Экономика знаний в информационном обществе
Дагаев А.А.

Экономика знаний в информационном обществе

______________________________________

А.А. Дагаев




В потоке научных публикаций за последние несколько лет концепции «информационного общества» и «экономики знаний» нередко конкурируют между собой за право выражать современную парадигму общественного развития. На самом деле это во многом несопоставимые и разноплановые понятия, хотя и имеющие много общих элементов.

Понятие «информационное общество» уже давно утратило былую технологическую окраску и представляет сегодня определенную ступень в общественном развитии, связанную с формированием нового технологического уклада на основе ИКТ. Оно характеризует, по сути дела, действующий вектор эволюции человеческой цивилизации.

Понятие «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» выражает способ производства материальных благ, который приобретает важное значение с переходом в новое тысячелетие.

Например, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяют отрасли экономики, основанные на знаниях, как отрасли, которые прямо связаны с производством, распределением и использованием знаний и информации [1].

К экономике знаний в самом широком смысле сегодня обычно относят три основные сферы: НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, и информационные и компьютерные технологии (ИКТ). Хотя каждая из них сохраняет свою относительную самостоятельность, представить одну сферу без двух других достаточно сложно. Вероятно, сегодня уже нет необходимости доказывать это отдельными примерами. Фактически мы являемся свидетелями все более тесной конвергенции трех различных сфер общественной деятельности, поскольку диффузия информационных технологий в другие области невозможна без соответствующего уровня профессиональной подготовки разработчиков и минимальной информационной грамотности пользователей. Кроме того, для создания новых приложений ИКТ необходимы новые научные знания и механизмы превращения этих знаний в коммерческие продукты — товары и услуги. То есть мы возвращаемся к экономике знаний как важнейшему условию для развития ИКТ и информационного общества в целом.

Можно схематизировать это представление следующим образом (рис. 1). Внешний контур фигуры, образованный тремя окружностями, — это потенциальная граница распространения информационных технологий (конечно, без учета других секторов экономики), а общая область пересечения трех секторов — то, что можно назвать ядром формирования экономики знаний.






Рис. 1. Взаимоотношения между экономикой знаний и информационным обществом.

Отсюда следует, что возможные масштабы распространения ИКТ сегодня шире масштабов распространения «экономики знаний», но при достаточно высоком уровне развития науки и образования существующие различия будут постепенно стираться в силу отмечавшейся выше конвергенции.

Отмеченное выше соотношение будет справедливо в пределах сохранения доминирующей роли нынешнего технологического уклада, однако потребует нового (вероятно, нелинейного) измерения уже в ближайшие 20—30 лет в связи с интенсивным развитием нанотехнологий, биотехнологий и переходом к широкому использованию альтернативных источников энергии. Новые технологии будут способствовать более широкому распространению экономики знаний и, вместе с тем, дадут новый импульс развитию информационных технологий.

Хотелось бы также отметить, что экономика знаний — это один из возможных сценариев будущего (хочется верить, наиболее вероятный). Она, безусловно, является мощным катализатором для развития ИКТ и информационного общества в целом. Однако информационное общество может существовать и без перехода к экономике знаний, тогда как последняя без развитого информационного общества просто немыслима.

Особый интерес в этой связи представляет измерение динамики становления экономики знаний. Один из применяемых в мировой практике показателей — инвестиции в экономику знаний. Эксперты ОЭСР измеряют инвестиции в знания по совокупности национальных расходов на высшее образование, проведение НИОКР и разработку программного обеспечения [2].

В целом по странам ОЭСР инвестиции в знания достигли еще в 2002 году 5,2% ВВП. Для сравнения: инвестиции в машины и оборудование составляли в это же время в среднем 6,9%. С учетом затрат не только на высшей, но и на всех других ступенях образования, инвестиции в знания превысили 9%, однако мы будем придерживаться далее приведенного выше более узкого толкования.

Лидирующие позиции по инвестициям в знания среди стран ОЭСР занимают США (6,6% ВВП). За ними следуют Япония (5,0%) и страны ЕС (3,8%). Анализ динамики этого показателя свидетельствует о том, что он рос начиная с 1994 года, практически во всех развитых странах, причем основным источником роста были в большинстве стран затраты на разработку программного обеспечения.

Судя по объемам инвестиций, США и Япония двигаются к экономике знаний быстрее, чем европейские страны. Последние хорошо понимают возможные последствия своего отставания, поэтому выдвинули политическую цель — довести уровень расходов на НИОКР в странах ЕС до 3% ВВП к 2010 г. В июне 2005 г. Еврокомиссия также одобрила новую политическую инициативу «i2010: Европейское информационное общество 2010».

Интересно оценить масштабы инвестиций в экономику знаний России по принятой в ОЭСР методике и сопоставить их с представленными выше данными. Возьмем в качестве базы 2005 г., по которому можно найти большинство необходимых статистических данных.

Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2005 г. 1,07% ВВП [3, с. 84]. В 2005/2006 учебном году в государственных и муниципальных вузах России обучалось 5 млн 985,3 тыс. студентов, в негосударственных вузах — 1 млн 79,3 тыс. студентов [3, с. 25]. Расходы государства на 1 студента, обучавшегося на бюджетной основе, в высших учебных заведениях составляли в среднем 42 тыс. рублей. Средняя стоимость платного обучения находилась на уровне 32,0 тыс. рублей в год [4]. Таким образом, долю расходов на высшее образование в ВВП можно оценить на уровне 1,33%. Отметим, что полученная таким образом оценка в два раза выше, чем приводимые данные о государственных расходах на высшее образование (0,6% ВВП) [4].

Оценить национальные расходы на разработку программного обеспечения несколько сложнее. Поэтому примем за верхнюю границу этого показателя оценку объема затрат на программное обеспечение в России в том же 2005 г. — 21 млрд 914 млн руб. [5, с. 132]. Тогда искомый показатель будет равен примерно 0,1%.

Таким образом, инвестиции в знания составили в 2005 г. не более 2,4% ВВП, т. е. были вдвое ниже по сравнению со средним уровнем по странам ОЭСР в 2002 году.

Возникает вопрос о том, как ликвидировать существующее отставание России и, тем самым, скорее обеспечить ее несырьевое будущее. Из трех возможных путей самый проблематичный — это увеличение финансирования высшего образования. С одной стороны, это действительно крайне необходимо, поскольку даже многие лучшие российские вузы имеют бюджет в два-три раза ниже, чем средние университеты в зарубежных индустриально развитых странах. Но с другой стороны, внутри страны сложились значительные диспропорции в качестве образовательных услуг. Как отмечалось на заседании президентского Совета по науке, технологиям и образованию в октябре 2005 г., только около 150 российских вузов дают действительно качественное образование [6]. К тому же в ближайшие годы Россию ждет серьезный демографический кризис, связанный со снижением рождаемости на рубеже 90-х годов. Поэтому в данном случае более оправдано совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих инновационных вузах, обеспечивающих подготовку необходимых для экономики знаний специалистов.

Другой резерв — это повышение синхронно со странами ЕС национальных расходов на НИОКР до 3% ВВП. Сделать это сегодня можно только за счет активизации инновационной активности промышленных предприятий, а для этого необходим целый комплекс дополнительных мер государственного стимулирования [7]. Но даже в случае успешного решения этой задачи Россия вряд ли сможет приблизиться по показателю инвестиций в развитие экономики знаний к уровню Японии и США, достигнутому ими к 2002 г.

Сегодня наиболее перспективный путь — это, вероятно, всемерная поддержка развития ИКТ, в том числе производства программного обеспечения. В России для этого существуют все необходимые предпосылки. Отрасль ИКТ является в последние пять лет одной из самых успешных и быстроразвивающихся. Ее доля, по официальным данным, достигла в том же 2005 г. 5% ВВП, а экспорт программного обеспечения вырос только за один год на 50% — до 994 млн долларов США [8]. Однако и здесь скрыто еще немало резервов для дальнейшего роста.

Литература

1. OECD, 1996.

2. Science, Technology and Industry Scoreboard 2005. P.: OECD, 2005.

3. Наука России в цифрах: 2006. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2006.

4. Государственный университет — Высшая школа экономики. Четвертая научно-практическая конференция. «Экономика образования — итоги мониторинга». 6 октября 2006 года.

5. Наука России в цифрах: 2006. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2006.

6. Известия. 26 октября 2005 г.

7. См.подробнее в кн.: На пороге экономики знаний / Под ред. А. А. Дынкина и А. А. Дагаева. М.: ИМЭМО, 2004.

8. www.rbc.ru. 20.02.2006.
__________________________________________________

Дагаев Александр Александрович - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук


&copy Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 40-42.