О журнале
Рекомендации
Российская аудитория интернета в 2008 году: проблемы и результаты измерения
Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б.
_____________________________________________
Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник
Введение
К концу 2008 года полугодовая аудитория интернета1 в России превысила 30% взрослого населения страны (16 лет и старше). Это более 35 миллионов россиян, которые составляют наиболее активную часть населения и тем самым определяют возрастающий интерес общества, бизнеса и государства к процессам развития интернета и его использования в различных сферах деятельности — для образования, досуга, коммерческой деятельности, предоставления государственных услуг и т. д.
Возрастающая значимость достоверной и регулярной информации о развитии интернета для органов власти и общества и дороговизна необходимых для ее получения полноценных мониторинговых исследований, обуславливают важную роль государственных статистических служб и международных организаций в статистическом наблюдении за развитием и использованием интернета по согласованным стандартам. На международном уровне есть несколько центров разработки стандартов в области измерения развития информационного общества и его ключевой инфраструктуры — интернета. Основными являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) которой, в частности, разработаны модельные анкеты для населения/домохозяйств и бизнеса по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), определения и рекомендации для измерения электронной коммерции и ИКТ-сектора и т. п. и Международный союз электросвязи (МСЭ), определяющий уровень развития глобальной телекоммуникационной инфраструктуры.
В 2005 году на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества были приняты рекомендации по перечню основных показателей развития информационного общества [2], которые были подготовлены основными международными организациями. В последние годы в связи с реализацией программ eEurope и i2010 большую работу по разработке показателей и налаживанию мониторинга развития информационного общества проделали Европейская Комиссия и Евростат, который начиная с 2002 года накопил большой массив данных по европейским странам, касающихся различных аспектов развития и использования интернета (размер и социально-демографические характеристики аудитории, использование населением, домохозяйствами и бизнесом для осуществления различной деятельности, технические параметры и т. п.). Для проведения мониторинга Евростат использует инструментарий методологически близкий модельным анкетам ОЭСР для измерения использования интернета населением/домохозяйствами и бизнесом.
Россия пока отстает в налаживании государственного статистического наблюдения за развитием интернета. Несколько лучше обстоят дела с мониторингом использования ИКТ и интернета в корпоративном секторе — действующая форма статистического наблюдения № 3-информ на сегодняшний день по целому ряду позиций согласована с модельной анкетой ОЭСР для бизнеса и позволяет получить достаточно большой спектр показателей использования интернета (в частности, для ведения электронной коммерции). Правда, корректные международные сопоставления затрудняют целый ряд методических нестыковок, характерных для сложившейся в России практики статистического наблюдения по этой форме.
Что касается использования интернета населением и домохозяйствами, то здесь ситуация с государственным статистическим наблюдением существенно хуже. В последние годы Росстатом в форму для обследования домохозяйств включены несколько вопросов, касающихся использования ИКТ (например, можно получить данные о доступе к интернету домохозяйств). Опрос населения по использованию ИКТ Росстат не проводит, поэтому основным источником сведений о размерах аудитории интернета и его использовании населением, получаемых социологическими методами, остаются в России независимые социологические службы, ряд из которых наладили регулярное наблюдение. При этом часто можно слышать упреки в адрес этих служб в том, что они дают противоречивые данные о масштабах использования интернета в России.
Основная задача данной статьи — провести сравнение результатов и методологии измерения аудитории интернета в России, осуществляемого различными аналитическими и социологическими организациями и сопоставить их с результатами и методологией соответствующих измерений, проводимых в Европейском Союзе и других странах.
Кроме того, в статье впервые приводятся результаты опроса населения2, проведенного Институтом развития информационного общества (ИРИО) в октябре 2008 года по методологии, согласованной с методологией Евростата и ОЭСР.
Измерение использования интернета российскими социологическими службами
Измерение аудитории интернета
Определение числа и доли пользователей интернета на основе представительных опросов населения является «золотым стандартом» измерения его аудитории. Вместе с тем в использовании этого подхода есть определенные нюансы, которые сказываются на результатах измерения и которые надо учитывать при их рассмотрении. Они связаны с двумя вопросами: кого считать пользователем интернета и кого опрашивать для измерения их числа.
Кого считать пользователем интернета? Фонд «Общественное мнение» (ФОМ)3 считает пользователями интернета так называемую «полугодовую аудиторию интернета» — это люди, которые хотя раз за последние полгода пользовались интернетом. РОМИР4 в публикуемых отчетах дает сведения о размерах аудитории и ее доли в населении России, имея в виду месячную аудиторию, дополнительно давая сведения о недельной и суточной аудитории. ГФК-Русь5 работает с трехмесячной аудиторией. Из опросов Левада-Центра6 можно почерпнуть сведения о доле населения, которая в принципе когда-либо пользовалась интернетом. Именно поэтому предоставляемые различными компаниями сведения о числе пользователей интернета и их доле в населении зачастую заметно расходятся и кажутся противоречивыми без учета того, кто считается в качестве пользователя и какая аудитория рассматривается. На рис. 1—2 приведены сравнительные данные о росте и размерах аудитории интернета различных российских организаций и Евростата, приведенные ИРИО к «единому знаменателю» по аудитории — из этих гистограмм видно, что особых расхождений в данных, предоставляемых российскими компаниями нет, различия остаются в пределах статистической погрешности.
Рис. 1. Динамика месячной аудитории интернета в Росии (данные ФОМ, РОМИР и левада-Центра) и
Европейском Союзе (данные Евростата по 27 странам ЕС), %
Рис. 2. Доля населения, использовавшего интернет в различных местах в России (данные
ФОМ, РОМИР, ГФК-Русь) и в Европейском Союзе (данные Евростата по 27 странам ЕС), %
Какова ситуация с возможностью международных сопоставлений и соответствия международным стандартам? Партнерство по измерению использования ИКТ для развития [2] и ОЭСР рекомендуют пользователями интернета считать годовую аудиторию — тех людей, которые хотя бы раз за последний год использовали интернет — и опрашивать об использовании интернета (за исключением отдельных вопросов) именно эту группу людей. Сложившаяся в Европейском Союзе практика несколько отличается, модельная анкета Евростата позволяет фильтровать и выделять годовую и трехмесячную аудиторию, но большинство вопросов об использовании интернета (частота и места использования, использование интернета для осуществления различных видов деятельности — общения, взаимодействия с органами власти, покупки товаров и т. п.) задаются только трехмесячной аудитории — тем, кто хотя бы раз использовал интернет в течение последних трех месяцев.
Кого опрашивать? При проведении социологических опросов в возрастных характеристиках обследуемой части населения также есть расхождения, как между российскими организациями, так и с принятым ОЭСР и в ЕС подходом. ФОМ и РОМИР опрашивают население в возрасте 18 лет и старше (18+), Левада-Центр и ГФК-Русь — население в возрасте 16+. В подходе ОЭСР рекомендуется опрашивать население в возрасте от 16 до 74 лет включительно, статистическая практика большинства стран ЕС соответствует этим рекомендациям, поэтому большинство доступных для сопоставлений данных ЕС относятся к указанной возрастной группе населения. Указанные расхождения также влияют на результаты измерения — исключение из обследования старших возрастных групп, проявляющих наименьшую активность в использовании современных ИКТ, должно приводить к повышению долевых показателей использования интернета, исключение возрастных групп молодежи — к их уменьшению.
Измерение использования интернета
Следует сказать, что регулярно публикуемые и сопоставимые с рекомендациями ОЭСР данные по таким важным направлениям использования интернета населением как взаимодействие с органами власти, электронная коммерция (покупка и продажа товаров через интернет), получение образования, общение и т. д., остаются недоступны в России. Ряд компаний проводит регулярное изучение потребительского поведения интернет-пользователей, но эти исследования нацелены на коммерческих заказчиков и, как правило, методически не совместимы с данными ЕС и ОЭСР (КОМКОН7 , например, исследует население в возрастной группе от 16 до 55 лет, проживающей в городах с численностью свыше 100 тыс. человек).
В России доступны лишь отдельные (сопоставимые с международными исследованиями) данные, полученные в ходе разовых единовременных исследований, в частности ряд таких исследований на региональном и федеральном уровне провел Институт развития информационного общества (см. [3,4]). В последующих разделах данной статьи представлены некоторые результаты представительного выборочного опроса населения Российской Федерации (выборка 2000 человек взрослого населения в возрасте 16 лет и старше) по вопросам использования ИКТ, проведенного ИРИО в октябре 2008 года. Инструментарий для опроса разрабатывался на базе модельных анкет Евростата и ОЭСР. Для международных сопоставлений показатели использования ИКТ населениям были рассчитаны для возрастной группы 16—74. Результаты исследования позволили получить данные по широкому кругу показателей использования интернета в России, что позволило провести международные сопоставления на основе последних опубликованных Евростатом значений показателей за 2008 год.
Использование интернета в России и Европейском союзе в 2008 году: данные ИРИО и Евростата
Аудитория интернета
На рис. 3 представлены размеры трехмесячной аудитории интернета в России и Европейском Союзе в 2008 году. В эту группу входят наиболее активные пользователи. Видно, что Россия по уровню использования интернета находится на уровне наиболее «отсталых» по этому показателю стран ЕС — Болгарии и Румынии, несколько превосходя последнюю. При этом трехмесячная аудитория интернета в среднем по ЕС почти в два раза выше, чем в России (отметим, что в среднем по 15 «старым» членам ЕС значение этого показателя еще выше и достигает 66%), а в странах-лидерах ЕС, — почти в три раза выше, приближаясь к значениям в 90%.
Источники: ИРИО, октябрь 2008 г.; Евростат, 2008 г.
Рис. 3. Доля населения в возрасте от 16 до 74 лет, хотя бы раз использовавшего
интернет в течение последних трех месяцев перед опросом в России и Европейском Союзе
(страны с лучшими и худшими показателями в ЕС), %
Полученные данные позволяют отметить еще одну особенность аудитории интернета в России (см. рис 4) — пользователи в нашей стране гораздо менее интенсивно используют интернет, что характерно для стран, находящихся на более ранних стадиях развития интернета. Во многих развитых стран интернет стал неотъемлемой часть повседневной жизни большинства граждан. В ЕС те, кто используют интернет не реже раза в неделю, составляют подавляющее большинство пользователей. Доля в населении наиболее активной части пользователей — тех, кто использует интернет каждый или почти каждый день, — в России в 2,5 раза меньше, чем в ЕС, тогда как общая доля пользователей отличается меньше, чем в два раза.
Источники: ИРИО, октябрь 2008 г.; Евростат, 2008 г.
Рис. 4. Доля населения в возрасте от 16 до 74 лет, использовавшего интернет с определенной частотой в России и Европейском Союзе (страны с лучшими и худшими показателями в ЕС), %
Использование интернета для взаимодействия с органами власти
Существует целый ряд каналов взаимодействия органов власти с обществом на основе ИКТ — телефон, факс, мобильная связь, интернет. Но именно появление интернета и Всемирной мировой паутины, наряду с новыми представлениями о государственном управлении, привели к разработке и реализации концепции «электронного правительства», ориентированной на использование сетевых технологий для информирования о деятельности органов власти и предоставления государственных услуг населению и бизнесу в электронном виде. В России в последние годы приняты ряд политических документов по внедрению технологий электронного правительства в деятельность федеральных и региональных органов власти, однако мониторинг использования услуг электронного правительства населением на государственном уровне пока не налажен.
На рис. 5 приведены полученные ИРИО данные о доле населения, использующего интернет для осуществления различных форм взаимодействия с органами власти. Из полученных данных видно, что доля населения, использующего такие взаимодействия в России в 3—4 раза меньше, чем в странах ЕС.
Источники: ИРИО, октябрь 2008 г.; Евростат, 2008 г.
Рис. 5. Доля населения в возрасте от 16 до 74 лет, использовавшего интернет для
взаимодействия с органами власти в России и европейском Союзе, %
Безусловно, указанное отставание связано с более низкими показателями использования интернета в России. Но то, что оно не сводится только к этой причине, демонстрируют данные о доле трехмесячной аудитории интернета, использующей указанные услуги (рис. 6). Пользователи интернета в России существенно уступают в активности использования услуг электронного правительства пользователям ЕС, отставая в 2,5—3 раза от стран-лидеров по этому показателю (в число которых, отметим, входит Эстония).
Рис. 6. Доля пользователей интернета (трехмесячная аудитория), использовавших
интернет для взаимодействия в органами власти в России и Европейском Союзе
(страны с лучшими и худшими показателями в ЕС) , %
Не последнюю роль в указанном отставании играет недостаточное развитие услуг электронного правительства, предоставляемых федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в России. Только для некоторых услуг обеспечено так называемое «информационное присутствие», то есть публикация на официальных веб-сайтах сведений о процедуре получения услуги, еще по меньшему числу услуг предоставляется возможность скачать и заполнить электронный официальный бланк. При этом по данным Росстата 90% органов местного самоуправления в 2007 году вообще не имели веб-сайтов, т. е. не могли предоставлять через интернет не только услуги, но и элементарные сведения о своей деятельности.
Цели использования интернета
Наиболее часто пользователи в России используют интернет для общения (посредством электронной почты, чатов, программ мгновенного обмена сообщениями, другими инструментами), поиска информации о товарах и услугах, развлечений (игры, прослушивание или скачивание музыки). На рис. 7 представлены характерные данные об использовании интернета для различных целей пользователями России и ЕС.
Рис. 7. Доля пользователей интернета (трехмесячная аудитория) в России и Европейском
Союзе (страны с лучшими и худшими показателями в ЕС), использующих интернет в различных целях, %
Единственный вид использования интернета, в котором пользователи России превосходят пользователей ЕС, является скачивание программного обеспечения. Характерно существенное отставание российских пользователей в использовании интернет-банкинга — всего 8,4% трехмесячной аудитории (и 2,4% населения) используют интернет для проведения банковских операций, соответствующая доля пользователей ЕС больше в 5,6 раза. Указанное обстоятельство объясняется двумя основными причинами — недостаточным предложением со стороны банков России услуг по управлению своими счетами для частных лиц (например, крупнейший держатель вкладов населения Сбербанк такой возможности не предоставляет) и недоверием к электронным финансовым операциям.
Выводы
Российские социологические и маркетинговые компании в целом дают совпадающие оценки размера аудитории интернета и динамики ее изменения, а имеющиеся расхождения по большей части лежат в пределах статистической погрешности. Вместе с тем, в методологиях измерения, принятых различными организациями, есть разнобой, приводящий к расхождениям в публикуемых данных, которые неподготовленной аудиторией воспринимаются как противоречия.
Ни одна из российских компаний, ни Росстат, не публикуют данные о размерах аудитории интернета и его использовании, методически полностью совместимыми с международными стандартами, позволяющим проводить корректные международные сопоставления (например, со странами ЕС).
Регулярно публикуемые и сопоставимые с рекомендациями ОЭСР данные по таким важным направлениям использования интернета населением как взаимодействие с органами власти, электронная коммерция (покупка и продажа товаров через интернет), получение образования, общение и т. д., остаются недоступны в России. Ряд компаний проводит изучение потребительского поведения пользователей, но эти исследования нацелены на коммерческих заказчиков и, как правило, методически несовместимы с данными ЕС и ОЭСР.
По данным ИРИО трехмесячная аудитория интернета в России в 2008 году составляет более 32% взрослого населения, что соответствует показателям самых «отсталых» стран ЕС (Болгарии и Румынию). У европейских лидеров она в разы больше. В Швеции, например, трехмесячная аудитория интернета по данным Евростата составляла в 2008 году 88%. Имеющиеся данные по использованию в стране других ИКТ позволяют сделать вывод, что развитие и использование интернета — одна из зон отставания в продвижении России к информационному обществу. В то же время, по числу абонентов сотовой связи на 100 человек населения Россия в 2007 году опережала средние показатели ЕС. По доле домохозяйств, имеющих компьютер, в России ситуации лучше, чем в некоторых восточноевропейских странах ЕС, а показатели богатых регионов-лидеров (Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО) приближаются или превосходят средние показатели ЕС.
Отставание российской аудитории интернета в использовании высокотехнологичных услуг (услуг электронного правительства, интернет-банкинга и др.) во многом сдерживается юридической неурегулированностью и, вследствие этого, недостаточным предложением со стороны государства и бизнеса таких услуг (см. [5]). Существенное расширение предоставления в электронной форме государственных услуг, услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры, позволит существенно расширить аудиторию интернета в России и ликвидировать отставание от европейских стран по ряду важных направлений развития информационного общества.
Для обеспечения органов власти и общественности регулярной информацией о развитии интернета и его использовании населением, необходимо существенное реформирование сложившейся в России статистической и социологической практики. В частности, целесообразно выделить вопросы использования ИКТ из проводимого Росстатом обследования бюджетов домохозяйств в самостоятельное исследование использования ИКТ населением и домохозяйствами, методологию и инструментарий которого необходимо согласовать с международными рекомендациями и статистической практикой развитых стран. Такая работа может проводиться в режиме аутсорсинга, благо в России сформировался рынок услуг в области социологических и маркетинговых исследований. Пока эта работа не налажена, остается лишь обратиться с призывом к российским компаниям, работающим в этом направлении, учитывать при публикации своих данных описанные международные стандарты и обнародовать хотя бы часть согласованных с ними ключевых показателей.
Сноски
1 Существуют многочисленные трактовки понятия «интернет» — как ограничивающиеся передачей данных, так и включающих в себя Всемирную паутину (World Wide Web). В данной статье мы придерживаемся определения интернета как глобальной информационной системы, которая логически связана посредством глобального адресного пространства, основанного на использовании набора (стека) протоколов, включающего интернет-протокол (Internet protocol, IP) и протокол передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) или их расширений/модернизаций (см. [1]).
2 Полевые исследования по заказу ИРИО проводились Фондом «Общественное мнение».
Литература
1.Кан Р. Архитектура цифровых объектов // Электронные библиотеки. - 2005. - Том 8. - Вып. 1. [http;//www/elbib.ru/content/journal/2005/200501/Kan/kan01.ru.html]
2. Партнерство по измерению использования ИКТ для развития. [http://www/itu.int/ITU-D/ict/partnership/]
3. Шапошник С.Б., Хохлов Ю,Е. Мониторинг движения Москвы к информационному обществу: характеристика подхода и первые результаты// Информационное общество. - 2004. - № 3-4. С. 4-10.
4. Цапенко И.П. , шапошник С.Б. Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве // Информационное общество. - 2006. - № 2-3. С. 12-27.
5. Хохлов Ю.Е. Стимулы и барьеры на пути развития информационного общества в России // Инофрмационное общество. - 2008. № 1-2, С. 37-46.
____________________________________________________________________
Хохлов Юрий Евгеньевич - председатель Совета директоров Института развития информационного общества, академик Российской инженерной академии, кандидат физико-математических наук
Шапошник Сергей Борисович - руководитель Дирекции по мониторингу развития информационного общества Института развития информационного общества
© Информационное общество, 2008, вып. 3-4, с. 9-18.