Материалы первого заседания Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества
Unknown Author

Материалы первого заседания Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества

____________________________________________





Медведев Дмитрий Анатольевич
(Президент Российской Федерации)

Добрый день, коллеги!

Мы сегодня с вами собрались на первое заседание Совета по развитию информационного общества. Указ о его создании был подписан в ноябре прошлого года. Я рассчитываю на то, что этот Совет сыграет роль и в развитии собственно самого информационного общества, в развитии существующей Стратегии [развития информационного общества в Российской Федерации1], и в развитии конкретных планов.

Очевидно, что сегодня никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий. Это касается не только научно-технической сферы, но и вопросов управления, в частности, вопросов укрепления демократии в стране. Сегодня нельзя представить себе ни одно предприятие, ни одну компанию, которая не имеет компьютеров, не имеет автоматизированной системы бухгалтерского учёта. Невозможно представить деятельность нашего бизнеса, любых компаний без интернета. Телекоммуникационные услуги предоставляются и в городах, и в сельской местности. Уже в каждой четвёртой российской семье есть компьютер.

За последние годы информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьёй российского несырьевого экспорта, достигнув уровня приблизительно в миллиард долларов. Тем не менее, ради чего вообще мы создали этот Совет? Нас устраивает далеко не все, потому что по ключевым показателям мы ещё колоссально далеки от большинства развитых государств. В соответствующих международных рейтингах Россия занимает даже не 20—30-е, а 70—80-е места! Это при том, что у нас в целом очень высокий исторический интеллектуальный потенциал! Отставание от стран-лидеров не уменьшается, а как это ни парадоксально в условиях, казалось бы, развития экономики и в целом улучшения жизни, наоборот, нарастает. По индексу развития электронного правительства мы были в 2005 г. на 56-м месте, а в 2007 г. достигли 92-го. Это говорит о том, что у нас нет никакого электронного правительства, всё это — химера. В рейтинге готовности стран к сетевому миру мы также находимся на «почётном» 72-м месте.

По поводу электронного правительства. Сегодня практически все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами и подключены к интернету. Во всех государственных органах сформированы базы данных, но на этом все и заканчивается. Весь внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге. Компьютеры в основном используются как более удобные пишущие машинки.

Мы уже более пяти лет пытаемся перевести нашу работу на электронные рельсы и занимаемся электронным документооборотом. К сожалению, пока нам похвастаться нечем.

Отсутствуют и современные системы планирования, и современные системы финансово-управленческой отчётности. Только на рассылку нормативных документов по ведомствам ежемесячно уходят тонны бумаги. Сейчас так не работает ни одно государство. Это мы чувствуем себя богачами, у нас много леса и достаточно бумаги.

Для граждан в большинстве случаев вообще ничего не изменилось. За редким исключением, нет возможности отправить с личного компьютера никакого заявления или проследить за прохождением своей бумаги в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного «одного окна». Мы планировали создать единый портал государственных и муниципальных услуг, который должен был заработать с 1 января наступившего года. Этого тоже не произошло. Должен был быть сайт, на котором граждане могли бы в полном объёме получить информацию по всем услугам федеральных, региональных и муниципальных структур власти.

Тем не менее, 9 февраля [2009 года] мною подписан закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Мы должны сделать так, чтобы он заработал в ближайшее время.

Стратегия развития информационного общества была принята ещё в феврале прошлого года. Год прошёл, а её план, к сожалению, окончательно не проработан. Алгоритм движения в этом направлении мы сегодня с вами должны обсудить и найти.

Есть предложение о создании целого ряда межведомственных групп, которые будут отвечать за конкретные направления работы. Давайте обсудим эту идею.

Хотел бы, чтобы мы подумали и о других принципиальных моментах. В глобальном информационном обществе успешным является тот, кто способен экономически эффективно производить добавленную стоимость с учётом долгосрочной тенденции роста информационных ресурсов, а также повышения роли технологий и услуг.

Сегодня львиная доля всех услуг, которые мы потребляем, — это импорт, при том, что некоторые отечественные программные продукты являются лидерами в развитых странах. Наши студенты год от года выигрывают самые престижные олимпиады по программированию. Давайте обсудим, что необходимо сделать и в этой сфере, какая поддержка и в каких формах здесь нужна.

Есть ещё ряд проблем, который я упомяну. Вопрос инфраструктурных ограничений, в том числе так называемой конверсии радиочастотного спектра, стоит в повестке дня ещё с 2006 года. Необходимо, чтобы все руководители соответствующих ведомств завершили, наконец, межведомственные согласования: либо встретились на уровне ведомств, либо провели совещание в Правительстве.

Следующая важная тема — это информационные технологии в социальной сфере. Сейчас нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям. Мы, собственно, пытались это делать в рамках национального проекта. Наверное, кое-что удалось, но пока это только самое начало. Надо подумать и о том, чтобы двинуться дальше — к использованию отечественного свободного программного обеспечения. Я этой темой занимался, результаты у нас есть; мы уже подготовили программы, которые позволяют создать, по сути, продукт абсолютно качественный, на основе свободного программного обеспечения, но уже привязанный к нашим реалиям.

Надо создать центры дистанционной подготовки для детей-инвалидов, которые обучаются дома, и обеспечить, естественно, всех этих детей компьютерами и подключением к интернету. Это тоже очень важная задача.

В здравоохранении — о чем мы тоже неоднократно говорили, и определённые попытки были сделаны — надо перейти к ведению истории болезни в электронном виде, унифицировать социальные карты и другие формы учёта. Нужны, конечно, и программы цифровизации крупных архивов, библиотечных, музейных фондов. Я этим тоже сам занимался и надеюсь, что эта работа будет доведена до конца — и для того чтобы предотвратить утраты, которые существуют в наших архивах и в нашем музейном фонде, и просто, чтобы навести элементарный порядок. Необходима также система учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые выполняются за бюджетные средства.

Ещё одна важная проблематика, с которой все мы сталкиваемся, когда ездим по родной стране, — это преодоление цифрового неравенства. Я помню, ещё в 2000 году [на саммите стран «большой восьмёрки», который был] в Японии, этот вопрос был поставлен применительно к преодолению цифрового неравенства в мире. У нас очень большая страна и очень разные возможности. Поэтому цифровое неравенство российских регионов — это достаточно серьёзная и важная тема. Мы сделали определённые шаги в этом направлении, во всяком случае, было принято и исполнено решение о подключении всех школ Российской Федерации к интернету. Задача была масштабная, и в положительный результат некоторые даже не верили. Тем не менее, эту задачу решили, причём достаточно быстро, за небольшие деньги. Но нам нужно преодолеть это неравенство по всем аспектам. Школы, конечно, важнейшее звено, но у нас есть и другие социальные учреждения. Есть просто пользователи, обычные наши граждане, и мы понимаем, что одна возможность подключиться к интернету за разумные деньги — в Москве и принципиально другая — где-нибудь в глубинке, и доходы там другие.

Я сейчас не буду перечислять всех проблем, которые связаны с характером развития информационного общества в нашей стране. Но уже того, что я назвал, вполне достаточно, чтобы сделать простой вывод: работы хватит на всех.

Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. В этом основная задача Совета и в этом основная функция тех ведомств, которые здесь представлены.

Рейман Леонид Дододжонович
(Советник Президента Российской Федерации)

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Совета, коллеги!

Реализация Стратегии развития информационного общества — это важнейшая задача, и реализация этой стратегии в значительной степени позволит решить многие проблемы или ликвидировать те негативные аспекты, о которых только что говорил Президент, касаясь развития инфокоммуникаций в нашей стране.

По оценке некоторых экспертов, реализация мероприятий Стратегии к 2015 году может вывести нашу страну на 20-е место среди всех стран мира по рейтингам, которые готовят соответствующие институты, оценивающие так называемую ИT-готовность.

Важнейшей составной частью реализации Стратегии развития информационного общества является реализация плана, о котором сказал Дмитрий Анатольевич и который на сегодня пока не утвержден. План — это системная основа координации деятельности федеральных органов и регионов по построению информационного общества в России. Представляется правильным, если сегодня мы этот план будем рассматривать не до 2015 года, а за трёхлетний период. С нашей точки зрения, это позволило бы совместить реализацию плана с формированием бюджета, с бюджетным процессом.

План, который разрабатывается на основе представленных Правительством предложений, должен объединять как существующие, так и новые проекты в соответствии с обозначенными приоритетами, о чём Дмитрий Анатольевич говорил сегодня.

На первом этапе наша задача — обеспечить прозрачность процедуры формирования и выполнения ведомствами этих проектов, а в рамках уже предусмотренного в бюджете финансирования до 2011 года эти мероприятия реализовать.

По всем мероприятиям, которые предлагаются для включения в план, должны быть разработаны сетевые графики, определены показатели реализации, а также указаны объёмы финансирования по тем или иным направлениям. Такой подход позволит оперативно контролировать выполнение мероприятий, а также тех или иных задач. Фактически мы говорим о том подходе, который был успешно реализован в период, когда в стране реализовывались приоритетные национальные проекты.

В рамках образованного президиума Совета на ежемесячной основе должны осуществляться работы по мониторингу хода реализации мероприятий плана и должны обсуждаться меры, которые направлены на повышение эффективности выполнения этих мероприятий. В тех случаях, когда те или иные мероприятия будут требовать переформатирования, это также могло бы обсуждаться в рамках президиума.

Хотел бы отметить, что большая часть проектов в сфере ИКТ затрагивает интересы не одного, а целого ряда федеральных органов, а также очень часто — интересы регионов. В качестве примера мог бы привести переход на унифицированную социальную карту. В рамках решения этой задачи должны совместно работать Минздравсоцразвития [России], Минкомсвязи [России], Минпромторг [России], и, конечно, соответствующие органы социальной защиты субъектов Российской Федерации. К сожалению, реализация многих комплексных проектов тормозится именно из-за сложности, подчас не всегда обоснованной, выработки единой позиции с точки зрения межведомственного согласования.

В рамках Совета предлагается ввести другой подход. Важно, чтобы за каждым направлением реализации Стратегии было закреплено соответствующее профильное ведомство, а для каждого мероприятия необходимо чётко определить формат участия других ведомств в регионах и сферу их ответственности.

Проработка мероприятий, предлагаемых для реализации, а также их последующая координация должна осуществляться в рамках специально образованных межведомственных рабочих групп, о которых сегодня Дмитрий Анатольевич уже говорил. Предлагается создать восемь рабочих групп.

Первая межведомственная рабочая группа — по вопросам формирования национальной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения на доступности для населения современных информационно-коммуникационных услуг на территории всей страны. Руководителем этой группы предлагается Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Олегович Щёголев.

Вторая межведомственная рабочая группа — по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также по вопросам подготовки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. Руководителем этой рабочей группы предлагается Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко.

Третья межведомственная рабочая группа — по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Эту группу предлагается возглавить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации Голиковой Татьяне Алексеевне.

Четвертая рабочая группа — по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Это проект, который развивался в прошлом году. Предлагается, чтобы Сергей Кужугетович Шойгу, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, возглавил эту рабочую группу.

Пятая межведомственная рабочая группа — по вопросам национальной промышленности и информационных технологий в Российской Федерации. Кандидатура на руководство этой группой — Министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Борисович Христенко.

Шестая межведомственная рабочая группа — по вопросам формирования в Российской Федерации электронного правительства. На руководство этой группой предлагается заместитель Руководителя аппарата Правительства Российской Федерации Рыжков Дмитрий Алексеевич.

Министр культуры Российской Федерации [Александр Алексеевич] Авдеев предлагается на руководство седьмой рабочей группой — по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе культурного и гуманитарного наследия.

А директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Бортников Александр Васильевич предлагается на руководство межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России. Это очень важный вопрос.

Таковы восемь рабочих групп, которые предлагается создать. Они полностью соответствуют направлениям Стратегии развития информационного общества.

Д.Медведев

Согласованы ли эти предложения с нашими коллегами, которые должны возглавить названные рабочие группы?

Л.Рейман

Мы рассылали материалы, и поэтому считаем, что предварительные согласования провели. Если у коллег будут какие-то предложения или замечания, они могли бы их высказать — может быть, даже сегодня.

Лужков Юрий Михайлович (Мэр Москвы)

Дмитрий Анатольевич, я хотел бы предложить создать ещё одну рабочую группу — по вопросам развития информационных технологий в региональном масштабе, в регионах. Там есть свои особенности, имеется опыт, накопленный в регионах. Так как этими вопросами занимались уже достаточно много и давно, было бы очень полезно, если мы в рамках нашего Совета будет такая группа.

Д.Медведев

У меня нет никаких принципиальных возражений. Просто я надеялся на то, что руководители межведомственных рабочих групп будут работать не только в своих кабинетах и через своих заместителей, но всё-таки будут работать одновременно над региональными проблемами. Но в целом, может быть, для учёта региональных нюансов и обобщения того опыта, который есть в регионах, такую группу можно создать.

Л.Рейман

В принципе я согласен с предложениями по рабочим группам, но так как большую часть из них возглавляют министры и руководители органов исполнительной власти, мне казалось бы правильным возложить координацию деятельности рабочих групп на одно из министерств — для того, чтобы не было разнобоя. Тем более что все эти направления самым тесным образом связаны, особенно в рамках электронного правительства. Мне казалось, что таким органом было бы правильно назначить Минкомсвязи России.

Д.Медведев

Давайте возложим это на Правительство и дадим Вам соответствующее поручение.

Л.Рейман

Спасибо.

Д.Медведев

Очень хорошо, договорились.

По поводу региональной рабочей группы: давайте ее создадим. Юрий Михайлович, тогда, вероятно, Вам неплохо было бы этим и заняться. Инициатива, как говорится, всегда была наказуема. Готовы?

Ю.Лужков

Если доверите, да. Мы много лет работаем по созданию системы «Электронная Москва», и кое-что уже сделано.

Д.Медведев

Договорились. Спасибо.

Хотел бы послушать выступление других коллег. Потом слово предоставлю всем желающим.

Хотелось бы услышать о том, как ведется работа в региональном контексте. Одного из наших губернаторов мы специально просили подготовиться. Пожалуйста, Дмитрий Вадимович Зеленин, губернатор Тверской области.

Зеленин Дмитрий Вадимович

(губернатор Тверской области)

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания! Считаю, что открытие Совета при Президенте России по развитию информационного общества — это знаковое событие, которое дает мощный импульс для реализации всех ключевых задач, в том числе для выполнения поручений главы государства по итогам заседания президиума Госсовета в Петрозаводске. И, конечно же, Стратегией развития информационного общества поставлена очень амбициозная цель: к 2015 году сократить в два раза цифровой разрыв между субъектами Российской Федерации. Могу сказать, что сейчас разница по некоторым субъектам Федерации достигает сто раз и более. Поэтому необходимы скоординированные эффективные действия не только федеральных органов власти, но и регионов, реализация чёткой государственной политики.

Вынужден констатировать, что большинство субъектов Российской Федерации из-за недостаточной бюджетной обеспеченности, тем более в нынешний период экономических затруднений и кризиса, просто не в состоянии решить такую масштабную задачу. Вместе с тем хочется отметить, что в нынешнем варианте плана реализации Стратегии развития [информационного общества] мало представлен региональный аспект и нет муниципального аспекта, отсутствует критерий результативности конкретных мероприятий, в том числе описание источника финансирования этих мероприятий. Поэтому хотел бы предложить несколько конкретных инициатив, которые можно включить в будущий план, и высказать свое мнение о том, что именно субъекты Российской Федерации ожидают от центральной власти.

Во-первых, полагаю, что в основу федеральной политики в регионах должен быть положен главный и основной принцип — принцип стандартов использования ИКТ в различных направлениях деятельности. У нас есть несколько положительных примеров: скажем, успешное подключение школ к интернету, что дало огромнейший импульс для развития информационных технологий в сельской местности; кроме того, имеется универсальная услуга связи, которая тоже охватила многие населённые пункты.

Я бы предложил для сокращения различий между субъектами Российской Федерации дополнить задачу подключения школ к интернету увеличением скорости подключения со 128 или 256 килобит в секунду до двух мегабит, а может быть, до 10 мегабит в секунду. Это позволит успешнее проводить удаленное обучение педагогов и школьников, а также поднять работу как школьников, так и преподавательского состава, на совершенно другой уровень. Это позволит использовать видеоконференции, а также даст возможность принятия различной информации в режиме реального времени.

Анализируя ситуацию в Тверской области, мы приняли такое решение и уже продвинулись в его реализации, пока, правда, только в крупных городах — в связи с тем, что это сопряжено с большими финансовыми затратами. Считаю, что для решения этой задачи необходимо формирование базовой инфраструктуры, то есть и телевизионных вышек, и магистральных каналов, необходимых частотных ресурсов. Можно было бы обеспечить это и за счёт региональных бюджетов, и за счёт средств фонда универсальных услуг, который был бы включен в бюджет Российской Федерации. А расходы фонда планировать при условии долевого финансирования и долевого использования созданной инфраструктуры. Считаю, что такая инфраструктура, с учётом огромной территории Российской Федерации, просто необходима.

Во-вторых, необходимо определить на уровне Правительства Российской Федерации ключевые показатели по информационному развитию, которые государство предполагает достигнуть либо за счёт средств федерального бюджета, либо при помощи федерального бюджета. Например, можно реализовать крупные инфраструктурные и социально значимые проекты в сфере ИКТ по аналогии с подключением интернета в школах. Среди таких стандартов — доступ в интернет, IP-телефония, включая, что очень важно, видеоконференции, цифровое телевидение и так далее.

В-третьих, важно разработать механизм поддержки, предусматривающий прямую государственную поддержку дотационных регионов для решения отдельных задач в области развития информационного общества, в том числе для создания электронного правительства.

Жёсткость и скорость решения задачи по государственному управлению будет реально гораздо более высокой по срокам, если дополнительно поощрять регионы определёнными финансами. Практической поддержкой регионов будет также являться и разработка типовых программ технических решений в сфере региональной информатики.

За последние два года Минкомсвязи России и Минэкономразвития России разработали около десяти типовых решений. Однако механизм их распространения пока ещё не запущен, и единая база данных этих решений, а также необходимый порядок её использования тоже нуждаются в ускоренном принятии.

Необходимо также ускорить запуск механизма, позволяющего начать распространение соответствующих типовых программ и технических решений. С учётом сокращения объемов средств, выделяемых субъектам Российской Федерации, это станет реальной помощью для многих дотационных регионов. Упомянутое выше внедрение социальной карты — считаю, что с учётом тех, можно сказать, огромных денег, которые выделяются на уровне многих регионов на решение этой задачи, — нуждается в унификации, о которой мы говорили и продолжаем говорить. Считаю, что эта задача вполне может быть решена на уровне законодательного решения, путём создания единой платформы, обеспечивающей решение этой задачи для каждого жителя нашей страны.

В-четвертых, хотел бы сказать несколько слов по поводу государственного управления — о проблеме, которую Вы упомянули, Дмитрий Анатольевич. Абсолютно согласен, что тонны документов, которые мы должны представлять, в том числе требуемые сейчас в ускоренном порядке ответы на запросы (правильные запросы!) всех министерств и ведомств в части минимизации последствий кризиса, — это не только финансовый аспект, но, самое главное, временные затраты. Добиться нормальной работы информационного канала взаимодействия между различными уровнями власти, включая муниципалитеты, — чрезвычайно важная задача. Она важна не только для уровня регионов и постановки работы электронного правительства на уровне регионов, но и для муниципалитетов. Поэтому инфраструктурная задача подключения каждого муниципалитета к интернету по скорости 2 мегабита в секунду должна быть задачей регионов. И она должна быть поставлена — может быть, решениями нашего Совета. Широкополосный интернет — это не только поступление данных в реальном времени, но и проведение видеоконференций. Мы ставим такую задачу, и в нашем регионе обеспечим её решение до середины 2010 года для каждого муниципалитета, включая первый уровень. Убеждён, однако, что далеко не везде в Российской Федерации такая задача сформулирована.

В-пятых, считаю, что для решения ряда задач в этой сфере требуются не только деньги, но и политические решения. Остановлюсь на вопросе, который уже обсуждался неоднократно: снятие, скажем так, необоснованных ограничений, связанных с обеспечением режима секретности. В частности, составление планов территориального планирования совершенно невозможно без использования современных программ на основе геоинформационных технологий (ГИС-технологий). Сейчас у нас сложилась парадоксальная ситуация: самым простым, дешёвым и удобным способом для получения пространственной информации о базовой инфраструктуре региона стало и продолжает быть использование средств сервиса Google Maps. При этом любая попытка создать аналогичный отечественный сервис либо оказывается незаконной, либо требует огромных личных усилий для преодоления подобных ограничений.

На уровне регионов Российской Федерации считал бы необходимым поручение о формировании и пересмотре программ внедрения ИКТ. Во многих регионах эти программы просто отсутствуют, а в ряде регионов, с учётом решения нашего Совета, с учётом того, что предполагается в Стратегии развития информационного общества в России, нужен пересмотр этих программ. Одна из межведомственных рабочих групп, которая будет организована в рамках Совета, могла бы обсуждать эти программы в рамках стандарта, в рамках унификации и выдавать рекомендации по изменению этих программ.

Горячо поддерживаю предложение Юрия Михайловича Лужкова о создании специальной рабочей группы по вопросам развития информационных технологий в региональном масштабе. Но считаю также необходимым назначение на уровне регионов вице-губернатора по этим вопросам и организацию специального постоянно действующего семинара по проверке компетентности управленческих кадров. Имеются такие заместители губернатора, которые зачастую, несмотря на поставленные задачи, сами далеки от умения работать с компьютерами и вообще от компетентности с точки зрения использования ИКТ. Считаю, что реализация Стратегии развития информационного общества в России предполагает предельную концентрацию на этой теме в регионах, постоянное к ней внимание со стороны губернаторов. Предложил бы в рамках этой рабочей группы предусмотреть персональную ответственность соответствующих должностных лиц.

Убеждён, что работа нынешнего заседания, работа Совета в целом, конечно же, ускорит решение задач, столь актуальных для нашей страны,— и на уровне государства, и на уровне регионов, и на уровне муниципалитетов.

Д. Медведев

Я не очень понял только одно, Дмитрий Вадимович. Вы предлагаете увеличить скорость подключения со 128 килобит в секунду до 2—10 мегабит в секунду. За счёт каких денег? Сейчас всё-таки трудная пора.

Д. Зеленин

Считаю, что это нужно делать за счёт денег регионов. Однако магистральные решения — такие, как вышки или магистральные каналы связи, — можно было бы профинансировать и за счёт коммерческих денег, за счёт соответствующих ИКТ-компаний, включая всё же помощь федерального бюджета, поскольку речь идет об общей информационной инфраструктуре страны.

Д.Медведев

Задача, действительно, архиважная, потому что 128 килобит в секунду — это не скорость, а издевательство. Понятно, что должны быть другие скорости, которые обеспечивают совершенно другие телекоммуникационные возможности, но которых у нас, откровенно говоря, нет нигде — даже в Москве, к сожалению. Поэтому нужно двигаться быстрее в данном направлении. Давайте подумаем над источниками финансирования.

Поддерживаю, кстати, Вашу идею по поводу того, чтобы каждый руководитель субъекта Федерации назначил должностное лицо в ранге заместителя руководителя правительства или замгубернатора — в общем, своего заместителя по этому вопросу. Это разумно.

Хотел бы, чтобы несколько слов сказал Министр связи и массовых коммуникаций –Игорь Олегович Щёголев.

Щёголев Игорь Олегович
(Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации)

Я хотел бы оттолкнуться от последней идеи и перенести ее на уровень федеральных ведомств. В нашей предыдущей, скажем так, докризисной логике, занимаясь задачами создания информационного общества, мы отталкивались преимущественно от идеи ведомственной автоматизации. Вследствие этого у нас все ведомства густо опутаны сетями и в достаточной степени обеспечены компьютерами. При этом компьютеры выполняют самые примитивные функции, и того потенциала или того ресурса, который может давать информатизация, мы практически не ощущаем.

Анализируя, как у нас обстоит дело с ведомственной информатизацией и автоматизацией, мы выяснили, что в целом ряде ведомств существуют не одна, а две и три дублирующие друг друга информационные системы. В этой логике мы развивались и далее, тратя достаточно существенные ресурсы и не получая должной отдачи. Поэтому мне кажется разумным, чтобы внутри федеральных ведомств были назначены обличенные достаточными компетенциями высокопоставленные работники, которые целиком отвечали бы за данную тему в рамках одного ведомства. Мы могли бы в таком случае создать круг людей, которые имели бы возможность компетентно и профессионально обсуждать все вопросы, отталкиваясь в том числе и от того, что называется лучшими практиками. Иначе говоря, мы смотрели бы не только на инженерные и технические решения — мы могли бы учесть конкретную отдачу от тех решений, которые уже найдены, могли бы избегать дублирования и лишнего расходования средств, что мне представляется в нынешних условиях особенно актуальным.

Мы уже разослали нашим коллегам предложения назначить таких ответственных сотрудников, из которых мы могли бы создать совет главных конструкторов или конструкторов в области информационных технологий, которые могли бы собираться при Правительственной комиссии по связи и информационным технологиям и обсуждать именно технологическую и техническую сторону решений. При доработке конкретного плана либо по ведомству, либо по межведомственным направлениям мы считали бы нужным смотреть ещё и на социальный эффект, на социальную отдачу. Пока мы говорим именно об инженерных решениях и не всегда доводим до наших сограждан, что же конкретно будет давать им тот или иной наш подход, то или иное решение в области информационных технологий.

Я просил бы поддержать эту нашу идею, поскольку очень многие наши коллеги считают, что она, может быть, ещё не в достаточной степени созрела. Мне кажется, напротив, что как раз в том контексте, о котором мы говорим сейчас, это было бы очень полезно.

Кроме того, мы планируем создать совет по региональной информатизации — как раз в него могли бы войти заместители губернаторов. Таким образом, мы создали бы круг общения профессионалов, и они могли бы искать те общие решения, которые нам всем потребуются.

Д. Медведев

Думаю, это нужно поддержать. С учётом того, что развитие такого рода крупных проектов, глобальных проектов для нашей страны, по сути, — реально мировых проектов — невозможно без экспертного сообщества, я хочу предоставить слово Игорю Юрьевичу Юргенсу, председателю правления Фонда «Институт современного развития».

Юргенс Игорь Юрьевич
(председатель правления Фонда «Институт современного развития», член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека)

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Поскольку передо мной выступили люди, которые очень профессионально на эту тему говорили, мне остается сделать несколько замечаний именно от экспертного сообщества.

Первое. Результаты отрасли после окинавской встречи и принятия Хартии глобального информационного общества впечатляющие. Я напомню: с 2000 по 2008-й годы рост ИКТ составил 30 процентов в год. Назовите другую отрасль в Российской Федерации, которая бы развивалась так мощно! В этом плане отрасль ИКТ — весьма живая и интересная структура. Ещё одна цифра: трафик в российском сегменте интернета с того же 2000 года вырос в 183 раза. Только за девять месяцев 2008 года — в три раза, несмотря на то, что уже были видны предкризисные явления (а, может быть, именно благодаря этим явлениям). Можно сказать, что у нас есть сусло, на котором остальное предстоит растить. Это точно.

Второе. Проблема — это наша закрытость, с ней ничего не сделаешь. Это исторически, генетически, как угодно — тяжёлая проблема. Ведомства не обмениваются информацией, обладая всеми этими очень современными компьютерами. Не обмениваются не потому, что не могут, а потому, что они или не хотят рисковать, или не работает электронное правительство между двумя министерствами Российской Федерации. Спрашиваешь: «А почему?» Здесь — ФСО, здесь — ФСБ, здесь — такое ограничение, здесь — этакое ограничение. А потом оказывается, что нет аналитиков, которые бы воспринимали этот материал так, как нужно. Соответственно, поделиться с другим ведомством материалом, аналитически не очень умным, становится стыдно. Поэтому закрытость, с которой надо бороться, — это, повторю, исторически очень сложно решаемый вопрос.

Что мы предлагаем как экспертное сообщество? Разрешите привести в качестве примера один пилотный проект. Вы с господином Басаргиным2 разговаривали? Кому-кому, а Минрегиону страшно нужен один «пилот», тогда он почувствовал бы это «информационное тело» России.

И такая система, Дмитрий Анатольевич, у нас есть — ГАС «Управление». К ней, конечно, надо присоединить аналитиков очень высокого уровня. Тогда Министерство регионального развития не представляло бы Вам таких стратегий, как Дальний Восток и Сибирь (их, по-моему, вчера обсуждали), которые никаким образом не вписываются в реальную действительность. Была бы реальная живая картинка. Итак, «пилотный проект»: Институт современного развития и Министерство регионального развития. Мы готовы показать, как потом министерства, несмотря ни на какую закрытость, будут говорить: «Дайте нам ещё». Вы, Дмитрий Анатольевич, лично курировали на нацпроектах эту систему, и она показала свою безусловную открытость и производительность.

Третье моё замечание — приоритетность. Я посмотрел на это более внимательно, но там же нет никакого финансирования! И в ближайшее время не может быть лёгкого финансирования, о чём тут говорить! Тут у нас, скорее всего, сейчас будет не до жиру. Поэтому давайте в рамках этих восьми — девяти теперь — комиссий определим приоритетность, и на каких-то направлениях, которые уже более или менее готовы или на подходе, сконцентрируем весь тот небольшой «гумус», который на самом деле есть. Когда ходишь по ведомствам, обнаруживается, что количество людей, которые реально понимают, как это всё реализовать, не такое большое. Поэтому лучше всего сконцентрироваться на приоритетах.

Что можно сказать о стимулах для бизнеса? Не буду сейчас говорить, какие лучше: налоговые, универсальные, — это пускай решит отрасль. У нас на площадке собираются ИT-директора, ассоциации, которые занимаются этой сферой — они вам отдельно могут представить стимулы для бизнеса, которые, безусловно, нужны, но это отнюдь не прямые финансовые вливания.

Если говорить об открытости, то кое-что может сделать иностранный бизнес, работающий здесь в полный рост. Здесь также нужна определённая открытость, надо будет иногда пойти на определённый риск сотрудничества с иностранцами, даже в «невралгических» для нас отраслях или сегментах этих отраслей. Диалог с бизнесом и гражданским обществом, — это самое главное, что может преодолеть закрытость. Если межведомственные площадки будут работать среди четырёх-пяти министров и восьми замминистров, я вас уверяю, закрытости не преодолеем, серьёзного толчка и рывка вперёд не произойдёт.

Предлагаем: существует достаточное количество инструментов гражданского общества — от Общественной палаты, где есть очень компетентные люди, болеющие за дело, до различного рода других институтов, включая наш. Каждая из площадок готова предоставить своих экспертов — только тех, которых надо будет действительно слушать, даже если они будут говорить нелицеприятные вещи.

И последнее, что я хотел бы сказать. Это тоже имеет отношение к открытости, закрытости и так далее. Я был на очередном интернет-форуме в Рио-де-Жанейро, где мы бились с американцами по поводу так называемого e-key (система персональной идентификации и защиты информации). Все здесь присутствующие имеют кредитную карточку. Рассчитавшись кредитной карточкой хоть один-единственный раз, вы навсегда попадаете в суперкомпьютер Соединённых Штатов Америки, который после этого отслеживает действия каждого из вас. Как это будет использовать американская, так сказать, разведка, контрразведка? Мы изучали этот вопрос, и ясно, что бороться с этим путём создания своего суперкомпьютера практически нереально. Значит, надо бороться вместе с коллегами из Бразилии и Китая, занимающими одинаковую с нами позицию по поводу того, что монополизация вот этого трафика вокруг американцев недопустима. Для этого нужен в нашей Стратегии отдельный раздел. Это — деликатная сфера, вход в этот e-key, противодействие монополизации суперкомпьютеров на территории Соединённых Штатов и так далее и тому подобное. Это сфера находится на стыке МИДа, спецслужб, гражданского общества и других, но этим тоже надо заниматься.

Д. Медведев

Я прокомментирую несколько позиций из того, что Вы сказали.

По поводу «пилота». Если Вы считаете, что это можно сделать, давайте выделим одну пилотную тему и этим позанимаемся — Министерство в координации с Администрацией Президента. Кстати, на мой взгляд, по всем этим проблемам должен быть и где-то на уровне федеральных органов исполнительной власти обязательно обозначен «пилот». Думаю, что и Правительство может подумать над этим, но мы давным-давно этим занимаемся в Администрации Президента, у нас тут есть и возможности, и надлежащие силы, и желание. Думаю, мы могли бы и в Администрации Президента сделать эту тему ключевой — чтобы показывать пример для других ведомств.

Результаты действительно неплохие. Мы должны их взвесить. Вы говорили об интернет-трафике, о том росте, который наблюдался за последние годы, он действительно колоссальный. Думаю, что на самом деле, несмотря на кризис, этот трафик будет увеличиваться. Более того, вероятно, это действительно произошло благодаря кризису, потому что в период кризиса всегда обостряется интерес к такого рода формам общения и такого рода продуктам. Известно, что в период «великой депрессии» очень популярным стал кинематограф. Кстати сказать, и сейчас посещаемость кинотеатров в Соединённых Штатах Америки выросла, люди активно ходят в кино. Но тогда не было интернета, а интернет — это глобальная система, позволяющая людям общаться, и общаться достаточно дёшево. В то же время это система, одновременно и снимающая, и создающая проблемы. Вряд ли рост трафика и популярности интернета произошли в результате кризиса — скорее наоборот. Это нужно учитывать и планировать, в том числе в деньгах.

И последнее, о чём Вы говорили,— стимулы для бизнеса. Сейчас специально мы эту проблему не обсуждали. Но, считаю, об этом нужно подумать. Тут присутствуют все заинтересованные ведомства. Вероятно, эту тему следует обсудить в Правительстве. Я хотел бы, чтобы об этом подумал Сергей Семенович Собянин, другие коллеги. Здесь присутствует как куратор промышленности Сергей Борисович Иванов, он тоже. Вероятно, по стимулированию такого рода активности свою лепту могла бы внести и наша крупнейшая партия. Подумайте все, какие стимулы для развития информационно-коммуникационных технологий с учётом нынешней ситуации можно было бы предложить.

СНОСКИ.

Материал подготовлен на основе стенограммы, опубликованной на сайте Президента Российской Федерации (http://www.kremlin.ru/appears/2009/02/12/1555_type63378 type63381_212850.shtml).
1 Здесь и далее в квадратных скобках — примечания редакции журнала «Информационное общество».

2 Басаргин Виктор Федорович, министр регионального развития РФ.


&copy Информационное общество, 2009, вып. 4-5, с. 11-20.