в случае самозанятых удаленных работников, решением может стать не совместное использование средств ИКТ, а приобретение второго (или третьего) компьютера, либо одной или нескольких дополнительных телефонных линий специально для работы.

Помимо проблем с распределением времени, пространства и соблюдением границ, удаленная работа также и оказывает, и испытывает на себе влияние целого спектра социальных взаимоотношений внутри домохозяйства. При обдумывании перехода на удаленную работу необходимо учитывать ответную реакцию других домочадцев, особенно супругов. Они могут оказывать как поддержку, так и противодействие удаленной работе самым различным образом, но могут и сами принимать участие в выполнении работы. Супруги могут оказывать практическую поддержку удаленной работе, беря на себя обязанность присмотра за детьми или не допуская их вмешательства в деятельность удаленных работников, обеспечивая соблюдение границ и установленных правил. Такая поддержка оказывается гораздо более значимой, чем, например, дополнительная помощь в ежедневных домашних делах: по-видимому, в удаленной работе практически отсутствует гендерное разделение труда в большинстве домохозяйств.

Кроме того, супруги, а иногда и дети в буквальном смысле помогают выполнять работу. Порой такое содействие в виде вспомогательной рабочей силы не включает в себя никакой особой помощи в фактической технологии выполнения работ: оно может, например, представлять собой поездку за рабочими материалами или исполнение роли «эксперта», высказывающего свое мнение о предлагаемых идеях. Однако иногда другие члены домохозяйства – как правило, супруги-мужчины – принимают участие и в самом производственном процессе, обеспечивая техническую поддержку или иным образом используя ИКТ и нарабатывая новые умения работы с компьютером и телефоном.

Наконец, сети социальных связей за пределами дома также могут сыграть свою роль в обеспечении поддержки удаленной работе. Чаще всего такая поддержка не оказывает влияния на применяемые технические средства: она может предоставляться в форме помощи по принятию на себя части рабочей нагрузки, присмотру за детьми или простому поддержанию социальных контактов, помогающих преодолеть чувство изоляции. Однако такая поддержка также включает в себя социальные связи, например, супругов, которые могут предоставить консультацию и помощь по техническим вопросам, связанным с используемыми удаленным работником средств ИКТ.

Применение устройств ИКТ для надомной работы

В ряде случаев устройства ИКТ впервые проникают в дом именно благодаря удаленной работе. Среди примеров – использование персональных компьютеров и подключаемых к ним сканеров, модемов, факсов, автоответчиков, фотокопировальных устройств и установки нового программного обеспечения. Удаленная работа, без сомнения, впервые прокладывает путь в стены дома таким ИКТ; при этом возникает возможность того, что и удаленные работники, и другие домочадцы будут использовать их в рамках новых видов деятельности и что эти средства постепенно станут частью домашней жизни.

Однако равным образом вероятными последствиями появления удаленной работы является дальнейшее увеличение численности уже используемых ИКТ: т.е., приобретение второго или третьего персонального компьютера, одной или двух дополнительных телефонных линий, второго автоответчика и т.д. Эти явления также являются важной частью того пути, по которому ИКТ проникают в дом, а затем рассредоточиваются по нему, поскольку процесс технологического наследования иногда происходит в виде приобретения бывшего в употреблении персонального компьютера для детей или супругов, например, в случае появления в доме нового персонального компьютера для удаленной работы. Тот факт, что в результате этого домочадцы приобретают индивидуальные права на владение техническими средствами и доступ к ним, в сравнении с предыдущей ситуацией конфликта интересов в отношении общего для всех домочадцев ресурса, может оказать влияние на режим их использования этих средств.

Третий процесс, уже обсуждавшийся в предыдущем разделе, заключается не столько в приобретении новых средств ИКТ, сколько в изменении установленных правил пользования уже имеющимися. Статус уже имеющихся ИКТ, например, компьютеров и телефонов, может меняться: использование этого оборудования в рабочих целях ведет к установлению новых правил, возникновению напряженных отношений, конфликтов, изменении притязаний на владение и т.д.

До сих пор мы обсуждали возможные варианты приобретения и регламентации использования ИКТ. Однако важно также изучить реальный процесс, благодаря которому они проникают в дом, поскольку он также оказывает влияние на их значимость и последующее использование. Например, во многих случаях эти устройства предоставляются работодателями, но иногда и клиентами. В таких случаях правила их использования могут быть определены поставщиком, ограничивающим их применение рамками работы. Например, в сделанной нами выборке рабочий телефон не использовался в бытовых целях – хотя при этом детям нередко позволялось немного поработать на компьютере, правда, под пристальным присмотром. Без сомнения, некоторые, как правило, небольшие устройства, такие как автоответчики, приобретаются самыми разными путями – в качестве подарков, на баллы, полученные в рамках специальных рекламных акций и т.д. Однако наиболее распространенной альтернативой предоставлению средств ИКТ работодателем является их приобретение непосредственно самими удаленными работниками – как правило, так поступают самозанятые работники.

В таких случаях сразу же возникает вопрос наличия финансовых средств. Очевидно, что реальная сумма денежных средств, имеющихся в наличии в домохозяйстве, практикующем удаленную работу, является важным соображением – чем богаче домохозяйство, тем меньше в нем раздумывают над приобретением устройств ИКТ. Но даже во многих домохозяйствах с удаленно работающими профессионалами имеющийся доход является объектом конкурирующих притязаний, и применительно к нему обсуждаются вопросы приоритетности. Например, в нашем исследовании некоторые самозанятые удаленные работники хотели бы обновить свои персональные компьютеры и понимали, что они могут или уже начали терять свою клиентуру из-за того, что продолжают работать на устаревшей технике. Однако они не обновляли оборудование из-за наличия других приоритетов в семье – в одном случае это было желание приобрести новое телеоборудование, в другом – стремление продолжать тратить свой доход на финансирование обучения своих детей в частных образовательных учреждениях.

Тем не менее, хотя супруги нередко обсуждают, на что потратить совместно заработанные денежные средства, оказалось, что мужчины более активно высказывали притязания на их трату. Одним из ключевых факторов такой демонстрации «своей власти» является то, что они, как правило, выступают в роли главных добытчиков, а потому в большей степени привержены карьерному росту и желают работать полный рабочий день. Хотя ряд удаленных работников женского пола также успешно предъявляли свои притязания, по уровню заработка в семье многие из них находились лишь на втором месте. Многие участники исследования работали неполный рабочий день, и хотя при этом у них наблюдались карьерные устремления, они, неся основное бремя по воспитанию детей, были удовлетворены возможностью приносить в семью дополнительный доход и не отрываться полностью от работы в период, когда работа полный рабочий день была для них под вопросом. Как следствие, в общем и целом, они проявляли большую осторожность в отношении приобретения средств ИКТ и меньшую склонность к риску.

Хотя в вышеприведенных примерах присутствовала возможность определить, в каких случаях удаленные работники теряли свою клиентуру из-за низкого уровня имевшихся у них средств ИКТ, во многих случаях перед покупкой по-настоящему сложно понять, действительно ли конкретный вид ИКТ, например, беспроводной телефон или факс, «необходим» для удаленной работы, и даже точно определить, насколько «полезным» он окажется. Аналогичные трудности могут возникнуть при попытке определить, «достаточны» ли имеющиеся технические средства, например, персональный компьютер, или взамен них следует приобрести более новую модель. Временами удаленные работники откровенно говорят о своих сомнениях. Однако в других случаях заявления о необходимости новых технических средств являются предметом спора, в котором удаленные работники ратуют за их приобретение, а их супруги высказываются против этого. Другими словами, такая «необходимость» является предметом обсуждения.

Именно благодаря этим примерам становится очевидным, что удаленная работа может служить катализатором для покупки желаемых средств ИКТ. Например, в случаях, когда ряд удаленных работников, в основном мужчин, являются давними приверженцами ИКТ, приобретение дополнительных технических средств можно оправдать потребностями удаленной работы. Более того, начав заниматься удаленной работой, ее потребностями можно также оправдать приятные для себя занятия (особенно в случае с мужчинами, хотя и не только с ними) по изучению этих технических средств и освободить себя, таким образом, от выполнения других обязанностей. Такие удаленные работники были не просто увлечены своим хобби, но старались доказать, что время, проведенное за экспериментированием с этим оборудованием, помогает им в работе. Иногда их супруги сомневались в этом.

Возвращаясь к вопросу использования ИКТ в домашнем хозяйстве, необходимо сделать первое общее замечание относительно власти и делегирования полномочий. Удаленная работа может привести к приобретению – или углублению – технических знаний и опыта: это справедливо не только в отношении компьютеров, но и телекоммуникационных средств, поскольку в наши дни в продаже, помимо обычного телефона, имеется широкий спектр такого оборудования. А знания и опыт означают не только возможность в буквальном смысле использовать технические средства, но и обрести понимание их социального измерения: примеры из сферы телекоммуникационных технологий – когда использовать факс, для чего он применяется, преимущества и недостатки использования электронной почты, как организовать телефонные звонки и презентовать себя по телефону. Выяснилось, что не только удаленные работники, но и другие члены домохозяйства нередко нарабатывали некоторые из этих новых знаний и умений.

Однако если не считать того, что знания и опыт удаленных работников являются источником их гордости и самоуважения, их также можно демонстрировать как источник власти, например, в случаях, когда удаленный работник рассказывает другим домочадцам о том, как пользоваться техническими средствами и какие ошибки они при этом допускают. С другой стороны, делегирование полномочий на основе технических средств может сыграть и более позитивную роль. Это явление наилучшим образом проиллюстрировано в одном предметном исследовании, в котором у женщины-исследователя, занимавшейся удаленной работой, были неясные перспективы в отношениях как с клиентами, так и со своим супругом. В результате многолетних конфликтов в браке возникла угроза развода и необходимости вновь искать работу на полный рабочий день. Приобретение ею компьютера Apple Mac, который сам по себе являлся вещью весьма сомнительной полезности для домашнего хозяйства, позволило ей почувствовать себя гораздо более уверенно, поскольку теперь она обладала важным для себя инструментом, который мог помочь ей найти дополнительную работу, если бы это потребовалось.

Что касается фактического использования, то та степень, в которой телекоммуникационное оборудование использовалось других членами домохозяйства, отчасти зависела от того, насколько серьезно то или иное средство ИКТ рассматривалось в качестве технического устройства для домашнего применения. Автоответчик и беспроводной телефон не рассматривались как сугубо «рабочие» технические средства и использовались другими домочадцами. Несмотря на то, что факс и мобильный телефон в определенной степени использовались в бытовых целях, в значительно большей степени они находили применение исключительно или главным образом в рабочих целях и использовались только удаленными работниками. Более уверенные пользователи высказывали мнение о том, что такая ситуация может со временем измениться – некоторые дети начали пользоваться факсом в качестве фотокопировального устройства и отправили несколько сообщений своим родственникам за границу.

Случаи использования компьютера сугубо в целях удаленной работы, когда остальные домочадцы даже не прикасаются к нему, были единичными: супруги могли совсем не пользоваться компьютером, однако дети обычно имели к нему некоторый доступ. Безусловно, в случаях, когда в доме имелось несколько компьютеров, один из них выделялся специально для работы. Если посмотреть на их использование супругами, гендерные различия были очевидны. Женщины, супруги удаленных работников-мужчин, нередко обладали определенными навыками обработки текстов и могли пользоваться компьютером своего мужа для эпизодического написания писем, в образовательных целях или для выполнения своей работы. В случае мужчин, супругов удаленных работников-женщин, такая ситуация наблюдалась реже. Причина этого явления кроется в том, что целый ряд таких мужчин занимался квалифицированным ручным трудом, не требовавшим опыта работы с персональными компьютерами, и потому у них не было ни умений, ни интереса к их пользованию.

Старшие дети также могли пользоваться рабочим компьютером для обработки текстов, причем такое пользование поощрялось. В то время как общая компьютерная грамотность поощрялась во множестве домохозяйств, родители признавали, что умение работать на клавиатуре было особенно полезным практическим навыком, а также, что за выполненные на компьютере школьные задания было больше шансов получить более высокие отметки. В то время как некоторые старшие дети, несмотря ни на что, отказывались пользоваться компьютером, все дети помладше выказывали определенный интерес, и им разрешали доступ. Такие родители были весьма горды тем, что их дети в раннем возрасте знакомились с компьютерными технологиями и рассматривали вопрос о покупке таким детям их собственного компьютера, когда они станут постарше. Таким образом, во многих случаях удаленная работа проложила путь техническим средствам в стены дома, что помогло детям в таких семьях как познакомиться с ИКТ, так и приобрести новые знания и умения.

Наконец, у нас остался вопрос о том, для чего используются эти средства ИКТ – т.е. о сфере их применения. Мы уже отметили ограниченное использование факса для отправки бытовых сообщений. Однако, по крайней мере, один удаленный работник пользовался факсом для ведения дел из дома, например, для обмена данными с банками, а другой получал по факсу статьи для информационной рассылки о старинных автомобилях – он был редактором.

В противоположность этому, использование модема для подключения к электронным сетям с целями, отличными от рабочих целей, было незначительным: модемы редко обеспечивали новый выход во внешний мир социальных связей.

Различные средства ИКТ нашли свое применение для ведения базы данных: фотокопировальное устройство и фотокопировальный модуль в факсимильных аппаратах нередко используются для копирования переписки домохозяйства с официальными учреждениями. А компьютер – для хранения набранных на нем электронных экземпляров писем.

Кроме того, что компьютер использовалься для игр, по большей части он также применялся и для обработки текстов. И только совсем немногочисленные супруги или дети использовали дополнительное программное обеспечение. Компьютеризация домашнего быта, например, с точки зрения ведения электронных счетов в домашнем хозяйстве, была весьма редким явлением и на тот момент, как правило, лишь частично опробовалась в процессе экспериментирования с компьютером.

Средства ИКТ и навыки их использования, приобретенные для удаленной работы, также могли найти применение у людей, не являющихся членами домохозяйства. Это могло происходить на целом ряде уровней. Во-первых, друзья, соседи и родственники иногда просили дать им возможность ознакомиться с работой оборудования – например, отправить факс или фотокопировать документ. Пожалуй, такая ситуация – это технический эквивалент просьбе одолжить стакан сахара! Во-вторых, собственные знания и опыт удаленных работников в использовании средств ИКТ могли стать средством самоутверждения в ситуациях, когда окружающие консультировались бы с ними и они помогали бы другим людям настраивать оборудование или разрешать возникающие затруднения. В-третьих, удаленные работники зачастую использовали свои ИКТ в интересах и даже по просьбе сторонних организаций, в которых они работали: например, для подготовки информационных рассылок для общественных организаций, печати билетов на мероприятия в спортивных клубах или составления школьной отчетности. Наконец, нередко являясь давними приверженцами определенного оборудования, удаленные работники просто занимались просвещением окружающих на предмет использования таких технических средств – в форме приглашения людей к себе домой или информирования о своем опыте использования ИКТ. Совершенно очевидно, что приобретенные для работы средства ИКТ предоставляли целый ряд новых оснований для общения и отчасти становились общественным ресурсом.

Удаленная работа, домашний быт и средства ИКТ

В данной статье освещен ряд представляющих интерес ключевых вопросов о технологиях, технических средствах и удаленной работе. Подведем итоги ответам на эти вопросы:

Безусловно, определенные формы удаленной работы стали практически более осуществимыми благодаря средствам ИКТ, а реализация некоторых из них вообще была бы невозможна без этих технических средств. Тем не менее, целый спектр видов деятельности в сфере канцелярской работы и профессиональной специализации, в особенности осуществляемых самозанятыми людьми (что, возможно, объясняет многочисленность удаленных работников), уже некоторое время выполняется в домашних условиях – ИКТ не столько обеспечили такую возможность, сколько просто способствовали ей. Кроме того, социально-экономические факторы имеют большее значение, чем технические, при принятии работодателем и работником решений о переходе на удаленную работу и о многих ее аспектах.

Потенциальные возможности удаленной работы и средства ИКТ, обеспечивающие удаленным работникам гибкость временного и пространственного уклада жизни, всегда ограничены социальными факторами. Возникающие различные варианты укладов жизни, а также усилия по соблюдению границ между домашним бытом и работой оказывают влияние на время использования, доступ других членов домохозяйства к средствам ИКТ и порядок их демонстрации окружающим. Ряд телекоммуникационных технологий играет значительную роль в поддержании этих границ. Появление удаленной работы также стало причиной оказания ей поддержки со стороны окружающих – как дома, так и за его пределами, включая техническую поддержку и вовлечение других людей в производственный процесс с использованием ИКТ.

По мере приобретения людьми новых средств ИКТ, а, значит, увеличения их численности, у нас также возникла необходимость обратить внимание на другие процессы и выявить новые виды регламентации пользования ими. Процесс приобретения зачастую включает в себя обсуждение их «необходимости» и приоритетности для домашнего хозяйства – обсуждение, в котором удаленные работники-мужчины могут чаще достигать успеха, и временами удаленная работа может служить катализатором для покупки желаемых средств ИКТ. ИКТ для удаленной работы способны не только обеспечить основу для приобретения новых знаний и умений, повышения самоуважения и наработки опыта, но и для делегирования полномочий. Что же касается использования, случаи применения средств ИКТ сугубо в целях работы были единичными. Телекоммуникационные технологии, которые уже прижились в домохозяйстве, с большей готовностью использовались другими домочадцами. В использовании компьютера супругами наблюдались заметные гендерные различия, а дети нередко использовали оборудование для приобретения навуков работать на клавиатуре или, в случае с детьми помладше, для ознакомления с компьютером. Что касается целей применения, сразу были выявлены признаки использования факса в нерабочих целях. В домашних условиях компьютеры, кроме игр, использовались, главным образом, для обработки текстов, а различные другие средства ИКТ также использовались для ведения базы данных официальной переписки. ИКТ и навыки их использования также могут выступать в качестве общественного ресурса.

В заключение мы бы также хотели бы поделиться дополнительными наблюдениями. Во-первых, по мере поиска ответов на свои изначальные вопросы мы продемонстрировали в данной статье, насколько важно видеть нечто большее, чем просто стандартным образом собранные количественные показатели владения и использования. Чтобы понять смысл этих данных и заглянуть еще глубже, важно учесть те предназначения, которые эти технические средства имели изначально и впоследствии приобрели в домохозяйстве – предназначения, которые являются предметом обсуждения и борьбы. Эти вопросы были главной темой нашей предыдущей работы 1, и в данной статье они исследованы более предметно. Именно поэтому мы подчеркиваем важность попыток регламентации использования технических средств и той роли, которую они начинают играть для отдельных людей и целых домохозяйств: они помогают поддерживать или вновь обретать контроль над различными аспектами своей жизни и формировать свою индивидуальность.

Во-вторых, в упомянутой работе подняты вопросы о том, каким образом мы могли бы разработать концепцию распространения новых средств ИКТ. По традиции, в исследованиях, касающихся феномена распространения, основное внимание уделяется моменту, когда технические средства перешагивают порог домашнего хозяйства. Принимая это во внимание, мы, кроме того, хотели бы понять не только суть процесса приобретения, но и последующий жизненный путь этих технических средств – с точки зрения «распространения» в другие сферы, а также изменения назначения и роли этих технических средств, начиная со статуса устройств для работы до поиска вариантов их применения в домашнем хозяйстве или в общественной жизни.

И самое последнее: удаленная работа имеет непреходящую важность. На одном уровне она представляет собой весьма полезный предмет для изучения некоторых вышеуказанных аспектов. Несмотря на то, что она не обеспечивает тех радикальных отличий от повседневной жизни, которые можно ожидать от ее потенциальной гибкости, тем не менее, она в значительной степени меняет жизнь людей. Она представляет собой совершенно новый подход к работе, который порождает новые проблемы, конфликты и способы организации жизни в домохозяйстве, где присутствуют средства ИКТ. Но при этом удаленная работа является чем-то большим, чем просто иллюстрация возможностей. Исследования на тему последствий проникновения ИКТ в стены домохозяйств в рабочих целях весьма малочисленны, и потому очевидно, что удаленная работа, как и работа в офисе, которую иногда берут на дом – это один важный, и, похоже, во все возрастающей степени, путь для этих новых технических средств войти в стены дома. Данное исследование положило начало процессу регистрации последствий такого способа проникновения и демонстрации ситуаций, в которых удаленная работа оказывает (а временами не оказывает) влияние на техническую культуру каждого домохозяйства.

Литература

1. Haddon, L. and Silverstone, R. Information and Communication Technologies in the Home: The Case of Teleworking, CICT Working Paper 17, SPRU, University of Sussex, 1992.

2. Huws, U. Remote Possibilities: Some Difficulties in the Analysis and Quantification of Telework, in Korte, W. et.al (eds.) Telework: Present Situation and Future Development of a New Form of Work Organisation, Elsevier Science Publishers, Amsterdam, 1988.

3. Silverstone, R. Beneath the Bottom Line: Households and Information and Communications Technologies in an Age of the Consumer, PICT Policy Research Papers 17, ESRC, Swindon, 1991.

Лесли Хэддон - профессор Лондонской школы экономики, факультет медиа и коммуникации (Великобритания)

Сильверстоун Роджер - профессор Лондонской школы экономики, факультет медиа и коммуникации (Великобритания)


&copy Информационное общество, 2009, вып. 6, с.6-16.