В МЭСИ открылась базовая кафедра развития информационного общества
Ризманова Л.М.

В МЭСИ открылась базовая кафедра развития информационного общества

___________________________

Л.М. Ризманова



1 сентября 2009 года в Московском университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) начала свою работу Кафедра развития информационного общества – базовая кафедра Института развития информационного общества (ИРИО). Открытие кафедры стало итогом давних партнерских отношений ИРИО и МЭСИ, а также залогом расширения дальнейшего сотрудничества.

Сегодня МЭСИ – один из лидирующих университетов в области разработки и внедрения современных методов обучения и инновационных технологий электронного образования в учебный процесс.

В область профессиональной деятельности ИРИО входит исследовательская и просветительская деятельность по широкому кругу проблем развития информационного общества и экономики знаний, а также опытно-конструкторские работы и системная интеграция в области создания современных информационных систем, включая проектирование и реализацию ИКТ-решений от уровня инфраструктуры до уровня информационно-аналитических и экспертных систем.

Базовая кафедра ИРИО в МЭСИ позволит готовить специалистов высокой квалификации в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – будущих строителей информационного общества, а также проводить совместные исследовательские и проектные работы.

Строители информационного общества

«Информационное общество» – это не абстрактное понятие, каковым оно являлось всего несколько десятилетий назад. Технологический прорыв в сфере ИКТ, произошедший на рубеже XXI века, положил начало их широкому применению в различных сферах жизнедеятельности человека и ознаменовал собой переход человечества к следующему этапу развития – информационному обществу.

Сегодня ИКТ не только являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие государства и поддержание конкурентноспособности страны на мировой арене. Развитие информационного общества приобретает особую актуальность в условиях глобального экономического кризиса, так как является одним из способов его преодоления для многих стран мира, и в том числе для России.

Признанием того, что развитие информационного общества является важной стратегической компонентой комплексного технологического и инновационного развития страны, стало утверждение в феврале 2008 года Президентом Российской Федерации В. Путиным «Стратегии развития информационного общества в России». Одним из основных направлений Стратегии является развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ – главной движущей силы, способной осуществить переход страны к информационному обществу.

В этом контексте создание базовой кафедры развития информационного общества, а также внедрение в учебный процесс программы по проблемам развития информационного общества является крайне актуальным и жизненно важным. Молодые специалисты в области ИКТ должны знать теоретические основы развития информационного общества, а также быть всесторонне информированными о практических шагах по построению «открытого для всех, ориентированного на развитие человека» общества, предпринимаемых в государстве.

Задачи кафедры и текущие планы

Основанием для создания Базовой кафедры развития информационного общества стало решение Ученого совета МЭСИ, принятое в июле этого года.

Далее проводилась соответствующая подготовка к открытию кафедры, которая включала организационные и процедурные вопросы – разработку и утверждение Положения о Базовой кафедре, а также составление учебного плана на текущий учебный год.

Базовая кафедра является учебно-научным структурным подразделением учебного института компьютерных технологий МЭСИ и будет обеспечивать учебной, методической, научной и воспитательной работы.

Целью деятельности Базовой кафедры является подготовка высококвалифицированных специалистов, бакалавров и магистров по основным образовательным программам, реализуемым Институтом, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами, принятыми сообществами работодателей.

Одной из основных задач Базовой кафедры является организация и выполнение на высоком уровне учебной и методической работы по направлениям «Прикладная информатика» и «Инноватика», включающим специальности: «Прикладная информатика (по областям)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем».

Также Базовая кафедра призвана формировать у студентов ключевых профессиональных компетенций по направлениям подготовки, проводить научно-исследовательские и научно-методические работы по профилю Базовой кафедры и осуществлять на их основе подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В этом году планируется проведение курса по дисциплине «Проблемы развития информационного общества», состоящего из 16 лекций, для магистров направления «Прикладная информатика» (по областям).

В 2010 году деятельность кафедры будет расширена – планируется, что данный курс пройдут магистры двух упомянутых выше направлений, а для бакалавров всех потоков будут организованы мастер-классы. При этом бакалаврам направления «Инноватика» будут предложены для изучения технологические аспекты построения информационного общества, а студентам направления «Прикладная информатика» - социально-экономические аспекты использования ИКТ.

Наши ведущие преподаватели

По решению Ученого совета МЭСИ на должность заведующего кафедрой Ученым советом назначен Председатель Совета директоров, руководитель Дирекции региональных программ ИРИО, кандидат физико-математических наук, доцент, академик Российской инженерной академии Хохлов Юрий Евгеньевич.

За достаточно короткое время после открытия кафедры была сформирована команда преподавателей, в которую входят известные ученые-теоретики и эксперты-практики с области развития информационного общества – Хохлов Ю.Е., Ершова Т.В., Шапошник С.Б., Вершинская О.Н., Смолян Г.Л., Евтюшкин А.В., Черешкин Д.С., Мендкович А.С., Райков А.Н., Кристальный Б.В., Алексеева И.Ю., Сердюк В.А., Стрельцов А.А.

Это основной состав экспертов, который, конечно, будет расширяться. К преподаванию на кафедре планируется привлечь широкий круг высококлассных специалистов, способных охватить весь спектр теоретических и практических вопросов, связанных с развитием ИКТ и построением информационного общества.

Учебная программа «проблемы развития информационного общества»

Совместными усилиями преподавателей была разработана рабочая учебная программа дисциплины «Проблемы развития информационного общества» для магистров, сейчас ведется разработка комплекса учебно-методических материалов.

Основной целью дисциплины является изучение закономерностей становления и развития информационного общества, свойств информации и особенностей информационных процессов.

В рамках учебного курса студенты ознакомятся с основами современных теорий информационного общества; особенностями информационного общества как этапа общественного развития; междисциплинарным анализом социально-экономических трансформаций, связанных с широкомасштабным использованием информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Они получат представление об особенностях информационного общества; о сущности и значении информации в развитии современного общества, об опасностях и угрозах, связанных с развитием информационного общества; об основных методических подходах в междисциплинарных исследованиях информационного общества.

В рамках дисциплины студенты изучат факторы, влияющие на развитие информационного общества (ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал, деловая среда, государственная политика); использование ИКТ для социально-экономического развития (э-правительство, э-образование, э-здравоохранение, э-культура, э-бизнес и др.), а также значение многосторонних процессов для развития информационного общества и мониторинг развития информационного общества.

Особое внимание в рамках курса будет уделено человеку в информационном обществе, правам и свободам личности в информационном обществе, особенностям жизни и работы в информационном обществе, социальным сетям, информационной культуре личности, проблемам информационно-психологической безопасности.

Часть курса обучения будет посвящена экономике в информационном обществе – «экономике, основанной на знании», включая: новые формы организации труда и занятости, глобализацию экономики, сетевую экономику, реорганизацию корпораций.

Вниманию студенческой аудитории будет представлена роль государства в развитии информационного общества: новые механизмы власти в информационном обществе; государственная политика в сфере развития и использования ИКТ; законодательное и правовое регулирование процессов развития информационного общества, а также международное сотрудничество и развитие глобального информационного общества.

По окончанию курса студенты должны будут уметь понимать и правильно использовать терминологию современных теорий информационного общества; самостоятельно оценивать и анализировать различные точки зрения на особенности информационного общества и пути его развития; исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области.

Проверка знаний студентов будет осуществляться посредством контрольных мероприятий, в том числе с использованием электронной среды.

2 октября 2009 года началось чтение первых лекций по дисциплине «Проблемы развития информационного общества». Лекции по темам: «Предмет и основные понятия теории развития информационного общества» и «Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу» были представлены Татьяной Викторовной Ершовой, Генеральным директором ИРИО.

Следующие лекции в текущем семестре состоятся 30 октября, 27 ноября и 25 декабря 2009 года. С расписанием занятий, а также преподавательским составом Кафедры развития информационного общества можно ознакомиться в соответствующих разделах веб-сайта МЭСИ: http://www.mesi.ru.

Мы надеемся, что открытие кафедры развития информационного общества внесет значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере ИКТ, расширения их научного кругозора и знаний, а также станет первой ласточкой в процессе массового внедрения дисциплины, касающейся проблем построения и развития информационного общества в мире и в России.

____________________________

Ризманова Луиза Мусульмановна - директор департамента международного сотрудничества Института развития информационного общества


&copy Информационное общество, 2009, вып. 6, с.70-72.