Управление ресурсами промышленного предприятия в условиях конкуренции
Никитин В.А.

Управление ресурсами промышленного предприятия в условиях конкуренции

_________________________

В.А. Никитин


Ключевые слова: управление ресурсами, финансовый учет, информационная система.

Компания «Фронтстеп СНГ» — российская компания. На протяжении 10 лет мы занимаемся внедрением систем управления промышленным производством. Речь идет о формировании производственных планов, синхронизации отношений предприятия с поставщиками и заказчиками, финансовом учете и анализе узких мест производства. Это — так называемые системы класса ERP, но в этой статье мы постараемся не оперировать терминами, а останавливаться на необходимости внедрения подобных систем и на достигнутых результатах.

* * *

Поселок Коренево Курской области, градообразующее предприятие — Кореневский завод низковольтной аппаратуры. Предприятие, производящее в общем-то несложную, но востребованную продукцию, оказалось в острой конкурентной среде: аналогичная продукция стала поступать из Китая и из Европы. С различными соотношениями цена-качество, с конкуренцией между собой. Главное, что в этом конкурентном пространстве не осталось места для продукции кореневцев. Градообразующее предприятие оказалось под угрозой закрытия. В общем-то, скорее типичная картина наших дней, чем исключение. Руководство завода решило не сдаваться. Посетили аналогичные европейские предприятия, посмотрели, как организовано производство. Стало понятно, что главный козырь, который можно использовать, — сокращение срока производства. Нет необходимости производить быстрее зарубежных производителей. Достаточно примерно так же, поскольку срок поставки с российской территории намного меньше, чем из-за рубежа. Но для сокращения сроков выполнения заказов нужна компьютеризация управления ходом производства, проектирования и, желательно, бухгалтерии. На предприятии не было ни одного компьютера. Но выбора нет — либо уход с рынка и закрытие предприятия, либо информатизация. Нашлись инвестиции. Через два года после начала работ кореневцы вытеснили зарубежных производителей с рынка. Теперь это один из наших любимых референсных клиентов. Срок выполнения заказа составляет 5 дней против месяца ранее. Производство выросло в несколько раз. То есть удвоение ВВП в отдельно взятом поселке Коренево Курской области достигнуто.

Теперь вспомним о вступлении России в ВТО. Главное при вступлении в ВТО для кореневцев не то, что понизятся таможенные барьеры и зарубежная продукция хлынет на наш рынок. Они это уже прошли. Главное то, что продукция кореневского завода может с большей легкостью выйти на международный рынок. Выполнять за 5 дней заказы можно не только для российских предприятий, но и для зарубежных. Ситуация станет симметричной, и, возможно, европейские производители будут конкурировать с кореневцами теперь на своей территории. И это нормальная ситуация, к которой страны — члены ВТО готовы. Таким образом, в зависимости от качества продукции, качества управления производством, качества выполнения взятых обязательств, конкурентных сроков выполнения и цен российские предприятия окажутся в лучшем положении, чем до вступления в ВТО, либо, наоборот, в существенно худшем положении.

* * *

Управление ресурсами предприятия подразумевает самые общие, самые разные аспекты. В принципе ресурсами можно назвать что угодно. Как правило, управление ресурсами начинают с управления финансами. Это можно рассматривать как корень будущей информационной системы предприятия. Корень нашей информационной системы прямо противоположный — производство. Управление финансами тоже есть, но как следствие из управления производством. Для таких предприятий, как кореневский завод, было крайне необходимо решить в первую очередь именно производственные задачи, что мы и сделали вместе. Что такое управление производством в условиях современной рыночной экономики? Нужно производить столько, сколько можно продать, нужно закупать материалов и комплектующих столько, сколько нужно, нужно обеспечивать более широкую гамму изделий и услуг. При таком подходе принципиально по-другому нужно рассматривать необходимость производства на склад, пересматривать количество необходимых запасов, расширять номенклатуру изделий. Поэтому информационная система в момент принятия заказа должна вычислить сроки, соблюдение которых можно гарантировать, а также оценить экономическую выгоду от заказа. Сделать это можно только путем сопряжения работ, необходимых для выполнения заказа, с существующим производственным планом. Для этого необходим аккуратный учет производственных ресурсов: оборудования, рабочей силы, запасов, поставок, а также наложение необходимых операций для выполнения заказа на эти ресурсы.

Номенклатура изделий производственной группы Метран (Челябинск) приближается к миллиону наименований. Держать на складе такое разнообразие — экономически бессмысленно. При приеме заказа формировались требования к изделию, которые затем проходили через отделы конструкторов и технологов, после чего были известны сроки, да и сама возможность выполнения заказа. В ходе внедрения системы управления производством формирование изделий было расписано в виде дерева с разделением на ветки по совместимости и по условиям требуемых характеристик изделий. Каждая из «веток» прошла утверждение у конструкторов и технологов. Количество таких деревьев оказалось сравнительно невелико — это не миллион и даже не тысяча. Но, главное, непосредственно при приеме заказа стало возможным «пройти» по дереву, получив на выходе одно из миллиона наименований, не прибегая к утверждению у конструкторов и технологов. И ответить на вопрос заказчика о сроке, и гарантировать этот срок с точностью 98%. Это — высокий показатель, выше, чем на многих аналогичных производствах в т. н. развитых странах.

* * *

Пожалуй, наиболее близкий к теме конференции пример — результаты внедрения информационной системы на Свердловском заводе трансформаторов тока (Екатеринбург). Предприятие оказалось в ситуации, когда спрос опережает предложение. Это, безусловно, хорошая ситуация. Но для того, чтобы не упустить ситуацию, надо удвоить выпуск продукции. Для этого нужно построить еще один цех. Но для начала решили внедрить систему управления производством. Оказалось, что производство увеличилось вдвое на прежних мощностях. При этом страховые запасы были сокращены на 30%. Цех был построен позже, но уже для взятия следующего рубежа. Может быть, это звучит как красивая сказка, но результаты можно, что называется, «пощупать»: предприятие не из сказки, а из центра России.

Безусловно, такие примеры могут, наоборот, внушить опасение. Если у кого-то все стало так хорошо после внедрения информационных систем, то, может быть, у кого-то, наоборот, стало плохо? Деньги потрачены, и немалые, а результата нет. Или результат будет, но еще через 5 лет, и совсем не такой, как ожидалось. Конечно, инвестиции — это риски. Для минимизации рисков к выбору системы нужно подходить как можно тщательнее. Но риски все равно велики, поскольку предприятие не знает, каким оно будет после внедрения системы. И не может знать. При выборе системы показателен пример компании «Новомет-Пермь». После осознания необходимости внедрения системы были сформулированы общие требования, на основании которых была выбрана компания, специализирующаяся на организации тендеров по выбору информационных систем. Далее в течение года шла совместная работа по отбору претендентов на основе сформированных требований, подготовки контрольных примеров. Выбрали «Фронтстеп», для нас это большая честь. Главное при этом то, что выбирался не только программный продукт, но и компания, которая обладает необходимым опытом, накопленным в ходе выполнения аналогичных проектов. В ходе проекта формируется группа внедрения из сотрудников предприятия, которые становятся специалистами по работе с системой и по методам автоматизированного управления производством. Эти специалисты совместно с консультантами компании-внедренца выполняют проект и далее используют информационную систему в качестве инструмента для шлифовки производственных и бизнес-процессов. Пример компании «Новомет-Пермь» интересен еще и тем, что время, затраченное на выбор системы и поставщика, оказалось больше, чем планируемое время выполнения проекта.

* * *

Таким образом, выбор системы и поставщика — ответственный шаг, который каждое предприятие проходит самостоятельно. Именно в этом вопросе независимая организация по поддержке промышленных предприятий может оказать большую помощь. Такая организация может быть при Российской инженерной академии или при государственных органах. Такая организация может накапливать экспертизу выбора информационных систем и поставщиков, проводить мониторинг изменений услуг, рекомендовать для различных отраслей промышленности различные продукты и компании. Рекомендации по типовым отраслевым решениям позволят существенно сократить сроки выбора систем и повысить вероятность успешных проектов. Но, главное, деятельность такой организации может непосредственно влиять на выполнение планов удвоения ВВП, а также способствовать выгоде для промышленности России при вступлении в ВТО.

Информационная система по управлению производством должна стать нормой в промышленности России. Только в этом случае можно быть уверенным в участии России в международном разделении труда, увеличении благосостояния страны и ликвидации имиджа «сырьевого придатка». Другого пути нет.


__________________________________________________

Никитин Вадим Анатольевич - кандидат физико-математических наук, директор по региональному развитию ЗАО «Фронтстеп СНГ»