О Стратегии развития информационного общества в России
Шерстюк В.П.

О Стратегии развития информационного общества в России

____________________________________

В.П. Шерстюк





Переход к информационному обществу составляет основное содержание национальных интересов, закрепленных в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти предпринимают значительные усилия по реализации основных положений Доктрины. Принят ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по развитию отдельных составляющих информационной инфраструктуры, внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти, использованию информационных технологий в важных областях деятельности человека, общества и государства.

Совершенствуется информационная инфраструктура страны как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, быстрыми темпами развивается рынок услуг связи.

Индустрия информационных технологий обеспечивает значительный вклад в рост валового внутреннего продукта и развитие экономики страны.

Начиная c 2000 года она растет темпами, в четыре раза превышающими средние показатели экономического роста. В 2008 году доля этого сектора в экономике России впервые достигла 5%.

Количество пользователей сети Интернет в 2007 году по сравнению c 2006 годом возросло на 40% и к началу 2008 года достигло 35 млн человек. Количество широкополосных подключений к сети Интернет возросло в России более чем на 50%. Общее количество эксплуатируемых в стране персональных компьютеров увеличилось по сравнению c предыдущим годом более чем на 35% и в настоящее время превышает 31 млн штук. Объем экспорта информационных технологий, прежде всего программного обеспечения и услуг по его разработке, превысил 1,5 млрд долларов.

Информационные технологии начинают использоваться в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, в научно-технической сфере и сфере образования.

Развивается система правового регулирования отношений, связанных c созданием и использованием информационных технологий.

Приняты федеральные законы «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Эти законы создают правовые основы использования информации как объекта гражданского и административного права. Проведена работа по совершенствованию налогового законодательства, направленная на стимулирование российских компаний, работающих в сфере информационных технологий. Поправки в Налоговый кодекс были закреплены соответствующим Федеральным законом от 27 июля 2006 года, который вступил в силу c 1 января 2007 года.

Однако принятые меры пока не привели к качест­венным позитивным изменениям в информационной сфере страны.

По оценкам международных организаций, Россия занимает место в шестом десятке стран как по использованию информационных технологий, так и по развитию информационной инфраструктуры.

В стране сохраняется неравенство в доступе к информации и информационным технологиям по регионам и различным группам населения, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.

Рынок информационных технологий в России характеризуется рядом структурных диспропорций. Преобладающую долю стоимости этого рынка сегодня составляют импортируемые оборудование и программное обеспечение, и лишь в секторе услуг доминируют отечественные компании.

Сохраняется зависимость российской информационной инфраструктуры от зарубежных информационных технологий вследствие невысокой конкурентоспособности продукции отечественной микроэлектронной промышленности, российского телекоммуникационного оборудования, средств вычислительной техники и программных продуктов. Более 95% всех информационных и телекоммуникационных систем, эксплуатируемых в Российской Федерации, создано на базе зарубежных информационных технологий. Растет зависимость российской радиоэлектронной промышленности от поставок зарубежной элементной базы.

Телерадиовещательная сеть во многих регионах России выработала свой ресурс, устарела физически и морально.

В настоящее время три миллиона наших граждан не имеют возможности пользоваться телевидением.

Все более усиливается тенденция простого «потребления» импортных технологий и услуг, наукоемких промышленных изделий. Вовлечение же в торговый оборот результатов научных исследований в области создания информационных технологий, выполненных в России, весьма незначительно. Россия по-прежнему отстает от передовых государств в сфере производства высокотехнологичных продуктов. Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте не превышает 4%, что значительно меньше, чем в развитых странах мира. В перспективе реальна угроза дальнейшего снижения конкурентоспособности российской продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Инновационная активность предприятий российской промышленности растет медленно. Удельный вес предприятий промышленности, осуществляющих технологические инновации, в общем числе составляет 11,5%. По этому показателю Россия по-прежнему существенно отстает от передовых стран.

Сохраняется отрицательное сальдо по технологическим платежным балансам: импорт технологий (ноу-хау, лицензии, патенты, услуги в области научных исследований, промышленные образцы и др.) более чем в 2 раза превышает экспорт, в то время как в развитых странах наблюдается обратное соотношение.

Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития. Сокращение численности работников на многих предприятиях происходит в основном за счет ухода молодых и перспективных специалистов в возрасте 30—40 лет. Отсутствие молодых кадров нарушает преемственность поколений — эта «цепочка» на подавляющем числе предприятий уже разорвана.

В здравоохранении внедрение информационных технологий идет медленно. Только 44% лечебных учреждений России имеют выход в интернет. По данным Роспотребнадзора, укомплектованность учреждений здравоохранения компьютерами в среднем по России составляет не более 30%.

Крайне медленно ведутся работы по использованию информационных технологий для сохранения культурного наследия. Объем электронных каталогов в библиотеках России составляет около 5% от общего объема фондов, тогда как в большинстве европейских стран значение этого показателя превышает 50%. Объем оцифрованных изображений музейных предметов даже в Москве составляет менее 3% от общего объема фондов, а оцифровка аудио-, видео- и кинофондов не превышает 1%. Работы по переводу фондовых материалов в цифровой формат сдерживаются из-за отсутствия телекоммуникационной инфраструктуры в архивах, острейшей нехватки компьютерной техники и средств на производ­ство работ.

Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации находятся в критическом состоянии. Так, 98,5% единиц хранения аудио-, аудиовизуальных и фотоматериалов (из более 1,5 млн), находящихся в Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм, записаны на магнитную ленту, которая произведена в середине 40-х годов прошлого столетия. Идет процесс ее неизбежного разрушения. К настоящему времени более 2% материалов уже практически безвозвратно утрачены. Анализ показывает, что полное разрушение более 45% оригиналов произведений, в случае непринятия соответствующих мер по их переводу в цифровой формат, наступит в течение ближайших пяти лет.

Следует также учитывать, что интенсивное развитие информационных технологий приводит к появлению новых угроз национальной безопасности. Увеличение масштабов социальной опасности противоправных деяний в информационной сфере обуславливает необходимость повышения защищенности критически важных объектов информационной инфраструктуры, усиления противодействия угрозе распространения компьютерной преступности и ее крайней формы — кибертерроризма.

Как показывает мировой опыт постиндустриального развития, важным фактором интенсификации формирования информационного общества является объединение усилий и ресурсов государства, общества и бизнеса для достижения общепризнанных целей — повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качест­ва жизни ее граждан, укрепления обороноспособности и безопасности.

В этих условиях стала ясна необходимость принятия политического документа, который, c одной стороны, интегрально определил бы основные направления деятельности по формированию информационного общества, а c другой — позволил бы подключить на основе партнерства возможности и потенциал частного капитала и гражданского общества, без которых эта задача решена быть не может.

Таким документом стала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, рассмотренная на заседании Совета безопасности Российской Федерации и утвержденная Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 7 февраля 2008 года.

При ее подготовке учтены международные договоры Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, определяющие направления экономического и социально-политического развития страны на ближайшие годы и по­сле­дующую перспективу, а также основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003—2005 годы).

Стратегия развития информационного общества направлена на активизацию постиндустриального развития страны, интенсификацию участия России в создании и использовании информационно-коммуникационных технологий, на интеграцию существующих хозяйственных систем в экономику знаний, в которой не вещи, не движимое и недвижимое имущество и не природные, в том числе энергетические, ресурсы составляют главные богатства общества, они уступают место новому приоритету — информации и интеллекту, производящему и обрабатывающему эту информацию.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных в Стратегии целей, отнесены:

  • формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
  • повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
  • развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса c органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
  • развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
  • сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
  • противодействие угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

Как показали результаты широкого общественного обсуждения Стратегии в федеральных округах еще на этапе ее формирования, наиболее важными факторами ее реализации являются:
  • организация эффективной совместной работы государственных органов федерального и регионального уровней, представителей бизнеса и негосударственных организаций на этапе составления плана реализации Стратегии и в процессе подготовки ежегодных национальных докладов о ходе развития информационного общества;
  • включение показателей развития информационного общества в число показателей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • формирование планов реализации Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В связи c этим Совет безопасности Российской Федерации принял решение подготовить и утвердить в установленном порядке план реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, в котором, в том числе, будут предусмотрены разработка и внедрение:
  • прогнозных показателей развития информационного общества в число показателей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • системы мониторинга и статистического наблюдения за развитием и использованием информационных технологий в Российской Федерации, а также за реализацией мероприятий, предусмотренных Стратегией развития информационного общества в РФ;
  • комплекса мер государственного стимулирования, направленного на повышение эффективности потребления информационных технологий в Российской Федерации;
  • эффективного информационного сопровождения мероприятий, предусмотренных Стратегией развития информационного общества в РФ, как внутри страны, так и за рубежом, других социально важных мероприятий государственной политики Российской Федерации.

Принято решение о создании Совета по вопросам развития информационного общества в России при Президенте Российской Федерации, в который войдут представители органов государственной власти, бизнеса и организаций гражданского общества, с возложением на него:
  • информирования Президента Российской Федерации и подготовки предложений по вопросам реализации Стратегии развития информационного общества в РФ;
  • разработки предложений в проект плана реализации Стратегии развития информационного общества в РФ;
  • подготовки и представления на рассмотрение Президента Российской Федерации ежегодного Национального доклада о развитии информационного общества в РФ;
  • организации мониторинга отдельных характеристик развития информационного общества в России, не входящих в государственную статистическую отчетность;
  • взаимодействия c государственными органами, коммерческими и общественными организациями по вопросам реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией развития информационного общества в РФ, и их информационному сопровождению.

Кроме того, признано целесообразным рекомендовать главам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах разработать и принять региональные планы реализации Стратегии.

В настоящее время проект плана реализации Стратегии проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.

При утверждении Стратегии Совет безопасно­сти Российской Федерации исходил из того, что будущее нашей страны будет определяться не нефтяными и газовыми богатствами, не сырьевыми ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки и образования, высоких технологий. Именно этими параметрами измеряется конкурентоспособность экономики, место любой страны в современном мире. Россия может стать конкурентоспособной только в том случае, если существующая сейчас сырьевая экономика сменится экономикой знаний.

В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны определяется главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Россия должна в полной мере реализовать себя в высокотехнологичных сферах, стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Это реальная возможность изменить структуру нашей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда.

Одним из важнейших направлений такого развития является интенсификация формирования информационного общества в России на основе объединения усилий и ресурсов государства, общества и бизнеса для достижения общепризнанных целей — повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни каждого россиянина, укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Главная цель Стратегии развития информационного общества в России, которая начинает реализовываться в РФ, — это инвестиции в человека, инвестиции, которые ведут к повышению производительности труда и в конечном счете к повышению качества жизни.

__________________________________

Шерстюк Владислав Петрович - помощник секретаря Совета безопасности Российской Федерации


&copy Информационное общество, 2008, вып. 1-2, с. 20-24.