Рецензия на книгу Дона Тапскотта "Цифровое поколение выросло: как сетевое поколение меняет ваш мир?"
Мендкович Н.А.

Рецензия на книгу Дона Тапскотта "Цифровое поколение выросло: как сетевое поколение меняет ваш мир?"

_____________________

Н.А. Мендкович




Новая книга Дона Тапскотта, известного специалиста по развитию информационных технологий и их влиянию на современное общество, «Цифровое поколение выросло: как сетевое поколение меняет ваш мир?»1, продолжает тему влияния современных информационных технологий, в первую очередь интернета, на т.н. «сетевое поколение», чье взросление пришлось на период ускоренной информатизации конца 1980-х начала 1990-х гг. Хотя книга идейно продолжает его исследование 1997 г. «Цифровое взросление: подъем сетевого поколения» ("Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation"2) , но она содержит множество новых статистических данных и интересных фактов.

Предметом изучения является «сетевое поколение», определенное автором как совокупность людей, родившаяся с января 1977 по декабрь 1997 гг. По мнению автора, его взросление и выход во взрослую жизнь в обстановке возрастающего влияния информационных технологий привели к тому, что представители «сетевого поколения» приобрели ряд позитивных качеств. Книга, как и издание 1997 г., в первую очередь адресована старшему поколению североамериканцев и направлена на то, чтобы убедить их склонную к технофобии часть в том, что, несмотря на изменение способов коммуникации, молодое поколение не «потеряно» и не является эгоистичным и «несоциальным».

Убежденность автора основана на результатах социологического исследования 2007-2008 гг., проводившегося среди представителей разных поколений в 12 странах, а также на результатах других исследований и опубликованных данных статистических ведомств США и ООН. Тапскотт указывает на то, что «сетевое поколение» в основном более открыто в плане межэтнических отношений, политически активно (на что указывает рост числа голосующих избирателей 1990-х), более устойчиво к рекламе, организованно в потреблении и в среднем имеет даже более высокий коэффициент интеллекта.

Автор указывает на принципиально новые явления, во многом определяющие социальный облик «сетевого поколения»: появление социальных сетей наподобие ресурса «Facebook», созданного М. Цукербергом, развитие «удаленной занятости», при которой наниматель взаимодействует с работником в основном при помощи современных телекоммуникационных технологий, наконец, внедрение этих технологий в сфере образования. Последнему Тапскотт полностью посвятил пятую главу своей книги.

Текст книги содержит не только сухие статистические данные и технические справки о современных информационных сервисах. Повествование оживляют яркие примеры влияния информационных технологий на жизнь конкретных людей, чьей помощью Тапскотт пользовался в процессе своего исследования, и ссылки на опыт семьи самого автора.

Особое внимание автор уделяет негативным представлениям о «сетевом поколении», принятым в американском обществе. В 11-й главе с характерным названием «В защиту будущего» он с цифрами в руках опровергает ряд типичных отрицательных стереотипов: потери навыков личного «несетевого» общения, высокий уровень насилия, «нарциссизм».

Тапскотт также обращает внимание на ряд трудностей, связанных с вхождением ИКТ в современный быт. Открытость и активное общение в «социальных сетях» снижают защищенность частной жизни. «Если вы рассказали, что-то 500 своим (сетевым) друзьям, то считайте, что рассказали это каждому» – пишет Тапскотт и приводит ряд примеров, когда результатом неосторожных частных бесед в интернете и публикаций на личных страницах социальных сетей становились опасные потрясения в жизни авторов.

К сожалению, книга не лишена и недостатков. К ним, прежде всего, можно отнести подход автора, выделивший в качестве предмета изучения демографическую общность «сетевого поколения». Несмотря на «говорящее» название, далеко не всегда можно утверждать, что специфические черты представителей данного поколения объясняются именно доступом к современным инфокоммуникационным технологиям. Их можно было бы соотнести с изменениями в сфере образования, социально-экономическими и политическими переменами.

Возможные «цифровые» механизмы произошедших перемен, ярко и эмоционально описанные Тапскоттом, не обязательно являются единственными. Более того, зачастую следует поставить вопрос о том, не является ли само распространение тех или иных информационных инноваций следствием «социального заказа», объективно назревших потребностей общества?

В предисловии автор упоминает о том, что наравне с поколенческими сопоставлениями он использовал сравнение результатов своего исследования с результатами опроса случайной выборки пользователей интернета, однако итоги данной части работы в книге отражены достаточно слабо.

Следует указать и на то, что основное внимание автор уделяет общественным переменам в США и Канаде, к этим же странам относится и наиболее значительная часть респондентов. Статистика, касающаяся других стран, включая Россию, приведена в книге, однако зачастую носит чисто иллюстративный характер, хотя автор и обращает внимание на существующие различия между изученными государствами, в том числе – разную долю «сетевого поколения» в населении стран. К сожалению, национальным различиям Тапскотт уделил мало внимания, считая «сетевое поколение» глобальным.

Очевидно, что ряд соображений автора, включая определение временных границ изучаемого поколения, во много верен исключительно для Северной Америки, но может быть ошибочным для Франции, Индии и России. Влияние технологических перемен на жизнь общества определяется массой «местных» факторов, поэтому черты предполагаемого «сетевого поколения» в разных странах могут значительно отличаться, а новшества, прижившиеся в Америке, могут не найти понимания в Старом Свете.

В то же время, ряд подмеченных Тапскоттом черт нового времени одинаково характерен для обоих полушарий. Взять хотя бы изменения в политической жизни, связанные с тем, что на смену «лидерским» движениям приходят «самоорганизующиеся» компании, возникшие на основе сетевых социальных связей. Тапскотт приводит пример международных протестов против насилия в Колумбии, организованных О. Моралесом в 2007 г., однако не составит труда привести пусть и менее масштабные примеры, касающиеся политической жизни Украины или Китая. Подобная «простота» сетевых связей не просто повышает общественную активность и изменяет роль крупных печатных СМИ, но и создает благодатную среду для экстремизма, признает Тапскотт.

Важно отметить, что, несмотря на проведенное научное исследование, данная книга, прежде всего популярный, в чем-то публицистический труд, направленный на анализ диалога поколений в Северной Америке. Цель Тапскотта – «объяснить» поколению «бэби-бума», которому в первую очередь адресовано «Цифровое взросление», что собой представляет пришедшее в жизнь Америки «сетевое поколение». И, говоря о его проблемах, автор пишет, обращаясь к нему же: «Не сдавайтесь. Когда старшие критикуют ваше поколение, не принимайте это на свой счет. На самом деле вы самое разумное поколение. Вы первое глобальное поколение. Лучший мир – на расстоянии вытянутой руки от вас. Добейтесь его, держите его, сделайте так, чтобы он случился».

СНОСКИ

1 Don Tappscot.t Grown Up Digital: How the Net Generation is Сhanging Your World? New York: McGraw Hill, 2009.

2 Есть другой вариант перевода названия этой книги, предложенный в 2008 г. генеральным директором Института развития информационного общества Т.В. Ершовой: «Как вырастают “цифровые” люди: становление сетевого поколения». – Прим. ред.)
________________________________

Мендкович Никита Андреевич -аспирант Института системного программирования РАН


&copy Информационное общество, 2009, вып. 6, с.74-75.