О журнале
Рекомендации
Без решения проблемы информационного неравенства в России не будет полноценного электронного правительства
Хохлов Ю.Е.
_______________________________________________________
Ю.Е. Хохлов
В последнее десятилетие неотъемлемой частью административных реформ в развитых странах мира стала реализация проектов электронного правительства (ЭП). Электронное правительство означает новое качество и новые возможности государственного управления благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
ЭП призвано улучшить деятельность органов власти и повысить эффективность их функционирования как на уровне отдельных ветвей и ведомств, так и на уровне межведомственного взаимодействия.
Если обратиться к содержанию самого понятия «электронное правительство», то оно является не более чем калькированным переносом англоязычного термина «electronic government» в российскую действительность. Но в английском языке слово «government» имеет более широкое значение, чем в русском, и в первую очередь – «правление» или «управление» как действие или процесс. Иначе говоря, «electronic government» представляет собой сочетание форм и методов организации деятельности всех ветвей государственной власти на основе ИКТ, а не только правительства как высшего органа исполнительной власти, как принято считать в России.
Электронное «правление» можно представить как процесс трансформации государственной власти, который никогда не будет продуктивным, если сведется к приобретению дополнительной техники и открытию сайтов. Ни внедрение суперсовременных технологий, ни автоматизация традиционных «бумажных» процедур сами по себе не смогут повысить эффективность государственного управления или уровень общественного участия в государственной жизни. Реализация идеи электронного правительства требует решения целого комплекса правовых, социальных, организационных, технологических и других задач, в числе которых коренное преобразование системы государственного управления, реструктуризация деятельности органов государственной власти. По сути, ЭП – инструмент обеспечения административной реформы и ключевой элемент управления деятельностью правительства.
Наиболее преуспели в создании электронного правительства страны Европейского союза и Северной Америки. Их опыт прежде всего интересен сервисно ориентированным подходом к деятельности властей по отношению к гражданам и бизнесу, огромным разнообразием интерактивных сервисов, предоставляемых на всех уровнях – национальном, региональном и местном.
Россия, хотя и достаточно давно занимается этой проблемой, пока запаздывает с организацией эффективного электронного взаимодействия между властью и гражданами/бизнесом. Это связано с тем, что уровень использования ИКТ в нашей стране гораздо ниже, чем в развитых странах-лидерах. К сожалению, Россия занимает 50–70-е места в различных международных рейтингах по уровню развития информационного общества вообще и использования ИКТ в государственном управлении в частности.
____________________________________________________________________________________________
Расходы государства на ИКТ составили в 2007 году 124 миллиарда рублей. Из них около 70 миллиардов составили расходы федеральных органов государственной власти.
_____________________________________________________________________________________________
Развитие услуг электронного правительства, предоставляемых органами государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, все еще находится на начальном этапе, в лучшем случае для некоторых государственных услуг обеспечено только так называемое информационное присутствие органов власти в Сети (то есть сведения о наличии услуг и способах их получения в традиционном режиме, но не оказание услуг на основе ИКТ как таковых). Для части государственных услуг дополнительно реализована возможность скачать или заполнить электронную форму документа, но о полноценном юридически значимом электронном взаимодействии между органами власти и гражданами речи не идет. Не последнюю роль в этом играют концептуальные и политические причины – для большинства федеральных и региональных программ информатизации реализация государственных услуг в электронном виде не была сформулирована как приоритет. Да и само общество в целом не созрело для осознания и принятия процедур, демократизирующих с помощью ИКТ взаимодействие с властью.
Еще одной базовой проблемой развития электронного правительства (и информационного общества) в России остается отсталость законодательства, в котором до сих пор отсутствуют юридически значимые механизмы электронного взаимодействия и электронного обмена информацией. Отечественное законодательство по-прежнему носит индустриальный, «бумажный», характер и требует серьезной модернизации, как это сделали страны-лидеры развития информационного общества, что позволило им более 70% взаимодействий с властью осуществлять с использованием ИКТ, в том числе через интернет и центры телефонного обслуживания.
Важным шагом для преодоления имеющегося отставания стало одобрение российским правительством Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. Под электронным правительством в Концепции понимается «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». Инструментом реализации поставленных в Концепции задач является модернизированная Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)». К сожалению, мероприятия этой программы рассчитаны только на органы исполнительной власти. А как быть с другими ветвями власти – судебной и законодательной? Что делать с органами местного самоуправления, которые непосредственно взаимодействуют с гражданами и бизнесом для решения жизненно важных для них задач? Развитие информационного общества в России является общенациональной задачей и должно касаться всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления. Для этого мероприятий и ресурсов Федеральной целевой программы «Электронная Россия» явно недостаточно.
________________________________________________________________________________________
Около 70% российских ведомств имеет собственные концепции или программы информатизации. Но во многих случаях они решают довольно узкий круг задач и зачастую не в полной мере учитывают приоритеты создания электронного правительства.
_________________________________________________________________________________________
Наконец, одна из главнейших проблем, которая также требует незамедлительного решения в России, – это информационное неравенство. В развитых странах население отличается традиционно высокой степенью социальной активности и потому активно использует возможность интерактивного взаимодействия с властями. Но даже в этих странах правительства сталкиваются с проблемой преодоления информационного неравенства. В России проблема неравномерного доступа к информации и использования ИКТ стоит весьма остро – как между регионами, уровень информационного развития которых отличается в десятки раз, так и между отдельными социальными группами, где присутствуют «информационно богатые» и «информационно бедные». Особенно усложняет положение то, что в России никто целенаправленно не занимается решением этой проблемы. Многие развитые страны в свое время реализовывали (и продолжают реализовывать) национальные программы по пропаганде использования ИКТ и преодоления информационного неравенства, этим же путем пошли и развивающиеся страны, и страны с переходной экономикой. Например, у наших ближайших соседей в Казахстане начиная с 2007 года реализуется трехлетняя Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан. Все, что мы сейчас имеем в Российской Федерации, – это около 25% проникновения интернета (по оценкам экспертов), т.е. 25% взрослого населения старше 18 лет пользуется интернетом, причем эта цифра связана с использованием интернета один раз в полгода. Понятно, что этого совершенно недостаточно.
Возникает резонный вопрос: мы инвестируем огромные средства в то, чтобы внедрить технологии электронного правительства, но кто будет ими пользоваться? Если человек один раз в полгода выходит в интернет, то его трудно назвать активным пользователем. Тогда для кого создается электронное правительство? Поэтому необходимо наряду с формированием инфраструктуры предоставления государственных услуг в электронной форме посредством множественных каналов взаимодействия (интернет, многофункциональные центры, центры телефонного обслуживания населения, мобильная связь и пр.) целенаправленно готовить население и бизнес к использованию этих технологий. Решению данной задачи необходимо посвятить много программных мероприятий, возможно, данное направление заслуживает даже отдельной целевой программы, которая должна быть направлена на развитие инфраструктуры общественного доступа, на обучение населения простейшим методам владения ИКТ, на пропаганду использования ИКТ в производственной деятельности и т.д.
Можно с уверенностью сказать – без решения проблемы информационного неравенства в России не будет полноценного электронного правительства.
_________________________________________________________________________________________
В конце 2007 года постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» были приняты важнейшие решения с точки зрения дальнейшей практической реализации приоритетных направлений создания электронного правительства. Принято решение о создании общероссийского государственного информационного центра как единой инфраструктуры, обеспечивающей эффективное межведомственное информационное взаимодействие. На его базе планируется реализовать систему межведомственного электронного обмена и единый портал предоставления государственных информационных услуг.
__________________________________________________________________________________________
Хохлов Юрий Евгеньевич - председатель Совета директоров Института развития информационного общества, заместитель председателя Экспертного Совета по региональной информатизации при Мининфоормсвязи России.
© Информационное общество, 2007, вып. 1-2, с. 40-42.