Проблема информационной компетентности российских государственных служащих в условиях движения России к информационному обществу
Устинович Е.С., Барбашин Е.А.

Проблема информационной компетентности российских государственных служащих в условиях движения России к информационному обществу

___________________________________

Е.С. Устинович, Е.А. Барбашин





Что такое «информационная компетентность государственного служащего» и правовая основа для ее повышения

Сразу сделаем оговорку, что понятие «информационная компетентность государственных служащих» в настоящее время не только является неразработанным в российской политической и правовой науках, но и сама проблема практически не поднимается на страницах научной литературы. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д. Ушакова дается следующее определение понятия «компетентность»: «осведомленность, авторитетность» [10]. В данной статье под информационной компетентностью государственных служащих авторы понимают прежде всего элементарные навыки владения государственными служащими компьютерной грамотностью, умение пользоваться персональным компьютером, другими информационными технологиями, в том числе и такими основополагающими интернет-сервисами, как электронная почта, и использование их в своей профессиональной деятельности. Исходя из такого понимания, считаем, что информационная компетентность государственных служащих на современном этапе информационного развития российского общества и государственных институтов является важнейшей составной частью общей компетенции государственных служащих и фактором, определяющим уровень их профессионализма.

Подчеркнем также, что рассмотрение проблемы информационной компетентности государственных служащих приобретает свою актуальность в свете как демократических преобразований и проведения административных реформ, так и общих скоростных социальных изменениях, характерных для российского общества последних лет. Некоторые ученые прямо указывают на то, что именно ориентация отношений в государст­венном кадровом корпусе на профессионализм кадров обеспечивает высококвалифицированное решение задач государственного управления. Кроме того, профессионализм и компетентность гражданских служащих — это один из важнейших принципов гражданской службы, что закреплено в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 70-ФЗ [1].

Пока же следует констатировать, что недостаточный, зачастую низкий уровень информационной компетентности государственных служащих становится фактором

, объективно тормозящим развитие взаимоотношений власти и граждан, общества в целом на новом уровне, при использовании преимуществ, которые дают современные информационные технологии. Взаимоотношений простых по форме, удобных при их использовании, высокоскоростных, мобильных. Как нам кажется, при отсутствии целенаправленной единой государственной политики в отношении развития информационной компетентности государственных служащих, нормативного правового обеспечения, регулирующего вопросы «электронного» взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, сами процессы становления информационной компетентности государственных служащих носят сугубо хаотичный характер.

Напомним, что профессионализм и компетент­ность гражданских служащих — это один из важнейших принципов гражданской службы, закрепленных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной граж­дан­ской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 70-ФЗ. В статье 12 этого же закона сказано, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы. наряду с требованиями к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, входят также и требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, что предполагает, в том числе. и требование уровня информационной компетентности (пункт 1). В соответствии с пунктом 6 названной статьи Закона о госслужбе «квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего».

К сожалению, на наш взгляд, не решает проблему информационной компетентности государственных служащих и Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Разработку и внедрение административных электронных регламентов, в которых, в частности, можно было бы предусмотреть вопрос закрепления механизмов «электронного» взаимодействия служащих государственного аппарата и граждан, организаций, предусматривала Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002—2010». Но, по состоянию на сегодняшний день, эта проблема пока не решена. Поэтому до сих пор не теряют своей актуальности высказывания ученых и практиков о необходимости разработки специализированных административных электронных регламентов, которые смогли бы во многом решить проблему повышения уровня информационной компетент­ности государственных гражданских служащих. Заслуживает внимания также высказывание И. Н. Барцица о необходимости закрепления административных процедур на нормативном уровне [7, с. 148] (в рамках административных регламентов, разработка и принятие которых является ведущим направлением административной реформы), что диктуется пониманием того, что административно-управленческие процессы в органах исполнительной власти всех уровней, как правило не основаны на законе, недостаточно организованны и неэффективны [7, с. 147].

Реальное состояние института государственной гражданской службы в России как исходная основа для повышения информационной компетентности государственных служащих

В своем выступлении на заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года Президент Российской Федерации В. Путин отметил, что пока, к сожалению, «сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие» [5].

Д. Медведев в своем выступлении на Пятом Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года сказал: «чиновники должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем и ответственность они несут перед всем российским обществом, перед российскими гражданами», и «все административные процедуры должны быть закреплены в регламентах работы органов государственной власти и стать максимально удобными для людей» [6].

Сегодняшняя российская государственная служба поражена карьеризмом, коррупцией, бюрократизмом и низким уровнем профессионализма. В научной литературе даются даже более жесткие характеристики состояния института государственной гражданской службы. Например, В. Л. Романов говорит, что «сформировалось новое поколение управленцев, вскормленное чудовищной смесью авторитарных амбиций дореформенного чиновничества и аномальной продукции либеральных отношений как следствие десятилетия попустительства». И. Н. Барциц подчеркивает, что «результаты российских исследований состояния системы государственного управления свидетельствуют о пока еще низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим» [7, с. 157].

Основные проблемы низкого уровня информационной компетентности государственных служащих в современной России

Сегодня причинами ее низкого уровня являются прежде всего причины правового, а также личностно-психологического и мотивационного характера. Но ведь такое положение дел совсем не удовлетворяет, как минимум, ту часть российского общества, которая является активным пользователем интернета уже сегодня и которая желает общения с властью с использованием действительно современных технологий — технологий, освобождающих граждан от непродуктивной траты своего времени, неравноправия и других негативных явлений, в течение многих десятилетий сопровождавших общение граждан с властью.

Современное общество, на основе достижений научно-технического прогресса, выставляет новые параметры своего взаимодействия с государством, предъявляет новые к нему требования. Поэтому решение проблемы низкого уровня информационной компетентности государственных служащих, прежде всего правовыми способами — в рамках единой государственной информационной политики, позволит, на наш взгляд, кардинальным образом решить вопрос более эффективного взаимодействия власти и общества с использованием новых «электронных» возможностей и действительно широкой реализации информационных прав и свобод российских граждан, провозглашенных в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Одним из факторов, влияющим на степень информационной компетентности государственных служащих, является возраст. Здесь можно условно выдели три категории. Самая молодая категория, естественным образом адаптированная к применению в своей профессиональной деятельности информационных технологий, так как они просто росли параллельно с бурным развитием информационных технологий, находится в возрастном диапазоне 30—35 лет. Именно на данную категорию государственных служащих необходимо делать ставку при переходе на новый, инновационный, стиль взаимоотношений власти и общества. Информационные технологии им понятны, они легко могут их использовать в своей профессиональной деятельности, страх перед инновациями отсутствует, и они способны видеть и применять преимущества, предоставляемые ИКТ. Вторая категория государственных служащих находится в возрастном диапазоне 35—50 лет. Это те государственные служащие, которые не застали начало стремительного развития ИКТ в годы получения образования и становления профессиональной карьеры. Им приходиться разбираться в новом, чтобы идти в ногу со временем и не отставать ни в профессиональном, ни в личном развитии. Последняя категория государственных служащих — от 50 лет. В течение многих лет они уже сформировали модель своей деятельности, в которой используются устаревшие методы и инструменты ушедшего XX века. Для большинства из них ИКТ во многом остаются чуждым явлением, многие психологически не в состоянии перейти на новые технологии взаимодействия с обществом. Внутри этой категории переход к деятельности на основе использования ИКТ происходит медленно и отнюдь не повсеместно. Ситуация усугубляется практическим отсутствием нормативного правового регулирования «электронного» взаимодей­ствия органов государственной власти, граждан и организаций.

Сегодня в Российской Федерации, к большому сожалению, действительно отсутствует какой-либо закон, который обязывал бы государственных служащих развивать электронные возможности взаимодействия с гражданами и организациями, иметь свой адрес электронной почты и самостоятельно, напрямую, без каких-либо посредников (даже в лице компетентных специалистов) работать с обращениями граждан, поступающими через официальные электронные каналы. К очень большому сожалению, сегодня в России информационное законодательство уже не успевает даже «реагировать» на насущные информационные потребности российских граждан. Следует, справедливости ради, упомянуть Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», где, в частности, в статье 19 предусмотрено информирование граждан посредством официального сайта органа государственной власти о разработке проекта административного регламента, самом проекте и другого рода важной информации. Но этого недостаточно. Безусловно, справедливы в этой связи высказывания ученых и практиков о необходимости разработки специализированных административных электронных регламентов, которые смогли бы во многом решить проблему повышения уровня информационной компетентности государственных гражданских служащих.

Необходимо признать, что сегодня у государственных служащих отсутствует система внешних стимулов и мотиваций, которые требовали бы от них достижения соответствующей информационной компетентности. В системе государственной службы нет никакой системы поощрений государственных служащих за использование ИКТ, отсутствует единая государственная политика, которая способствовала бы повышению заинтересованности государственных служащих в повышении личного уровня информационной компетентности. Хотя сделать это не так уж и сложно. Ведь смогли же обязать через Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» пройти через систему курсов повышения квалификации и получить соответствующие свидетельства с государственной регистрацией на право осуществления государственных и муниципальных закупок всех тех, кто этим занимается.

Кроме того, вопрос информационной компетентности государственных служащих может успешно решаться в том случае, если современное информационное законодательство будет учитывать соответствующий вектор развития. Имеется в виду следующее. Российское информационное законодательство сегодня развивается в направлении расширения конституционных норм, связанных, в основном, с обеспечением доступа граждан к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления. Соответствующий законопроект уже с апреля 2007 года находится в Государственной думе на рассмотрении. Однако, как нам кажется, интерес российских граждан, в первую очередь той ее части, для которой интернет уже стал неотъемлемым атрибутом жизни, лежит в несколько другой плоскости. Этой категории граждан интересно общаться с властью через интернет напрямую, исключая какое-либо посредничество. Граждане России хотели бы — и многие уже имеют соответствующую технологическую возможность — получать государственные услуги через интернет. «Электронные средства связи создадут необходимую инфраструктуру для новой экономики, основанной на знаниях, и новой демократии — с прямым обращением граждан к власти и с ее подотчетностью власти гражданам» [9]. Если исходить из того, что общество первично, а государство в лице его институтов, государст­венного аппарата служит интересам общества, то сегодня интерес каждого гражданина и формирующегося в России гражданского общества состоит в том, чтобы получать значительное число государственных услуг быстро, удобным способом, качественно, без необходимости личного посещения государственных учреждений, стояния в очередях, дополнительных непродуктивных коммуникаций. Взаимоотношения власти с гражданами и организациями должны быть равными и достойными, между ними должен развиваться равный демократический диалог. Реализацию этих возможностей сегодня способны обеспечить информационные технологии.

Органы государственной власти, в первую очередь региональные, не внедряющие инновационные (информационные) методы работы, фактически расписываются в приверженности старым методам работы, тормозят развитие граждан­ского общества. В проекте Доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2007 году указывается на отсутствие внятного законодательства, регулирующего интернет-коммуникацию, как на фактор, серьезно сдерживающий поступательное развитие он-лайновых технологий [11].

Современный государственный служащий любого уровня должен ежечасно, ежеминутно быть готов к ситуации мобильного, компетентного реагирования на обращения граждан и организаций, что предполагает профессионализм и высокий уровень информационной компетентности. Пока же «обученных кадров для работы с интернетом в министерствах и ведомствах, иных органах государственной власти не хватает. Не произошло, по нашим наблюдениям, и коренного перелома в сознании чиновников: размещение социально значимой информации на официальных сайтах делается по принуждению, без осо­знания значимости этой работы и для министер­ства и для общества» [9].

Что бы ни говорили сегодня о недостаточности финансирования процессов информатизации деятельности органов государственных власти и прочих преградах на пути ломки сложившихся в предыдущие годы стереотипов взаимоотношений властно-управленческих структур с обществом, основной «камень преткновения» информационного развития государственной сферы — это низкий уровень информационной компетентности государственных служащих. А это является одной из причин неэффективно­сти государственной службы и медленной смены сложившегося забюрократизированного стиля управления. От повышения уровня компетентности государственных служащих сегодня также напрямую зависит эффективность проводимых административных реформ и оптимизация в этой связи административных процессов.

Сноски

1 О недостаточном уровне информационной компетентности государственных служащих в региональных органах государственной власти свидетельствуют данные, полученные лично авторами в результате проведения соответствующих исследований при чтении лекций на курсах повышения квалификации «Информационные технологии в государственном управлении», «Формирование необходимого информационного обеспечения административной реформы» и др. в Курском институте государственной и муниципальной службы, начиная с 2006 года.

Использованные источники.

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 70-ФЗ с изменениями от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ//Конституционное право России: Сб. нормативных актов/ Сост. С. А. Авакьян. М.: ТК Велби, 2007. С. 299.

2. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 47. Ст. 4664.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г.№ 1437 «О продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» на 2006—2007 годы»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 51. Ст. 5514.

4. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002—2010 гг.)”» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 4 февр. С. 531.

5. Речь Владимира Путина на Заседании Госсовета России 08.02.2008 года. http// www/ivsnet.ru/Рutin_speak.php/

6. Россия 2020. Главные задачи развития страны. — М.: Издательство «Европа», 2008. С. 36.

7. Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: «Формула права», 2008. С. 7; 13—14.

8. Борискин В. В., Поликарпова Н. М., Тихомиров С. Г. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 200.

9. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества // Под научной редакцией А. В. Короткова — ООО «ТРЕЙН», 2007. С. 114.

10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Ушакова. Т. 1. М.: ­ТЕРРА, 1996. С. 1427.

11. Информационное право и становление основ гражданского общества в России// Сборник статей по материалам 5-го семинара по теоретическим проблемам информационного права в Институте государства и права РАН. С. 120.

_______________________________________________

Устинович Елена Степановна - кандидат политических наук, доцент, проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы

Барбашин Евгений Анатольевич - доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и права Курской сельскохозяйственной академии им. профессора И. Иванова


&copy Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 84-88.