Готовность российских регионов к информационному обществу - это не результат, а только набирающий обороты процесс
Рейман Л.Д.

Готовность российских регионов к информационному обществу - это не результат, а только набирающий обороты процесс

____________________________________________________

Л.Д. Рейман




Использование информационно-коммуникационных технологий растет в стране быстрыми темпами. В 2007 г. количество ПК в России увеличилось на 35,7% – до 31,2 млн. штук. Также непрерывно растет количество пользователей интернета – оно уже приблизилось к 35 млн. человек, то есть за год выросло практически на 39,4%. Для устранения информационного неравенства по всей России установлено около 75 тыс. таксофонов и почти 17 тыс. пунктов коллективного доступа к сети Интернет.

Российский рынок продукции и услуг в сфере ИКТ сегодня продолжает развиваться темпами, превышающими среднемировые, – на уровне более 20 процентов в год. По предварительным данным, общий объем сектора ИКТ за 2007 год составит 1,5 триллиона руб., что на 25,4% больше по сравнению с прошлым годом, а в 2008 году ожидается, что общий объем рынка информационных технологий и связи составит более 1,8 триллиона руб.

При этом отечественный рынок ИКТ входит в стадию зрелости, сегодня быстрыми темпами развивается сектор производства и внедрения программного обеспечения. Следствием бурного роста российской отрасли ИКТ является ее инвестиционная привлекательность. Сектор телекоммуникаций сегодня занимает второе место по объему привлеченных инвестиций после предприятий топливно-энергетического комплекса.

Существенную роль в росте количественных показателей сыграли программы внедрения ИКТ в государственное управление, образование и науку. Наиболее важным стал проект по подключению школ к интернету. Это самый масштабный проект в сфере инфокоммуникаций в России. В рамках этого проекта, который является частью приоритетного национального проекта «Образование», к интернету подключено около 53 тыс. школ в 84 регионах нашей страны. Несмотря на то что больше половины всех подключенных школ находится в сельской местности, проект был реализован в рекордно короткие сроки – всего за один год. В более чем 9 тыс. школ полностью отсутствовала телефонная связь, а в некоторых из них не было и электричества. Еще одна особенность проекта – подключение к сети Интернет почти 7,5 тыс. образовательных учреждений, находящихся в труднодоступных районах страны.

Эффективность реализуемой государственной политики в сфере ИКТ подтверждает прогноз, приведенный в программе социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной Правительством. Так, в соответст­вии с этим прогнозом вклад отрасли ИКТ в рост экономики нашей страны уже в ближайшие три года будет сопоставим с вкладом от добычи нефти. Набранные темпы развития позволяют рассчитывать, что к 2015 году Россия войдет в число лидеров глобального информационного общества, что напрямую отразится на качестве жизни в нашей стране.

Современная конкурентоспособная экономика требует соответствующего администрирования в государственном секторе. Модернизация государственного управления неразрывно связана с использованием новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Однако решение масштабных задач использования инфокоммуникационных технологий для социально-экономического развития страны невозможно без реализации продуманной и последовательной политики в этой сфере на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В этом направлении много уже сделано:

  • Правительством Российской Федерации утверждены разработанные Мининформсвязи России Концепция региональной информатизации до 2010 года, а также Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации;
  • в соответствии с Концепцией региональной информатизации предусмотрено создание за счет средств федерального бюджета типовых решений в области информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для использования в субъектах Российской Федерации;
  • многие регионы России разработали и реализуют масштабные программы электронного развития;
  • в субъектах Российской Федерации активизировалась деятельность по внедрению принципов электронного правительства в практику органов государственной власти и по использованию потенциала ИКТ для социально-экономического развития регионов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что одной из ключевых проблем в развитии информационного общества в России остаются существенные различия в уровне доступа к ИКТ и потребления информационных услуг в различных регионах страны. Развитие информационного общества и выравнивание уровня использования ИКТ в регионах является сложной и долгосрочной задачей, решение которой требует координации усилий всех органов власти и адекватного информационно-аналитического обеспечения.

В последние годы рядом международных организаций и аналитических компаний выстраиваются композитные индексы готовности стран и сообществ к информационному обществу, а также к развитию отдельных важных направлений использования ИКТ – электронного бизнеса и электронного правительства.


_________________________________________________________________________________
  • Важным фактором, влияющим на востребованность электронных услуг, является доступность для населения и бизнеса интернета и других интерактивных технологий.
  • Мининформсвязи России инициировало перевод школ на использование российского пакета свободного программного обеспечения. По своей функциональности он не должен уступать программным продуктам ведущих мировых производителей.
  • Распространение свободного ПО в России обещает стать довольно крупным проектом, который позволит отечественным компаниям в очередной раз продемонстрировать свой потенциал и применить его для решения конкретных социальных и государственных задач.
  • По прогнозам, в 2008 году объем российского рынка ИТ составит 580 млрд. руб. При этом рынок производства программного обеспечения достигнет 123 млрд. руб., а объем рынка ИТ-услуг возрастет до 157,8 млрд. руб.
  • В 2008 г. Мининформсвязи России планирует начать реализацию проекта по подключению к интернету медицинских учреждений. По сравнению с программой по подключению школ к интернету в данном проекте необходимы более высокие скорости, поскольку в медицинских учреждениях часто требуется видеосвязь.
__________________________________________________________________________________

Учитывая этот опыт, при поддержке Министер­ства информационных технологий и связи Российской Федерации ежегодно строится Индекс готовности регионов РФ к информационному обществу, который является одним из инструментов информационно-аналитической поддержки выработки, проведения и корректировки политики развития информационного общества на региональном уровне. Индекс должен помочь регионам России и федеральным органам власти оценить ситуацию, сложившуюся в сфере электронного развития, и определить ориентиры и цели дальнейшего развития.

Композитный Индекс готовности регионов России к информационному обществу предназначен для измерения уровня подготовленности регионов России к широкомасштабному использованию ИКТ для развития. Важно, что исследование опирается на принятые в международной практике показатели развития информационного общества и выполнено в русле сформировавшегося в по­следние годы в аналитических и статистических исследованиях подхода, который получил название «оценка электронной готовности». Рейтинги регионов, построенные на основе значений композитного Индекса и его составляющих, позволяют определить зоны отставания региона в использовании ИКТ и оценить сложившиеся на данный момент условия для развития информационного общества.

На первых местах в новом рейтинге готовности регионов к информационному обществу находятся столичные города – Москва и Санкт-Петербург. Третье место в рейтинге занимает Томская область, уровень готовности к информационному обществу которой определяется высокими показателями развития ИКТ-инфраструктуры, а также человеческого капитала и использования ИКТ в образовании (третье место в стране после Москвы и Санкт-Петербурга). Высокий уровень готовности демонстрируют кроме них ресурсодобывающие регионы (прежде всего Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО – четвертое и пятое места), в которых высокий уровень производства валового регионального продукта на душу населения и высокие показатели доходов домохозяйств создают экономические возможности для платежеспособного спроса на ИКТ.

Пятерка лидеров рейтинга по сравнению с Индексом 2004–2005 гг. не изменилась, только поменялись местами Томская область (она была на пятом месте) и Ханты-Мансийский АО. Лидерами роста уровня готовности к информационному обществу по сравнению с 2004–2005 гг. являются четыре субъекта РФ – Чувашская Республика, Республика Татарстан, Пензенская и Липецкая области.

Важно отметить, что во всех случаях быстрого прогресса в уровне готовности к информационному обществу существенным фактором является активная политика органов государственной власти субъекта РФ в области развития и использования ИКТ. Наиболее быстро росли в последние два года показатели Чувашской Республики, которая известна своими проектами в области использования ИКТ в органах государственной власти, образовании и культуре.

Таким образом, Индекс готовности регионов России к информационному обществу продемонстрировал, что на региональном уровне существует большое число нерешенных вопросов, есть однотипные проблемы для всех регионов, в некоторых случаях можно говорить о препятст­виях локального характера. Но основными трудностями, значительно тормозящими развитие информатизации в регионах, следует назвать следующие:

  • недостаточное финансирование;
  • ведомственная разобщенность;
  • недостатки кадрового обеспечения региональной информатизации;
  • недостаточное количество и низкий профессионализм специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления.

Конкретных путей к информационному обществу у каждого из субъектов Федерации много, но ни один из них невозможно пройти в обход реальных проблем, обусловленных многими объективными факторами. Существует ясная цель и условия, необходимые для ее достижения, для преодоления возникающих препятствий – прежде всего это целенаправленная политика в области ИКТ, развитие экономического потенциала регионов, вложения в человеческий капитал.

Готовность регионов и России в целом к реализации концепции электронного правительства вернее сегодня назвать подготовкой – это еще далеко не результат, а только набирающий обороты процесс. Для того, чтобы ожидать значимых результатов, необходимо уже сегодня создавать серьезные предпосылки их достижения, и прежде всего это должны быть меры, направленные на обеспечение наибольшей доступности ИКТ для пользователей во всех регионах и повышение их заинтересованности в услугах, которые подразумевает Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Все более активно информационные технологии применяются в государственном управлении, образовании, здравоохранении и бизнесе. В 2007 году наблюдается значительный рост услуг, оказываемых в сети передачи данных: объем информации, переданной по сети Интернет, вырос в 2 раза.


_______________________________________________________________

Рейман Леонид Дододжонович - Министр информационных технологий и связи Российской Федерации.


&copy Информационное общество, 2007, вып. 1-2, с. 19-21.