Новые медиа как фактор модернизации СМИ
Вартанова Е.Л.

Новые медиа как фактор модернизации СМИ

_________________________________________________

Е.Л. Вартанова




Из всех революций, которые случились в России за последние десятилетия, наиболее успешными, пожалуй, были информационная революция и революция в сфере СМИ. Российские СМИ, которые были в начале перестройки, в процессе изменения социальных, общественных, экономических и культурных структур, сами преобразовались совершенно особым образом, хотя, может быть, по многим пониманиям ролей они сохранили прежнее значение. Тем не менее российские СМИ стали реальным достижением последних двадцати лет. Важнейшим фактором трансформации, важнейшим агентом влияния были новые информационные технологии и информационная революция.

Сегодня можно говорить о том, что в медиаструктуре сложился очень мощный и влиятельный сегмент, в котором мы твердо можем выделить такой сектор, как СМИ в интернете, а также: газеты, журналы, телевидение, телеканалы, радиостанции, которые действуют в сфере традиционных старых медиа, не цифровых. В интернет переходят для того, чтобы сохранить старую и создать новую аудиторию.

В России мы видим достаточно уникальный для медиасистем мира процесс появления интернет-СМИ. Как показывают развитые медиарынки во многих странах мира, версии традиционных СМИ в интернете являются дополнительным присутст­вием в новой сфере. В России же мы можем назвать довольно большое число средств массовой информации, которые не существуют в офлайне, а живут только в онлайне. На это есть свои причины, и это одна из особенностей российской медиасистемы. Довольно часто российские онлайновые и интернет-СМИ оказывают более существенное значение, чем аналогичные СМИ в других странах мира.

Мобильные сервисы, предоставляющие определенные информационные продукты пользователю, входят в качестве отдельной составляющей в нашу медиасистему. Мы будем свидетелями того, как наше телевидение уйдет в цифровое пространство. И, как это всегда случается с цифровым телевидением, здесь мы видим реальную концентрацию и конвергенцию старых и новых СМИ. Но фактически цифровое телевидение сегодня рассматривается всеми теоретиками и практиками медиаиндустрии как реальное СМИ информационного общества. Не вдаваясь в теоретические и типологические подробности, можно сказать, что для нас очень важно посмотреть на модернизацию российских СМИ в общем контексте модернизационных процессов. У определения модернизации есть очень много дополнительных смыслов и подтекстов, которые в процессе трансформации средств массовой информации очень часто выводят в сферу культурного империализма. Тем не менее, если по­смотреть на общий модернизационный проект, то определение, данное Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохловым и С. Б. Шапошником в статье «Информационное общество для всех сегодня и завтра…», на мой взгляд, совершенно адекватно. В этом смысле процесс модернизации российских СМИ включает рост интернета в структуре средств массовой информации, а также рост и значение новых медиа. Довольно условно, конечно, я ставлю знак равенства между понятием «интернет» и понятием «новые медиа», но для простоты я буду употреблять их как синонимы.

В российской системе средств массовой информации интернет развивается вполне поступательно. Постоянно растет число пользователей, и первоначальный взрывной рост сменяется более плавным. В России почти 30% населения имеют возможность выходить в интернет и рассматривают его в качестве информационного канала.

В структуре СМИ роль интернета возрастает еще и потому, что люди проводят все больше и больше свободного времени, используя интернет. Мы знаем СМИ как индустрию свободного времени: в основном информация потребляется в то время, когда люди не спят и не работают. Для современного пользователя, для современной аудитории СМИ стали структурообразующим элементом свободного времени. Внутри этого свободного времени в последние 20 лет лидировало телевидение. И только 5—6 последних лет показывают, что в развитых странах зритель уходит в интернет, который начинает теснить телевидение в сфере медиапотребления. То же самое мы видим у нас — не для основной части населения, но все-таки для значительной.

Интернет, конечно, значим в системе средств массовой информации. Статистика показывает, что сегодня только в качестве зарегистрированных электронных периодических изданий себя позиционируют более двух тысяч СМИ. Это те СМИ, у которых есть лицензия и свидетельство о регистрации, выданные властями. Сколько же существует других сайтов, фактически представляющих собой информационные средства массовой информации, но не получивших подобную регистрацию? В этом смысле очень интересно обратить внимание на то, что интернет в качестве источника общеполитической и даже, может быть, развлекательной информации в России теснит традиционные СМИ. В 2007 г. руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский обнародовал вполне обнадеживающие цифры. Он сказал, что в целом доля аудитории, которая пользуется в своем ежедневном медиаменю как минимум четырьмя источниками: печатные СМИ, телевидение, радио и интернет, — сегодня достигает одной трети населения России. 33% россиян не довольствуются традиционными СМИ в своем ежедневном медиаменю и обращаются к интернету. Интернет не стал доминирующим, но он вошел в число наиболее авторитетных источников. И это, конечно, очень важно.

Сегодня интернет — фактически единственный коммуникационный информационный канал, который предоставляет пользователю максимальную свободу выбора контента. Мы знаем, что политические и интеллектуальные пристрастия в интернете представлены полярными точками зрения. Интернет дает достаточно большую свободу выбора самого разнообразного контента — от информационного до образовательного. Поэтому он становится фактически основой информационного меню. Есть еще один важный элемент, позволяющий включить интернет в структуру средств массовой информации, — его роль как рекламоносителя. Мы знаем, что традиционные СМИ в условиях рыночной экономики всегда представляют собой, в том числе, и рекламные носители. Это особенность экономики СМИ, и поэтому мы понимаем, что интернет принимает на себя очень много рекламных объявлений, встраивается в конкурирующую за медиаканалы среду.

Пользователи интернета сегодня представляют собой молодую, наиболее образованную и наи­более процветающую с точки зрения доходов часть аудитории. Все дискуссии о цифровом неравенстве, с которыми мы знакомы, здесь абсолютно четко присутствуют. Поэтому с одной стороны, существует проблема цифрового неравенства, с другой стороны, есть некая надежда на позитивные изменения. Потому, что сегодняшние группы пользователей — это специалисты, учащаяся молодежь, городские оптимисты, как говорят многие исследователи, — это люди, которые действительно смотрят в будущее, это представители современной аудитории, тот самый креативный класс, который сегодня задает тон в глобализирующейся экономике. И, как выразился на встрече со студентами факультета журналистики министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, это еще и блогонавты — люди, которые реально живут в этой среде. Такой интересный подход, который озвучил министр, говорит о том, что и государство понимает особую специфику аудитории интернета. Мы знаем, что государственная политика, о которой много говорилось, с точки зрения средств массовой информации, должна учитывать предоставление универсального доступа к интернету. Так же, как газеты в конце XIX в., сегодня доступ к интернету является индикатором грамотности общества. Однако интернет перетягивает на себя довольно много функций традиционных медиа, потому что войдя в структуру свободного времени, он сначала был интеллектуальным проектом (вспомним журнал «Пушкин»), а потом взял на себя часть функций СМИ, не присутствующих на рынке массовой культуры. К примеру, публикации многих массовых книг, таких как книги С. Лукьяненко и Д. Глуховского, невозможны без интернета, который стал важнейшей площадкой эксперимента с русским языком. И в этом смысле это тоже информационный канал.

Новые медиа и интернет в политической коммуникации принимают на себя чрезвычайно много направлений старых СМИ: вполне успешно осуществляют известные функции агитаторства, пропаганды и организации. Подводя итог, можно сказать, что сегодня интернет как коммуникационная площадка и как пространство, где сущест­вуют медиапродукты, вполне успешно является заменителем традиционных СМИ. Он осуществляет информационную, мобилизационную, партисипационную, интеграционную и даже рекреационную функцию. Вся теория журналистики и массовых коммуникаций или средств массовой информации говорит о том, что эти функции — важнейшие. Новое же, реально инновационное, что приносит интернет, — это усиленная коммуникационная функция — то, что отсутствовало в старых медиа. Поэтому можно сказать, что интернет сегодня выполняет все функции, которые выполняли старые СМИ, успешней, чем они. Интернет фактически и есть прообраз будущей медиасистемы. И все недостатки, которые существуют в интернете, мы должны рассматривать еще и через призму того, что он в будущем станет глобальным пространством, в которое включатся мобильные телефоны, цифровое телевидение и все остальные каналы. Всё это будет основной структурообразующей системой индустрии свободного времени в информационном обществе.

__________________________________

Вартанова Елена Леонидовна - доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова


&copy Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 37-39.