О журнале
Рекомендации
О стратегии развития информационного общества в России
Рейман Л.Д.
_____________________________________
Л.Д. Рейман
Выступление на заседании Совета безопасности Российской Федерации. 25 июля 2007 года, Кремль.
Технологии изменили мир. Появление телефона, телевидения, компьютеров качественно поменяло жизнь всего человечества.
При этом информационные технологии продолжают стремительно развиваться и все больше определяют лицо современной цивилизации. Сегодня можно c уверенностью утверждать, что практически никто не остается в стороне от происходящих перемен. Нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая бы не претерпела значительных изменений в результате массового внедрения информационных и телекоммуникационных технологий.
Те страны, которые научились определять вектор развития информационных технологий, использовать новые возможности их применения, сегодня являются лидерами на глобальном экономическом и политическом пространстве.
Стратегия развития информационного общества, которая сегодня рассматривается, — не что иное, как ответ России на новые вызовы, связанные c развитием постиндустриальной информационной инфраструктуры. Это документ, который устанавливает для всех нас стратегические ориентиры развития России до 2015 года. России, которая выбрала для себя путь инновационного развития и технологического лидерства.
Мы долго шли к этому результату. Может, даже неоправданно долго. Начиная c 2000 года, когда Россия подписала Окинавскую хартию информационного общества, было проведено много встреч, совещаний и согласительных процедур. И только благодаря прямой поддержке Совета безопасности нам удалось сдвинуть этот процесс c мертвой точки.
Далеко не все понимают важность и приоритетность этих задач. Мы сталкиваемся c этим каждый год при обосновании мер государственной поддержки развития инфраструктуры и решения проблем цифрового неравенства. И сегодня при уже сформированном трехлетнем бюджете нам опять придется предпринимать неординарные усилия для поиска финансирования на реализацию Стратегии.
Рассматриваемая сегодня Стратегия имеет особое значение для консолидации усилий на обеспечении технологического лидерства нашей страны.
Сегодня очевидно, что существует прямая взаимосвязь между темпами экономического развития, качеством жизни населения и масштабом применения в обществе информационных технологий.
Уровень информационного и технологического развития сегодня стал одним из решающих факторов обеспечения конкурентоспособности страны на глобальном рынке. Природные ресурсы и индустриальная экономика сами по себе уже не могут обеспечить устойчивое развитие государства.
Конкуренцию сегодня выигрывают те страны, которые способны организовать постоянное воспроизводство интеллектуальной продукции, новых технологий, знаний и инноваций. При этом необходимым условием для развития человеческого капитала и инноваций является доступ граждан к современным информационным технологиям.
Сегодня России приходится дорого платить за технологическое отставание. Поэтому переход к постиндустриальному развитию является не только экономическим, но и ключевым политическим вопросом безопасности России и ее самосохранения как суверенного государства.
Достойным ответом России на вызовы постиндустриальной эпохи является ускоренное и целенаправленное развитие в стране информационного общества. И здесь надо признаться: мы вынуждены догонять те страны, которые значительно раньше нас сделали ставку на развитие информационных технологий.
Сегодня, как вы знаете, мировая отрасль информационных и телекоммуникационных технологий — одна из самых быстрорастущих отраслей мировой экономики.
Ее объем уже в прошлом году превысил 2 трлн долларов США. При этом темпы развития данной отрасли превышают темпы развития таких традиционных отраслей индустриальной экономики, как тяжелое машиностроение, нефтедобыча, производство стали. Именно информационный сектор сам по себе стал локомотивом экономического развития многих стран. Такие страны, как Корея, Китай, Индия, Израиль, за счет поддержки и стимулирования производства в сфере ИКТ смогли совершить качественный прорыв в своем развитии.
Широкое внедрение ИКТ во всех отраслях экономики позволило этим странам добиться значительного снижения издержек при одновременном росте производительности труда. Развитие электронного бизнеса позволяет предприятиям оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
Обеспечение широкого распространения ИКТ дало возможность значительно улучшить качество образования и медицинской помощи, создать дополнительные возможности для развития человеческого капитала. Информационные технологии широко используются для повышения эффективности государственного управления и качества предоставляемых государственных услуг.
Нам в этом направлении предстоит сделать еще очень многое.
Российский рынок информационных технологий и услуг развивается темпами, значительно превышающими среднемировые.
В течение последних нескольких лет темпы роста отрасли были зафиксированы на уровне 20 процентов. При этом самым быстрорастущим стал сектор производства и внедрения программного обеспечения. Сложившаяся динамика отражает темпы внедрения информационных технологий в социально-экономическую сферу и государственное управление.
Количество пользователей интернета в прошлом году достигло 25 миллионов человек и растет очень высокими темпами. Сегодня уже более 25 процентов семей в России имеют компьютер. Количество абонентов мобильной связи за прошедший год увеличилось почти на 30 млн пользователей и в настоящее время составляет более 75 процентов населения.
Для обеспечения «шаговой доступности» услуг телефонной связи и интернета для граждан реализуется программа внедрения универсального обслуживания. На сегодняшний день установлено порядка 30 тысяч таксофонов и около 20 тысяч пунктов коллективного доступа к сети Интернет. До конца 2009 года без телефонной связи не останется ни один населенный пункт Российской Федерации.
Одновременно реализуются масштабные национальные программы внедрения ИКТ в образование, государственное управление и культуру.
Вместе c тем, несмотря на высокие темпы, по основным показателям развития информационного общества Россия все еще отстает от стран — лидеров. Данное положение не соответствует интеллектуально-кадровому и научно-техническому потенциалу нашей страны.
Безусловно, невозможно сразу преодолеть накопленное за многие годы отставание. Однако набранные темпы развития позволят нам не только преодолеть этот разрыв, но и сделать это в достаточно сжатые сроки.
За последнее время был принят целый ряд важнейших решений, направленных на обеспечение инновационного и информационного развития нашей страны. Так, в этом году началась реализация программы строительства технопарков в сфере высоких технологий, c сентября прошлого года все школы подключаются к сети Интернет по цифровым каналам, реализуется целый ряд проектов в области электронного правительства.
Вместе c тем ускорение развития информационного общества в России невозможно без целенаправленных совместных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо мобилизовать интеллектуальные и финансовые ресурсы на решение этой задачи.
Разработка стратегии связана c необходимостью определения приоритетов государственной поддержки ключевых направлений развития информационного общества.
Принятие стратегии позволит обеспечить взаимную увязку реализуемых в настоящее время программ и проектов в этой сфере. Недавно этот вопрос подробно рассматривался на правительственной комиссии по промышленной политике. Было признано необходимым создание единой системы координации деятельности органов государственной власти по внедрению ИКТ во все сферы общественной жизни. И, c нашей точки зрения, именно Стратегия станет ключевым элементов эффективного управления в этой сфере.
Стратегия — это политический документ. В дальнейшем она станет основой для подготовки и уточнения отдельных концепций, программ и законодательной базы. В целях реализации Стратегии предполагается сформировать единый план действий и определить перечень первоочередных мероприятий.
Более подробно остановлюсь на основных направлениях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Одним из основных направлений развития информационного общества должно стать обеспечение доступности для граждан информации и инфокоммуникационных услуг. Это невозможно без наличия современной и доступной для населения телекоммуникационной инфраструктуры.
Сложность решения этой задачи связана c существующей большой неравномерностью развития телекоммуникаций в регионах России, а также значительным износом отдельных систем и сетей связи, находящихся в ведении государства. Прежде всего речь идет о сети телерадиовещения, сети спутниковой связи и системе правительственной связи.
Одним из ключевых направлений реализации Стратегии должно стать обеспечение равных возможностей для получения населением базовых услуг связи, в том числе за счет продолжения реализации программы универсального обслуживания. При этом уже начиная c 2010 года необходимо расширить состав универсальной услуги, предусмотрев массовую телефонизацию домохозяйств.
Одновременно необходимо обеспечить развитие цифровой инфраструктуры широкополосного доступа населения к сети Интернет на всей территории Российской Федерации.
В ближайшее время необходимо начать масштабную программу модернизации российской сети телерадиовещания. Это позволит гарантировать прием социального пакета телепрограмм на всей территории, прежде всего в сельской местности и удаленных районах.
Также в среднесрочной перспективе необходимо создать условия для применения современных радиоэлектронных технологий за счет конверсии радиочастотного спектра и высвобождения необходимых для этого частот.
Требуется также обеспечить дальнейшее развитие группировки гражданских спутников связи и вещания для предоставления c их помощью услуг связи в труднодоступных районах и эффективного резервирования распространения телепрограмм на территории страны.
Не менее важным остается вопрос доступности тарифов на основные виды услуг для широких слоев населения. В этих целях мы должны обеспечить развитие здоровой конкуренции между телекоммуникационными компаниями.
Нельзя забывать также и о формировании единого информационного пространства, в том числе для решения задач межведомственного информационного взаимодействия, обеспечения национальной безопасности и охраны правопорядка.
К 2010 году мы должны обеспечить 100-процентный уровень доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг, а также в три раза увеличить количество пользователей услуг широкополосного доступа к сети Интернет.
Важнейшей задачей в области построения информационного общества является стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере.
Здесь хотелось бы остановиться на нескольких ключевых моментах.
Первое. От внедрения информационных систем на уровне отдельных ведомств необходимо перейти к предоставлению государственных услуг c использованием сети Интернет. И здесь важнейшую роль играет федеральная целевая программа «Электронная Россия».
На первом этапе программа стимулировала процессы ведомственной информатизации. И здесь мы добились положительных результатов. Вместе c тем в настоящее время этот подход оказался бы слишком узким. В связи c этим в 2006 году программа была модернизирована и направлена на решение задач повышения качества государственных услуг.
Это позволит населению получить реальную отдачу от расходования бюджетных средств, выделяемых на использование ИКТ в органах власти. Одновременно надо создать единую инфраструктуру электронного межведомственного защищенного документооборота. Работы в этом направлении ведутся, но мы сталкиваемся c постоянным сопротивлением целого ряда ведомств, не желающих интегрироваться в общую инфраструктуру.
Необходимо и дальше поддерживать существующие темпы развития электронной коммерции и электронного бизнеса, в том числе за счет развития электронных государственных закупок и внедрения систем электронных платежей. Надо создать такие условия, чтобы российский бизнес мог эффективно использовать последние достижения для повышения своей конкурентоспособности.
Одновременно необходимо обеспечить внедрение в процессы обучения в школах создаваемых в настоящее время электронных образовательных ресурсов. Их использование должно значительно улучшить качество образования и обеспечить равные условия обучения на территории всей страны.
Развитие информационного общества в нашей стране должно сопровождаться сохранением и приумножением культурного наследия. Важнейшая роль в этой работе принадлежит библиотеке имени первого Президента Российской Федерации как центральному звену единой информационно-библиотечной сети.
В рамках реализации этого масштабного проекта необходимо обеспечить доступность библиотечных фондов для широких слоев населения на основе применения современных информационных технологий. Предстоит большая работа по переводу в цифровой формат документов, имеющих культурную ценность, формированию электронных библиотек и развитию интернет-ресурсов в области культуры. Отдельного внимания требуют вопросы развития русскоязычных ресурсов и использованию русского языка как языка межнационального общения в информационном мире.
В сфере науки важной задачей является объединение в единую информационную сеть всех высших учебных заведений и ведущих научных центров для организации обмена результатами научных исследований. Важной составляющей такой научной сети должно стать формирование распределенной системы обработки вычислений, которая может использоваться для моделирования сложных процессов и задач. Фактически это является необходимым условием для успешной реализации в России программы развития нанотехнологий.
Кроме того, необходимо обеспечить создание комплексной системы мониторинга здоровья наших граждан на основе внедрения современных диагностических средств, автоматизации учета данных истории болезни и создания «электронного паспорта здоровья гражданина». Для повышения качества предоставляемой медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных и труднодоступных местах, предлагается обеспечить внедрение методов телемедицины.
Одновременно необходимо также реализовать в полном объеме единую службу обработки вызовов, связанных c чрезвычайными ситуациями, по единому номеру «112». Это позволит существенно сократить потери и повысить оперативность реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации.
Все эти программы и проекты должны реализовываться силами преимущественно российских компаний.
В связи c этим необходимо уделять отдельное внимание формированию инфраструктуры поддержки их деятельности и повышению их конкурентоспособности.
Мы считаем, что успешное развитие российских компаний должно базироваться на уникальных технологиях собственного производства. Этого невозможно добиться без создания собственной научной базы и прямой государственной поддержки перспективных исследований.
Для определения приоритетов этой поддержки нами подготовлен прогноз перспективного развития информационных технологий c учетом имеющегося у России интеллектуального потенциала в этой области. По мнению ведущих экспертов, развитие именно этих технологий позволит России создавать продукты, которые будут конкурентоспособны на мировом рынке в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В то же время для этого потребуется обеспечить тесную координацию всех исследований и разработок, ведущихся в этой сфере.
Превратить результаты исследований в готовую продукцию призваны создаваемые в рамках технопарков бизнес-инкубаторы, обеспечивающие поддержку становления компаний на самых первых этапах их развития. Создаваемая система венчурного финансирования должна обеспечить доступ предприятий к финансовым ресурсам и необходимую поддержку вывода их на рынок. Работа в этом направлении шла для нас очень тяжело и часто вязла в долгих межведомственных согласованиях. В настоящий момент можно c уверенностью говорить, что основные проблемы нам удалось преодолеть.
Создаваемые технопарки должны обеспечить инфраструктурную поддержку и создать необходимые условия для развития высокотехнологичных предприятий. Отдельной задачей государства является продвижение и защита интересов российских компаний за рубежом. В целях продвижения высокотехнологичной продукции на международный рынок должна быть разработана специальная программа и обеспечена координация на межгосударственном уровне.
Сегодня Россия обладает всеми возможностями для наращивания экспорта высокотехнологичной продукции, прежде всего в сфере ИКТ и информационных услуг.
Уже в ближайшее время одним из серьезных барьеров на этом пути развития отрасли может стать острая нехватка квалифицированных кадров. В этих целях целесообразно увеличить квоту набора на ИТ-специальности и уделить особое внимание вопросам развития отраслевых технологических вузов.
Построение информационного общества возможно только за счет объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества и организации планомерной, систематической и целенаправленной работы.
Единственным эффективным способом решения этой задачи является политическая поддержка данного процесса на самом высоком уровне. В связи c этим считаем необходимым организовать специальную комиссию в структуре Совета по науке и технологиям при Президенте Российской Федерации. При этом все основные вопросы, связанные c формированием и развитием информационного общества в России, должны проходить обсуждение в рамках деятельности данного органа.
Представляется необходимым организовать мониторинг за ходом реализации Стратегии и подготовку соответствующих рекомендаций по ее дальнейшей реализации на систематической регулярной основе. На ежегодной основе Президенту Российской Федерации должен представляться национальный доклад о развитии информационного общества.
В заключение хочу остановиться на двух общих показателях, наглядно характеризующих ожидаемые результаты реализации стратегии.
К 2015 году Россия должна войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества. (Напомню, что сегодня Россия занимает 52-е место в международных рейтингах.) А по показателю доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для граждан и организаций — войти в десятку стран-лидеров.
Реализация рассматриваемой стратегии приведет не только к изменению места России в международных рейтингах. Глобальным результатом станет реальное повышение качества жизни населения, формирование открытого общества и создание условий для дальнейшего развития демократических процессов в нашей стране.
_____________________________________________________
Рейман Леонид Дододжонович - министр информационных технологий и связи Российской Федерации
© Информационное общество, 2008, вып. 1-2, с. 14-19.