Интервью губернатора Тверской области РФ Дмитрия Вадимовича Зеленина журналу "Информационное общество"
Unknown Author

Интервью губернатора Тверской области РФ Дмитрия Вадимовича Зеленина журналу "Информационное общество"

________________________


Т. Ершова: На первом заседании Совета при Президенте по развитию информационного общества был одобрен ряд предложений по реализации Стратегии развития информационного общества в России. В частности, будут созданы десять рабочих групп, которые должны охватить основные направления по реализации Стратегии. Какое из этих направлений вы считаете приоритетным для Тверской области?

Д. Зеленин: Безусловно, все десять утвержденных направлений реализации Стратегии важны для Тверской области. Поэтому мы включили своих представителей во все десять рабочих групп.

В то же время наиболее приоритетными направлениями для Тверской области на сегодняшний момент мы считаем следующие:

во-первых, формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры и на ее основе обеспечение доступности для населения всех современных инфокоммуникационных услуг;

во-вторых, расширение использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и науке, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ;

в-третьих, всестороннее использование ИКТ в системах здравоохранения и социальной защиты населения;

в-четвертых, формирование в регионе электронного правительства;

в-пятых, использование информационно-коммуникационных технологий в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения;

и, наконец, в-шестых, использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Мы уже начали практическую работу по ряду направлений. Так, реализуется проект «Социальная карта жителя Тверской области». Считаю, что сегодня необходимо внедрить в масштабах всей страны типовое решение по использованию унифицированной социальной карты для льготников. Это позволит распространить границы оказания социальной помощи за пределы отдельного субъекта Федерации и даст возможность льготникам пользоваться своими правами на всей территории России. При этом необходимо не только стандартизировать программные продукты, но и принять соответствующее решение на законодательном уровне.

В регионе ведется работа по созданию многофункциональных центров для оказания государственных услуг населению. Введен в действие Портал государственных услуг, создается система информационных центров в школах, разработан прототип территориальной системы «Электронная карта Тверской области».

Наконец, развивается Единая информационно-коммуникационная сеть исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления области.

Отдельно хочу отметить следующий, на мой взгляд, очень важный момент. Сегодня в регионе создается прототип информационно-коммуникационной инфраструктуры системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112, а также проводится реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Тверской области. Смысл очевиден — вывести на принципиально новый уровень обеспечение региональной безопасности.

Кроме того, планируется реализация еще ряда проектов. В частности — в сфере здравоохранения, культуры и государственного управления.

Т. Ершова: В своем выступлении на первом заседании Совета при Президенте по развитию информационного общества Вы отметили необходимость формирования программ внедрения ИКТ на уровне регионов с учетом Стратегии. Имеется ли в Вашем регионе такая программа?

Д. Зеленин: Да, такая программа есть. Это — Долгосрочная целевая программа (ДЦП) «Электронная Тверская область на 2009—2011 годы». Она направлена на реализацию полномочий региона в соответствии с Федеральными законами № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Мероприятия ДЦП в полной мере соответствуют Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и Концепции информатизации региона.

Этот нормативный документ создает условия для экономического роста и социального развития Тверской области на базе широкого применения ИКТ, что соответствует программам социально-экономического развития Верхневолжья как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу до 2020 года.

Однако в действительности система программных документов, определяющих развитие ИКТ региона, несколько сложнее. Есть ряд документов, например, Концепция информатизации Тверской области, принятая нами в конце 2006 года, Программа административной реформы, отраслевые стратегии и Концепции развития. Причем каждая из них содержит в себе раздел, касающийся информационных технологий (ИТ) — иначе сегодня и быть не может.

Конкретные мероприятия реализуются и в целом ряде других специальных региональных целевых программах — таких, как «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2004—2011 годы», «Создание системы кадастра недвижимости (2006—2011 годы)», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на 2009—2011 годы», комплекс мероприятий «Внедрение современных образовательных технологий» и многие другие.

Хочу подчеркнуть, что все эти программы не разрознены, а являются звеньями планомерной, системной работы. Мы понимаем, что начало активной деятельности Совета при Президенте ставит нас перед необходимостью ежедневно контролировать этот процесс и, если потребуется, вносить в него какие-то коррективы. Впрочем, текущая экономическая ситуация также требует постоянных изменений.

Само понятие информационного общества меняет масштаб восприятия ИКТ, заставляет переосмыслить их роль не только в жизни государства, но и общества в целом.

И, конечно же, самым серьезным образом, учитывая решения данного Совета, мы выполняем все поручения, сформулированные Правительством. Соответствующие указания во все подразделения и ведомства мною уже даны.

Т. Ершова: Одно из Ваших предложений касалось увеличения скорости подключения со 128 или 256 кб/с до двух или даже до 10 МБ/с. Это предложение как-то реализовано в Тверской области? Если да, то каковы результаты такого увеличения?

Д. Зеленин: Да, мы поэтапно решаем эту задачу через систему образования Тверской области. По сути, формулировка должна быть шире: создание широкополосной телекоммуникационной сети социальной сферы (на первом этапе — сети образовательных учреждений), обеспечивающей качественный доступ к цифровым образовательным ресурсам. Это позволит реализовать идею дистанционного обучения.

Доступ в интернет — только один из сервисов этой Сети. Не менее важно создать непосредственно в самих школах необходимую инфраструктуру, которая позволит воспользоваться в образовательных и коммуникационных целях широкополосным доступом каждому преподавателю и учащемуся.

Для решения этой задачи в Тверской области реализуется направление национального проекта — комплексный проект модернизации образования. В его рамках уже в нынешнем году будут сформированы 170 информационных центров базовых школ. Мы обеспечим их подключение к Сети на скорости не менее 2 Мбит/с, а части школ — 10 Мбит/с.

Уверен, что этот план мы выполним в срок. Кстати, на сегодняшний день уже действуют 65 таких школьных информационных центров.

Т. Ершова: Согласно последнему Индексу готовности российских регионов к информационному обществу, подготовленному ИРИО, Тверская область пока еще уступает многим субъектам Федерации. Какие действия предполагаются для повышения рейтинга региона?

Д. Зеленин: Мне кажется, не надо забывать, что стартовые условия, например, у той же Московской области и Верхневолжья значительно отличались. Наше отставание на первом этапе, разумеется, не означает, что мы не стремимся к большему. Упомянутый Вами рейтинг-индикатор, как и всякий индекс, несомненно, не может в полной мере отражать состояние дел в области. Однако мы внимательно анализируем его показатели и учитываем их при разработке и реализации наших программ в сфере ИКТ.

Более того, ряд показателей, на основе значений которых формируется данный индекс, были использованы нами в качестве так называемых альтернативных оценочных критериев достижения результата мероприятий целевых программ, о которых я Вам уже говорил.

Т. Ершова: Существует ли в Тверской области проблема «человеческого фактора» в использовании ИКТ?

Д. Зеленин: Такая проблема, думаю, сущест­вует везде, особенно в такой бурно развивающейся сфере деятельности, как информационные технологии. Однако у нас при рассмотрении этого аспекта есть свои особенности. Близость к Москве и Московской области приводит, с одной стороны, к оттоку квалифицированных кадров из региона, с другой — позволяет быстрее воспринимать самый передовой технологический опыт. К тому же наш регион обладает богатыми традициями в отрасли ИКТ, у нас сохранились мощные ИТ-институты с численностью персонала 500—1000 человек. Развиваются и независимые компании.

Так что в этом вопросе я настроен, скорее, оптимистично. Более того, выскажу, быть может, парадоксальную мысль. Финансовый кризис, при всех его негативных аспектах, серьезно замедлил отток в столицу именно специалистов высокого уровня в сфере ИКТ. В свете озвученных мною планов могу заверить — без работы на родной земле они не останутся!


&copy Информационное общество, 2009, вып. 4-5, с.76-78.