О журнале
Рекомендации
Документационное обеспечение технологии стратегического управления социально-экономическим развитием региона
Медведев Б.Г., Медведев Г.Б.
_____________________________________________
Б.Г. Медведев, Г.Б. Медведев
Основой социально-экономического развития является взаимодействие людей в процессе производства, потребления и распределения товаров и услуг, человеческих культурных и духовных взаимоотношений.
Любая человеческая деятельность всегда связана с планированием того, что необходимо сделать. Это определяется принципиальным свойством деятельности человека — действовать ради лучшего будущего, вырабатывать стратегию развития.
Напомним некоторые основные свойства процессов планирования и управления социально-экономическим развитием региона, которые были рассмотрены в нашей работе «Факторы, определяющие создание информационно-аналитических технологий стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города (региона)» [1].
Планы разрабатываются с опережением событий и должны охватывать длительный период времени, распространяются на социально-экономические системы большой размерности и сталкиваются с постоянным изменением социально-экономических событий. Необходимо обеспечивать устойчивое развитие всей совокупности процессов человеческой деятельности с изменяющимися значениями параметров и иметь оценки долгосрочных последствий принимаемых решений, стратегию развития.
Планирование представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию решений, привязанных ко времени и относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел, и превращается в процесс последовательной и постоянной корректировки планов. Адаптация является ключевой проблемой планирования, хотя и не является его основной целью.
Основная цель планирования — реализованное событие — достигается периодически как результат процесса планирования и управления реализацией планов, который осуществляется процессами взаимодействия функционально-тематических блоков и рынков в процессах производства, распределения, потребления.
Технология разработки планов и управления социально-экономическим развитием региона должна быть способна на непрерывное приспособление к изменяющимся условиям.
Технология планирования и управления должна быть заложена в организационную структуру аппарата государственного управления региона. Постоянное совершенствование технологии планирования и управления социально-экономическим развитием региона является одним из важнейших факторов устойчивого экономического роста и развития, определяет эффективную реализацию стратегии, принятую Президентом России и направленную на повышение благосостояния и духовности народа.
Любое управленческое решение должно быть обязательно представлено оформленным документом. В нашу задачу не входит анализ полной спецификации управленческих документов. К ним, в частности, относятся такие формы управленческих документов, как планы, постановления, распоряжения, аналитические записки, поручения и т. д. Из этого следует, что технология управления — это регламент и методы разработки управленческих документов, привязанные к организационно-штатной структуре.
Планирование социально-экономического развития (СЭР) рассматривается как единый интегрированный процесс выполнения следующих функций:
1) установление целей СЭР, способов и средств достижения целей СЭР;
2) определение путей применения и использования способов и создание или приобретение средств для достижения целей;
3) распределение факторов развития — материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для создания или приобретения способов и средств достижения целей.
Установление целей, способов их достижения и необходимых для этого средств составляет область стратегического планирования.
Определение путей и сроков создания способов и средств, потребности которых устанавливались стратегическими планами, т. е. производства и поставки «продукции», необходимой для реализации стратегических планов, составляет область разработки среднесрочных программ.
Определение потребностей в исходных ресурсах — финансовых, трудовых, материальных, а в ряде случаев возможно привлечение и некоторых других ресурсов, — необходимых для получения соответствующей «продукции», и их распределение на ближайший год составляет сферу разработки годовых планов и бюджета.
Для разработки стратегического плана СЭР необходимо произвести оценку предполагаемой стратегической общественно-политической обстановки в рассматриваемый период, рассмотреть концепции социального развития и особенности финансово-экономического положения страны и региона с тем, чтобы представить ограничения при формировании целей СЭР рассматриваемого периода.
В работе [1] предложена совокупность (регистр) целевых ориентиров, показателей и индикаторов, которая содержит практически полный их набор. Поэтому процесс установления целей должен включать просмотр всей совокупности целевых ориентиров и показателей, задание их числовых или качественных значений, выбор регуляторов и определение границ и эффективности их применимости, задание временного интервала, задание внешних ограничений, задание развертки значений всех вышеперечисленных параметров на определенном временном интервале.
Способы их достижения включают новые средства научно-технического прогресса и технологии, совершенствование управления и образования, общественно-политические, а также законодательные, экономические, социально-психологические мероприятия, строительство и т. п.
Условием достижения целевых ориентиров является расчет сбалансированного количества необходимых материальных, трудовых, финансовых ресурсов для долгосрочного периода и распределение их по среднесрочным и годовым программам.
Стратегия развития — генеральная программа СЭР региона — должна содержать все многообразие параметров и, по нашему мнению, состоит из следующего набора основных документов:
- стратегическое видение (СВ), политическая концепция (миссия) генеральной программы СЭР;
- долгосрочное стратегическое исследование (ДСИ) (стратегическое планирование и исследование);
- аналитическая оценка (АО) текущего состояния СЭР региона (на основе Регистра целевых ориентиров и индикаторов показателей) и его места в государстве;
- среднесрочная программа (СП) СЭР региона с разбивкой по годам;
- управление СЭР региона (реализацией генеральной программы).
Стратегическое видение (политическая концепция, миссия генеральной программы СЭР) должна содержать официально сформулированные общегосударственные и региональные долгосрочные цели (методы, средства), направления социально-экономического развития.
Аналитическая оценка текущего состояния СЭР региона должна содержать следующее:
- оценку всех показателей из регистров потребностей и целевых ориентиров (показателей и регуляторов);
- распределение факторов развития по социально-производственным системам, отраслям, секторам экономики;
- сводный баланс факторов развития;
- оценку существующих способов и эффективности использования факторов развития социально-производственными системами.
Долгосрочное стратегическое исследование (15 лет и более) должно представить:
- оценки предполагаемой стратегической обстановки, варианты стратегий, применимых к этой обстановке;
- структуризацию общих положений (размышлений) из СВ в терминах регистров целевых ориентиров, потребностей, показателей, регуляторов;
- формирование стратегического плана;
- распределение по 5-летним периодам задач 15-20-летнего периода;
- формулирование сценарных условий, содержащих оценку предполагаемой стратегической обстановки, возможные пути совершенствования применения способов и средств, повышающих эффективность использования факторов развития для социально-производственных систем, отраслей и секторов экономики региона;
- расчет факторов развития для выбранных вариантов сценарных условий, а также проведение балансировки факторов в целом по региону (по функционально-тематическим блокам, по показателям, по социально-производственным системам, по отраслям и секторам экономики и т. д.);
- разработку трех вариантов: - оптимистического, - пессимистического, - разумно возможного (оптимального);
- расчет конкретных значений показателей, потребностей, регуляторов по пятилетним периодам реализации стратегического плана.
Среднесрочная программа региона (СП СЭР), которая должна быть сформирована на основе ДСИ, содержит распределение на годовые программы для социально-производственных систем, отраслей и секторов экономики региона. При этом должна быть предусмотрена реализация конкретных значений показателей, заданных стратегическим планом, а также методика и расчет конкретных значений показателей СЭР для каждого года. Обязательно должна быть обеспечена взаимоувязка с региональными целевыми программами и годовым бюджетом.
Документ «Управление СЭР региона», являющийся реализацией генеральной программы, содержит описание организационно-методологического и информационно-аналитического обеспечения технологии управления функционированием всех органов государственной власти региона в процессе разработки всех видов документов, составляющих генеральную программу СЭР и технологию управления реализацией генеральной программы.
В документе содержатся описания и порядок применения необходимых информационно-аналитических, экспертно-аналитических и технологических механизмов, которые должны обеспечить:
- разработку системы кодификации программ всех уровней, элементов и пунктов программ с соответствующими им документами;
- мониторинг исполнения задач, содержащихся в программах всех уровней;
- мониторинг выполнения всей совокупности регламентов, обеспечивающих формирование всех документов в программах различных уровней;
- непрерывность процесса планирования для программ всех уровней и преемственность программ;
- механизм оценки отклонений (рассогласований) и степени их влияния на реализацию всех составляющих генеральной программы СЭР;
- регулярное получение оценок эффективности управления (эффективности реализации элементов программ и программ в целом);
- методологию и механизм формирования предложений по устранению рассогласований и корректировке документов программ разного уровня;
- технологический механизм и формирование предложений по мотивации исполнителей и участников генеральной программы СЭР;
- определение места, задач и координации взаимодействия участников СЭР региона на всех этапах формирования и реализации генеральной программы;
- контроль получения главными распорядителями бюджетных средств для реализации программ в заданных объемах и в планируемые сроки;
- оценку результатов реализации распорядительных документов Правительства РФ и администрации региона;
- организацию и координацию функционирования экспертно-аналитических групп, представляющих всех участников СЭР (представительство репрезентативных групп формируется в соответствие с принятой экономической моделью, т. е. для домашних хозяйств всех страт населения и фирм, включающих все формы государственного и частного предпринимательства и бизнеса);
- формирование базы данных по анализу и принятию решений для всех элементов планирования и управления СЭР;
- выработку рекомендаций по совершенствованию планирования и управления СЭР региона.
Документационное обеспечение технологии стратегического управления СЭР региона является основой для создания информационно-технологической системы организационно-методологического обеспечения планирования и управления, которая входит в состав комплексной информационно-аналитической системы стратегического планирования и управления СЭР региона.
Создание информационно-аналитических технологий планирования и управления способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медведев Б. Г., Медведев Г. Б. Факторы, определяющие создание информационно-аналитических технологий стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города (региона) // Информационное общество. — 2007. — № 1–2.
_____________________________________________________
Медведев Борис Георгиевич - директор НИИ информационных технологий Правительства Москвы
Медведев Георгий Борисович - научный сотрудник НИИ информационных технологий Правительства Москвы, аспирант Института региональных экономических исследований (ИРЭИ), магистр менеджмента
© Информационное общество, 2008, вып. 3-4, с.128-131.