Создание сети информационных центров школ Тверской области
Андреев А.А.

Создание сети информационных центров школ Тверской области

_________________________________

А.А. Андреев



Наше общество живет в момент перехода к «информационной эпохе». Неотъемлемой частью успешности в современном обществе становится ИКТ-компетентность.

В Тверской области реализуется инновационный проект «Создание сети информационных центров 170 базовых школ Тверской области». Благодаря этому проекту формируется насыщенная информационная образовательная среда в школах, обеспечивается использование ИКТ участниками образовательного процесса во всех направлениях школьной и внешкольной деятельности. Тем самым у учащихся, учителей и родителей формируются компетентности, необходимые для жизни в современном информационном обществе.

Цель системы образования Тверского региона — воспитание успешного гражданина России. Это означает, что школа, помимо знаний, умений и навыков, определенных в государственных стандартах, должна давать учащимся компетентности, которые в дальнейшем помогут добиться успеха в жизни.

Наше общество живет в момент перехода к «информационной эпохе». Неотъемлемой частью успешности в современном обществе становится ИКТ-компетентность.

Под информационно-коммуникационной компетентностью понимается умение работать с информацией: находить ее в различных источниках, анализировать, оценивать на основании доступных фактов, обрабатывать, классифицировать, создавать, хранить, передавать и т. п.

Цель описываемых мероприятий — значительное повышение базового уровня ИКТ-компетентности старшеклассников.

В связи с этим задачей информатизации образования является формирование насыщенной информационной среды, которая обеспечит вовлечение участников образовательного процесса во всем регионе в использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) во всех областях школьной деятельности — учебной, внеурочной, административной и т. д. Только «погрузив» преподавателей, администраторов, учащихся и родителей в соответствующую среду, можно сформировать у них необходимые компетентности.

Для формирования такой среды требуется расширение ИКТ-инфраструктуры школ, в том числе и формирование организационной структуры, обеспечивающей оптимальное использование имеющихся ресурсов.

Тверская область реализует инновационный проект «Создание сети информационных центров 170 базовых школ региона».

В рамках данного проекта выделяется три основных направления деятельности:

Создание информационных центров в 170 базовых школах (ИЦШ).

Создание информационного ядра управления сетью ИЦШ на базе ГУ «Центр информатизации образования Тверской области (организация центра проведения видеоконференций, создание регионального образовательного портала, региональной библиотеки цифровых образовательных ресурсов, системы форумов и блогов, внутренней почтовой системы).

Организация виртуальной частной сети (ВЧС) с расширением канала доступа в интернет от 2 до 10 Мбит/с (подключение к Сети всех базовых школ региона, департамента образования Тверской области, ГУ «ТверьИнформОбр», Института усовершенствования учителей, Тверской област­ной универсальной научной библиотеки им. М. Горького).

Структура сети ИЦШ базовых школ Тверской области приведена на рис. 1.

Программно-аппаратная инфраструктура каждого ИЦШ включает в себя:

  • сетевую инфраструктуру и серверное оборудование, обеспечивающие доступ к информационной среде школы, библиотеке цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), ресурсам интернет, возможность организации образовательного процесса с использованием ИКТ в любом предметном кабинете, хранение информации;
  • школьную библиотеку цифровых образовательных ресурсов (медиатеку), предоставляющую возможность формирования школьного хранилища цифровых образовательных ресурсов;
  • автоматизированную библиотечно-информационную систему, обеспечивающую возможность формирования электронного библиотечного каталога, создания единой базы читателей, автоматизации процесса выдачи книг и формирования отчетных документов;
  • автоматизированную информационную систему школы (предоставление возможности решать задачи управления школой и мониторинга образовательного процесса: создание базы данных учащихся и учителей, формирование отчетных документов, статистики посещений, создание электронного школьного журнала, учебных планов, расписания уроков и пр.).

С точки зрения планирования школьного пространства с появлением ИЦШ в каждой базовой школе должны появиться следующие новые элементы:
  • зона открытого доступа или «зона индивидуальной работы» (предоставление свободного доступа всем учащимся школы, учителям, родителям к информационной среде школы и к ресурсам интернет, к электронному почтовому ящику, к школьным и региональным цифровым образовательным ресурсам, возможности поиска/создания/редактирования/просмотра информации и т. д.);
  • зона групповой работы (предоставление возможности проведения групповых занятий, в том числе с использованием выхода в Сеть. Здесь должны проводиться факультативы, элективные курсы, классные часы, собрания актива школы, родительские собрания, семинары и др.;
  • документ-центр (предоставление возможности распечатки созданных документов, сканирования и записи в электронном виде);
  • библиотека-медиатека.

Обязательным элементом ИЦШ является «мобильное место учителя», предоставляющее возможность организации учебно-воспитательного процесса на любом уроке в любом предметном кабинете, в том числе с использованием доступа к интернету.

Информационный центр, являясь ядром единой информационной образовательной среды, обеспечивающей решение образовательных задач и задач управления школой, дополняет существующую материально-техническую базу школы и предоставляет возможности её дальнейшего развития.

В пилотном проекте создания первого ИЦШ в Тверской области участвовали: администрация Лихославльского района, департамент образования Тверской области и ООО «Андреев Софт».

  • В ходе реализации пилотного проекта были проведены следующие мероприятия:
  • ремонтные работы помещения под информационный центр;
  • исследовательские работы по выбору технического решения;
  • поставка и настройка оборудования;
  • обучение сотрудников общеобразовательного учреждения;
  • формирование информационной среды;
  • создание школьного сайта;
  • разработка методических материалов;
  • разработка нормативно-правовых документов.

В ходе реализации проекта в 170 базовых школах Тверской области эти школы переходят на новую ступень информатизации образования, активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе. Складываются условия для активной самостоятельной работы учащихся, творчества педагогов, гибкой организации учебно-воспитательного процесса, создания сетевых образовательных сообществ. У учащихся, независимо от места проживания и социального статуса их семей, появляется возможность достигать образовательных результатов, которые адекватны новым требованиям общественной жизни и рынка труда и позволяют полноценно подготовиться к жизни в новом информационном обществе.

_____________________________________________

Андреев Алексей Алексеевич - директор ООО «Андреев Софт. Управляющая компания»


&copy Информационное общество, 2009, вып. 4-5, с. 108-111.