О журнале
Рекомендации
Дорожная карта развития информационного общества в России
Лучинкин М.Ю.
________________________________
М.Ю. Лучинкин
7 февраля 2008 года Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации до 2015 года [1]. Стратегия фактически стала ответом России на новые вызовы времени и охватывает все основные направления информационного развития государства: от духовного развития до технологической модернизации экономики. 17 июля 2008 года состоялось заседание президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу реализации Стратегии и первоочередных мер, направленных на развитие в России информационного общества.
Новый центр глобальной конкуренции
Прошлый век можно охарактеризовать структурной перестройкой мировой хозяйственной системы, в рамках которой начался постепенный переход от индустриальной к интеллектуальной основе социально-экономического развития стран. Сегодня в этот процесс вовлечены практически все развитые страны, число которых постоянно увеличивается. При этом, несмотря на то что природные богатства по-прежнему играют ключевую роль в развитии государств, центр конкуренции на глобальном рынке все больше смещается в сторону борьбы за интеллектуальные ресурсы. И те страны, которые научились определять вектор развития информационно-коммуникационных технологий, использовать новые возможности их применения, сегодня являются лидерами в глобальном экономическом и политическом пространстве.
В 2000 году была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества [2]. В ней международное сообщество определило пути развития глобального информационного общества и сотрудничества всех заинтересованных стран. Безусловно, наша страна не могла, да и не должна была оставаться в стороне от процессов формирования глобального информационного общества. Именно после подписания Окинавской Хартии в России началась разработка собственной Стратегии развития информационного общества.
7 февраля 2008 года Президент Российской Федерации В. В. Путин утвердил Стратегию развития информационного общества. В качестве приоритетных направлений ее реализации были определены: формирование современной инфокоммуникационной инфраструктуры, повышение качества образования, медицинского обслуживания, развитие системы социальной защиты населения на основе использования ИКТ, развитие инновационной экономики в Российской Федерации, создание «электронного правительства», развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ, сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации.
Сырьевая основа развития инноваций
Вместе c тем, несмотря на активную международную позицию России по вопросам развития информационного общества, источником экономического развития страны по-прежнему оставались природные ресурсы, что немудрено. За последние семь лет цена российского «черного золота» возросла в 4 раза, c 25 долларов в 2000 году до более чем 100 долларов в 2008 году. Во многом именно благодаря этому России удавалось в течение последних лет демонстрировать завидные темпы роста своей экономики.
На фоне бурного экономического роста в конце 90-х годов прошлого века и в начале этого столетия наблюдалась стагнация в технологическом развитии. Россия практически перестала быть конкурентоспособной на мировых высокотехнологичных рынках. Розничные рынки заполоняла техника вначале из США и Японии, затем — из Китая и Тайваня. Отечественные высокотехнологичные товары не могли конкурировать ни по цене, ни по качеству. Инфокоммуникационная инфраструктура страны развивалась крайне медленно, что фактически не позволяло нашим гражданам получать качественные современные услуги по доступной цене.
В результате Россия оказалась, мягко говоря, не на лидирующих позициях в международных рейтингах по уровню развития информационного общества, развития и использования ИКТ, занимая 50—70-е места.
Но именно «сверхдоходы», которые получала страна от экспорта сырья, позволили начать процесс восстановления научно-технологической системы и в дальнейшем реализовать масштабные проекты в сфере ИКТ. Именно в эти годы началось становление российского рынка информационных технологий и телекоммуникаций. И государство в этом процессе играло, да и продолжает играть, довольно заметную роль.
Информационное общество в России — некоторые итоги роста
За последние годы в России было принято большое количество государственных концепций и программ в области развития высоких технологий, и в том числе в сфере ИКТ.
В 2004 году Правительством была одобрена разработанная Мининформсвязи России Концепция развития рынка информационных технологий [3]. В ней впервые за многие годы на федеральном уровне были сформулированы приоритетные направления развития рынка информационных технологий, определены ключевые механизмы и инструменты реализации Концепции. Безусловным толчком к развитию российской отрасли ИКТ стало совещание под председательством Президента Российской Федерации в Новосибирске в январе 2005 года и заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации в феврале 2006 года по вопросам развития ИКТ. В 2006 была году принята программа создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий [4], создан Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий.
В результате темпы роста российской отрасли ИКТ в последние несколько лет достигли уровня уровня 20% и более, что значительно превышает средние темпы роста основных секторов нашей экономики. Общий объем отрасли в 2007 году составил около 1,5 трлн рублей.
Одновременно c этим начиналась практическая реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия» [5]. В результате уже к концу 2005 года удалось достигнуть необходимого уровня технического оснащения федеральных органов власти. Учитывая это, в 2006 году Правительство России провело корректировку программы в сторону решения прикладных задач [6].
Большой прогресс был достигнут в области развития ИКТ в сфере образования. Еще в 2001 году была начата реализация федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» [7], в рамках которой были решены задачи базового оснащения современными техническими средствами учебных заведений. Кроме того, был реализован масштабный проект по подключению школ к интернету. Этот проект осуществлялся в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и предусматривал широкополосное подключение более 52 тыс. школ к интернету.
Довольно активно развивался в России спрос на товары и услуги в сфере ИКТ. Уже более 30% семей в России сегодня имеют дома компьютер. Одновременно годовая аудитория пользователей интернета к концу 2007 года по оценкам составила порядка 30 млн человек [8]. В течение последних нескольких лет зафиксирован устойчивый рост уровня доступности базовых телекоммуникационных услуг. Так, телефонная плотность фиксированной связи достигла показателя 32 телефонных аппаратов на 100 человек.
Высокими темпами развивается сегмент услуг широкополосного доступа в интернет. На конец прошлого года количество широкополосных подключений выросло более чем на 50 % по сравнению c предыдущим годом и составило 4,8 млн домохозяйств. При этом, по прогнозам аналитиков, уже в ближайшие несколько лет по стоимости данного вида услуг мы сравняемся c развитыми странами. Во многом такие темпы роста уровня доступности телекоммуникаций стали возможными благодаря действиям по стимулированию конкуренции в отрасли, которые были предприняты Мининформсвязи России.
Важнейшие шаги были предприняты в области обеспечения «шаговой доступности» телефонной связи и интернета для населения. Началась реализация программы универсального обслуживания, что позволило сократить долю нетелефонизированных населенных пунктов почти в три раза и довести ее по итогам 2007 года до 8%. В последние годы бурно развивались услуги мобильной связи, в настоящее время на одного жителя России уже приходится более 1 мобильного телефона c активной сим-картой.
Барьеры в развитии информационного общества
Отмечавшиеся ранее достаточно высокие темпы роста были продемонстрированы во многом благодаря низкому начальному уровню развития ИКТ в России в целом. Уже через два года после начала активных действий государства по развитию ИКТ стало очевидно, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить целый ряд барьеров.
Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения ИКТ и, соответственно, развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. Сегодня очевидно, что для ускоренного развития в Российской Федерации информационного общества необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых услуг в сфере ИКТ населению, например обеспечение доступа в интернет, при одновременном повышении их качества. В качестве другого примера можно привести развитие услуг широкополосного доступа. Сегодня широкополосный доступ значительно более развит в крупных городах, причем стоимость доступа в интернет по широкополосному каналу в Москве или Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в других регионах. Во многом это связано c тем, что в столицах существует высокий уровень конкуренции между операторами связи, предоставляющими данные услуги. Отсутствие конкуренции является критическим фактором, препятствующим развитию интернета в субъектах Российской Федерации.
Сохраняется существенное отставание в развитии ИКТ-инфраструктуры в сельских населенных пунктах по сравнению c городскими. Для России характерны большие диспропорции в развитии ИКТ-инфраструктуры различных регионов страны по таким параметрам, как плотность фиксированной телефонии, проникновение мобильной связи и интернета.
Еще одним фактором, препятствующим ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ. Это касается как гражданского населения, так и государственных и муниципальных служащих. До сих пор в России не создана инфраструктура для организации массового обучения базовым навыкам по использованию ИКТ. Требует корректировки и система воспроизводства кадров в сфере ИКТ. Сегодня обучение в вузах осуществляется в основном по старым методикам. В результате из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными технологиями и неспособные на практике применять свои знания. Кроме того, обучением в сфере ИКТ практически не охвачен школьный и дошкольный уровень. Без массового «компьютерного ликбеза», а также корректировки системы образования в сфере ИКТ, России будет сложно обеспечить прорыв по уровню развития информационного общества.
Следует отметить высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной ИКТ-продукции. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки. Можно выделить еще ряд барьеров, препятствующих успешному развитию отечественной промышленности в сфере ИКТ, среди которых критически значимым является низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.
Еще одним барьером, препятствующим ускоренному развитию информационного общества в России, является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций c государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. При этом следует отметить, что до настоящего времени в России законодательно не утвержден даже перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Не решен вопрос о признании на законодательном уровне электронного документа эквивалентом бумажного документа. Если наши граждане поймут, что вовсе не обязательно отстаивать большие очереди в госучреждениях, а соответствующие услуги можно получить c использованием современных технологий, то они начнут их использовать в своей повседневной жизни значительно активнее.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Развитие инфраструктуры как основа доступности ИКТ-услуг
Одним из важнейших целевых показателей, характеризующих степень развития информационного общества, является уровень доступности услуг в сфере ИКТ для населения и организаций. Стратегией развития информационного общества в России установлено, что к 2015 году необходимо обеспечить 100%-ный уровень доступности для населения современных базовых инфокоммуникационных услуг. Однако обеспечить достижение этого показателя без современной ИКТ-инфраструктуры невозможно.
При этом государственная политика в области обеспечения доступности современных услуг для населения должна строиться на основе установления «национальных стандартов доступности». Эти стандарты должны быть разработаны для всех ключевых сфер жизнедеятельности государства и общества.
За последние годы со стороны государства уже были предприняты шаги по выработке таких «стандартов доступности». Например, такой стандарт был установлен при подключении российских школ к интернету. Подобный подход также используется при реализации механизма универсального обслуживания, в рамках которого был установлен стандарт «шаговой доступности» телефонной связи и интернета для населения. Законодательно было закреплено, что время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час. Таксофоны должны обеспечивать бесплатный доступ к экстренным оперативным службам. В поселениях c населением 500 человек и более должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа в интернет. Уже сегодня установлено более 100 тысяч таксофонов универсального обслуживания и организовано около 18 тысяч пунктов коллективного доступа.
Учитывая положительный опыт в применяемых подходах, государство должно обеспечить разработку и принятие подобных «национальных стандартов доступности» для всех ключевых сфер. Так, необходимо определить состав пакета телевизионных и радиовещательных каналов, обязательных для распространения на всей территории Российской Федерации. Нужно определить единые принципы и требования к информационно-технологическому оснащению медицинских и образовательных учреждений, учреждений сферы культуры, а также установить законодательно требования по оснащению ИКТ объектов жилой и нежилой инфраструктуры. При этом необходимо установить перечень базовых услуг, которые должны оказываться c использованием ИКТ-инфраструктуры.
Обеспечение доступности ИКТ для населения невозможно без развитой орбитальной группировки гражданских спутников связи и вещания. Спутниковая группировка необходима для стимулирования социально-экономического развития регионов, развития инновационной деятельности, предоставления новых услуг связи и развития телевидения.
Особо следует подчеркнуть значение спутниковой связи для обширных и малонаселенных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, поскольку никакая другая система связи не способна обеспечить предоставление современных услуг связи и приема телевидения в этих регионах.
Задача формирования и развития современной ИКТ-инфраструктуры неразрывно связана c развитием новых и перспективных технологий, в том числе технологий беспроводного доступа. Именно эти технологии позволяют решать задачи массового предоставления населению современных услуг. В 2007 году было принято решение о лицензировании в России операторов сетей связи третьего поколения. Вместе c тем существенным барьером на пути развертывания этих сетей стало отсутствие свободного частотного спектра. Осуществление широкомасштабной конверсии будет способствовать бурному распространению прогрессивных научно-технических достижений в области связи, повышению на этой основе эффективности общественного производства и окупится в кратчайшие сроки.
Необходимо также обеспечить модернизацию инфраструктуры федеральной почтовой связи. В настоящее время ФГУП «Почта России» представляет уникальную по охвату и перечню оказываемых услуг инфраструктуру. Наличие более 40 тысяч отделений почтовой связи, расположенных практически в каждом населенном пункте, позволяет ФГУП «Почта России» выполнять целый ряд важных государственных функций не только на территории крупных городов, где ее услуги рентабельны, но и обеспечивать единый социальный стандарт обслуживания населения. Однако отсутствие в течение длительного времени должного внимания и поддержки со стороны государства отрасли почтовой связи привело к значительному ухудшению состояния имеющейся инфраструктуры, что становится главным барьером на пути роста качества услуг.
Еще одним важным направлением деятельности по развитию информационного общества является использование новых технологий в телевидении. В эпоху перехода развитых стран мира к построению информационного общества телевещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие общества, экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.
В настоящее время имеется существенное неравенство в доступности телевизионных каналов свободного доступа для населения в различных регионах страны и населенных пунктах субъектов Российской Федерации. При этом около 1,5 млн человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах Российской Федерации, вообще не охвачено телевизионным вещанием.
Понимая важность телевидения как массового канала коммуникации, большинство зарубежных стран начали процесс перехода на цифровое вещание c начала 90-х годов прошлого столетия. Внедрение цифровых технологий в телевещании окажет стимулирующее воздействие на развитие рынка оборудования и услуг, на появление новых телерадиовещательных организаций и операторов связи, развертывание производственно-внедренческих, сбытовых и сервисных фирм, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства и конкуренции в данной сфере.
В целях внедрения цифрового телерадиовещания в стране Правительство России одобрило Концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации [9]. Основным инструментом, обеспечивающим достижение целей Концепции, станет ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на период 2008—2015 годы», разработка которой должна быть завершена в 2008 году.
Поддержка высокотехнологичных секторов экономики
Стратегией в качестве одного из приоритетных направлений развития информационного общества обозначено развитие экономики Российской Федерации на основе использования ИКТ. В рамках данного направления необходимо обеспечить решение широкого круга задач, направленных на создание условий для ускоренного развития российской индустрии ИКТ, в том числе за счет соответствующей прямой государственной поддержки данной сферы.
Сегодня очевидно, что отечественные производители не смогли выстоять под натиском зарубежных конкурентов. С открытием внешних границ большая часть российских предприятий оказалась неконкурентоспособна. При этом практически исчезнувшие со времен советской эпохи целевые госзаказы на различное телекоммуникационное и компьютерное оборудование заставили отечественных производителей искать пути выживания.
Существовавший в конце 90-х годов дефицит современного оборудования восполнялся за счет крупнейших мировых производителей. Обладая высоким научным потенциалом, масштабным производством и достаточными оборотными и заемными капиталами, эти компании прочно заняли существенную долю российского рынка. Ведущие представители мировой индустрии оборудования продолжают активно завоевывать российский рынок: расширяют партнерские отношения c отечественными дистрибьюторами и адаптируют свои решения.
Производство комплектующих для персональных компьютеров из-за невозможности эффективной ценовой конкуренции со странами Юго-Восточной Азии практически не развивается. Создавая сборочные мощности, лидеры отечественного рынка ПК не планируют пока активно развивать производство комплектующих. Этот бизнес сейчас сосредоточен в странах Юго-Восточной Азии и Китае, именно там находится большинство специализированных фирм, у которых изготовители конечных изделий закупают необходимые компоненты и c которыми фирмы из других стран, в том числе и России, конкурировать не способны.
Аналогичная ситуация сложилась на рынке программного обеспечения. В настоящее время на российском рынке среди крупных корпоративных систем, общесистемного и прикладного ПО существенную долю рынка занимает прежде всего продукция зарубежных производителей. При этом высока доля использования зарубежного ПО как в корпоративном, так и в государственном секторе.
Учитывая это, необходимо обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на государственную поддержку развития промышленности в сфере ИКТ в Российской Федерации. Некоторые меры уже были приняты Правительством Российской Федерации в предыдущие годы. Так, в целях развития микроэлектронной базы реализуется ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008—2015 годы» [10]. В ряду этих мер — уже упоминавшаяся программа создания технопарков в сфере высоких технологий. В целях расширения доступности финансовой инфраструктуры для предприятий в сфере ИКТ (прежде всего — для малых предприятий), образован Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, который планирует начать свою работу на рынке инвестиционных проектов уже в 2008 году.
Кроме того, был принят целый ряд поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на оказание государственной поддержки российских предприятий в сфере ИКТ. Так, внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие отмену уплаты НДС в случае разработки программного обеспечения для иностранных заказчиков, а также введение льгот по налогообложению для экспортно-ориентированных организаций, действующих в сфере ИКТ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» [11] утвержден порядок государственной аккредитации организаций в области информационных технологий.
Вместе c тем практическое применение принятых льгот в настоящее время затруднено в связи c наличием несогласованности положений налогового и пенсионного законодательства в части порядка взимания единого социального налога для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Кроме того, введение закона (№ 195-ФЗ) об отмене НДС при продаже ПО, предполагающего использование лицензионного соглашения, не позволило добиться снижения стоимости продаваемого ПО. При этом закон не нашел широкого применения на практике.
Принятые законы не решают вопросов поддержки развития внутреннего рынка ИКТ, а также стимулирования создания новых производств в сфере ИКТ или технологической модернизации существующих высокотехнологичных производств.
Таким образом, в настоящее время необходимо обеспечить совершенствование действующей законодательной базы в области налогообложения компаний в сфере ИКТ, нацелив ее как на поддержку развития экспорта, так и на стимулирование развития компаний в сфере ИКТ, занятых производством и реализацией продукции на территории Российской Федерации.
Кроме того, нужно провести корректировку таможенной политики, проводимой в сфере высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере ИКТ. Прежде всего необходимо сегодня ориентироваться на поддержку российских ИКТ-производителей, а не повсеместно стимулировать импорт.
Важно уже в среднесрочной перспективе создать условия для развития на территории России отечественного производства элементной базы для создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, в том числе c использованием механизма частно-государственного партнерства.
Электронное правительство — новые технологии на службе граждан
Стратегией развития информационного общества в качестве одного из приоритетных направлений ее реализации предусмотрено обеспечение повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг. Поставленную цель предполагается достичь за счет решения нескольких ключевых задач в области создания «электронного правительства».
Во-первых, это создание инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия. Во-вторых, обеспечение интеграции государственных информационных систем и ресурсов. В-третьих, обеспечение перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Масштабное и стремительное проникновение ИКТ и интернета в российское общество дает российскому государству возможность максимально использовать потенциал ИКТ путем реализации в электронном виде государственных услуг, обеспечивающих качественное, быстрое и удобное взаимодействие государства, бизнеса и общества. Стратегией, а также решением Правительства Российской Федерации по обеспечению информационного взаимодействия при оказании государственных услуг гражданам и организациям [12], предусматривается переход федеральных органов государственной власти на оказание государственных услуг в электронном виде.
В настоящее время получение гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг предполагает очное посещение соответствующих ведомств и организаций. При получении отдельной государственной или муниципальной услуги зачастую требуется одновременно c заявлением предоставлять документы, выдаваемые другими государственными органами и органами местного самоуправления. Запросы, направляемые одним органом государственной власти в иные органы при проведении проверок в рамках оформления документов, также осуществляются только в бумажном виде, что приводит к большим временным задержкам при предоставлении государственных и муниципальных услуг. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие прием документов от населения в бумажном виде, вынуждены обеспечивать их последующую обработку и перевод в электронный вид. Сложившаяся ситуация приводит к неэффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления при оказании ими государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, а также к большим временным издержкам со стороны граждан и организаций.
Переход федеральных органов власти на оказание государственных услуг в электронном виде должен осуществляться в соответствии c планом перехода, в котором указывается, по каким услугам и в какие сроки будет осуществлен переход. Также необходимо решить задачу законодательного обеспечения процессов оказания государственных услуг в электронном виде. В частности, нужно в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки принять законодательные акты, направленные на создание правовых основ признания эквивалентности электронных документов, полученных в результате взаимодействия c использованием ИКТ, документам на бумажных носителях.
Наряду c этим важно начать процесс подготовки перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, провести анализ государственных и муниципальных услуг, оказываемых на региональном и муниципальном уровне. При этом на уровне субъектов Российской Федерации должны быть сформированы собственные детальные планы-графики по переходу на оказание услуг в электронном виде.
До 1 января 2009 года должны быть завершены работы по созданию единого портала предоставления государственных и муниципальных услуг, который станет единой точкой доступа граждан и организаций для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
При этом ключевую роль при переводе государственных услуг в электронный вид, особенно в рамках которых задействовано несколько ведомств, будет играть создаваемый Общероссийский государственный информационный центр. Этот Центр фактически станет инфраструктурой, направленной на обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия ведомств между собой, а также c гражданами и организациями. При этом создание Центра позволит решить не менее важную задачу — переход органов государственной власти на межведомственный электронный документооборот. При этом переход федеральных органов государственной власти на электронный документооборот необходимо завершить к концу 2010 года.
ИКТ в социальной сфере
Одним из приоритетных направлений реализации Стратегии также является повышение качества медицинского обслуживания населения и оказания социальной помощи на основе внедрения ИКТ и новых методов дистанционного обслуживания пациентов.
По итогам заседания Президиума Государственного совета в Петрозаводске Президентом Российской Федерации было дано поручение о создании государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи, предусматривающей, в том числе, внедрение в практику медицинских учреждений «электронных карт болезни» гражданина как средства предоставления оперативного доступа к информации о состоянии здоровья человека из любого медицинского учреждения, куда обратился гражданин за медицинской помощью. Сегодня первичная информация в подавляющем большинстве случаев хранится в бумажном виде либо в виде записей и графических образов, недоступных для автоматизированного анализа. Создание «электронных карт болезни» позволит обеспечить эффективный учет предоставления медицинской помощи населению, в том числе льготным категориям граждан, исключит многократный ввод и дублирование хранящейся информации о человеке. Не нужно будет повторно сдавать анализы, проходить обследование при направлении пациента из одного медицинского учреждения в другое.
При этом запуск этого масштабного проекта потребует формирования соответствующей инфраструктуры доступа к интернету государственных и муниципальных медицинских учреждений. Кроме того, создание инфраструктуры доступа медицинских учреждений к интернету по широкополосным каналам связи позволит более активно применять на практике телемедицинские технологии.
Еще одним масштабным проектом, направленным на решение задач, указанных в Стратегии, может стать создание государственной информационной системы персонифицированного учета оказания социальной помощи и введение в Российской Федерации социальной карты гражданина. Создание подобной системы и использование социальных карт позволит обеспечить адресное предоставление социальной помощи гражданам России, повысить эффективность и качество социального обслуживания населения в государственных и коммерческих организациях, обеспечить контроль за целевым использованием бюджетных средств и финансовыми потоками по компенсации затрат организаций на предоставление социальной помощи. В настоящее время ведутся работы по подготовке соответствующих предложений в Правительство Российской Федерации.
Интеллектуальный резерв
Потребность экономики и общества в специалистах высшей квалификации по информационным технологиям в настоящее время удовлетворяется явно недостаточно. Ощущается дефицит квалифицированных инженеров, конструкторов, научных работников в сфере ИКТ. На рынке труда уже сейчас остро ощущается нехватка специалистов как базовых профессий, так и обладающих специфическими знаниями отдельных технологий. Кроме того, наблюдается явный недостаток в управленческих кадрах, знающих особенности рынка ИКТ и свободно владеющих иностранными языками.
Требуется предпринять решительные действия по удовлетворению потребности общества в специалистах высшей квалификации в сфере ИКТ. В целях реализации Стратегии целесообразно обеспечить создание ведущего российского технологического университета в соответствии c мировыми стандартами, в рамках которого использовать лучшую российскую и зарубежные практики и самые передовые методики обучения. Важно сконцентрироваться на изучении перспективных технологий и получении практических навыков уже на стадии обучения в вузе путем создания в нем кафедр ведущих технологических компаний.
В последние годы набирает обороты внедрение ИКТ в бюджетную сферу. Как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации реализуются комплексные программы и проекты развития и использования ИКТ в социальной и культурной сфере, системе здравоохранения и образования. Однако только оснащение органов государственной власти и других бюджетных организаций современной техникой, подключение их к интернету не обеспечит в конечном итоге повышения эффективности работы сотрудников этих организаций. К сожалению, у многих государственных и муниципальных служащих, а также работников бюджетных организаций отсутствуют даже базовые навыки владения современными ИКТ.
Сотрудники органов власти, органов местного самоуправления и других бюджетных организаций сталкиваются c трудностями при работе c различными информационными системами. Особенно это касается тех из них, которые непосредственно взаимодействуют c населением.
Учитывая, что в настоящее время внедрение ИКТ в органах государственной власти, органах местного самоуправления и других бюджетных организациях приобретает все более масштабный характер, уровень информационной грамотности и культуры государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования, культуры и здравоохранения, а также наличие в стране соответствующей системы подготовки и повышения квалификации, в том числе c использованием технологий дистанционного образования, становятся одним из определяющих факторов для успешной реализации Стратегии развития информационного общества.
Сегодня следует выделить несколько ключевых задач, на решении которых необходимо сконцентрироваться в ближайшее время:
- проверить текущий уровень навыков использования ИКТ государственными и муниципальными служащими, работниками сферы образования, культуры, здравоохранения;
- создать систему подготовки и повышения квалификации в сфере ИКТ государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования, культуры и здравоохранения, в том числе c использованием технологий дистанционного обучения;
- начать подготовку «электронных лидеров» — лиц, принимающих стратегические решения по вопросам развития информационного общества.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Управление развитием информационного общества
Вопросы развития информационного общества — комплексные и сложные, требующие решения на всех уровнях: от федерального центра до каждого муниципального образования. Именно поэтому необходимо иметь четкое представление, что сегодня уже делается и что предстоит сделать. И самое главное — необходимо четко осознавать, какой объем финансирования потребуется каждому министерству, региону или муниципалитету.
Именно поэтому необходимо в кратчайшие сроки завершить разработку и утвердить план по реализации Стратегии развития информационного общества, в котором были бы четко обозначены направления работы, конкретные проекты для реализации, общие параметры финансирования по каждому из них, ответственные структуры.
На уровне субъектов Российской Федерации должны быть разработаны соответствующие программы и планы развития информационного общества c учетом Стратегии, утвержденной Президентом, и плана по ее реализации, разработанного на федеральном уровне.
Необходимо также обеспечить создание комплексной системы мониторинга развития информационного общества в России. К сожалению, в настоящее время система государственной статистики не позволяет в полной мере решить этот вопрос. Многие показатели не включены в статистическую систему.
Кроме того, необходимо обеспечить постоянное рабочее взаимодействие государственных органов власти c бизнесом, научными организациями, институтами гражданского общества по вопросам развития в России информационного общества. Именно в этих целях на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации в Петрозаводске было принято решение о создании при Президенте Российской Федерации Совета по развитию информационного общества.
Литература
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. — 2008. — 16 фев.
2. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. — 2000. — № 8.
3. Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации (одобрена Правительством Российской Федерации 22 декабря 2006 г.)
4. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. # 328-р).
5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65).
6. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)» (изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 502).
7. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630).
8. Ю. Е. Хохлов, С. Б. Шапошник. Российская аудитория интернета в 2007 году: отечественные исследования и международная практика. — М.: Институт развития информационного общества. — Апрель 2008.
9. Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации (2008—2015 годы) (одобрена Правительственной комиссией 7 ноября 2007 г.).
10. Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008—2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 809).
11. О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. № 758).
12. О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 931).
_________________________________________________________
Лучинкин Михаил Юрьевич - заместитель директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
© Информационное общество, 2008, вып. 1-2, с. 25-35.