О журнале
Рекомендации
Становление информационного общества как фактор развития человеческого потенциала и повышения эффективности его использования
Колин К.К.
________________________________________
К.К. Колин
Актуальность проблемы
Происходящие в нашей стране события показывают, что 2008 год может стать переломным в стратегии дальнейшего развития России на ближайшие десятилетия. Президентом РФ утверждена Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 года [1], реализация которой направлена на повышение конкурентоспособности страны, эффективности государственного управления, благосостояния и качества жизни граждан России, укрепление их конституционных прав и создание равных возможностей доступа к информации и информационно-коммуникационным технологиям. Этот документ содержит контрольные значения показателей развития информационного общества в России на указанный период.
В своем программном выступлении на расширенном заседании Государственного совета России 8 февраля 2008 г. Президент РФ В. В. Путин поставил стратегически важную задачу перехода нашей страны на путь инновационного развития. «Россия должна стать инновационной страной» — эти слова В. В. Путина сжато и емко определяют стратегическую цель развития России на ближайшие годы. Именно эта цель и должна стать определяющей при выработке планов действий вновь избранного Президента России Д. А. Медведева, нового правительства, а также для всех структур власти, бизнеса и гражданского общества нашей страны. Сегодня совершенно ясно, что для достижения этой цели необходимо будет не только мобилизовать все имеющиеся в России человеческие и интеллектуальные ресурсы, но и кардинальным образом пересмотреть отношение к этим ресурсам, понять их определяющую роль в дальнейшем развитии общества, повысить престиж и социальный статус специалистов и организаций, связанных с формированием, развитием и использованием этих ресурсов. Некоторые аспекты этой проблемы и рассматриваются в данной работе.
Новая технологическая революция и инновационное развитие общества
Характерной чертой современного этапа развития цивилизации является стремительный прогресс в области создания и использования новых технологий, совокупность которых многие исследователи вполне обоснованно характеризуют как новую технологическую революцию. По имеющимся прогнозам, приоритетными направлениями этой революции, вероятнее всего, будут нанотехнологии, биотехнологии, а также информационные технологии, связанные с получением, хранением, поиском и распространением знаний. Нужно отметить, что сегодня развитие всех этих технологий происходит практически одновременно. При этом возникает весьма существенный и принципиально важный синергетический эффект их взаимного проникновения и совместного использования. Мало того, можно ожидать, что в процессе дальнейшего развития современной научно-технологической революции этот эффект будет только усиливаться.
Таким образом, вполне возможно, что уже в самые ближайшие годы можно будет говорить об интеграции различных видов новых технологий и создании на этой основе технологий нового поколения. Создание и широкое применение именно таких принципиально новых технологий, по нашему мнению, и должно стать технологической основой той новой экономики, которую и следует называть инновационной экономикой, а развитие страны на базе этой экономики — инновационным развитием.
Интеллектуальный потенциал общества и инновационная экономика
Данные о значениях ВВП, приходящегося на душу населения в таких странах, как Япония, Южная Корея и Сингапур, весьма убедительно свидетельствуют о том, что в современных условиях можно добиться серьезных успехов в развитии экономики даже в тех случаях, когда страна вовсе не располагает никакими природными ресурсами. Как можно объяснить этот удивительный феномен? Ответ заключается в стратегической ориентации экономики, определяющей эффективность использования интеллектуальных ресурсов общества. В табл.1 представлены четыре основных вида такой ориентации, условно обозначенные как аграрная, сырьевая, технологическая и инновационная экономика [2].
Таблица 1. Основные модели развития экономики.
В случае аграрной ориентации экономики страна производит в основном сельскохозяйственную продукцию, поставляет ее на экспорт и на вырученные средства приобретает за рубежом необходимые ей промышленные товары. Этот тип экономики характерен для многих слаборазвитых стран, которые в обиходе часто называют «банановыми республиками». Уровень использования интеллектуальных ресурсов общества является здесь самым низким, так как не предполагает развития ни собственной промышленности, ни образования, ни науки.
Сырьевая ориентация экономики характерна для стран, располагающих большими запасами природных ресурсов, добыча и экспорт которых и обеспечивают основную часть их валового внутреннего продукта. Уровень жизни в таких странах, как правило, выше, чем в странах с аграрной экономикой, но уровни развития и использования интеллектуального потенциала в них различаются незначительно. Происходит это потому, что основное внимание в этих странах уделяется главным образом развитию добывающих отраслей промышленности в ущерб другим сферам социально-экономической жизни.
Совсем иначе обстоит дело в странах с технологической ориентацией экономики. Несмотря на то, что фундаментальная наука в этих странах может быть развита недостаточно и поэтому не обеспечивает производства новых знаний и технологий в экономически значимых масштабах, интеллектуальный потенциал в них используется существенно более эффективно. Мало того, в ряде случаев, например в Японии и Сингапуре, интеллектуальные ресурсы общества являются практически единственным источником национального богатства страны. Это богатство формируется на основе импорта современных технологий и создания на их основе высококачественной продукции, которая затем поставляется не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Вполне естественно, что развитие технологически ориентированной экономики требует высококвалифицированной рабочей силы, подготовку которой и обеспечивает развитая система образования. При этом простой грамотности населения уже недостаточно. Необходимо развитие также и системы высшей школы, в особенности технических университетов и колледжей, которые и обеспечивают потребности технологического сектора экономики. Новейшая история свидетельствует о том, что быстрое экономическое развитие таких стран, как Япония, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Южная Корея, принявших ориентацию на технологический тип развития экономики, потребовало от этих стран опережающего развития системы образования. Так, например, в Республике Сингапур на 5 млн жителей сегодня приходится 13 университетов. Из них три — это собственные национальные университеты страны, а 10 представляют собой филиалы ряда крупнейших университетов развитых стран мира, которые были созданы по просьбе правительства Сингапура. В Южной Корее в середине XX в. насчитывалось около 15 университетов, а сейчас их количество возросло почти в 8 раз.
Однако самые высокие требования к качеству и эффективности использования интеллектуальных ресурсов общества предъявляет инновационная экономика. Ведь она предполагает не только широкое использование современных наукоемких технологий, но также и их создание на основе последних достижений фундаментальной науки. Поэтому данный тип экономики может быть сформирован только в тех странах, где развитие фундаментальной науки и системы образования является приоритетным в государственной политике и получает необходимую поддержку общества. Именно такой тип экономики является сегодня характерным для США, Германии, Франции и Великобритании. И этого, к сожалению, нельзя сегодня сказать о России, хотя ее интеллектуальный потенциал все еще остается одним их самых высоких в мире. Все дело в том, что сегодня в России этот потенциал должным образом не используется. Поэтому экономика нашей страны и приобрела за последние годы ярко выраженную сырьевую ориентацию.
Эффективность различных моделей экономики
В работе [3] показано, что для наглядной сравнительной оценки эффективности различных моделей экономики можно воспользоваться таким показателем, как стоимость одного килограмма конечной продукции, которая создается в рамках данной модели. Некоторые примеры таких оценок приведены в табл. 2.
Таблица 2. Эффективность различных моделей экономики.
Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что именно технологическая и инновационная модели экономики являются в настоящее время наиболее эффективными. Ведь различия в стоимости одного килограмма продукции для сырьевой, технологической и инновационной моделей экономик измеряются не процентами, а десятичными порядками. В особенности это относится к таким видам продукции, как новые лекарственные препараты, авиационная и аэрокосмическая техника, искусственные материалы, т. е. ко всем тем достижениям научно-технического прогресса, которые получили в последние годы название «высоких технологий».
Инновационное развитие общества и экономика знаний
В последние годы в научном сообществе, как в России, так и за рубежом, активно обсуждается принципиально новое направление в развитии экономики, которое получило название экономики знаний. Этим термином обозначают такую модель экономики, при которой знания становятся главным фактором развития страны, ее наиболее ценным и стратегически важным ресурсом. Процесс формирования экономики знаний уже начал практически воплощаться в жизнь, несмотря на то, что еще многие теоретические положения нового направления остаются неясными и требуют дальнейшей проработки.
Дело в том, что принципиальные положения экономики знаний противоречат общепризнанным концепциям рыночной экономики. И обусловлено это спецификой знания как одной из форм информации — фундаментального феномена реальности окружающего нас мира, многие закономерности которого еще не познаны. Тем не менее в экономической стратегии развития ряда стран мирового сообщества экономика знаний начинает занимать все большее и большее место. И сегодня уже нет никакого сомнения в том, что именно она будет определять дальнейшее развитие цивилизации в XXI в., отличительными особенностями которого являются нарастание процессов глобализации и формирование глобального информационного общества. И эти особенности, безусловно, накладывают свой отпечаток на все другие процессы социально-экономического развития общества [3].
Экономика знаний тесно связана с процессом информатизации общества. В международном междисциплинарном словаре по глобалистике [4] содержание термина экономика знаний определяется следующим образом: «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ — тип экономики, в которой значительная часть валового национального продукта (ВНП) создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний». При этом подчеркивается, что становлению экономики знаний содействует экспоненциальный рост спроса населения на новые виды услуг, оказываемых посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ведь уже сегодня доля товаров и услуг, производимых с помощью высоких технологий, в составе ВВП США и ЕС превышает 70%.
Новые информационные технологии в обществе знаний
Формирование и развитие экономики знаний в значительной степени определяется уровнем развития и распространения новых ИКТ. Поэтому следует ожидать, что создание новых поколений этих технологий, появление которых можно прогнозировать уже на ближайшие годы, не только придаст новые импульсы развитию экономики знаний, но также вызовет большие изменения во многих сферах жизни общества, связанных с получением, хранением, представлением и распространением знаний. Ниже приводятся некоторые примеры таких перспективных технологий.
Персональные устройства памяти большой емкости
Известно, что функциональные возможности многих средств информатики в значительной степени определяются их способностью хранить достаточно большие объемы информации. Так, например, персональные компьютеры стали по-настоящему полезным средством массовой информатизации сферы интеллектуальной деятельности человека лишь в последнее десятилетие, после того как емкость их оперативной памяти превысила значение 0,5 Гб, а объем памяти на жестком диске достиг значения 40 Гб. Сегодня эти параметры уже значительно выше и продолжают быстро возрастать. Однако, как показывает анализ, принципиально новые возможности человека в области работы с информацией появятся лишь после того, как в его непосредственном пользовании окажутся устройства, обладающие емкостью памяти в несколько терабайт. Такие устройства существуют уже сегодня, но они еще недостаточно компактны и мало доступны для массового использования по своей стоимости. Так, например, устройство памяти емкостью 2 Тб, включающее в себя четыре жестких диска, стоит сегодня около 20 тыс. руб. Такое устройство можно применять для создания электронных библиотек, архивов, медиатек и других информационных систем коллективного пользования, но в качестве персонального средства памяти оно вряд ли пригодно. Качественное изменение ситуации в данной области может дать использование новых материалов, создаваемых на основе нанотехнологий, которые должны появиться в самом ближайшем будущем. Существуют прогнозы, что в ближайшие годы могут быть созданы миниатюрные устройства памяти очень большой емкости. Так, например, вполне возможно появление устройств памяти объемом порядка 1см3, способных хранить такой объем информации, который сегодня имеет вся Российская государственная библиотека.
Представим себе, что такие устройства уже созданы, запущены в массовое производство и доступны по цене для массового пользователя. Как при этом изменятся возможности человека? Думается, что это будет настоящая революция, на этот раз — в интеллектуальной сфере. Ведь при этом практически каждый сможет иметь оперативный доступ к колоссальному количеству необходимой ему информации. Причем в любое время и в любом месте. Такого в истории развития цивилизации еще никогда не было. Поэтому именно появление сверхкомпактных персональных устройств памяти большой емкости и можно будет считать началом процесса формирования той новой цивилизации, которую сегодня все чаще называют информационной цивилизацией.
Новые средства отображения информации
Хорошо известно, что визуализация информации является исключительно важным атрибутом интеллектуальной деятельности и во многом определяет ее эффективность. Считают, что это связано с активизацией правого полушария головного мозга человека, ответственного за образное мышление и пространственное воображение. Новое решение этой проблемы может быть найдено благодаря появлению и широкому практическому использованию гибких экранов отображения информации, создаваемых на основе новых технологий.
Так, например, еще в 2004 г. в печати появились сообщения о том, что уже созданы принципиально новые средства информатики массового применения, которые представляют собой так называемые гибкие биологические экраны, разработанные совместно специалистами Германии и Великобритании [5]. Эта разработка была отмечена специальной премией ЕЭС в размере 1 млн евро и представляется не только весьма перспективной, но даже революционной. Ведь речь идет о широкомасштабном промышленном производстве экранов для информационной техники самого различного назначения — от мобильных телефонов, фото- и видеокамер до больших экранов коллективного пользования. Эти экраны, создаваемые на основе органических светодиодов, обладают настолько удивительными свойствами, что их широкое промышленное производство может вызвать подлинный переворот во многих сферах социальной практики, связанной с необходимостью использования устройств отображения информации.
Высокая яркость изображения при малом расходе энергии, возможность сворачивания экранов в компактные рулоны, которые можно носить с собой в портфеле, тубусе или же вешать на стены, а самое главное — простота изготовления и сравнительно низкая стоимость — все эти качества позволяют прогнозировать для этих новых средств отображения информации большие перспективы практического использования. Есть даже планы применения этих устройств в качестве энергетически экономичных элементов освещения зданий и помещений. Однако все же самые впечатляющие результаты от использования новых экранов следует ожидать в сфере образования, где наконец-то появятся давно ожидаемые и доступные по стоимости средства отображения информации коллективного и индивидуального пользования.
Системы и технологии виртуальной реальности
Весьма перспективным в ближайшем будущем может стать развитие таких сравнительно новых информационных технологий, как виртуальная реальность. Есть веские основания полагать, что использование этих технологий как метода познания может позволить ученым получать принципиально новые знания о природе и свойствах человеческой психики, а также о процессах мышления и сознания человека, т. е. существенным образом продвинуться в решении тех фундаментальных проблем, над которыми наука работает уже многие годы.
Научная методология информатики и ее значение для развития общества знаний
Информатика как наука сегодня имеет свои собственные методы научного исследования, наиболее популярными из которых являются метод информационного моделирования и метод информационного подхода. Эти методы уже сегодня достаточно широко используются не только в самой информатике, но также и во многих других областях науки, т. е. они уже стали междисциплинарными. Дальнейшее развитие этих методов является сегодня одной из важнейших методологических задач информатики [6].
Не менее важным шагом является и выделение в качестве самостоятельного научного направления биологической информатики как новой научной дисциплины, предметом исследования которой являются информационные процессы в биологических системах. Сегодня становится все более ясным, что влияние информационных процессов на развитие живой природы ранее явно недооценивалось. В последние годы в научной печати появился ряд публикаций об экспериментах, свидетельствующих о том, что здесь мы имеем дело с новыми, еще не изученными явлениями информационного взаимодействия, которое происходит в процессе функционирования и развития объектов живой природы [7]. Можно прогнозировать, что изучение этих явлений методами информатики позволит не только раскрыть новые фундаментальные закономерности реального мира, но и, возможно, использовать их при создании новых средств и комплексов технической информатики, а также принципиально новых искусственных информационных систем.
Практика показала, что использование новых технологий и методов информатики позволяет не только получать принципиально новые фундаментальные знания о природе, человеке и обществе, но также и формировать новую научную Картину Мира, новое научное мировоззрение и новую информационную культуру человека и общества. Следовательно, информатика сегодня должна квалифицироваться как самостоятельная отрасль фундаментальной науки, имеющая такое же значение, как физика, химия, биология, психология и другие фундаментальные науки.
При этом необходимо подчеркнуть, что информатика сочетает в себе как естественно-научные, так и гуманитарные аспекты. Ведь уже сегодня не только ученые, но и общественно-политические деятели регулярно обсуждают проблемы становления общества и экономики, основанных на все более широком использовании знаний, а методы искусственного интеллекта и основанные на них практические разработки находят все большее распространение как в технике и естественных науках, так и в гуманитарных исследованиях.
К сожалению, сегодня можно констатировать, что за последнее десятилетие мы начинаем все больше утрачивать свои преимущества перед США и странами Западной Европы в области использования когнитивного потенциала информатики в науке, образовании и сфере высоких технологий [8]. Это представляется чрезвычайно опасным для будущего России, в том числе для обеспечения ее национальной безопасности и конкурентоспособности на мировом рынке. Именно это и должно стать главной заботой руководства нашей страны, а также всего научно-образовательного сообщества на ближайшие десятилетия.
Литература
1. Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 года. Утверждена Президентом РФ 07.02.2008 г.
2. Колин К. К. Человеческий потенциал и инновационная экономика //Вестник Российской академии естественных наук. 2003. Т. 3. № 4. С. 16 — 22.
3. Тоффлер Э. Революционное богатство. М.: ACT; АСТ Москва: Профиздат, 2008. 569 с.
4. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М., СПб., Н. -Й.: ИЦ «Елима», ИД «Питер», 2006. 1160с.
5. Говард В. Органические дисплеи //В мире науки. 2004. № 5. С. 68 — 73.
6. Колин К. К. Философские и научно-методологические проблемы современной информатики //Открытое образование. 2007. № 3 (62). С. 54 — 59.
7. Судаков К. В. Информационный феномен жизнедеятельности. М.: РМА ПО, 1999. 380с.
8. Колин К. К. Чем ответить на стратегические компьютерные инициативы США? // Национальные интересы. 2006. № 3.
_________________________________________________
Колин Константин Константинович - доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, заслуженный деятель науки РФ
© Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 72-77.