Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч. 2)
Гендина Н.И.

Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч. 2)
__________________________________

Н.И. Гендина





Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе — глобальная проблема.

Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности. Информационное общество, атрибутом которого являются информационно-коммуникационные технологии, открывает для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В то же время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентироваться, получать и перерабатывать нужную информацию. Мощь современной информационной техники и технологии порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией. Поэтому во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы — подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе подчёркивается в основных документах Всемирного саммита по информационному обществу, два этапа которого проходили в 2003 г. в Женеве и в 2005 г. в Тунисе. Ведущими международными организациями, инициирующими обсуждение и изучение проблем подготовки человека к жизни в информационном обществе, являются ЮНЕСКО и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). Благодаря их усилиям, в настоящее время сформирована концепция информационной грамотности.

Впервые понятие «информационная грамотность» и соответствующий термин «Information Literacy» были введены в 1977 г. в США и использованы в национальной программе реформы высшего образования. Значительный вклад в разработку данного понятия внесла Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой информационно грамотным человеком может быть названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать. Термин «Information Literacy» получил широкое распространение не только в США, но и во многих англоязычных странах, где под ним стали понимать способность идентифицировать потребность в информации, навыки по эффективному нахождению, оценке и использованию информации. Дальнейшее развитие понятие «информационная грамотность» получило в результате активной деятельности ИФЛА. В 2002 г. в Глазго на 68-й Сессии и Генеральной конференции ИФЛА была создана секция по информационной грамотности. Эта секция поставила задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создания на этой основе международного стандарта по информационной грамотности.

В 2006 г. в Сеуле на 72-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА состоялся Открытый форум ЮНЕСКО. На этом форуме было провозглашено создание стратегического альянса ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу, включая и решение проблем информационной грамотности.

В 2006 г. вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное председателем секции по информационной грамотности ИФЛА Х. Лау [1]. В нем под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений идентификации информации, необходимых для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации, ее организации и реорганизации, интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации; оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и получение результатов.

Важно подчеркнуть, что в этом руководстве в числе родственных, но не синонимичных понятий информационной грамотности, названы: «сетевая грамотность, цифровая грамотность, интернет-грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность».

Важным событием стало издание в 2008 г. книги «Индикаторы информационной грамотности», подготовленной в рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», характеризующей исследования в области информационной грамотности, показывающей влияние информационной грамотности на успешность обучения любым учебным дисциплинам и занятиям наукой, содержащей критерии и показатели, отличающие различные уровни информационной компетентности обучаемых [2].

Информационная культура личности: российский взгляд на проблему

В России обучение умениям и навыкам работы с информацией имеет глубокие исторические корни. Накоплены богатые традиции и опыт работы школ, колледжей, вузов и библиотек по информационной подготовке. Хорошо известен в России и международный опыт. Признаны и одобрены идеи ИФЛА и ЮНЕСКО по обучению информационной грамотности. Вместе с тем в России получили развитие идеи формирования информационной культуры личности.

Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, понятие информационной культуры по мере своего развития вбирало в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др. В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения выделяют информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации (детей, подростков и юношества; отдельных категорий специалистов — врачей, учителей, юристов и т. д.), информационную культуру личности.

Феномен информационной культуры личности получил отражение в большом количестве публикаций на русском языке. Об этом, в частности, свидетельствует библиографический указатель «Информационная культура личности», содержащий сведения о 853 работах, опубликованных в России с 1973 по 2006 гг. [3]. Он отражает нормативно-правовые документы, монографии, диссертации, статьи и тезисы, а также справочные, учебные и учебно-методические издания по проблемам информационной культуры. Проведенный анализ публикаций и существующей практики информационной подготовки [4, 5] позволяет утверждать, что проблема формирования информационной культуры личности представляет собой междисциплинарное научное направление, в развитие которого вносят свой вклад ученые различных областей знания — философии, культурологии, педагогики и психологии, информатики, библиотековедения и библиографоведения. Этот анализ свидетельствует, что в России накоплен богатый теоретико-методический и опытно-экспериментальный материал по проблеме формирования информационной культуры личности. Сложились научные школы, имеется богатый опыт работы образовательных и библиотечных учреждений по информационной подготовке граждан. Имеющиеся в российской науке и практике подходы к информационной подготовке вполне совместимы с международными. Различия между развиваемыми в России идеями формирования информационной культуры личности и международной концепцией информационной грамотности не носят принципиального характера, они лишь отражают стремление российских ученых и практиков сочетать достижении международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, накопленным опытом российских библиотек и учреждений образования.

Взаимосвязи между формированием творческой и креативной личности и информационной культурой

В соответствии с идеологией компетентностного подхода в образовании, профессиональный уровень современного выпускника высшей школы определяется не столько набором полученных за годы обучения знаний и умений, сколько способностью использовать их на практике в нестандартных, динамично меняющихся ситуациях. При этом особое значение придается способности выпускника вуза самостоятельно обучаться, рационально действовать в условиях роста документальных потоков профессиональной информации, существующих как в традиционной (бумажной), так и в электронной форме; оперировать с разнородной, противоречивой информацией, критически ее оценивать и принимать на этой основе аргументированные решения.

Обязательным условием профессиональной компетентности в любой предметной области сегодня является владение персональным компьютером и информационно-коммуникационными технологиями. Все это входит в систему метазнаний и метаумений специалиста и определяет его профессиональное мастерство и возможности быстрой адаптации в условиях частой смены научно-технической парадигмы, производственных и социальных технологий. Эти метазнания и метаумения, в свою очередь, входят в состав одного из наиболее важных компонентов культуры современного человека и общества, который актуализировался в период «стыка» ХХ и ХХI вв. и получил название информационной культуры. При этом информационная культура выступает как более емкое понятие, включающее в себя в качестве составного компонента широкий спектр различных знаний и умений в сфере работы с информацией и использования ИКТ, но не сводимое к их сумме, а представляющее собой качественно новое интегральное образование.

В НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) разработана концепция формирования информационной культуры личности, полное изложение и описание опыта реализации которой содержится в монографии [5]. Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи — непременных атрибутов информационного общества.

В рамках данной концепции предлагается следующее определение понятия «информационная культура личности».

Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Понятие «информационная культура личности» является весьма емким и полностью включает в свой состав понятие «информационная грамотность», отличаясь от него такими компонентами, как информационное мировоззрение и способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.

Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение, сутью которого является ценностное (осмысленное, ответственное) отношение к информации, к создаваемым и используемым информационным продуктам, техническим средствам, информационным технологиям. Информационное мировоззрение — это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Связь мировоззренческих знаний с личной практикой — важное условие превращения простой осведомленности в убеждения. Как и любое другое мировоззрение, информационное мировоззрение нельзя «вложить (вбить) в голову», надо создать условия, чтобы человек сам пришел к своим убеждениям. Информационное мировоззрение неразрывно связано с мотивацией учащихся на информационную подготовку, в частности на изучение информационной грамотности. Именно мотивация учащихся определяет успешность их информационной подготовки.

Кроме того, информационная культура отличается от информационной грамотности включением в свой состав способности человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Под информационным продуктом в данном случае будем понимать результат интеллектуальной деятельности человека по созданию новой информации или смысловой переработке имеющейся информации, представленный в форме документа. Например, преподаватель на основе изучения большого числа публикаций, анализа педагогического опыта порождает новое знание — новую методику, новую педагогическую технологию и т. п., оформляя его в какой-либо информационный продукт своей научно-исследовательской деятельности — статью, методические рекомендации. Учащийся или студент в ходе своей учебной деятельности не создает нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы он также готовит информационные продукты — рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы, в которых найденная в различных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке.

Способность создавать собственный информационный продукт на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информации является важнейшим свойством творческой (креативной) личности, развитие которой является первостепенной задачей современной системы образования. Следовательно, можно говорить о том, что между становлением творческой и креативной личности и формированием информационной культуры личности существует тесная связь. Она проявляется в том, что повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией (ее анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и обобщении), невозможно без соответствующего уровня информационной культуры личности. Эта связь проявляется также и в том, что формирование психологической и интеллектуальной смелости, независимости, необходимых для творческой и креативной деятельности, а также для работы с разнородной и противоречивой информацией, невозможно без соответствующей информационной подготовки и овладения должным уровнем информационной культуры. Без новой информации невозможно развитие воображения, рождение новых образов, развитие творческого мышления, интуиции. Но все это требует от творческой личности не только определенных психофизических качеств, но и специальных знаний, умений, навыков, опыта, системы взглядов в сфере работы с информацией и информационными технологиями, то есть с тем, что составляет сущность информационной культуры личности.

Объем и содержание таких специальных знаний, умений, навыков в сфере работы с информацией и информационными технологиями, задается учебной программой курса «Основы информационной культуры личности» [9]. Попытаемся с помощью таблицы 1 показать на примере учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» для студентов и аспирантов гуманитарных вузов возможности данного курса для формирования творческой и креативной личности.


Таблица 1. Цели формирования творческой и креативной личности в разрезе основных
разделов и тем курса "Основы инфоромационной культуры личности"
для студентов и аспирантов




Анализ взаимосвязей между развитием в вузе творческой и креативной личности и формированием информационной культуры дает возможность выявить основные функции, которые может и должен реализовать курс «Основы информационной культуры личности»:
  • повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией: ее анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и обобщении;
  • формирование метазнаний и метаумений специалиста, определяющих его профессиональное мастерство и возможности быстрой адаптации в условиях частой смены научно-технической парадигмы, производственных и социальных технологий;
  • формирование психологической и интеллектуальной смелости, независимости, необходимых для творческой и креативной деятельности, а также работы с разнородной и противоречивой информацией;
  • выявление информационной природы творчества и креативности, необходимость личностной интерпретации информационных процессов, которые, составляя сущность творчества, не вычленяются из него и поэтому не подлежат перепоручению другим лицам: самостоятельный поиск информации при решении нетривиальных (новых, творческих) задач; профессиональное чтение; переработка исходной информации и создание новой; получение информации в ходе профессионального общения;
  • преодоление прагматичности и коммерциализации, лежащих в основе современного понимания креативности.

Перспективы и направления дальнейших исследований. Результаты проведенного анализа позволяют наметить ряд перспектив прикладных исследований в данной сфере:
  • необходимость разработки специальной методики преподавания курса «Основы информационной культуры личности», ориентирующейся на развитие творческого мышления и информационного мировоззрения студента при обязательном овладении практическими навыками в области работы с информацией;
  • необходимость диверсификации форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют информационную активность и самостоятельную работу с информацией;
  • необходимость комплексного использования совокупности усложняющихся и взаимодополняющих методов обучения (сообщающих, объяснительно-иллюстративных, проблемных, частично-поисковых, исследовательских);
  • необходимость использования эвристических методов обучения, направленных на формирование компонентов творческого и креативного мышления: умения вычленить и четко сформулировать проблему; умения отказаться от привычных, стандартных приемов решения таких проблем; умения расширить рамки обычной информации об объекте и выбрать наиболее целесообразный путь поиска решения проблемы; готовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы; конструктивная критика; способность генерировать новые идеи;
  • необходимость обучения методам творческого мышления: «сократические беседы», мозговой штурм, генерация идей по ассоциации со словом, изучение и создание обратных допущений и др.

Литература

1. Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. — http://www.ifla.org/VII/s42/pub/IL-Guidelines2006.pdf.

2. UNESCO. Information for All Programme (IFAP). Towards Information Literacy Indicators. Conceptual framework paper prepared by Ralph Catts and Jesus Lau. Edited by the Information Society Division, Communication and Information Sector, UNESCO. Paris, 2008. 44 p.

3. Информационная культура личности [Текст]: библиографический указатель /сост. Н. В. Денисова; НБ КемГУКИ. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. 90 с.

4. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5(64). С. 58—69.

5. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.

___________________________________________

Гендина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств


&copy Информационное общество, 2009, вып. 1, с. 57-63.