О журнале
Рекомендации
Важный законодательный акт для развития конкурентоспособного, демократического и правового государства
Кристальный Б.В.
государства
______________________________________
Б.В. Кристальный
Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ) является исключительно важным законодательным актом для развития нашего государства как конкурентоспособного, демократического, правового государства.
Наши граждане уже давно знают, что только использование материальных и духовных благ «информационной цивилизации» может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.
Сегодня процветание России в большой степени зависит от прямого участия всего населения в процессах развития страны. При этом имеется в виду не только созидательный труд, но и участие граждан в обсуждении насущных для страны проблем и принятии оправданных, взвешенных и рациональных решений.
Это возможно только при условии полного, объективного и своевременного информирования граждан о деятельности органов власти. Следовательно, необходимо существование эффективной системы обеспечения прав граждан, организаций и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации, чему и посвящен принятый Закон.
Нужно также подчеркнуть, что комментируемый Закон является крайне важным для эффективной реализации ранее введенного в действие Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым определен порядок обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, что также является важной основой для участия населения в принятии политических, социально-экономических и культурно-этических решений. Однако для этого необходимо каждому быть исчерпывающе информированным о деятельности органов власти, иначе и высказать что-нибудь серьезное гражданин не сможет!
Необходимо обратить внимание и на антикоррупционную сущность закона о доступе к информации, поскольку самым дорогим «коррупционным товаром» является именно информация, а закон направлен на то, чтобы информация стала доступной. Только свободный доступ к информации позволяет человеку знать в первую очередь о своих правах, а также и об обязанностях.
В принятом Законе сказано, что доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается только федеральными законами. То есть налицо — презумпция открытости информации!
Очень важно, что законом предусмотрены самые разнообразные способы доведения информации до граждан в соответствии с теми условиями, которыми граждане реально могут воспользоваться. Предусмотрено получение информации с помощью интернета. Можно воспользоваться информационными стендами в помещениях государственных органов и органов местного самоуправления. Можно получить информацию в устной форме, ознакомиться через библиотечные и архивные фонды или получить по запросу. Чрезвычайно важно, что информация о деятельности органов власти должна размещаться в средствах массовой информации.
Особое внимание в Законе уделено предоставлению информации через интернет. Перечень информации, которая предоставляется таким путем, занимает очень большой объем Закона.
Законом предусмотрена возможность присутствия граждан и представителей организаций на заседаниях коллегиальных органов государственной власти и местного самоуправления.
В перечне прав пользователей информации следует особо отметить право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен, а также требовать возмещения вреда, причиненного нарушением прав на доступ к информации. Такой вред может быть нанесен, например, вследствие несвоевременно обнародованной или неполной информации об ухудшении экологической обстановки, о предстоящих погодных «катаклизмах» и т. д.
Информация предоставляется бесплатно за исключением случаев, когда письменный ответ на запрос превышает установленные Правительством РФ объемы. Сверх установленных объемов пользователем информации оплачиваются расходы на изготовление копий запрашиваемых документов (материалов), а также расходы, связанные с их пересылкой по почте.
Запрос, составленный в устной форме, регистрируется в тот же день.
Запрос, составленный в письменной форме, регистрируется в течение 3 дней.
Запрос подлежит рассмотрению в течение 30 дней.
Если предоставление информации невозможно в течение 30 дней, пользователь уведомляется в течение 7 дней со дня регистрации запроса, и срок предоставления ответа может быть продлен на 15 дней.
Если запрос не относится к деятельности органа, куда он поступил, то об этом пользователь уведомляется также в течение 7 дней со дня регистрации запроса.
Если запрос переадресуется в другой орган, то об этом пользователь уведомляется в течение 7 дней со дня регистрации запроса.
Вопросам ответственности за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления посвящена Глава 4.
Установлена возможность подавать жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд, а также требовать возмещения убытков.
Определен порядок контроля и надзора за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Установлено, что должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Необходимо отметить, что в Государственной думе готовится ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внесен в целях реализации закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Законопроект призван дополнить Кодекс новыми статьями об ответственности: за неправомерный отказ в предоставлении информации, нарушение порядка и сроков предоставления, предоставление недостоверной информации гражданину или организации; за нарушение порядка и сроков размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях; за незаконное или необоснованное отнесение (не отнесение) сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к информации ограниченного доступа и к государственной тайне.
Что касается уголовной ответственности, то сегодня в Уголовном кодексе Российской Федерации есть несколько статей, посвященных ответственности в сфере предоставления информации: Ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации», Ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» и некоторые другие.
Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», несомненно, является очень важной составляющей правовой базы построения и развития в Российской Федерации информационного общества.
______________________________________________
Кристальный Борис Владимирович - профессор, помощник председателя Подкомитета по информатизации, информационным ресурсам и развитию информационного общества Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи
© Информационное общество, 2009, вып. 1, с. 19-21.